Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Авдеева Любовь Ивановна
Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Задачей современного урока является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребёнка решать при помощи языковых средств те или иные коммуникативные задачи в различных ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию. Поскольку основной единицей общения является текст, то именно он выступает в качестве единицы обучения. Таким образом, становится основополагающим принцип текстоцентризма - признание текста в качестве важнейшей единицы в обучении не только русскому языку и литературе, но и другим учебным предметам. Текстоцентрический принцип позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе: формируется коммуникативная компетенция, развиваются универсальные способы мыслительной деятельности, воспитывается любовь к литературе, к родине, происходит усвоение духовной культуры, и, в конечном итоге, у ученика происходит формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. С введением ФГОС формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД) были определены как важнейшие задачи, обеспечивающие школьникам, осваивающим русский язык и литературу, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В условиях модернизации школьного образования все большая роль отводится русскому языку как метапредмету. Родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности; родной язык - это условие успешного обучения в школе, в вузе, важнейшее условие овладения профессиональными навыками; родной язык - это основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Задача современной школы – подготовить ученика к активной и плодотворной жизни в обществе, формируя умение решать целый ряд коммуникативных задач, используя необходимые для конкретной речевой ситуации языковые средства. Отдельной проблемой становится работа с текстом. Известно, что навыки, полученные учеником при работе с текстом на уроке русского языка, должны стать основой работы с текстом на других уроках, связанных с пониманием и переработкой текстов. Таким образом, существует метапредметный потенциал для развития УУД. Русский язык, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным предметам, обладает уникальными возможностями для формирования метапредметных результатов обучения, и особую роль здесь играет работа с текстом, которая должна быть организована учителем в соответствии с целями и задачами достижения метапредметных результатов обучения. Старания учителя должны быть направлены на конкретный результат - на практическое владение речью, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи). Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности, также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Но самое главное – учить детей использовать полученные знания, навыки и умения при выполнении практических заданий, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата. Под влиянием изучения русского языка и литературы, учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, обществознанию, биологии, экономике, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются крепкие связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы. Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебни¬ка от параграфа к параграфу, не может обеспечить достижения метапредметных результатов даже при грамотной организации учебного процесса. От педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структурированию, ранжированию, а также проектированию приемов современных образовательных технологий. При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно, не заучивать наизусть тексты, не подбирать ответ из уже ранее изученного материала, а самостоятельно создавать продукт мыслительной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Экскурсии на предприятия и в научные лаборатории как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Учебные или познавательные экскурсия в научные лаборатории или на производство являются составной частью учебно-воспитательного процесса, чаще всего организуются и проводятся учителями-предметниками с...

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ» (Авдеева Л.И., 2016г)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»Цель данной программы – достижение метапредметных результатов обучения на ос...

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

В статье  автор акцентирует внимание на  ФГОС второго поколения, в основу которых  положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...