Подготовка детей ЗПР к итоговой аттестации в форме ГВЭ
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Данная программа поможет тем учителям, которые готовят своих выпускников 9 класса имеющих ЗПР к итоговой аттестации в форме ГВЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_podgotovka_uchashchihsya_9_klassa_s_zpr_k_gia_v_forme_gve.docx | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку»
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, сдающих государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ и рассчитан на 34 часа. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
- совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;
- способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы;
- воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.
В ходе занятий учащиеся должны:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать полные и сжатые изложения художественного и публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
Курс, являясь предметно ориентированным, даёт возможность учащимся получить практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
На занятиях используются следующие виды работ:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Написание изложений и сочинений.
Учащиеся должны уметь:
- понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- понимать основную мысль прослушанного текста;
- понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- интерпретировать информацию звучащего текста;
- точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- определять средства связи предложений в тексте;
- проводить звукобуквенный анализ слова;
- определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
- определять основные способы образования слов;
- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
- последовательно излагать собственные мысли;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Контроль знаний.
Тренировочные упражнения; практические работы.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
- Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Видеоуроки http://videouroki.net/
- Тренинг «Учимся писать изложения» http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/konsultatsii/914-trening-dlya-devyatiklassnikov-uchimsya-pisat-izlozhenie
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | |
План | Факт | ||||
1 | Введение. Структура экзаменационной работы. | 3.09 | ГВЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса, для детей с ОВЗ. Особенности проведения ГВЭ по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Знать: особенности проведения ГВЭ по русскому языку. Уметь: ориентироваться в терминах. | |
2 | Сжатое изложение. Микротемы исходного текста | 10.09 | Содержательные и языковые способы сокращения текста. Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. | Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства ,используя прочитанный текст | |
3 | 17.09 | ||||
4 | Сжатое изложение. Абзацное членение текста. | 24.09 | |||
5 | 1.10 | ||||
6 | Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. | 8.10 | |||
7 | 15.10 | ||||
8 | Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста. | 22.10 | |||
9 | 29.10 | ||||
10 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. | 12.11 | |||
11 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. | 19.11 | |||
12 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. | 26.11 | |||
13 | Практическая работа. Написание изложения. | 3.12 | |||
14 | Практическая работа. Написание изложения. | 10.12 | |||
15 | Сжатое изложение. Редактирование текста. | 17.12 | |||
16 | 24.12 | ||||
17 | Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения. | 14.01 | Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения. Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса. | Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении. | |
18 | 21.01 | ||||
18 | Сочинение-рассуждение. Тезис. | 28.01 | |||
20 | 4.02 | ||||
21 | Сочинение-рассуждение. Аргументы. | 11.02 | |||
22 | 18.02 | ||||
23 | Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения. | 25.02 | |||
24 | 3.03 | ||||
25 | Текст как речевое произведение. Стили речи. | 10.03 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. | Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка. Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами. | |
26 | 17.03 | ||||
27 | Смысловая и композиционная целостность текста. | 31.03 | |||
28 | 7.04 | ||||
29 | Текст. Средства выразительности | 14.04 | |||
30 | 21.04 | ||||
31 | Практическая работа. Написание изложения и сочинения-рассуждения. | 28.04 | Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Проведение пробных ГВЭ. | Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Работа по распределению отведенного времени на экзамен. Развитие навыка работать по времени. | |
32 | 12.05 | ||||
33 | 19.05 |
Литература:
- Н.Н.Соловьёва. «Изложение без шпаргалки»». Издательство «Альфа», Москва, 2004 год.
- Г.К.Лидман – Орлова. Учимся писать изложения.- М.: Дрофа, 2005.
- Т.Ю.Угроватова. Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. Москва, «Просвещение», 2005.
- В.И.Капинос. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс.- М.: «Интеллект – Центр», 2008.
- Е.А.Арбатова. Русский язык: Знаки препинания в простом и сложном предложениях. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
- Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. 378с.
- Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта - Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»
Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»...
доклад на тему «Методические аспекты подготовки выпускников школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ»
Единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. Масштабы участия выпускнико...
Особенности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Презентация освещает изменения в ЕГЭ-2019 по русскому языку и обращает внимание педагогов и учащихся на особенности подготовки к сдаче итогового экзамена по русскому языку в его самой актуа...
« Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».
Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...
"Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознанию"
Из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию". Ссылка на презентацию: https://infourok.ru/sistema-podgotovki-obuchayushihsya-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-for...
«Современные методы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ»
СЕМИНАР «Современные методы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ»...