Логико-смысловые модели – одна из эффективных педагогических технологий в условиях реализации новых образовательных стандартов.
статья на тему

Стонога Юлия Валентиновна

Современная молодежь характеризуется наличием клипового мышления. Данный тип мышления необходимо активно использовать при обучении. Помогут в обучении логико-смысловые модели. В данной работе дано описание логико-смысловых моделей, приведены примеры моделей по химии и математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логико-смысловые модели – одна из эффективных педагогических технологий в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Стонога Ю.В., КГБ ПОУ «Комсомольский на –Амуре авиационно-технический техникум», преподаватель химии

Синишина И.В., КГБ ПОУ «Комсомольский на –Амуре авиационно-технический техникум», преподаватель математики

В современном образовании традиционное обучение с использованием наиболее распространенных лекционных и опросных методов не подходит большинству обучаемых. Они по-разному воспринимают, обрабатывают, классифицируют и применяют свои знания.

Главная задача педагога – это развитие компетентности обучающихся, ее самостоятельности к самообучению и способности к применению полученных

знаний. Эффективными средствами, помогающими решать поставленные    задачи, являются наглядные и интерактивные средства обучения. Одним из таких средств является логико – смысловая модель (ЛСМ).

В данной модели прослеживается одна из особенностей мышления наших студентов- это клиповое мышление.

Как правило, под этим определением понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа.

Слыша слово «клип», мы, чаще всего, соединяем его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка».

Первоначально СМИ выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста.

Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего.

Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Существует несколько мнений и о пользе и вреде клипового мышления.

Отрицательные моменты

Положительные моменты

1. Окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, частей, осколков информации.

1. Клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит за день человек, плюс «всемирную свалку» Интернет, то нет ничего удивительного в том, что его мышление меняется, подстраивается, адаптируется к новому миру

2. С глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся темпом обмена находится быстрое и простое решение сложных задач: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, а затем прочитать «Войну и мир», когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа

2. Клиповое мышление — это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра

3. Клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала

3. Клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности

4. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда

4. Великий классик Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать»

Список можно продолжить, ясно одно, клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних познавательных навыков за счет других.  И использовать положительные направления этого мышления надо максимально выгодно.

Помогут в этом логико-смысловые модели обучения.

В основе логико – смысловой модели лежит опорно – узловая система координат кругового типа. В центре системы координат помещают объект исследования (тему занятия, название раздела, проблему). Затем определяются основные направления темы, которые рекомендуются разбить на части, выделяются дополнительные подразделы (главы). Из каждой части выбираются ключевые понятия, которые фиксируются в узловых точках модели, называемых координатами.

Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит два компонента: смыслового – в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов и логический – в виде системы расстановки координат и узлов.

Достоинством ЛСМ является то, что она позволяет представить элементы учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести анализ изучаемого объекта. Применение ЛСМ будет уместно практически на любом этапе урока и на уроке любого типа.

При изучении нового материала можно предложить студентам готовую ЛСМ, которая может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание студентов на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах.

На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться,

уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки обучаемых и на

основе ранее усвоенных знаний и умений.

ЛСМ, отражающая алгоритм решения какой-то типовой задачи будет полезна на уроке формирования умений и навыков.

Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках, при подготовке к контрольным работам, практическим и лабораторным работам, а также при подготовке студентов к экзаменам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом.

Алгоритм составления логико – смысловых моделей

1.Определенить объект исследования или изучения.

При этом не всегда удается следовать технологии, т.е. распределить материал по направлениям, т.е. существует эффект упрощения ЛСМ. В некоторых ситуациях возможно и усложнение схемы.

2.Опеделить количество направлений.

 Здесь возможен творческий подход, что особенно ценно в применении технологии деятельностного подхода в обучении.

3.Определить узловые элементы.

ЛСМ удобны – наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания учебного материала студентами, формализуют его запись, дают алгоритм изучения, развивают творческое воображение.

При работе с ЛСМ форма работы со студентами может быть индивидуальной, при работе в группах, а также при дифференцированном обучении (рис.1).

Пример ЛСМ по математике представлен ниже (рис 2).

Рис. 1. - Методика составления логико – смысловой модели

 

Рис. 2. – Логико –смысловая модель по теме «Тригонометрические функции»

Одной из форм реализации логико-смысловых моделей является применение на занятиях инструкционных карт различного содержания.

Инструкционная карта – это средство организации самостоятельной работы учащихся, включающее, помимо содержания, указания и положения о правилах выполнения работ.

В период изучения нового материала, когда у студентов еще отсутствуют умения и навыки, когда все изучаемое является новым, непонятным, они нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.

После овладения основными знаниями и умениями, в период, когда обучающиеся начинают выполнять практические или проверочные, или самостоятельные работы, когда они отрабатывают технологическую последовательность операций, расчетов, необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала. Наоборот сверка с информацией на инструкционной карте позволяет студенту сверять правильность своих действий, расчетов. Это способствует закреплению самостоятельности и повышению успешности в результате своей работы.

Наибольший эффект даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого студента на рабочем месте. Это позволяет ему многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Основные компоненты инструкционной карты рассмотрим на примере карты «Уравнения химических реакций» - рис. 3.

1. В центре располагается обобщающий признак (Уравнения химических реакций)

2. Выделены системные блоки

3. В каждом блоке прописан алгоритм действий.

Одна карта может применяться на нескольких занятиях (данная карта используется на 4 теоретических занятиях, 3 практических работах, 1 самостоятельной и 1 контрольной работе). Это позволяет не перегружать студента информацией и способствует закреплению навыка составлять уравнения химических реакций.

Рис. 3. – Инструкционная карта по химии «Уравнения химических реакций».

Следующая инструкционная карта «Решение задач» (рис.4) неоднократно используется студентами в течение всего I семестра для решения разного типа химических задач.

Инструкционная карта может быть использована на различных этапах урока:

а) при актуализации знаний (работа студента у доски, пока проводится устный или фронтальный опрос группы)

б) при изучении нового материала

в) при закреплении изученного материала.

Рис. 4. – Инструкционная карта по химии «Решение задач».

В качестве заключения хотелось бы отметить:

Совместная работа над ЛСМ способствует активации коммуникативно- деятельностного подхода в обучении. Благодаря наглядности и логичности при представлении материала моделями, большинство студентов, даже имея различный уровень обученности, могут продемонстрировать свои знания и умения, что стимулирует развитие успешности обучаемого на занятии.

Список использованной литературы:

  1. Прорывные технологии: Методическое пособие /Авт.-сост. Т.И. Фисенко.- Хабаровск: ХК ИРО, 2013.
  2. Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем: Пособие-хрестоматия для учителя / Сост. Фисенко Т.И./ под ред. Л.П. Мошейко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2011. – 60 с.
  3. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/05/29/instruktsionno-tekhnologicheskie-karty-kak-sredstvo-organizatsii
  4. http://klevoz.ru/nuda/ispolezovanie-logiko-smislovih-modelej-kak-sredstvo-povisheniy/main.html
  5. http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/8011/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Коммуникативная культура педагога и ее структураПедагогический такт.Управление общением....

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов

В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...

Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов

Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю  в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока....

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»

laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...