"Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно - ориентированного обучения"
статья

Волохова Ирина Валерьевна

      Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять задания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который: ставит перед собой реальные цели, становится более уверенным в себе и автономным; начинает принимать и понимать других людей. Отсюда очевидна наша главная задача  – принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, вести за собой. От заинтересованности и любознательности -  к познавательной самостоятельности и творческой активности – это основная цель моего педагогического опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема:  Проблемное обучение на уроках биологии в условиях
личностно - ориентированного обучения.
                                             

                                                                                          Плохой учитель преподносит истину,                                                                                            

                                                                             хороший учит ее находить

                                                                                                                                                      Дистервег

  1. Актуальность темы.                                                                                                 
  2. Основы проблемного обучения.
  3. Методические приемы создания проблемных ситуаций
  4. Результаты работы
  5. Выводы
  6. Приложение.

1. Актуальность темы

      Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который: ставит перед собой реальные цели, становится более уверенным в себе и автономным; начинает принимать и понимать других людей. Отсюда очевидна наша главная задача  – принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, вести за собой. От заинтересованности и любознательности -  к познавательной самостоятельности и творческой активности – это основная цель моего педагогического опыта.

       Теоретическая основа вопроса была взята мною из трудов М. И. Махмутова и  Е.Л. Мельниковой (об формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных  способностей), Ш.А.Амонашвили,  Ю. К. Бабанского (о  оптимизации учебно – воспитательного процесса). Степень новизны заключается в комбинации элементов инновационных методик при проблемном подходе обучения (элементы проблемно – модульного, разноуровневого обучения, личностно – ориентированный подход, метод проектной деятельности, исследовательский подход в обучении, использование информационно- коммуникационной технологии). Считаю, что эти образовательные технологии в большей мере активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают творческую активность. В работе использую учебно - методический комплект, разработанный авторами программы В.В.Пасечником, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшиным, Р.Д.Машем. Формы учебных занятий:  коллективные, групповые, индивидуальные. Проблемные ситуации использую на различных этапах урока и  внеклассной работе.  

2. Основы проблемного обучения.  Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и др. В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер.  

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Технологическая схема  проблемного обучения :  

I этап -  постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь  

IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.

V этап - реализация найденного решения и его преобразование.

 VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация-- проблемная задача--- модель поисков решения--- решение. Формировать устойчивые мотивы учения, интеллектуальные и творческие способности помогает проблемное обучение. 

  1. Методические приемы создания проблемных ситуаций:

Приведу примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока. Личностно-ориентированное обучение на моих уроках  состоит в том, что я не делаю за ученика, не указываю ему, что делать, не решаю за него его проблемы, а даю ему возможность осознать себя, разбудить собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

Создание проблемной ситуации с целью развития познавательного интереса к теме урока. Например,  по  теме « Класс Земноводные». В таинственной шкатулке лежит фотография животного, при встрече с которым,  люди ведут себя по – разному...  (предлагаю варианты ответов). Чья фотография находится в шкатулке? Интригующее начало - это интеллектуальное затруднение. Значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития  творческого мышления школьников.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы. Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах?» Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Подготовка сообщений к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу.

Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником. Например, на уроке в 8 классе «Строение и работа сердца» после рассказа по модели о строении сердца, проводится работа в разноуровневых группах. Предлагаю учащимся выдвинуть предполагаемые функции каждого отдела сердца, заполнив самостоятельно 2-ю графу таблицы, а потом найти в учебнике правильный ответ, проверить себя и заполнить 3-ю графу таблицы «Связь строения и функций сердца». В коллективной беседе обсуждаем результаты самостоятельной работы. Подъем активности и интереса у учащихся к уроку очевиден.

Предварительное домашнее задание (наблюдение), подготавливающее к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке. Наблюдения за биологическими объектами – это целеполагающее восприятие, направленное на научную или практическую деятельность, заканчивающееся обязательным формированием понятий. Например, к уроку «Видоизмененные побеги» задаю учащимся домашнее задание: «Проведите лабораторную работу в такой последовательности: разрежьте пополам огурец, яблоко, клубень картофеля, луковицу, рассмотрите их строение; выделите признаки плода и признаки побега; найдите среди рассмотренных органов побеги, назовите их признаки». Проблемный вопрос заложен в самих объектах изучения, учащиеся часто допускают ошибку, принимая за плоды клубень картофеля, луковицу лука и другие видоизмененные побеги. Домашнее задание подготовило создание проблемной ситуации на уроке.

 Проблемные задания при изучении нового материала (работа с раздаточным материалом). Например, в ходе изучения темы «Классификация растений» в 6 классе предлагаю учащимся ознакомиться с живыми растениями, гербариями и плодами, имеющимися на столах, и дать ответ на проблемный вопрос: «Какие растения относятся к семейству крестоцветных, или розоцветных, или мотыльковых (бобовых) и почему?» В процессе беседы учащиеся составляют схему анализа семейств (общие признаки, цветок, плод, использование) и дают характеристику семейства, работая в парах взаимопомощи.

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся. Например, на уроках в 8 классе ставлю вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная?  Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Почему одни заболевают, наступив на холодный пол ногой, а другие купаются зимой в проруби и не простужаются». Подобные проблемные вопросы являются для учащихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний. Проблемное обучение на уроках биологии через решение задач.  На уроке задачи необходимы: 1)чтобы уметь сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 2) необходимо четкое знание терминов, их смысла; 3)правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Например, тема «Пищеварительная система» 8 класс предлагаю следующую задачу:«В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ». 

 Поиск решения учебной проблемы путём эвристической беседы. Очень важный момент при ведении эвристической беседы осуществление перехода от коллективного обсуждения проблемы к индивидуальному выступлению конкретного учащегося. Например, при изучении в 9 классе темы: «Борьба за существование». Ставлю проблему: «В природе рождается гораздо больше особей, чем может выжить (доказываю примерами). Но такого числа потомков никогда не бывает. Как вы это объясните? (дискуссия между учениками и учителем). Таким образом, эвристическая беседа облегчает процесс творческой деятельности, способствует непроизвольному формированию памяти, то есть ученики способны не только воспроизводить формулировки понятий, но и анализировать, а также общаться.  В своей работе часто использую следующие виды уроков: урок-лекция;  урок-семинар; урок-конференция, урок-консультация; урок-зачет.  

Использование информационно – коммуникационных технологий в разных ситуациях и на разных этапах урока. Применение современных технологий дает возможность решать проблему подготовки образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить. Применение  мультимедийного курса «Репетитор по биологии», «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» способствуют повышению эффективности и информативности урока. Осуществляется  переход от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии с учениками.

 Обучение на основе проектной деятельности - это один из методов развивающего и проблемного обучения. Данную методику широко использую в 6 – 9 классах и в работе биологического кружка. Например, учащимся 7 класса после изучения темы «Птицы» предлагаю работу над проектом по предложенным темам (допускаю свободный выбор), с данными проектами учащиеся участвуют в «Ярмарке знаний» (раскрытие темы, стихи и загадки о птичьих повадках , наблюдения за птицами, викторина, кроссворд, и др.). Цели при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала. На обобщающих уроках часто использую творческие виды и формы деятельности.  Так, например, после изучения темы «Млекопитающие» в 7 классе провожу творческий зачет. Заранее предлагаю учащимся разбиться на группы по 5 человек, в группе распределить роли. На подготовку отводится 15 – 20 минут, группы выступают по очереди. Формы отчета (у каждой группы своя): выступление участников, подготовка статьи в энциклопедию, репортаж с места события, «хвалебная речь отряду» (с соответствующими требованиями: ораторские умения, доказательность, краткость), форма вопросов и ответов. Выявляются лидеры в разных областях знаний, организационные лидеры, генераторы идей, конфликтологи. Умение работать в группе вырабатывает  манеру общения, что облегчит им в будущем работу в коллективах.

       Исследования проводила в течение трех лет в классах у учащихся с разноуровневым интеллектуальным развитием. В 5 классе использовала (при изучении некоторых тем) проблемный подход к изучению нового материала, (постановка проблемной задачи в начале урока, проблемной ситуации при закреплении материала, мыслительной разминки в начале урока, мозговой штурм и.т.д.) В 6  классе ограничивалась простым пересказом школьного учебника, предлагала ребятам выучить только параграф. После объяснения давала  самостоятельную работу в 3—5 вариантах, из которых только один сложнее, а все другие легко выполнить без всякого напряжения. Объясняла детям, что за успешное выполнение любого задания они получат хорошую оценку. Такой эксперимент проводила несколько раз. Так как целевая установка, а затем дидактический материал и система заданий в одном классе резко отличались от другого в плане побуждения детей к самообразованию, развитию интереса к познанию, отличие мотивов учения у школьников двух классов сразу сказалось. В 5 классе 40% учащихся выполнили репродуктивные задания; 40%- частично- поисковые; 20% - творческие задания, а в 6 классе соответственно - 60% - 20% - 20% . Затем использовала другой подход в эксперименте. Предупреждала детей, что за выполнение одного задания они получат«3», второго -«4», третьего -«5».

 5 кл. -«3» - 20%;   «4» - 60%; «5» -20%,    6 кл. - «3» - 40%; «4» -60%; «5» -0%

3.Формирую и развиваю мыслительную деятельность у школьников, для этого составляю специальные задания, памятки, провожу тренировочные упражнения.

4.  Для проверки результатов обучения отслеживаю динамику успеваемости по четвертям.    Результат обученности на конец  2009-2011 уч.год

класс

предмет

2009-2010г     качество обучения %

2009-2010г средний    балл %

2010-2011г     качество обучения %

2010-2011г средний    балл %

5

природоведение

50

3.5

60

4.0

6

биология

66

4.3

60

4.0

7

биология

50

3.5

57

3.9

8

биология

52

3.6

80

4.5

5. Выводы: Использование проблемного подхода в обучении биологии позволяет развивать в каждом ребенке мыслительную активность, вести его от репродуктивного обучения к активному и самостоятельному добыванию знаний.

Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.

Однако преимущества проблемного подхода очевидны.

- требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.

- ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.

- учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

-учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.

-формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.

-при реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.

-интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.

Несмотря на преимущества и большую роль проблемного обучения в повышении эффективности уроков и всего учебного процесса в современной школе, его нельзя признать универсальным и единственным способом активизации познавательной деятельности учащихся. Не на всех уроках биологии можно применять проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным и эффективным.

Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать

определённых результатов:

- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 - коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Всякое знание остаётся мертвым грузом, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность; учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Н.А. Умов

6. Приложение №1

 Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке (по М.И. Махмутову) 1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся. 2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы. 3. Поиск необходимой дополнительной литературы. 4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления. 5.Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.

        Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой) 1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного. 2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения. гипотезы и ее проверки 3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком. 4. Творческое применение «открытых» знаний.

Приложение №2      Диагностика  учебных  мотивов.(  Применима  для  младших  классов  и  для   учеников  5-6  классов)     На отдельных карточках необходимо записать мотивы учения в виде суждения, а затем предложить ученикам разделить их: а) на пять групп по степени значимости для себя; б) выбрать из общего числа 10 наиболее значимых мотивов.  Перечень мотивов

1. Ученик должен хорошо учиться.

2. Я стараюсь точно и быстро выполнять требования учителя.

3. Я понимаю свою ответственность за учебу перед классом.

4. После окончания школы я хочу учиться дальше.

5. Для того чтобы стать хорошим специалистом, нужны хорошие знания.

6. Хочу быть человеком, с которым интересно общаться.

7. Хочу получать хорошие отметки.

8. Хочу получать похвалу за учебные успехи от учителей и родителей.

9. Хочу, чтобы у меня был высокий учебный рейтинг в классе.

10. Хочу быть лучшим учеником (ученицей) класса.

11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были лучшими.

12. Хочу получить возможность заниматься интересующим   меня  предметом после уроков.

13. Не хочу подводить класс своим плохим учением.

14. Не хочу, чтобы за учебу ругали в школе и дома.

15. Не хочу получать плохие отметки.

16. Мне нравятся уроки математики.

17. Мне нравятся уроки истории, языка, литературы и др.

18. Люблю на уроке все новое и интересное.

19. Нравится, когда учитель рассказывает интересно, приводит новые факты.

20. Люблю решать сложные учебные задачи.

21. Нравится, когда на уроках можно рассуждать, высказывать свое мнение о предмете разговора.

22. Нравится преодолевать на уроке трудности.

23. Нравится, когда учитель видит твои результаты и   справедливо их   оценивает.

24. Здорово, когда учитель видит достижения каждого ученика.

25. Здорово, когда учитель разнообразно организует работу на уроке.

Анализ результатов:

1—15— социальные мотивы;

6—25— учебные мотивы.

1—3— мотивы долга и ответственности;

4—6— мотивы самоопределения и самосовершенствования;

7—9— мотивы собственного благополучия;

10—12— мотивы престижности;

13—15— мотивы избежания неприятностей;

16—18— мотивация содержанием урока;

19—21— мотивация процессом учения;

22—25— мотивация поощрением.

   По результатам данного исследования можно выявить учащихся, у которых уровень учебной мотивации достаточно высок, что не всегда соответствует уровню его учебных достижений.  К примеру, у ребенка уровень мотивации высок, а учебные результаты низкие. Это свидетельствует зачастую о том, что проблемы связаны не только с личностью самого ученика, в большей степени это касается педагога, который обучает ученика.     Для того чтобы выявить истинные причины проблем учения данных учащихся, классный  руководитель   должен внимательно изучать систему работы учителя- предметника   с такими учащимися через посещение   уроков, через наблюдение за самими учащимися.

Приложение №3

Методика диагностики уровня творческой активности учащегося, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2

1. Опросник «Чувство новизны» 
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

 

а) построил бы его по типовому проекту 
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино 
в) построил бы такой, которого нет ни у кого

0
1
2

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

 

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми 
б) сочиняю сам сюрприз для гостей 
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

0
2
1

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

 

а) оригинальную 
б) трудную 
в) простую

2
1
0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

 

а) красивое 
б) точное 
в) необычное

1
0
2

5. Когда я пишу сочинение, то:

 

а) подбираю слова как можно проще 
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли 

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

0

1
2

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

 

а) все работали 
б) было весело 
в) было много нового

1
0
2

7. Для меня в общении самое важное:

 

а) хорошее отношение товарищей
б) возможность узнать новое («родство душ») 
в) взаимопомощь

0
2
1

8. Если бы я был поваром, то:

 

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны 
б) создавал бы новые блюда
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

0
2
1

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

 

а) «Седьмое чувство» 
б) «Поле чудес» 
в) «Очевидное—невероятное»

0
1
2

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

 

а) наиболее удобный маршрут 
б) неизведанный маршрут 
в) маршрут, который хвалили мои друзья

0
2
1

2. Опросник «Критичность» 
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен — 0; 
б) не согласен — 2; 
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

  1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
  2. Лицо — зеркало души (М. Горький).
  3. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
  4. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
  5. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
  6. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
  7. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
  8. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
  9. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
  10. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21—23 В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ 
а) вор  б) обвиняемый  Арест в) судья  г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА 
а) лужа  Водопад
 б) труба  в) вода  г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА 
1) источник — родник        1. глаз — слеза     2. огонь — костер     3. шторм — наводнение

24—27 
Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

  1. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
  2. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
  3. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
  4. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2. 

28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

  1. Консервная банка.
  2. Металлическая линейка.
  3. Велосипедное колесо.

4. «Направленность на творчество»

 

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

 

 

31.

а) читать книгу 
б) сочинять книгу 
в) пересказывать содержание книги друзьям

 

0
2
1

32.

а) выступать в роли актера 
б) выступать в роли зрителя 
в) выступать в роли критика

2
0
1

33.

а) рассказывать всем местные новости 
б) не пересказывать услышанное 
в) прокомментировать то, что услышали

0
1
2

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ 
б) работать, используя испытанные приемы 
в) искать в опыте других лучший способ работы

2
0
1

35.

а) исполнять указания 
б) организовывать людей 
в) быть помощником руководителя

0
2
1

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя 
б) играть в игры, где можно проявить себя 
в) играть в команде

2
1
0

37.

а) смотреть интересный фильм дома 
б) читать книгу 
в) проводить время в компании друзей

1
2
0

38.

а) размышлять, как улучшить мир 
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир 
в) смотреть спектакль о красивой жизни

2
1
0

39.

а) петь в хоре 
б) петь песню соло или дуэтом 
в) петь свою песню

0
1
2

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте 
б) отправиться в путешествие на корабле 
в) отправиться в экспедицию с учеными

0
1
2

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.

41. не нравится создавать фантастические проекты.

42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново. 
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях. 
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46.Мне удается находить причины своих неудач.

47.Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

49. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55. Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.

56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие. Карта ответов на вопрос анкеты:

Фамилия ______________________ Группа _____________ 
Дата заполнения ________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ

Приложение №4 

Методика степени обученности учащегося В основу контроля за эффективностью образовательного процесса положили пять последовательных уровней выявления его итогов, предложенных И.Я.Конфедератовым, с некоторым дополнением и уточнением его четвертого показателя - умения.

Первый показатель степени обученности учащегося - различение (распознавание) или уровень знакомства, характеризует низшую степень обученности. Учащийся отличает данный предмет, процесс, явление или какое-либо действие только тогда, когда предъявляют их в готовом виде.

Второй показатель степени обученности учащегося - запоминание.

Учащийся может пересказать содержание текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона. Этот уровень характеризует количество усвоенной информации.

Третий показатель степени обученности учащегося - понимание. По определению Н.И.Кондакова, понимание - процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, вычленение из их массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различие причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие, сопоставление полученной информации с имеющимися знаниями.

Четвертый показатель степени обученности учащегося - простейшие умения и навыки. В.А.Крутецкий определяет умения как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. Учащийся показывает умения применять на практике полученные знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях.

Пятый показатель степени обученности учащегося - перенос, как положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми (по Крутецкому). Учащийся умеет творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой нестандартной ситуации. Перенос характеризуется способностью к обобщению и переносу на новые явления. Учащийся отвечает на любой вопрос и решает любую задачу, конструирует новые способы деятельности и находит часто новые, оригинальные подходы к решению поставленной перед ним задачи.

Степень обученности можно выразить зависимостью близкой к линейной, что конечно условно в определенной степени.

В нижеприведенной таблице показаны эти соотношения:

Показатели степени обученности

1

2

3

4

5

Какую часть от общей степени обученности составляет

1

3

5

7

9

Его содержание от общей степени обученности, %

4

12

20

28

36

Степень обученности учащихся при достижении этого показателя, %

4

16

36

64

100

По В.П.Симонову степень обученности класса вычисляется по формуле:

Где :

n5 - количество учащихся, обучающихся на оценку "5"

n4 - количество учащихся, обучающихся на оценку "4"

n3 - количество учащихся, обучающихся на оценку "3"

n2 -количество учащихся, обучающихся на оценку "2"

N - количество учащихся в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

личностно-ориентированное обучения на уроках биологии

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ  ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.                                 ...

Выступление на заседании МО по теме самообразования "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии"

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологииТеория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из кото...

«Личностно-ориентированное обучение» на уроках биологии. Обобщение и распространение педагогического опыта.

Ключевыми проблемами своей педагогической деятельности я считаю следующие:Как обеспечить успешность каждого школьника в обучении?Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной деяте...

"Личностно ориентированное обучение на уроках биологии и химии"

СОДЕРЖАНИЕ   1.     Введение 2.     Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. 3....

Личностно- ориентированное обучение на уроках биологии

Цель: предложить способы использования личностно- ориентированного подхода в обучении на уроках биологии. Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности у...