Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях реализации новых образовательных стандартов.
материал по теме

Трошина Татьяна Африкановна

 

Коммуникативная культура педагога и ее структура

Педагогический такт.

Управление общением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

на тему:

«Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях ведения  новых образовательных стандартов.»

Выполнил: учитель математики МБОУ СОШ №8

Трошина Т. А.

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Коммуникативная культура педагога и ее структура.

Управление общением.

Педагогический такт.

Заключение.

Список использованных источников.

Цель: раскрыть сущность коммуникативной культуры педагога, выявить основные ее составляющие, исследовать методы развития.

Задачи: изучить основные средства общения, рассмотреть особенности педагогического общения, его функции, виды; проанализировать структуру и стили педагогического общения, воздействующие на коммуникативные процессы.

ВВЕДЕНИЕ

        

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать.

Компетенция, профессионализм, мастерство, успешность профессии- эти и многие другие понятия педагога широко исследуются в современной науке. Выделяется много параметров, определяющих работающего в школе. Это- и умение учителя решать профессиональные проблемы связанные с изучением предмета, и организация эффективного взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса. Коммуникативная культура   учителя в профессиональной сфере выступает  одним из основных  требований к  личности педагога. Формирование готовности к диалогу и способности вести диалог выступает важной педагогической проблемой и основным способом деятельности педагога. Формирование базовых основ педагогической коммуникации дает возможность педагогу быть успешным в собственной деятельности, осознать личность ребенка во всех ее проявлениях. Это обусловлено  тем, что педагог, вступая в коммуникацию с обучающимся, устанавливает личные контакты с ним, осознавая его проявления, может стать на позицию собеседника  и  понять  характер     его   поведения.  Коммуникация позволяет не только понять модель внутреннего мира собеседника, но и перестроить ее, опосредованно влиять на поведение. Учитель, овладевший   коммуникациями,  решает многообразные    задачи:    открывает  творческие  способности, формирует активную позицию учащегося. Духовное   богатство   личности   зависит   от многообразия межличностных взаимоотношений и от уровня коммуникативной культуры   обучающихся. Коммуникативная культура - составная часть педагогической культуры учителя, как ведущее требование современного образования.

II. Коммуникативная культура педагога и ее структура.

Коммуникативная культура педагога – это совокупность приемов и умений, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, в данном случае – педагогическом. Е.В.Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента:

- конструктивный,

- организаторский,  

- коммуникативный.  

Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в  различные виды  деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. В силу этого в структуре педагогической деятельности  выделяют и  контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент. 

Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный  стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.  

Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. 

Структурными компонентами педагогической техники являются:
- коммуникативные умения учителя;

- диагностические умения (определение общей способности группы и

индивидуальных способностей учащихся, прогнозирование результатов;
- психолого-методические умения;

- организаторские умения;

- гностические умения (умения передавать знания);

- исследовательские умения;

-творческие умения.   

Составной частью коммуникативной культуры является самообразовательная работа педагога.   

Утверждение  К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в  современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь  поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он  лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и  образованием».  

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и  источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

III. Управление общением.

Управление общением. На этом этапе педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонения от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.
       Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.
На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.
      Для организации педагогического общения важно представит, каковы его логика и технология.
Проектирование (моделирование) общения ↓
Анализ педагогической ситуации ↓
Постановка целей ↓
Конкретизация целей в задачах ↓
Выбор методов, средств, содержания ↓
Прогнозирование результатов.

Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Содержание общения составляет обмен информацией, но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. В этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач.
Общение выступает в четырех аспектах:
как средство решения учебных задач;
как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
как способ организации взаимоотношений преподавателей и учеников в котором сочетаются обучение и воспитание;
как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующую структуру педагогического общения, органично связанную с творческой работой преподавателя.
Этапы педагогического общения:
Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
педагогическим целям и задачам;
общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
творческой индивидуальности самого педагога;
индивидуальным особенностям учащихся
предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:
конкретизация спланированной модели общения;
уточнение условий и структуры предстоящего общения;
осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к уроку, существует ряд социально-психологических требований к ней:
становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия учащимися;
создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;
управление познавательной деятельностью учащихся
единство делового и личностного аспектов;
целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений.

Важной задачей педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения с учащимися. Его выработке способствуют такие приемы: включение учащихся в начальные формы исследовательской деятельности;
создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации учащихся, участие в конференциях, лекциях, выступления в печати и т.д.;
совместная практическая работа
совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах; участие преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы»).
Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению..
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Общение на основе дружеского расположения.
Общение - дистанция.
Общение - устрашение.
Общение - заигрывание.
Общение - превосходство.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
МОДЕЛЬ 1 - «СОКРАТ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
МОДЕЛЬ 2 - «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
МОДЕЛЬ 3 - «МАСТЕР». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
МОДЕЛЬ 4 - «ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает , что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
МОДЕЛЬ 5 - «МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
МОДЕЛЬ 6 - «ТРЕНЕР». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
МОДЕЛЬ 7 - «ГИД». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.

Педагогический такт.

Такт – это чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. В деятельности педагога важную роль играет такт вообще и психологический такт в особенности.
Психологический такт, с одной стороны, характеризуется как профессиональное качество педагога, а с другой –как целесообразное общение с учащимися.  Условием тактичного поведения педагога является его умение уважительно строить взаимоотношения с учащимися.
Наиболее существенными признаками психолого-педагогического такта являются:
- человечность.

- учет субъективных состояний учащихся.

- требовательность без грубости и мелочной придирчивости,

- умение слушать учащихся, не выражая безразличия или своего

превосходства.

- общение без раздражительности,

- простота общения, но не допускающая панибратства,

- объективный подход к оценке ответов учащихся,

- юмор без насмешливости.

Педагогический  такт -  интуитивное чувство меры, помогающее   дозировать  воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика  поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости  от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.   

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и  профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический  такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога,  где крайне важны особая внимательность и справедливость.   

Педагогическая справедливость - своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты,  принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п. Справедливый учитель-это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности,  доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств. 

В.А.Сухомлинский писал: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости  знать духовный мир каждого ребенка».  В.А.Сухомлинский считал педагогический такт важным условием учебно-воспитательного процесса. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике.

Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
«Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант  самого В.А.Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.


                                               
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система образования в нашей стране – это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны. Эти условия объективно порождают необходимость решения проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста в контексте личности и деятельности педагога, его самоопределения в общей и профессиональной культуре.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления.
Профессионально-коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, может привести будущего учителя к осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе и личностно-профессиональному совершенствованию с учетом параллельного овладения студентами технологиями обучения, воспитания, развития, управления, коррекции как системой педагогических знаний и способов деятельности, обеспечивающих процесс целесообразных отношений учителя и учащихся.
Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Введенский В. Н. Профессиональная компетентность педагога. – Санкт – Петербург, Просвещение, 2004.- 158с.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 2005. – 380 с.

3.  История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII вв. /Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1997. - Ч. 1. – 416 с.
4.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев 1969, с.83

5. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999 – 401с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов....

Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов

В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...

Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов

Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю  в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока....

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...