Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Коврижных Светлана Юрьевна

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности.

    В основе моей работы лежит технология личностно ориентированного обучения, присутствуют элементы развивающего, проблемного обучения. Одна из важнейших задач - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_novyh_pedagogicheskih_tehnologiy.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

    Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности.

    В основе моей работы лежит технология личностно ориентированного обучения, присутствуют элементы развивающего, проблемного обучения. Одна из важнейших задач - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы. Особенность русского языка как предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны будут на протяжении всей жизни. Поэтому воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться.

    Исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, важнейшей задачей воспитания и обучения является формирование индивидуальных особенностей личности, развитие в ней начатков творческих способностей, интуиции, воображения, мышления.

    В своей работе опираюсь на личностно ориентированный подход в обучении, т.к. целью личностно ориентированного образования является создание условий для максимального развития потенциала личности, овладение умениями творческого применения знаний при решении новых проблем. При этом идет учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.

      Исходя из этого, средства и методы подбираются так, чтобы ученик мог проявить избирательность.

Средства достижения цели:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

    Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях. Поэтому в работе выделяю методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (методы предъявления требований, разъяснения значимости учения, учебных дискуссий, эмоциональных ситуаций).

    Работая над грамматическими правилами и определениями, опираюсь на активную мыслительную деятельность школьников. Многие трудные задачи предмета решаю при помощи логических построений и разных методов, форм обучения (например, сказка, игра, приключения - это «хлеб насущный» для школьника, это потребность его полноценного умственного развития), что направлено на активизацию мыслительной деятельности ученика.

    Для активизации мыслительной деятельности использую методы проблемного обучения: исследовательский, частично-поисковый, информационно - сообщающий. Создаю проблемную ситуацию на уроке разными приемами.

Например, помочь Незнайке исправить ошибки, решить языковую задачу или рассудить, кто прав: Слушок или Речевичок. Эти два вечных спорщика - постоянные гости наших уроков. Это организует учащихся на решение поставленной проблемы, заставляет направить мыслительную деятельность на ее решение.

    Ученики умеют, сопоставляя новые данные с приобретенным ранее опытом, делать самостоятельные выводы уже в среднем звене, имеют исследовательские навыки работы с новым материалом в старших классах.

    Используя опорные конспекты, развиваю аналитические способности. Главное - донести учебный материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступен, «отпечатался» надолго в памяти каждого ученика. В ходе урока ОК дополняется учениками самостоятельно или под руководством учителя.

    Вовлеченные в данную работу дети с большим удовольствием составляют логические опорные конспекты, это дает простор для творчества. Считаю такой вид деятельности универсальным - он может быть использован в работе с любой группой учащихся, обладающих различными способностями и возможностями.

    Процесс обучения планирую так, чтобы на каждом новом этапе познания школьники могли опираться на имеющийся у них опыт. Заинтересовать, заставить задуматься и попытаться самостоятельно найти объяснение, перейти к определенным выводам - в этом видится путь повышения эффективности занятий. При объяснении нового материала используются не только различные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, но и интеграция. Так как наши ученики изучают эстетический цикл предметов, в частности музыку, то при изучении темы «Антонимы» включаю поочередно записи музыкальных произведений. Учащиеся дают им характеристику по динамике (громко - тихо), по темпу (быстро - медленно), по характеру исполнения (веселый - грустный). Это могут быть произведения Р. Шумана, П. Чайковского, Л. Бетховена. Эти пары слов записываем, и учащиеся вместе с учителем приходят к выводу, что эти слова противоположные по значению. Следовательно, перед нами новое лексическое явление, название которого можно узнать, если правильно выполнить следующее задание: к данным словам, которые дает учитель, подобрать слова с противоположным значением и заполнить горизонтальные строки квадрата. Если в нем выделить цветом третью вертикальную колонку, то без труда можно прочитать название темы - «Антонимы».

    Обязательный поэтапный контроль каждого учащегося реализуется в различных формах устной и письменной проверки и оценки домашней и классной работы. Используется взаимоконтроль, самоконтроль. Есть возможность исправления оценки.

    Закрепление и повторение полученных знаний стараюсь организовать не только на репродуктивном, но и на творческом уровне. Это может быть сочинение на определенную тему с использованием опорных слов на изученную орфограмму или задание нарисовать словесный портрет Глагола, описать его биографию; написать миниатюру «Это мечтательное наклонение», составить кроссворд, зарифмовать правило.

    Применяется и зачетная форма работы. Идет работа в парах. Например, первый вариант отвечает на вопросы 1-4 (по теме «Синтаксис», 5 кл.) второму варианту, а второй вариант отвечает первому на вопросы 5-8. Учащиеся получают консультацию «Требования к ответу»:

должен быть дан прямой ответ на вопрос;

обязательно приводятся примеры;

- ответ должен быть четким и ясным.

    Ученики ставят оценки сами и докладывают учителю о неточностях в ответах товарищей, за которые они снизили оценку.

Затем проводится работа по карточкам - индивидуальные задания. Задания могут быть разными.

Карточка №1 . Выразительно прочитайте. Озаглавьте. Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? Расставьте знаки препинания (текст - отрывок по Л. Кассилю).

Карточка №2. Выразительно прочитайте. Покажите на этих примерах, чем отличаются сложные предложения от сложноподчиненных. Расставьте знаки препинания (дается текст «Роль слона в Индии») и т.д.

При этом ведется учет контроля знаний учащихся.

Учащиеся дома чертят таблицу.

ФИО

Вариант

Оценка

Письменная работа

Карт №1

Карт №2

  Такой учет знаний (в виде таблицы) заполняется при входной диагностике, при текущем контроле, итоговом контроле знаний по теме. Это дает возможность ученику видеть свои проблемы, отрабатывать правила, на которые были допущены ошибки, учить их. А учитель может, опираясь на данные таблицы, строить

карточки индивидуальные;

работу с консультантом;

дополнительные занятия.

На обобщающем этапе используются и текстовые формы: текстовый опрос, тесты, зачетные уроки.

При проведении словарных диктантов использую такой вид диктанта: «Кто грамотнее?». Два ученика записывают слова на доске, на обратной ее стороне, остальные в тетрадях.

Затем проверяем. Ставим оценки. Благодарим самого грамотного. Такая форма работы мобилизует учащихся, заставляет их быть грамотными, трудолюбивыми, вырабатывает стремление заучивать слова и правила, при этом работают различные виды памяти. Для того чтобы активизировать работу учащихся над ошибками, завожу конверты, которые так и называются «Мои ошибки», куда ученики складывают слова, в которых допустили ошибки и с которыми проводили индивидуальную работу. На последующих уроках двое учащихся выходят к доске. Один с конвертом, другой - ассистент. Ассистент достает слова из конверта и диктует ученику. Таким образом, наглядно можно проследить, занимался ли данный ученик своими ошибками, повторил ли правило, запомнил правописание слов.

Подобную работу можно проводить и за партой.

     Следовательно, меняя виды деятельности учащихся, оптимально сочетая различные методы и приемы обучения, стараюсь возбудить внутренний мир ученика, заставляю его самостоятельно думать и искать ответ.

Использую в практике и различные модели уроков, на которых обучение органически сливается с воспитанием. Большое внимание уделяется работе со связным тестом, несущим воспитательный заряд, способным разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка. Это тексты о доброте, человечности, милосердии, о любви к Родине. Это уроки воспитания вежливости, культуры речевого поведения. Здесь можно использовать различные методы и средства. Тема урока «Письмо» (5 класс). И к нам на помощь приходит герой мультфильма Мартын, который пишет благодарственное письмо другу. После того как состоялось знакомство с жанром письма, возможно такое ситуативное задание: «Представьте себе, что пес Мартын, исполненный благородности к Мурзику, решил написать ему письмо. Помогите Мартыну составить текст письма». Написать от лица Мартына, помочь ему в составлении письма - интересная для ребят речевая задача, потому что в ней элемент игры, продолжение работы общения с персонажами «мультика». Оно полезно и для воспитания речевого этикета, и для закрепления орфографических и пунктуационных навыков. На доске пишется негативный пример того, что мог составить Мартын. И начинается работа по редактированию текста. Что написал Мартын? Что можно еще добавить? За что благодарит? Как благодарит? Какие вежливые слова можно использовать? О чем еще рассказать ? и т.д.

Учащиеся пишут самые разные письма, и не только охотно пишут, но и делают конверты, рисуют на них, приклеивают картинки, придумывают адреса. Например, Мурзик проживает в г. Мяу, поселке Кошкино и т.д. На некоторых конвертах указаны номера будки или конуры.

Из сочинений:

«Привет, мой друг Мурзик!

Большое спасибо тебе за то, что научил меня писать и читать. Благодаря этому я прочитал в газете статью о конкурсе «Самая грамотная собака» и принял в нем участие. Все победители получили призы, а я выиграл новую конуру. Живу хорошо. Хозяева добрые. Кормят вкусно ...»

«... Теперь меня все уважают, а вчера в депутаты выбрали...»

«Я живу хорошо. Мне построили новую большую будку. Хозяйка кормит меня вкусными косточками. Я начал обучать щенков азбуке».

«... Я открыл школу для тех, кто не обучался грамоте. Эта школа находиться за домом, в старом саду...»

    Таким образом, ситуативное задание помогло пробудить воображение учащихся.

    Технология личностно ориентированного обучения позволяет организовать совместное творчество ученика и учителя, объединить наши интересы и усилия в решении познавательных задач. Это помогает вместе добиваться успеха. На уроках создаю комфортные психологические условия, основанные на чувствах собственного достоинства учащегося, сознание, что его замечают, ценят. У ребят развиваются простор творчества, сообразительность, самостоятельность, познавательная активность. Кроме того, такая совместная деятельность учителя и учащихся дает возможность установить контакт взаимодействия, устанавливается атмосфера доброжелательности и активного творческого труда, т.е. создает своеобразную атмосферу диалога.

    Таким образом, сочетание логических приемов, средств и методов личностно ориентированного, развивающего обучения способствует формированию у учащихся творческой мыслительной деятельности, осознанного глубокого усвоения практических умений и навыков. Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, использую различные методы организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые, методы самостоятельной работы.

Задачи:

развитие коммуникативной культуры;

познавательных способностей;

развитие креативных способностей;

формирование нравственных качеств личности средствами русского языка и литературы;

духовное воспитание;

развитие речевой культуры личности.

    Связь с родителями осуществляется в основном через дневник, приглашаю родителей для индивидуальной беседы, хожу на собрания, где стараюсь объяснять родителям правила работы по предмету: как учить правила, выполнять домашнее задание, повышать грамотность, рекомендую уделять большое внимание чтению книг, развивать память, провожу анкетирование родителей с целью, на что мне следует обратить внимание, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

    Работа учителя требует постоянного повышения профессионального мастерства, и самообразование занимает здесь главное место. Приходится постоянно изучать опыт учителей -новаторов, идеи современной педагогики, новые технологии, пытаясь применять их в своей практике, знакомиться с передовыми достижениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Доклад: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения детей с ОВЗ".

Во все времена профессия учителя была очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека....

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

"Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно - ориентированного обучения"

    Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять задания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который: ставит пер...