Экскурсии на предприятия и в научные лаборатории как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
презентация к уроку по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Учебные или познавательные экскурсия в научные лаборатории или на производство являются составной частью учебно-воспитательного процесса, чаще всего организуются и проводятся учителями-предметниками с целью закрепления теоретических знаний по учебному предмету. Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку  оказывает  большое  влияние  на формирование  интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфически организованный урок, и его эффективность значительно  возрастает,  если  подготовить  экскурсовода,  тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экскурсии на предприятия и в научные лаборатории как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Яковлева Татьяна Юрьевна ГБОУ СОШ № 377 Санкт-Петербург

Слайд 2

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» Д. Дьюи Эссе о значении включения в программу занятий со школьниками экскурсий в различные организации. Учебные или познавательные экскурсия в научные лаборатории или на производство являются составной частью учебно-воспитательного процесса, чаще всего организуются и проводятся учителями-предметниками с целью закрепления теоретических знаний по учебному предмету. Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфически организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.

Слайд 3

Применяемые автором формы деятельности Вводные, теоретические, практические, занятия ознакомления, повторения, обобщения полученных знаний, беседа, занятия с игровым элементом,комбинированные занятия, конкурсы и выставки, прогулки. Формы организации деятельности: -Фронтальная (все дети одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога); -Индивидуальная (самостоятельная работа ребенка при выполнении индивидуального задания); -Коллективная (дети выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь); -Групповая (для выполнения работы дети объединяются в малые группы).

Слайд 4

Цели и задачи работы Цели экскурсий :- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся; -воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников; -воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений; - воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом; -расширение кругозора учащихся; -осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков. Задачи: - познакомить обучающихся с деятельностью городских организаций и ведомств; - обеспечить социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - обеспечить гражданско-патриотическое воспитание обучающихся; - формировать общую культуру обучающихся. Для возрастной категории 14-18 лет: - создать условия для профессионального самоопределения обучающихся; - формировать профессиональную ориентацию обучающихся.

Слайд 5

Актуальность. Организация экскурсий для школьников уже давно является вспомогательной формой образования учащихся. Комплексные учебно-тематические экскурсии неразрывно связаны с формированием познавательного интереса учащихся и, безусловно, способствуют более глубокому освоению учебного материала. И сегодня эти экскурсии как никогда актуальны.

Слайд 6

Классификация экскурсий • учебные или познавательные экскурсии (тематические, комплексные, профессиографические) на предприятия, в научные лаборатории, учреждения и фирмы в рамках предпрофильного и профильного обучения с целью закрепления общих теоретических знаний по выбранной специальности. • культурно-досуговые экскурсии в учреждения или на объекты истории и культуры с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся. • ознакомительные обзорные экскурсии абитуриентов (старшеклассников) по объектам учебного заведения. Сластенин В.А. в учебном пособии «Педагогика» характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.».

Слайд 7

Необходимо соблюдать определенный порядок подготовки к экскурсии: 1. Определить конкретные учебные цели экскурсии - что именно показать учащимся в течение часа на данном объекте. 2. Выбор предприятия (организации), на которое будет проведена экскурсия. 3. Знакомство с ответственным лицом на данном предприятии, специалистом-профессионалом в своей отрасли, которое проведет часовую экскурсию с учащимися. Учителю желательно объяснить ему цель экскурсии, дать краткую характеристику данного класса (т. е. как учащиеся воспринимают теоретический материал, уровень их интеллекта, степень знаний по данному профилю и т. д.); что конкретно интересует обучающихся в данной экскурсии; что надо показать и о чем поговорить; конкретные сроки и время проведения экскурсии. 4. Узнать о пропускном режиме на данном предприятии. Договориться о пропуске на объект учащихся по списку с указанием количества людей, их фамилий, заверенный администрацией учебного заведения и согласованный с администрацией предприятия. 5. Ознакомление с маршрутом следования до предприятия.

Слайд 8

6. Предварительная работа с учащимися. Классному коллективу необходимо поставить конкретную цель экскурсии: что они должны увидеть и услышать, на что особо обратить внимание во время экскурсии. Обязательно (возможно, под запись) определяется задание учащимся, а по возможности - их микрогруппам (по уровню усвоения теоретических знаний). После проведения экскурсии в обязательном порядке классный руководитель (учитель-предметник) должен проверить уровень усвоения практических знаний во время экскурсии и качество выполнения практического задания. Проведение собеседования с учащимися о поведении на улице и на предприятии. Проведение беседы (возможно, под расписку в специальном журнале) по технике безопасности во время переездов (переходов) до предприятия и на предприятии. Педагог кратко характеризует особенности данного объекта и информирует обучающихся о соблюдении конкретных мер безопасности именно на данном объекте (в производственном цехе, отделе, фирме). 7. Оформление необходимой документации. Для организованной учебной экскурсии в обязательном порядке издается приказ по учебному заведению с указанием сроков и цели экскурсии, объекта, класса и ответственных лиц и т. д.

Слайд 9

На предприятии В условленное время вас ожидает ответственное лицо от предприятия, помогает пройти на объект. Проводится ознакомительная беседа: знакомство с ответственными лицами производства, еще раз объясняется техника безопасности, кратко ставится задача перед учащимися - что и где посмотреть, можно ли прикасаться руками и т. д. Продолжительность экскурсии не должна превышать 1 часа или 1 часа 15 минут. В противном случае внимание обучающихся рассеивается и эффективность экскурсии снижается. Содержание самой экскурсии сугубо индивидуально! В общих чертах - на производстве необходимо рассказывать учащимся только о том, что им уже известно из теории.

Слайд 10

На действенность экскурсии влияет ряд факторов: ● содержание; ● методика и техника ведения;● знания педагога; ● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;● условия проведения экскурсии. Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся, а также подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. 1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий. 2. Изучи место, куда ведешь экскурсию. 3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы. 4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегай длинных объяснений. 6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать. 7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут. 8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их, всем должно быть видно. 9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать. 10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала. Исходя из всего выше сказанного, следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Слайд 11

6 Методы диагностики образовательного результата Форма промежуточной аттестации : выставка рисунков, фото-, видеоотчет, публикация сочинений/эссе, презентации. Форма итоговой аттестации: защита проекта. Для каждого вида аттестации разрабатывается свой способ оценивания работ по баллам.

Слайд 12

7 Перспективы развития экскурсионной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора. Ожидаемые результаты Осознанное активное участие в экскурсионной жизни большинства обучающихся, сформированная учебная мотивация, ориентация на здоровый образ жизни, осознанное желание участвовать в подготовительной работе к экскурсиям, подготовка материала к заочным экскурсиям. С каждым годом количество учащихся, вовлеченных в экскурсии, увеличивается. Администрация школы выделяет 4 экскурсионных дня в году, когда все классы не учатся в здании школы, а ездят на экскурсии.

Слайд 13

Результатом реализации может стать: -создание условий для приобретения общественного, социального опыта,коммуникативной культуры; -осуществление преемственности между средним и старшим звеном школы; -сплочение детского коллектива, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самобытности личности ребенка, формирование духовно-нравственных ценностей посредством игровой практики; -привлечение внимания родителей к проблемам воспитания обучающихся и организации досуга детей; -привлечение к воспитательной работе в школе родительского актива.

Слайд 14

Спасибо за внимание! Фотографии автором сделаны при посещении лаборатории Политехнического университета в Санкт-Петербурге. Мой электронный адрес: yakovtat@yandex.ru Использованные материалы: http://sch1989uv.mskobr.ru/files/Programma_dopolnitelnoj_aktivnosti_uchashhihsja_Jekskursii_v_gorodskie_organizacii_i_vedomstva1.pdf http://www.school-essays.info/ekskursiya-na-predpriyatie-so-shkolnikami/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

В статье  автор акцентирует внимание на  ФГОС второго поколения, в основу которых  положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"

laquo;Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения?Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у ве...

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельностькак способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС...