Возможности использования городских садов и парков в экологическом и патриотическом воспитании школьников.
статья по биологии на тему

Тимофеева Ирина Николаевна

                                                                                         “…нужда в садах и особенно 

                                                                                           парках как никогда прежде

                                                                                           исключительно велика. Это

                                                                                           вопрос здоровья физического

                                                                                            и нравственного».

                                                                                                                       Д.С. Лихачев         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования городских садов и парков в экологическом и патриотическом воспитании школьников.

                                                                                         “…нужда в садах и особенно  

                                                                                           парках как никогда прежде

                                                                                           исключительно велика. Это

                                                                                           вопрос здоровья физического

                                                                                            и нравственного».

                                                                                                                       Д.С. Лихачев        

         Сегодня никого не нужно убеждать в том, что для воспитания патриота, достойного гражданина своей страны необходимо как можно шире использовать краеведческий материал, ведь любовь к Родине начинается с любви  к своему дому, улице, городу…  Санкт-Петербург – уникальный город не только по роли, которую он играл играет в истории нашей страны, в истории культуры, но и потому , что он, по сути своей, является музеем под открытым небом: столько удивительных архитектурных ансамблей, столько имен выдающихся государственных деятелей, поэтов, музыкантов, художников, ученых связаны с этим городом. Петербург по праву можно назвать и музеем садово-паркового искусства: здесь представлены все основные стили паркостроения, некоторые парки  являются шедеврами мирового значения. Но «... потеряли русские любовь к скульптуре и садовому искусству. И сколь многое погибло и погибает, благодаря этому равнодушию», - писал В.Я.Курбатов в 1911году. Что же говорить о состоянии парков Санкт-Петербурга сегодня?! Корни этого равнодушия в невежестве, ведь большинство горожан плохо знакомо с садово-парковым искусством, историей паркостроения.

        В условиях большого города, каким и является Санкт-Петербург, формирование экологической культуры (в самом широком смысле) невозможно без непосредственного контакта с природой, которая и представлена у нас в садах и парках. Решение же экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние окружающей среды. Экология как обязательный предмет может решить многие задачи, но изменения, которые происходят в нашей стране, требуют от учителя пересмотра многих взглядов на образование, поиск новых технологий обучения, создание совершенно новых интегрированных курсов. Элективный курс "Сады и парки Санкт-Петербурга"является именно  интегрированным, он включает в себя и исторические, и краеведческие, и искусствоведческие, и биологические понятия, так как любой парк, сад, сквер являются и природными объектами, и явлениями культуры. Цель этого курса - углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией и историей родного края. Изучая этот курс школьники смогут пополнить и уточнить свои знания о растительном и животном мире , а также познакомиться с историей Санкт-Петербурга, так как парки являются произведениями творческого труда человека, создавались в определенную эпоху, естественно, несут на себе след своего времени, особенности культуры той или иной поры. Содержание программы курса составляют следующие темы:

1.Введение - 1час

2 Сады и парки нашего города в 1половине XVIII века. Регулярный стиль паркостроения, его эволюция - 19часов

3.Сады и парки Петербурга во 2 половине XVIII, начале XIX века. Возникновение  и развитие пейзажных парков - 14 часов.

4.Садово - парковое искусство в Петербурге - Петрограде во 2 половине XIX, начале XX века -16 часов

5.Парки, появившиеся в Ленинграде. Сады и парки Санкт-Петербурга сегодня - 18 часов.

    Изучение любого раздела желательно начинать с экскурсии по парку, который создавался в ту эпоху, о которой идет речь в данной теме. Конечно, основной формой обучения является урок, но экскурсиям, самостоятельным работам учащихся  придается очень большое значение ( на это отводится 50% учебного времени), так как только в процессе рассматривания изучаемых объектов в естественной обстановке, в процессе выполнения посильной работы по благоустройству парков у школьников могут правильно сформироваться необходимые представления и понятия. Результаты своих наблюдений учащиеся могут отражать в фенологическом дневнике, серии рисунков, фотографий, других работах, носящих творческий характер, что будет способствовать развитию у школьников способностей, самостоятельности, а также умению работать в коллективе.

        Подобный элективный курс может быть использован не только в Петербурге, но и в других городах России. В зависимости от особенностей садов и парков населенного пункта могут меняться основные темы, характер их изучения, но тематика занятий обязательно должна отражать эволюцию стилей паркостроения, а также давать возможность детям наблюдать изучаемые объекты и явления в естественной природной обстановке.

  Конечно, изучение садов и парков не может являться панацеей от всех бед, но, тем не менее, вполне может внести свою лепту в патриотическое и экологическое воспитание школьников, может способствовать развитию творческих способностей детей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование краеведческого материала в патриотическом воспитании школьников

школьное краеведение с точки зрения использования в преподавании курсов истории  и обществознания в 5-6 классах...

Патриотическое воспитание школьников с использованием государственных символов России и Ростовской области.

Статья в сборнике статей и методических материалов "Эффективный педагогический опыт". Ростов н/Д - Гуково. 2010....

Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников

2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...

«Использование средств ИКТ в патриотическом воспитании школьников»

Патриотическое воспитание это всегда актуально.Статья написана исходя из опыта работы....

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».

Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...