Патриотическое воспитание школьников с использованием государственных символов России и Ростовской области.
статья по истории на тему

Ирина Александровна Калашникова

Статья в сборнике статей и методических материалов "Эффективный педагогический опыт". Ростов н/Д - Гуково. 2010.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое

воспитание школьников

с использованием государственных

символов России

 и Ростовской области

         

         

             Учитель истории

              МОУ СОШ №16

                                                           

Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые в недавнем прошлом казались малозначащими и не вызывали особого интереса у общественности, а значит и у школы. С официальным восстановлением в начале 90-х годов XX века герба и флага Российского государства интерес к национальной символике значительно вырос. Изучение причин и условий возникновения этих памятников нашей истории, их эволюции помогает не только лучше понять нашу страну в прошлом, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, социальной психологии общества, его менталитета.

            В любом современном государстве основные  его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство в мировой практике сложилось и законодательно оформилось в XIX веке. В России период утверждения государственной символики был весьма длительным.

При Великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою государственную эмблему в виде двуглавого орла. Пётр Великий закрепил за Россией трёхцветный Флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I.

На всех ступенях общеобразовательной школы -  начальной, основной и средней, при изучении  предметов гуманитарного цикла - окружающий мир, история, литература, музыка, литературные традиции Дона, история Донского края, обществознание  изучают историю  государственных символов России  и Ростовской области.

В  основной  школе учащиеся закрепляют и расширяют полученные в начальной школе знания  о государственных символах России. В 6 классе в курсе   обществознания, знакомясь со сферами общественной жизни, учащиеся  получают  представление о символах с позиции права и закона. Ребята  узнают, что есть День российского флага – 22 августа и осквернение  государственных символов приравнивается к осквернению  государства и его народа,  его истории и культуры и за это наступает уголовная ответственность, начиная с 14 лет.

             В факультативном курсе «История Дона»  учащиеся 5-9 классов  изучают  историю возникновения символов Ростовской области. В советской России края и области своей символики не имели. Только в 1996 году – появились современный флаг  и герб Ростовской области, которые продолжают традиции казачества, но всё-таки немного отличается от казачьего оригинала. На флаге Ростовской области  вертикально, вдоль древка расположена белая полоса, которая по замыслу областных законодателей, «свидетельствует о единстве Ростовской области и России». В том же году утвердили текст и музыкальную редакцию гимна Ростовской области, созданную на основе песни Ф.И.Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». В 1997 году Законодательное собрание утвердило герб Ростовской области.

        Знания по истории Ростовской области и её символике учащиеся  демонстрировали в ходе городской акции «Отчизны верные сыны» в  брейн-ринге «Знатоки Донской истории», заняв 3-е место в 2007 и 2009 годах.

Изучение государственных символов не самоцель. Государственные символы – часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. Эти символы несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально-политическую нагрузку. Любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к её государственным символам. При подъёме флага в знак победы на международных спортивных состязаниях у победителей нередко наворачиваются слёзы на глаза, а болельщики раскрашивают лица в цвета государственного флага.

Моя основная цель, как  учителя, работающего над данной темой -  популяризация среди учащихся  истории возникновения, эволюции и утверждения символов Российской Федерации и Ростовской области, помощь учащимся в поисках необходимых сведений по этой теме, извлечение информации и смысла которые несут  государственные символы в себе.

Одна из важнейших задач – не оставить равнодушными своих подопечных, вызвать у них уважительное отношение к государственным символам России и Ростовской области, их многовековой истории, чувство гордости за своё Отечество и малую Родину.

Укрепление государственности современной России опирается на исторические традиции. Её современные символы восходят к историческим корням, хранят память свершений Российского государства.

Воплощению этой задачи в жизнь помогает разработанные ШМО учителей гуманитарных дисциплин цикла классных часов:

1-4 классы – «Что такое герб», «Знаки и эмблемы России», «Флаг и знамя», «Гимн – символ страны»;

5-9 классы – «Составные части герба», «Знамёна допетровской Руси», «Государственный гимн Российской Федерации», «Кем и чем гордится Россия»;

10-11 классы – «Предыстория двуглавого орла», «Рождение российского флага», «Государственные символы России», «От Петра I до Николая II»

            Обращение к теме «Государственная символика России» имеет громадное воспитательное значение, ведь через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.

           

 

Одна из важнейших проблем воспитания, над решением которой бьются поколения педагогов, воспитателей и родителей – это проблема нравственного становления личности. Как сделать общечеловеческие ценности и нормы достоянием каждого учащегося? На уроках истории и обществознания я, как учитель предметник,   решаю  проблему формирования у маленьких граждан России, каковыми являются наши учащиеся, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Это в идеале  воспитывает в наших детях убеждённость, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему долгу.

При подготовке к ЕГЭ знание государственных символов РФ проверяются:

В части  А - знание дат:

А1. Двуглавый орёл появился в гербе Российского государства

1) в  XV веке;

2) в XVI веке;

3) в XVII веке.

 В части В - систематизация понятий:

« ________ - отличительный знак государства, города, области изображаемый на флагах, печатях, денежных знаках».

В части  С – дать развёрнутый свободный ответ, высказав аргументированное собственное мнение на заданную тему:  «Гимн наполнен народным духом».

            В рамках месячника героико-патриотического воспитания, в нашей школе традиционно  проводятся беседы, викторины и классные часы «Государственные символы РФ на службе Родине».

        Мои ученики в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», популяризации государственных символов Российской Федерации и формирования у молодого поколения патриотического сознания приняли активное участие городском исследовательском и творческом конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб». В конкурсе приняли участие ученики

 7-9 классов, работы ребят сначала выставлялись в школе, а лучшие были отправлены на  городской конкурс.

           Конечно же, очень важным моментом воспитания является использование государственных символов в  жизни школы: на общешкольных линейках, при открытии и закрытии летних лагерных смен и  в  особо торжественных случаях. Праздничность и торжественность гимна, сплачивает и вдохновляет, гордо реющий флаг усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание.

Очень волнительно и трогательно смотреть, как учащиеся следят за взметнувшимся ввысь флагом, а губы непроизвольно шепчут знакомые слова гимна под удары учащённо бьющегося сердца.

 

Сегодня используя прекрасные цифровые формы, например,   электронное пособие «Государственная символика России»  можно показать историю и современность государственных символов, сочетая графические образы и звуковой ряд, что позволяет  более эффективно доносить информацию до учащихся  не нанося вред их здоровью.

Главное в работе над символами России и Ростовской области – это системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Работа по данной теме огромна и многогранна,  меняются средства передачи знаний, наряду с бумажными  используются электронные средства наглядности. Остаётся важность и  значимость изучения государственных символов для патриотического воспитания  юных граждан России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственные символы России и Брянской области

Папка содержит герб, гимн, флаг(для распечатки), фото президента, а также сопутствующие документы для оформления стенда....

Внеклассное мероприятие по истории "Государственные символы России и Ростовской области"

Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия или уроков для 5-7 классов по теме "Государственные символы России и Ростовской области" ....

КВН "Государственные символы России и Самарской области" 5–6-е классы

Методическая разработка, посвящённая Году Российской Истории для 5-6 класса.Цель и задачи занятия:закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Самарской области;воспитыв...

Классный час "Государственные символы России и Ростовской области"

Разработка классного часа для учащихся-5-7 классов по теме "Государственные символы России и Ростовской области"...

Государственные символы России и Магаданской области

Интерактивная викторина, содержащая вопросы по символике России и Магаданской области...

Фрмирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Русская матрешка - символ России"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. "Русская матрешка - символ России"...

Презентация для использования на занятии по теме "Государственные символы России"

Эта презентация может использоваться педагогами в своей работе на уроках или занятиях по воспитанию чувства патриотизма через изучение символики России...