Выступление на заседании МО по теме самообразования "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии"
статья по теме

Воротнёва Наталья Андреевна

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии

Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание. (- гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической).

(слайд) Тема моего плана самообразования « Личностно-ориентированный подход обучения на уроках биологии».

 Актуальностью  личностно-ориентированного  обучения, на своих уроках, я считаю  принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А.Амонашвили писал: “Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno.docx41.88 КБ
Файл lichnostno-orientirovannyy_podkhod.rar115.04 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии

Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание. (- гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической).

(слайд) Тема моего плана самообразования « Личностно-ориентированный подход обучения на уроках биологии».

 Актуальностью  личностно-ориентированного  обучения, на своих уроках, я считаю  принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А.Амонашвили писал: “Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.

(слайд) Именно поэтому, работая над этой темой я  поставила Цель  :

 создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной исследовательской активности ребенка, преобразование ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к той или иной форме учебной деятельности.

(слайд) Задачи по теме плана самообразования:        

  •  Формировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию;  способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность;
  • Осуществлять индивидуализацию, дифференциацию обучения, используя личностно-ориентированный  подход развития ученика.
  • Развитие способности учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной исследовательской деятельности.
  •  Научить:   1 – учиться;  2 -  знать; 3 -  познавать;  4 -  делать;  5 -  жить;   6 -  быть Человеком.

  Личностно –ориентированный  подход обучения биологии  предполагает использование педагогических технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части.

        

(слайд) 1 стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Используемые приемы: мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), карты познания, перепутанные логические цепочки.

( слайд) Итак,  мозговой штурм (индивидуально- групповой). Применяю для генерирования идей в свободной, раскованной атмосфере урока. Он позволяет за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленную задачу. К данному приему прибегаю  для коллективного поиска решения проблемы, генерирования большого количества идей, вовлекаю в работу как можно большего числа школьников. В ходе работы, я, записываю  всё, что предлагают дети.  Например 5 класс « Луна – естественный спутник Земли».  Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записываю идеи  без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Если возникает необходимость прояснить суть какой-либо идеи, то  даю возможность ее автору высказаться после завершения мозгового штурма. Моя роль  состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Для поддержания динамизма работа в режиме мозгового штурма не должна продолжаться более 5 мин. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

  • Луна круглая;
  • На луне есть какие-то пятна;
  • Иногда Луна принимает форму полумесяца;
  • На Луну приземлялись космонавты;
  • Почему Луна меняет свою форму?

По результатам мозгового штурма, я продолжаю урок, зная на что надо обратить внимание, исходя из записей.

(слайд) 7  класс тема “Внешнее строение птиц”. «Корзина»идей

  • Что мы знаем о птицах?

-

Мелешко Влад

Анофриков Вадим

Учитель- КОРЗИНА

Тело птиц покрыто перьями;

Они летают;

Умеют плавать;

Насиживают яйца;

На голове имеется клюв;

Теплокровные;

Кормят своих детёнышей молоком;

Детёныши рождаются голенькие;

Тело птиц покрыто перьями;- да совершенно верно.

Они летают;- да , но не все. Есть  птицы не умеющие летать. Например Страус.

Умеют плавать;- да, есть и такие например Пингвин.

Насиживают яйца;- все птицы выводят свое потомство путем насиживания яиц.

На голове имеется клюв;-да строение скелета птиц у всех одинаковое.

Теплокровные; да температура тела постоянная

Кормят своих детёнышей молоком;- птица пингвин.

Детёныши рождаются голенькие;

(Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме « Внешнее строение птиц» (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  • Затем происходит обмен информацией . Ученики делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут.  Я  организую  обсуждение, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  • Далее каждый ученик  называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  • Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
  • Все ошибки  я исправляю далее, по мере освоения новой информации.

(слайд) Карта познания

Это наглядно-графический способ обобщения знаний. Каждая карта упорядочена, индивидуальна и рациональна. Она развивает способность анализировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте могут использоваться знаки, символы, рисунки, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Составлять карты интересно и увлекательно.

Например 9 класс «Наследственная изменчивость»

Правила составления карты познания

  • Ключевое понятие помещается в центр листа. От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, словосочетания, образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Каждое понятие обозначается не более чем 3 словами.
  • От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные, и т.д.
  • Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между явлениями или понятиями, линии могут соединяться. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, символов и рисунков.
  • В результате такой работы создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и систематизировать информацию.

(слайд) Кластер.

Например: 6 класс Урок П.18  биологии на тему "Лист-часть побега.Внешнее строение листа" . Откройте учебник на с. 42 -43 и рассмотрите схемы, рисунки. Я в это время моделирую на доске свой кластер:

Что вы, ребята, можете сказать о моём кластере?

Мнения детей о значении новых слов. 

 – Почему на кластере так много вопросов? 

Предположительные ответы детей:

вопросы подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить. 

 – Какова цель нашего урока?

Ученики – Мы должны изучить вопросы о листорасположении, о жилковании, о простых и сложных листьях…

 (я обобщаю цель урока) – Мы сегодня узнаем о листе как о важной составной части побега; познакомимся с особенностями его внешнего строения; научимся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования; а ещё мы будем формировать навыки при работе с гербарием; учиться доказывать теоретический материал – практическим. Мы продолжим развивать у себя чувство товарищества и ответственности при работе в парах.

(слайд) Перепутанные логические цепочки.

  • Например: 8 класс «Иммунитет»  
    Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»
    Я проверяю знания детей  согласно их утверждениям в результате ознакомления с вопросами перепутанной логической цепочки.
    1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты. (?)
    2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. (да +)
    3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания. (да+)
    4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ. (да +)

2 стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей,  Инсерт..

(слайд) изучение текста или его отдельных частей.

Например:  5 класс Природоведение П.45 « Шляпочные грибы». Прием "Кубик"

 Положительные стороны приема "Кубик":

  • – позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
    – создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
    – создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
  • Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
  • 1. Опиши  цвет, форму, размеры или другие характеристики шляпочных грибов.
    2. Сравни  чем отличается гриб двойник от других грибов?)
    3. Проассоциируй:  Что  напоминает шляпка гриба «Мухомора красного»?
    4. Проанализируй:  Каково строение шляпочного гриба ?
    5. Примени:  Как  правильно собирать грибы?
    6. Приведи "за" и "против" почему необходимо иметь хорошие знания сбора грибов?
  •  Перед каждым учеником я  бросаю кубик  и таким образом определяется, в каком ракурсе каждый ученик  будет  осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.  Очень эффективный вид работы с учебником при изучении нового материала.

(слайд) Приём Инсерт (insert) этот прием я стала использовать только в этом году с 5 классом. На первых уроках было трудновато, сейчас, после систематического применения его на уроках ученики стали лучше ориентироваться.

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading- осмысление
T – thinkin- выводы

Например:

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

5 класс «Звёзды на небе» ( таблица Быкова Никиты)

                V        

 если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

-

если  то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+

если то, что вы читаете, является для вас новым;

?

 если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

-звездочёт это человек, изучающий звёзды;

- группы звёзд называют созвездиями;

- самые яркие звёзды называют звёздами первой величины;

- звёзды, которые едва видны невооружённым взглядом- звёзды шестой величины;

- звёзды представляют собой раскалённые газовые тела шарообразной формы;

- звёзды находятся в постоянном движении;

- кто такой астроном?

-карты звёздного неба;

        
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
В будущем , после полного понимания техники заполнения таблицы, планирую  заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

(слайд) 3 стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

В заключении урока  я  предлагаю ученикам написать синквейн. Плакат с правилами написания вывешен на доске.

  • существительное
    прилагательное, прилагательное
    глагол, глагол, глагол
    “крылатая фраза”
    существительное или глагол
  • Синквейны. Пример тема « Птицы» 7 класс

Пингвин
Медлительный, неуклюжий
Плавает, ловит, хочет летать
"У всякой пташки свои замашки"
Птица.

Попугай
Большой, цветной
Летает, ходит, говорит
"За всеми повторяет"
Дразнит.

Сокол
Гордый, зоркий
Летает, парит, высматривает
"Выше солнца и сокол не летает"
Охотник.

Дятел
Пестрый, шустрый
Стучит, ищет, помогает
"Видна птица по полету"
Доктор.

В заключении своего выступления хочу сказать, что сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт - это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.  Подтверждением тому является качество знаний, показанное  обучающимися на ГИА  по преподаваемым  мною предметам.  В течение ГИА обучающимися  не было получено  неудовлетворительных оценок.

                    В этом году я попробовала новую технологию на своих уроках это  инсерт.  Больше внимания уделяю инсерту, т.к. мне кажется овладение в полной мере  этой методикой может положительно сказаться на качестве восприятия материала моего предмета, повысить качество и уровень подготовленности. Мне как педагогу нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления; приобретут исследовательские навыки; разовьют изобретательность и сообразительность; смогут находить нестандартные решения; научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи. В этом я вижу актуальность выбранной темы плана самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО на тему : « Технология группового обучения на уроках английского языка»

Мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи..Именно на принципе сотрудничества и строится груп...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

Выступление на  заседании МО по теме:  «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Использование интерактивных методов обучения в процессе дистанционного преподавания географии»

Выступление на заседании МО по теме: «Использование интерактивных методов обучения в процессе  дистанционного преподавания географии»...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»

Выступление на заседании МО  по теме:  «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»...

Выступление на заседании ШМО на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ» Учитель технологии Жанков В.И.

В выступление говорится о том , что деятельностный подход в обучении технологии позволяет обучающемуся занимать активную позицию,формирует культуру мышления,развивает воображения и фантазии,улучшает п...