Исследование как одно из основных направлений реализации Федерального государственного стандарта
учебно-методический материал по химии ( класс) на тему
Химическая наука трудная. Эксперимент и исследование- основные, если не главные инструменты развития логического мышления не только одаренных детей, но и детей с задержкой психического развития. Данные рекомендации помогут разобраться с этой проблемой не только химиков, но и преподавателей других дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование как одно из основных направлений реализации федерального образовательного стандарта
Макарова Наталья Михайловна
МКОУ «Ситцевская СОШ»
От природы все дети любознательны. И неважно, одаренный это ребенок или с особенностями психического развития, хорошо обученный, замотивированный или ребенок из социально-неблагополучной семьи.
Химическая наука трудная, но увлекательная, удивительно красивая своими экспериментами, понятиями. Основные дидактические единицы содержания химического образования являются законы и теории, понятия химии факты и методы химической науки, система умений. Это один из компонентов образования. Умение- этим словом обозначают процесс выполнения входе определенных действий или операций, которые направлены на выполнение конкретной учебной цели. Умение-это уже приобретенная знанием или опытом способность выполнять какую – либо деятельность на более высоком уровне. Навыки - это высший уровень умения. Достигнутый многократными повторами действия (умения до автоматизма). Считаю главной своей задачей обеспечение разностороннего и своевременного развития детей, их творческой природы (а она есть у каждого), формирование навыков самообразования, самореализации личности. Как достичь этого! Прежде всего, необходимо учить мыслить. Это не только решение задач по химии, но и решение задач жизни человека принятие правильных решений.
Формировать химическую грамотность, обучать расчетам только традиционными методами сложно. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.
В связи с внедрением федерального образовательного стандарта, формированию универсальных учебных действий и естественно-научных компетенций выпускника основной школы и его реализации, на мой взгляд, будет способствовать, технология личностно-ориентированного обучения, именно она, создаёт необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся
Личностно-ориентированный подход дает возможность работать с одаренными детьми и детьми с особенностями развития.
Метод проектов один из способов организации исследовательской деятельности. к принципам относятся: доступность, естественность учащихся при выполнении эксперимента отличает повышенная степень самостоятельности своих действий руководитель знает, что делать, но порой не знает конечного результата и предлагает решить проблему самостоятельно. Отсюда такие принципы как самодеятельность, творчество и самостоятельность.
Развивающий потенциал реализуется поэтапно.
На первом этапе создаётся ситуация теоретико- экспериментального исследования. Эффективен эксперимент по готовому алгоритму и известным методикам. Особенно он понятен и интересен для детей с задержкой развития мыслительной деятельности. Очень важно на этом этапе не упустить момент пробуждения любознательности, закрепления ее как устойчивой мотивации и перевод на уровень необходимой потребности.
на втором -учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, на основе получения новой информации, проводят анализ воды, определяют её жесткость, третья ступень- поиск с неопределенным содержание деятельности, дети поводят качественные реакции на наличие свинца в пробах снега, почве, загрязненность воздуха, последний сам задаются проблемой исследования, определяют цели, находят механизмы по их достижению. как следствие выстраивается структура по содержанию.
Элементы исследования хорошо вписываются в обычный урок, при повторении и обобщении материала используются кратковременные проекты. Мини- проекты носят прикладной характер и имеют практическую значимость. При их подготовке учитываются творческие способности детей: владение видео и фотоаппаратурой, художественные и поэтические навыки. Создание мини- проектов особенно значимо при работе с учениками, имеющих низкий уровень компетенций, необходимых для создания крупной научно-исследовательской работы. Эксперимент способствует творческому развитию любого ученика, на каком бы уровне умственного развития он не находился.
Индивидуальные задания учащихся: сбор экспонатов, гербариев растений, трикотажных изделий, вырезки из газет, позволяют сэкономить время учителю при подготовке к занятию и использовать такие приемы как: анализ состава этикеток, оформление выставок и коллекций, выпуск бюллетеней и прочее. Тематика проектов разнообразна: от анализа состава безалкогольных напитков до выведения пятен различными способами и учета ткани, анализ почв и изучение свойств воды.
В ходе работы над проектом учащиеся задают вопросы друг другу, учителю. Познание начинается с вопроса. У школьника есть возможность создавать, придумывать, находить оригинальные решения проблемы.
Длительные проекты сближают учителя, родителя и учащегося, так как возникает общая тема для разговора, что способствует общей культуре общения, развивается познавательная активность, которая способствует уравновешенности, уверенности в своих силах. Для многих защита проекта – праздник.
Реализация такой технологии будет способствовать развитию творческого потенциала, самостоятельности, способности к самоорганизации, созидательной деятельности, толерантности, сохранению своего здоровья и социализации его успешности.
Недостатки: большая трудоемкость для учителя в плане подготовки, создание материальной базы эксперимента. Положительное: дополнительное время для подготовки ученика, оценки, связь с родителями, диалог единомышленников.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/04/17/opyty_dlya_noushat.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"
1. Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/15/picture-317443-1397569319.jpg)
Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/22/picture-32951-1527008692.jpg)
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Открытка из другой страны. Англия или Великобритания?...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего об.ppt
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/11/picture-335303-1597159073.jpg)
Формирующее оценивание как условие реализации Федерального государственного стандарта
Введение новых стандартов ставит особые задачи по созданию современных внутри школьных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характерист...