Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»
рабочая программа по русскому языку на тему

Авдеева Любовь Ивановна

 В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения», интегративный прием «Словарная карта») могут быть использованы не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках, где предполагается работа с текстом. Результаты исследования могут найти применение при формировании метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС.

Требования к результатам обучения, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом, вызвали в педагогическом сообществе   необходимость в существенном изменении содержания обучения, направленных на повышение качества образования. Достижение высоких показателей качества образования может быть достигнуто на основе использования принципа метапредметности. Метапредметный подход позволяет обеспечить преемственность всех ступеней образования, сформировать целостную личность учащегося, реализовать его способности в быстро меняющемся современном мире.

Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике. Несомненно, метапредметные результаты обучения универсальны, так как их основу составляют общеучебные умения, формируемые в результате учебной деятельности на всех уроках, а также в результате внеурочной деятельности.

На наш взгляд, универсальным средством формирования метапредметных результатов обучения должна стать работа с текстом, который в силу своих лингвистических особенностей выступает наиболее эффективной дидактической единицей для формирования универсальных учебных действий в процессе обучения. Исследовательское внимание к тексту не только как средству формирования ценностных ориентаций личности, но и метапредметных результатов обучения  обусловлено реализацией запроса государства и общества на духовно и нравственно богатую личность со сложившимся мировоззрением, соответствующим «современному уровню развития науки и общественной практики», способную анализировать современную ситуацию в стране и мире, осознавая при этом своеобразие и ценность национальной культуры, русского языка, занимая активную гражданскую позицию. 

В настоящее время существует серьезная проблема в процессе формирования грамотности чтения как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Педагоги отмечают не только низкий уровень чтения учащихся (скорость чтения), но и серьезные затруднения, связанные с пониманием лексического значения слов, понимания и осознания текста в целом, следовательно, неспособность запомнить текст и воспроизвести его, обозначить проблему, ответить на вопросы к тексту и т.п.

Не случайно разработчики стандартов второго поколения обратили особое внимание на формирование такого универсального учебного действия, как смысловое чтение

В Концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Развитие способностей смыслового чтения помогает ученику овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления, а в результате способствует продуктивному обучению.

Цель данной программы – достижение метапредметных результатов обучения на основе развития навыков смыслового чтения и работы с текстом в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

1.     Реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС

2.     Обеспечение взаимосвязи содержания учебных предметов и достигаемых в процессе обучения предметных и метапредметных результатов при работе с текстами из различных областей знаний

3.     Создание банка типовых заданий для оценки уровня сформированности навыков смыслового чтения

4.     Создание банка образовательных технологий деятельностного типа, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ОП НОО и ОП ООО согласно требованиям ФГОС.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...

Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г

Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...

Экскурсии на предприятия и в научные лаборатории как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Учебные или познавательные экскурсия в научные лаборатории или на производство являются составной частью учебно-воспитательного процесса, чаще всего организуются и проводятся учителями-предметниками с...

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ» (Авдеева Л.И., 2016г)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»Цель данной программы – достижение метапредметных результатов обучения на ос...

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

В статье  автор акцентирует внимание на  ФГОС второго поколения, в основу которых  положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...