Статья "Традиционные формы обучения и новые педагогические технологии".
статья по теме

Лавренова Наталья Владимировна

Размышления о традиционных формах обучения. За и против!  О некоторых новых педагогических технологиях.Сравнительные особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Традиционные  формы обучения и новые педагогические технологии.

                                                                    Учитель математики Лавренова Н.В. ГБОУ СОШ № 476

                                                         Колпинского района Санкт-Петербурга.

                                                               - Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

Мишель Монтень

                                                     (французский  писатель, филосов эпохи Возрождения)

-Как Вы считаете, зачем нужно учиться?

- Думаю, что каждый из Вас сейчас попытается  сформулировать ответ на этот вопрос и может быть испытает при этом какие-то трудности.

- Зачастую  мы слышим в ответ:

- «Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?

- «Учиться нужно, чтобы поступить в вуз». А зачем поступать в вуз? Чтобы снова учиться?

- «Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по-настоящему жить». А как это связано с учебой?

- И это не окончательные споры о сущности бытия и связи его с обучением.

- В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию для  XXI  века под председательством Жана Делора, были выделены четыре опорных направления будущего образования:

- учиться быть

-учиться знать

-учиться делать

- учиться жить вместе

- В нём подчёркивалось, что все четыре направления заслуживают равного внимания. И тогда образование можно рассматривать как всестороннее приобретение опыта на протяжении всей жизни.

- Вот почему целями образования XXI века можно считать:

  1.   уметь жить;
  2.   уметь учиться;
  3.   уметь работать;
  4.   уметь жить вместе;

- В настоящее время педагогика рассматривается не только как искусство, прикладная наука, но и как технологическая дисциплина.

- Но в чем суть этой технологичности, в чем состоит ее предназначение? Думаю, что, прежде всего, в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

- Термин "традиционное обучение" подразумевает классно-урочную организацию обучения,  которая и преобладает в наших школах.

- Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:

- Позвольте их Вам напомнить.

  1. научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
  2. природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);
  3. последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
  4. доступность (от известного к неизвестному, от легкого - к трудному);
  5. прочность (повторение - мать учения);
  6. сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
  7. принцип наглядности;
  8. принцип связи теории с практикой;
  9. учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  10.  репродуктивность.

  - Давайте проанализируем, как  отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии  работают на сегодняшний день:

  1. учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; /Комментарий./ Все мы знаем, что уровень способностей, возможностей, мотивации и репродуктивных знаний наших детей не одинаков, и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОДИНАКОВ В ПРИНЦИПЕ. Кроме того  сегодня психологами доказано, что одновозрастная группа с разноуровневыми интересами, способностями и возможностями (то, что мы с вами имеем сегодня) ведет к девиантному поведению  ярко выраженных личностей и к депрессивному состоянию слабых. (Выводы делаем сами);
  2. класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; /Комментарий./  При сегодняшнем объеме информации и информированности детей, владению информационными источниками невозможно давать всем одно, но мы продолжаем это упорно делать, а потом удивляемся, почему дети не мотивированы;
  3.  вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня, да еще и работать все в одном заданном темпе;  /Комментарий./ И где учёт индивидуальных биоритмов и особенностей, возможность личностно-ориентированного обучения?;
  4. основной единицей занятий является урок; /Комментарий./ (Дискретность, которого опять-таки при сегодняшнем объеме информации не дает возможность сформировать целостное впечатление о мироустройстве);
  5. урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; /Комментарий./ И опять потеря мотивации, так как работаем на среднего ученика – сильных тормозим, слабых – загоняем, да и вообще, кто сказал, что именно это нужно и интересно каждому?;
  6. работой учащихся на уроке руководит  учитель; / Комментарий./ Не руководит он, а вещает, дает готовые знания, сводящиеся в основном к лекции – трансляции знаний, готовых алгоритмов и отработке навыка работы с алгоритмами; он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; /Комментарий./А судьи кто, и кто нам дал такое право. Да и необъективны наши оценки в большинстве случаев;
  7. учебники применяются в основном для домашней работы/ Комментарий. / А вспомним: для чего мы даем домашнее задание? Что написано в  учебниках-то педагогики? Что они даются для осуществления обратной связи, то есть, чтобы учитель оценил свою работу, как он научил, научил ли вообще и для  отработки навыка самостоятельной работы, а для этого должна быть актуальная тематика, т.е. ребенок должен хотеть выполнять именно это задание.

- Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.

- Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.

- Содержание образования,  сложившееся еще в годы советской власти определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса, воспитанию послушного, дисциплинированного, удобного гражданина, с усреднёнными одинаковыми запросами и потребностями.

- Массовая школа с традиционной технологией остается "школой знаний", основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное (ЛИЧНОСТНОЕ) развитие.

- Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика (и с жизнью общества тоже, не учитывает запросов изменяющегося социума и т.д.), практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Тем не менее, она носит:

  1. систематический характер обучения; /Комментарий./ Особенно если учащийся прогулял, проболел, проспал, проковырял в носу, т.е. прошел мимо программы, соответственно никакой системы быть не может, ибо она может быть только при условии полного обучения;
  2. упорядоченную, логически правильную подачу материала; /Комментарий./ Наши программы подразумевают подачу материала от простого к сложному, что совершенно противоречит какой-либо логике, тем более упорядоченности;
  3. организационную четкость;
  4. оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении; /Комментарий./  А малокомплектные сельские школы? Или им умереть? Да и в массовой школе можно тратить ресурсы оптимальнее...

- Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков, а ТРЕБУЕТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, необходимых КАЖДОМУ для того, чтобы он был УСПЕШЕН (ну хотя бы не отторгнут обществом, не оказался за бортом жизни, ведь  в большинстве своем сегодня за бортом именно академически грамотные люди).

- Педагогика подошла к необходимости перехода на личностно - ориентированное обучение. (Но все мало представляют себе, что же это за  обучение?)

- Существует проблема - необходимости повышения эффективности учебного процесса, и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития.

- Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников, их отторжение от процесса учения связаны не только с несовершенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении процесса обучения. А именно с неадекватностью,  не соответствию сегодняшнему времени классно-урочной системы в принципе и классно-урочных технологий в частности.

- Проблема сегодняшней школы состоит в том, чтобы предоставить учителю методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе.

- На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности.

 - Что есть "образовательная технология", "технология обучения", "технологический подход в обучении", каковы цели, содержание и условия внедрения подобных инноваций в практику работы школы?

- Сегодня,  мы  много анализируем  некоторые проблемы, связанные с обучением школьников, и  говорим о некоторых технологиях обучения, которые помогут учителю в организации эффективного учебного процесса и решить проблемы выбора: как лучше построить урок???, а руководителю, как уйти от классно-урочной системы организации образовательного процесса, как отобрать и выстроить учебный материал по данной теме.  Как создать у учащегося целостное представление о мире.

 

- Хочу привести примеры  некоторых таких технологий.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Личностно-ориентированное образование (personality-centered education) - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении, т.е. актуализацию – изучение того, что нужно и интересно именно этой конкретной личности для её саморазвития.

Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.

В этих целях разрабатываются:

  1. индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
  2. организуется групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
  3. учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

Отслеживается и оценивается не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько СФОРМИРОВАННОСТЬ КАЧЕСТВ УМА (ИНТЕЛЕКТА) КАК ЛИЧНОСТНЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ.

Образованность как совокупность знаний, умений и способностей является важнейшим средством становления духовных и интелектуальных качеств ученика, что выступает основной целью образования.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, получила название технология педагогических мастерских.

Сущность технологии: специально организованное педагогом-мастером РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЗВОЛЯЕТ УЧЕНИКАМ В КОЛЛЕКТИВНОМ ПОИСКЕ ПРИХОДЯТ К ПОСТРОЕНИЮ ("ОТКРЫТИЮ") ЗНАНИЯ.

 Эта технология, охватывает любой возраст в образовании, так как  она соответствует новой педагогической философии и её  образовательным  целям:

• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; 
• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; 
• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

• личностного саморазвития; 
• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма; 
• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов: 
• актуализации и систематизации субъективных знаний; 
• объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.

Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Например, в мастерской построения знаний она может быть представлена так:

Индукция > творческий процесс > творческий продукт > осознание его закономерностей v 

новый продукт < коррекция своей деятельности < соотнесение с достижениями культуры.

Принципы и правила ведения мастерской:

1.  Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя. 
2.  Право каждого участника на ошибку. 
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. 
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы: 
    • право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); 
    • право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя); 
    • право не участвовать на этапе предъявления результата. 
5.  Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс. 
6.  Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества:
  • диалоги участников мастерской 
  • диалоги отдельных групп 
  • диалог с самим собой 
  • диалог с научным или художественным авторитетом. 
7.  Организация и перестройка реального пространства, в котором
происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. 
8.  Решительное ограничение участия, практической деятельности 
мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. 

В ходе мастерской происходит постоянное чередование 
бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближения  к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Учителя не пользуются этой технологией из-за своей косности, консервативности и неумения выстраивать обучение нерепродуктивными методами.

       

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Предполагается строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы именно в этом знании. Отсюда, чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

- Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для само-стоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

- Понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения – целой дидактической, психолого-педагогической и организационно-управленческой  системы.

                                        Что такое «МЕТОД ПРОЕКТОВ»?

        Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

   -формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

   -развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

   -формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

   -были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

   -реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

       Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод  проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. «Брошенный вперёд» – таков точный перевод с латинского слова «project».

          В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи.

       Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

       Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий

-  С постановки  грамотно сформулированных   целей начинается работа над проектом. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы.

 Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:

•  Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.

•  Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.

•  Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

•  Коммуникативные - развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

  Основные требования к проекту.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской,

      информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению       проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная  разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала и до конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4.Результатом работы над проектом является продукт.

         

5.Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта

                                                       

      ПРОЕКТ – ЭТО « пять П»:

      Проблема

      Проектирование (планирование)

      Поиск информации

      Продукт

      Презентация.

     Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчёты и др.

       Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

   Условия применения методов проектов:

     - Существование некой значимой проблемы, требующей решения путём    исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.

        - Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).

       -     Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

      - Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке.

     Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности:

        Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, планировка своей деятельности (решение задач по математике, по геометрии, при доказательстве теорем…);

         Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе (демонстрация выполненного домашнего задания, решённого примера, ответы у доски…);

        Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы (работа в парах, в группах…);

        Поисковые: находить информацию по каталогу, в Интернете…

    (работа с учебником, со справочником, дополнительной литературой)

        Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

    ( конспекты, умение изложить изученный материал устно или письменно…)

          Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, осмысление полученных результатов.

- Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию.  Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

- Проектная форма учебной деятельности использовалась в школах России еще в начале XX века. Но этот метод плохо стыковался  с приоритетным предметно-поурочным способом преподавания и поэтому был изъят из школы. И напрасно,  ведь работа над проектами позволяет организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Растет коммуникабельность учеников и умение искать пути решения поставленных задач. Сегодня  мы возвращаемся  к методу проектов и используем  его в системе наряду с другими методами.

- И всё-таки существуют ограничения в использовании  данной технологии:

  1. Неумение учителей быть организаторами (руководить) процессами обучения и самообучения учащегося.
  2. И соответственно: низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
  3. низкая мотивация учащихся к участию в проекте из-за непрофессионализма учителя, не умения подать, заинтриговать и т.д.;
  4. недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности из-за преобладания репродуктивных методов обучения, которые НАПРОЧЬ!!! Их забивают и искореняют еще на этапе начальной школы;
  5. нечеткость определения критериев оценки, которые отслеживают  результаты работы над проектом, так как мы привыкли оценивать когнитивный компонент, а как быть с некогнитивным – не знаем, т.е. опять наш непрофессионализм.

- Существует и другая тенденция, которая может принести много вреда. Делать проекты в школе стало модно. Излишнее увлечение проектами привело к тому, что  часто целью этих работ является желание участвовать  на каком-нибудь конкурсе. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)».  И тогда преимущество получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна.

- Если  мы ставим задачу - обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на самом  результате совместных  с учеником усилий, а на  пути  его достижения.

- Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

- В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Отнесение этой технологии к личностно ориентированным носит достаточно условный характер в силу того, что основная цель здесь остается прежней - усвоение учеником системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме.

Характерные черты:

  1. идея активности ученика;
  2. четкость и логика его действий;
  3. постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля.

Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуальное обучение: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля (именно поэтому эта технология – личностно-ориентированная)

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:

1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;

2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули  в процессе  индивидуального общения управляемого и управляющего;

3) учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные научные идеи

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Система действий преподавателя и учащегося заключается в последовательности.

Последовательность действий преподавателя при составлении модуля. При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

• частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

• реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

• учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

• при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

• структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

- Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.

- Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача — разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.

Ограничения

1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

2. Материальные возможности образовательного учреждения.

3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.

- Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

Существует и технология, которая свела все +++ вышеизложенных и постаралась избежать их минусов.

Вот сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики.  Характеристики образовательных моделей.

Особенности

Традиционная 
"Знаниевая" педагогика

Инновационная
"Способностная" педагогика

1

Цель

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности

2

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

3

Преобладающий тип и 
характер взаимоотношений

Субъект - объектный

Субъект - субъектный

4

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

5

Характер и стиль 
взаимодействия

Авторитарность
монологичность, 
закрытость

Демократичность
диалогичность, открытость, рефлексивность

6

Формы организации

Фронтальные,
индивидуальные

Групповые,
коллективные

7

Формы обучения

Иллюстративно-объяснительные
информационные

Проблемные:
проблемного изложения
частично-поисковый, эвристический
исследовательский

8

Ведущий принцип

«продавливания»

«выращивания»

9

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником:

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, Творческий, Проблемный

10

«Формула обучения»

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания

11

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

12

Функции учителя

Носитель информации, хранитель норм и
традиций,
пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, Консультант,
Управляющий поисковой 
работой учащихся, консультант

13

Позиция ученика

Пассивность,
отсутствие интереса,
отсутствие мотива к
личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию,
наличие интереса к деятельности

- И всё-таки, зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Оценивая качество образования, можно руководствоваться разными критериями, но ясно, что нужно учитывать не только внутренние школьные результаты, но и внешние, показанные учениками (или выпускниками) в условиях независимой экспертизы.

    По итогам  научно-педагогического исследования, примером которого является Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assesment, PISA), инициированная Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economis Cooperation and Development, OECD) ,  выявлено, что «российские школьники испытывают затруднения в применении  знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации…

 «В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».

- Каждый  из нас  может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

- Очевидно, что из всего многообразия педагогических технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. Развитие образования должно идти эволюционно и  всякое нововведение должно быть подготовлено.

- Хочется пожелать всем нам повышать эффективность организации учебного процесса, используя наряду с традиционными формами обучения новые педагогические технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»

В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...

Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»

I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве.                1.Науч...

«Современные формы занятий с использованием новых педагогических технологий в дополнительном образовании – основа мастерства педагогов»

            Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, ма...

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...