Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов
статья по географии (5 класс) на тему

Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю  в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudenko.otsenivanie_na_urokah_geografii.docx108.42 КБ

Предварительный просмотр:

Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии  в условиях реализации новых образовательных стандартов.

                     Учитель географии МБОУ «СОШ № 5» п. Айхал.

Стремительные изменения, происходящие в  современном обществе,  вызывают  необходимость преобразований в методике   преподавания географии. Приоритетным направлением    школьного географического образования становится формирование у обучающихся  соответствующих  компетентностей. Цель процесса формирования географической компетентности – воспитать средствами данного предмета деятельную, самостоятельную, конкурентоспособную, готовую к непрерывному образованию личность.  В  процессе обучения школьник должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность. Новые образовательные стандарты (ФГОС) задают  и новые методологические основы оценки достижения результатов: от оценки достижений  - к оценке эффективности деятельности.

            Основные особенности новой системы  заключаются в критериальной оценке  планируемых результатов:  предметных, метапредметных, личностных, в комплексном и уровневом подходе в контроле и оценивании. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях), прозрачность.

Уже на первых уроках  начального курса географии  пятиклассники приобретают навыки оценивания, которые в  последующем  закрепляются.

На уроке « Науки о природе» для оценивания умений определения объектов  живой и неживой природы, приобретенных на предыдущем занятии, предлагаю пятиклассникам разгадать кроссворд, работая в группах. Критерии оценивания  своей работы они разрабатывают сами. Я лишь направляю и корректирую. (6 вопросов).  Критерии оценивания данного задания: правильность выполнения задания – 6 баллов,  активная работа в группе – 1 балл, скорость выполнения – 1 балл, всего  – 8 баллов.

На следующем этапе урока при самостоятельном получении новых  знаний об естественных науках (физики, химии, астрономии, экологии) учащиеся  выполняют задание в рабочей тетради и оценивают результаты по заданным критериям. Определения астрономии, физики, химии. Правильность выполнения задания – 4 балла. Аккуратность – 1 балл. Скорость – 1 балл. Всего – 6 баллов.

На этапе первичного закрепления знаний пятиклассники выполняют задания, требующие осознанного понимания приобретенных знаний. «Знания каких наук использует в своей работе агроном, путешественник…» Обсуждение в группах  позволяет оценить правильность ответов по заданным критериям.

По завершении работы учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов, полученных на всех этапах урока, и оценивают свою деятельность. Шкала перевода баллов в оценку: 24 – 22 балла – «5»; 21 – 17 баллов – «4»; 16 – 10 баллов – «3».   Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов.

Необходимо формировать у обучающихся навыки оценивания и самооценивания всех видов деятельности. Поэтому пятиклассники  оценивают свою работу в группе и работу группы по заданным критериям. Как работала группа: совместно выполняли задания – 5 баллов;  не все были активны - 4 - 3 балла; работа не дала ожидаемых результатов - 2  балла.

Технология осуществления критериального подхода к оцениванию  предполагает деление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Для каждого смыслового блока определяются четкие требования к знаниям и умениям учащихся.

Для формирования у  учащихся навыков оценивания я использую индивидуальные маршрутные листы, содержащие возможность самооценки смысловых блоков по эталону. Например, по теме « Великие географические открытия»:

Маршрутный лист

   Ученика (цы)__________класса           Фамилия, имя_________________________________________

Этапы урока

Баллы

1 Этап: « Определи тему урока»

Корабли бороздят океаны                                                                           
Взад-вперед, в каждом месте Земли. 
В Заполярье и в жаркие страны 
Свой маршрут проложили они. 
В наше время достигнуто это, 
А четыре столетья назад 
Люди тщетно искали ответа, 
Где находится рай, а где - ад.               Ответ:______________________

     1 балл

Итог____

2 Этап «Слова-помощники»

-Узнаем:

     1 балл

Итог____

З.  Этап «Методы исследования»

1. Определи метод исследования.

 

2. Кто пользовался этим методом исследования?

1 балл

1 балл

Итог____

4 Этап «Географические открытия» (стр. 30 – 33)

Фамилия путешественника

Географические открытия

2 балла

5 Этап «Собери пазлы»

1.Фамилия путешественника.

2. Маршрут путешествия.

1.Фамилия путешественника.

2. Маршрут путешествия.

1 балл

1 балл

Итог_____

6 Этап «Найди соответствие»    

Стрелками укажите, кому из путешественников принадлежат перечисленные открытия:

Христофор Колумб                            Первым побывал в Австралии

Фернан Магеллан                               Открытие Антарктиды

Виллем Янсзон                                   Первое кругосветное плавание.

Беллисгаузен, Лазарев                       Открытие Америки.

4 балла

Итог____

Подведение итогов

12-11 баллов - «5»          10- 9 баллов - «4»          8-6  баллов -  «3»

Ваша сумма баллов____                          Оценка____

 

 

 Маршрутный лист позволяет обучающимся оценить все этапы урока: целеполагание, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, первичное закрепление, рефлексию и оценить свою деятельность. Критериальное оценивание позволяет учащимся увидеть свои «реальные» оценки.

Постепенно учащиеся приобретают опыт оценивания, определения критериев оценки. Этот процесс увлекает. Ученик стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Таким образом, он превращается в равноправного участника процесса обучения.

Самооценку своей деятельности учащиеся осуществляют на этапе рефлексии с использованием карточек: синий цвет карточки – «я работал (а) отлично», красный – «я могу работать лучше». Это формирует умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. В дальнейшем критерии самооценки можно усложнить.

Творческие задания  пятиклассники оценивают в группах или классом. Например, при оценке плакатов «Берегите воздух»  пятиклассники определили приоритеты в оценке: содержание и  аккуратность, а не умение хорошо рисовать. Постепенно приобретаемые навыки оценивания позволяют адекватно оценивать деятельность одноклассников, а не «по - дружески».

В практической работе  оценка  ставится за умение применять знания на практике. Самооценку  учащиеся проводят по понятным им критериям. Например, критерии оценивания к уроку географии в 5 классе по теме «Ориентирование».

- Я умею определять направления сторон света по приметам.

- Я умею пользоваться компасом.

- Я  умею определять азимут.

- Я умею читать план местности.

- Умею ориентироваться с помощью компаса.

Оценивание на  каждом этапе урока позволяет учащимся увидеть, из чего складывается итоговая оценка. Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.  Главное  достоинство системы оценки  в  соответствии  с  ФГОС в том, что вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Литература

1.ФГОС основного общего образования: приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

2.Формирование метапредметных умений средствами школьной географии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов на Дону: Издательство РО ИПК и ПРО, 2011

3.Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. Москва.  Педагогический университет. «Первое сентября» 2013г.

4.Розанов Л.Л. Географическая компетентность выпускника школы – концептуальная основа среднего географического образования. / Электронный ресурс: http:geo.1 sentember.ru

 5. Сухоруков В. Д. Основы теории и методики обучения географии: Учебник. СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2010.

Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/11/19/kriterialnoe-otsenivanie-kak-sposob-razvitiya-funktsionalnoy 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов

В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...

«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г

Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...

статья Интегрированный урок-экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по немецкому языку в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Интегрированный урок немцкого языка может рассматриваться как один из возможных путей освоения культурного наследия города Санкт-Петербурга учащимися, что является фактором расширения культурного прос...

Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС

Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОСОценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Уч...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...