Урок на тему : Государственные символы России. Символы Ивановской области
план-конспект урока по истории (5 класс)
Разработка урока к новому курсу по истории в 5 классе "История родного края". Материал содержит конспект урока, технологическую карту урока и презентацию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | История |
Класс | 5 класс |
Тема урока | Государственные символы России. Символы Ивановской области |
Тип занятия | Объяснение нового материала |
Цель и задачи урока | Цель: дать представление о государственных символах России и геральдике. Задачи: - рассмотреть понятие «геральдика»; - изучить понятие «геральдика»; - рассмотреть понятия герб и гимн как государственные символы - познакомить с государственными символами России, гербом и гимном Ивановской области, гербами городов нашего края.; - осознать важность изучения истории родного края - воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России, воспитывать чувство патриотизма. |
Личностно значимая проблема | Осмысление значения истории нашего края как совокупности знаний об определенной территории |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, поисковый, технология проблемно-диалогового обучения. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа |
Основные понятия | История, геральдика, краеведение, герб, гимн, родной край, родина, историко-культурный объект |
Планируемые результаты | Предметные: • научатся характеризовать основные понятия урока; определять основное значение государственных символов; • получат возможность осуществлять поиск дополнительной информации в Интернете, высказывать собственную точку зрения, работать с разными источниками информации |
Регулятивные: формулировать цель и задачи урока, планировать результаты своей деятельности | |
Познавательные: осуществлять поиск информации, формировать способности решать проблемные и творческие задачи | |
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения; взаимодействовать в диалоге с учителем и одноклассниками |
Перечень ЭОР, используемых на уроке
№ п/п | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Презентация | Информационный | Текст, задания, иллюстрации | https://cloud.mail.ru/public/23V9/x7jZJPVWQ | |
Интернет-Ресурс | Образовательно-информационный | Текст | https://cloud.mail.ru/public/23V9/x7jZJPVWQ | |
ХОД УРОКА
Этап 1. Организационный этап
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, создание благоприятной рабочей обстановки в классе.
Этап 2. Актуализация знаний (слайды №1,2 ).
Этап 3. Открытие нового знания
Первичное усвоение знаний, первичный контроль, закрепление знаний, развитие и отработка компетенций учащихся.
Уч и т е л ь: - Ребята, как называется основной закон нашей страны? (Конституция)
В Конституции записаны не только права и обязанности граждан Российской Федерации, но и устройство страны: указаны республики и области, которые входят в состав Российской Федерации, территория страны, государственный язык, денежная единица, столица России, символы страны.
- Посмотрите на экран, что вы видите? (символы государства). (слайд№3)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Учащиеся предлагают свои варианты, учитель подводит их к тому, что сегодня на уроке будут изучать.
- Запишем тему урока «Государственные символы России. Символы Ивановской области». (слайд№ 4)
- Давайте сначала выясним, что такое символ? (Условный знак, обозначение)
- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн) (на доску вывешиваются таблички со словами герб, флаг, гимн)
- Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И поэтому мы все должны хорошо знать историю государственных символов России, представлять, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, понимать их символику. Об этом и пойдет речь на нашем уроке. (Во время объявления темы и целей урока на доске учитель пишет задачу на урок: Какие государственные символы России /г. Иваново/ нашего района?)
- Работать будете в группах. Первая группа готовит сообщение о гербе, вторая – о флаге, третья – о гимне. На партах у вас лежит словарь, раздаточный материал: тексты из энциклопедий и учебника. Вам нужно найти ответы на вопросы. Составлять рассказ о символе государства будете в соответствии с вопросным планом (опорные карточки у каждой группы- на парте).
План изучения нового материала для первой группы (Для подготовки каждой группе даётся время - 10 минут)
Флаг.
План.
- Что означает слово «флаг»? (Словарь)
- История появления флага (текст на листе)
- Что представляет собой флаг Российской Федерации (описание)
- Значение цветов Российского флага. (текст на листе)
План изучения нового материала для второй группы
Гимн
План.
- Что означает слово «гимн»? (Словарь)
- Кто автор слов? (Текст на листе)
- Кто написал музыку? (Текст на листе)
- Когда и где можно слышать исполнение гимна?
На доску вывешивается изображение государственных символов страны.
План изучения нового материала для третьей группы
Герб.
План.
- Что означает слово «герб», «геральдика»? (Словарь)
- История появления герба. (Текст на листе)
- История российского герба (Текст на листе)
- Что символизирует двуглавый орел?
- Где можно увидеть изображение герба нашей Родины?
На доску вывешивается изображение государственных символов страны.
Раздаточный материал для работы в группах.
(Приложение №1)
- Один из символов государства – флаг.
К доске выходит группа № 1. Ответы на вопросы.
- Значение слова флаг. Флаг – это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой. Синонимы слова флаг – знамя, стяг. (термин учащиеся записывают себе в тетрадь)
- История появления флага.
Флаги существовали еще с древних времен. У вождей каждого из племен были свои флаги для того, чтобы они чем – то выделялись среди других, что особенно было важно во время военных походов: воины издалека могли определить, где находится их вождь, и обычно группировались вокруг своего предводителя с флагом. В битве воины стремились прорваться к неприятельскому флагу, чтобы его захватить. Захват вражеского флага в бою считался особым отличием, а утеря – позор и поражение.
- А знаете ли, вы как выглядит флаг нашей страны? Предлагаю вам выбрать из флагов нескольких стран, флаг России.
(На доску вывешиваются флаги: Болгарии, Франции, России, Нидерландов) - 3.Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя – синего и нижняя – красного цвета. (Флаг России)
- 4.Значение цветов российского флага.
Издревле каждый цвет имел свое особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
Красный, белый и синий цвета были широко распространены в народной одежде. Несколько веков назад свадебный наряд девушки был не белым, а красным. Слово «красный» означало красивый, прекрасный, превосходный, лучший.
Вывод учителя: Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
- Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн.
На вопросы отвечает вторая группа.
(Приложение №2)
- Гимн – в переводе с греческого - торжественная песня. ( термин учащиеся записывают себе в тетрадь)
- Из истории гимна. Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали похвальные песни в честь богов или героев.
- Слова написал Сергей Владимирович Михалков.
- Музыку – Александр Васильевич Александров
- Когда и где можно слышать гимн? Каждый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз, а также, когда российские спортсмены завоёвывают золотые медали и во время встреч глав государств. Как нужно слушать гимн? На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.
Класс стоя слушает гимн России.
(Приложение №3)
Главный символ любого государства – его герб.
1.В толковом словаре: герб – это эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
- Геральдика-историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. (термин учащиеся записывают себе в тетрадь)
На гербе в условной форме показаны исторические традиции государства или города.
2.История появления герба.
В 11 – 12 веках появились в Европе рыцари (всадники). Они были одеты в железные доспехи: на голове шлем с забралом, закрывающим лицо, тело всадника защищали латы – доспехи из железных пластин. Рыцари устраивали турниры – военные состязания. Для того чтобы отличить одного воина от другого, рисовали на щитах разные отличительные знаки – гербы. На них изображали людей, птиц, зверей. Иногда рисовали существа, которых нет в природе, например, дракона, двуглавого орла.
Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Гербы были у знатных семей и передавались из рода в род. Имели гербы и государства.
3.История Российского герба.
В Древней Руси не было гербов, но существовали свои знаки и эмблемы. Древнейшими из них были – знаки русских князей, которые передавались по наследству, хотя и с некоторыми изменениями. В конце 15 века первый государь Руси Иван III создал общегосударственную печать. (Вывешивается иллюстрация печати) Символика российского герба ведет начало от этой печати. На ней были изображены всадник, поражающий копьем дракона и двуглавый орел с коронами на головах. В 16 веке двуглавый орел – главная эмблема Российского государственного герба. За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся.
В декабре 2000 года Государственная Дума приняла закон о государственной символике Российской Федерации. В настоящее время герб нашей страны выглядит так: государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольник, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и поверженного конем дракона. (Показ символов)
4.Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее независимость, единение народов европейской и азиатской частей современной России.
5. Изображение государственного герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства, на официальных документах (на паспорте гражданина России). Его помещают на пограничных столбах, обозначая государственную границу нашей Родины. (Показ иллюстраций: пограничный столб, знамена, печати, паспорт)
Боевые знамена воинских частей также украшает Российский герб. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций.
Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.
- Давайте, повторим, что такое герб? (Это символ государства)
- Где можно увидеть герб? (На флагах, монетах, печатях, официальных документах)
Учитель: Ребята, герб может быть не только у страны, но и у каждого города он может быть свой. Давайте посмотрим, что же изображено на гербе Ивановской области
(слайд№ 5 ), на гербе г.Иваново (слайд 6). Рассказ учителя о гербе Ивановской области.
- районных центров Ивановской области (слайд № 7,8 )
- Ребята, а теперь давайте подробнее остановимся на гербе нашего района (Савинского)
(слайд № 9 ). Рассказ учителя о гербе Савинского района.
Этап 4. Закрепление изученного.
Итак, наш урок подходит к концу.
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Вспомните, какая задача у нас была сегодня на уроке?
- Мы решили задачу, поставленную в начале урока?
- Какие символы государства вы знаете?
- Давайте проверим ваши знания.
Блиц – опрос.
- Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, печатях. (Герб)
- Его можно увидеть над правительственными зданиями, на автомобилях послов. (Флаг)
- Торжественная песня. (Гимн)
- Он изображен на одной из сторон монеты. (Герб)
- Звучит при встрече президентов. (Гимн)
- Как называется наука, которая занимается изучением гербов и их истории? (Геральдика)
- Что изображено на гербе Ивановской области?
- Что изображено на гербе нашего района?
Вывод учителя:
Жители разных стран гордятся своими государственными символами, важно не только знать, как они выглядят, но и понимать символику, знать их историю. Отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
- ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке (выставляются оценки за работу на
уроке)
Этап 5. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению
(слайд № 10,11 ).
Ребята, дома вам предстоит:
- выучить термины, записанные в тетради
- *подготовить сообщение о гербе любого района Ивановской области
Спасибо за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Государственные символы России"
Урок обществознания в 9 классе....
Государственные символы России и Брянской области
Папка содержит герб, гимн, флаг(для распечатки), фото президента, а также сопутствующие документы для оформления стенда....

Внеклассное мероприятие по истории "Государственные символы России и Ростовской области"
Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия или уроков для 5-7 классов по теме "Государственные символы России и Ростовской области" ....
Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"
Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....

Патриотическое воспитание школьников с использованием государственных символов России и Ростовской области.
Статья в сборнике статей и методических материалов "Эффективный педагогический опыт". Ростов н/Д - Гуково. 2010....

КВН "Государственные символы России и Самарской области" 5–6-е классы
Методическая разработка, посвящённая Году Российской Истории для 5-6 класса.Цель и задачи занятия:закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Самарской области;воспитыв...

Классный час "Государственные символы России и Ростовской области"
Разработка классного часа для учащихся-5-7 классов по теме "Государственные символы России и Ростовской области"...
