Подготовка детей ЗПР к итоговой аттестации в форме ГВЭ
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Яковлева Светлана Кирилловна

Данная программа поможет тем учителям, которые готовят своих выпускников 9 класса имеющих ЗПР к итоговой аттестации в форме ГВЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку»

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, сдающих государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ  и рассчитан на 34 часа. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи  курса:

  • совершенствовать  умения  сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;
  • способствовать полному и осознанному владению системой знаний  по всем разделам русского языка  в рамках школьной программы;
  • воспитывать  культурно-ценностное  отношения к русской речи.

В ходе занятий учащиеся должны:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать полные и сжатые  изложения художественного и публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

Курс,  являясь предметно ориентированным, даёт возможность учащимся  получить практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

На занятиях используются следующие виды работ:


• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала 
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Написание изложений и сочинений.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • понимать основную мысль прослушанного текста;
  • понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • интерпретировать информацию звучащего текста;
  • точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • определять средства связи предложений в тексте;
  • проводить звукобуквенный анализ слова;
  • определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • определять основные способы образования слов;
  • определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  • определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  • последовательно излагать собственные мысли;
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Контроль знаний.

Тренировочные упражнения; практические работы.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»  http://www.gramota.ru
  2. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  3. Основные правила грамматики русского языка  http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
  4. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»   http://www.ropryal.ru
  5. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  6. Видеоуроки  http://videouroki.net/
  7. Тренинг «Учимся писать изложения»   http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/konsultatsii/914-trening-dlya-devyatiklassnikov-uchimsya-pisat-izlozhenie

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока        

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

План

Факт

1

Введение. Структура экзаменационной работы.

3.09

       ГВЭ  –  независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса, для детей с ОВЗ.  Особенности проведения ГВЭ  по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать: особенности  проведения  ГВЭ  по русскому языку.

Уметь: ориентироваться в терминах.

2

Сжатое  изложение. Микротемы исходного текста

10.09

Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение.    

Построение сжатого изложения.

Редактирование изложения.

Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства ,используя прочитанный текст

3

17.09

4

Сжатое  изложение. Абзацное членение текста.

24.09

5

1.10

6

Сжатое  изложение. Структурные особенности сжатого изложения.

8.10

7

15.10

8

Сжатое  изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста.

22.10

9

29.10

10

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

12.11

11

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

19.11

12

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

26.11

13

Практическая работа.

Написание изложения.

3.12

14

Практическая работа. Написание изложения.

10.12

15

Сжатое  изложение. Редактирование текста.

17.12

16

24.12

17

Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения.

14.01

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.  Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования   аргументов.  Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения. Примеры-аргументы, доказывающие правильность  тезиса.

Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: подбирать примеры для обоснования  тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

18

21.01

18

Сочинение-рассуждение. Тезис.

28.01

20

4.02

21

Сочинение-рассуждение. Аргументы.

11.02

22

18.02

23

Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения.

25.02

24

3.03

25

Текст как речевое произведение. Стили речи.

10.03

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.

 Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка.  Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами.

26

17.03

27

Смысловая и композиционная целостность текста.

31.03

28

7.04

29

Текст. Средства выразительности

14.04

30

21.04

31

Практическая работа. Написание изложения и сочинения-рассуждения.

28.04

Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.  Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования   аргументов.  Проведение пробных ГВЭ.  

Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Работа по распределению отведенного времени на экзамен. Развитие навыка работать по времени.

32

12.05

33

19.05





Литература:

  1. Н.Н.Соловьёва. «Изложение без шпаргалки»». Издательство «Альфа», Москва, 2004 год.
  2. Г.К.Лидман – Орлова. Учимся писать изложения.- М.: Дрофа, 2005.
  3. Т.Ю.Угроватова.  Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. Москва, «Просвещение», 2005.
  4. В.И.Капинос. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс.- М.: «Интеллект – Центр», 2008.
  5. Е.А.Арбатова. Русский язык: Знаки препинания в простом и сложном предложениях. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  6. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. 378с.
  7. Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта - Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»

Тема «Система  подготовки  учащихся  к  государственной  итоговой  аттестации в  форме  ОГЭ  в  условиях  малокомплектной  школы»...

доклад на тему «Методические аспекты подготовки выпускников школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ»

Единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. Масштабы участия выпускнико...

Особенности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Презентация освещает изменения в ЕГЭ-2019 по русскому языку и обращает внимание педагогов и учащихся на особенности подготовки к сдаче итогового экзамена по русскому языку  в его самой актуа...

« Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».

Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...

"Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознанию"

Из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию". Ссылка на презентацию: https://infourok.ru/sistema-podgotovki-obuchayushihsya-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-for...

«Современные методы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ»

СЕМИНАР «Современные методы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ»...