Урок на тему "Государственные символы России"
методическая разработка (обществознание , 9 класс) по теме

 

 

Урок обществознания в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_gosudarst._simvoly.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Государственные символы России

Цель:

        Формирование гражданственности и патриотизма, учащихся на основе изучения истории государственной символики России.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся об истории России и государственной символике.
  2. Способствовать восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, патриотизма, гражданственности).
  3. Воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.
  4. Развивать чувство гордости за свою страну и её героев.

Оборудование:

Государственные символы России (герб, флаг, гимн), фонозапись песни  «Гляжу в озёра синие», Конституция РФ, ФЗ «О государственном гербе Российской Федерации», тексты с пропусками для самостоятельной работы, звукозапись песни М.Глинки «Жизнь за царя», звукозапись Гимна РФ, сигнальные карточки.

Психологический настрой класса на работу

  1. Оргмомент.

Слайд 2

Ответы учащихся на поставленный вопрос.

Читает ученик.

Слайд 3

  1. Вступление.

1) Фонозапись песни  «Гляжу в озёра синие».

2) Эпиграф (читает учитель):

О Россия, с нелёгкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.

                                        (Ю.Друнина)

3) Фронтальная беседа.

 – Что для вас значит Россия, родина?

- Вот как говорил Ушинский: «Наше Отечество, наша Родина – матушка – Россия. Отечеством зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и всё в ней для нас родное. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от всяких врагов».

Словарная работа

Слайд 4

Слайд 5

Словарная работа

Слайд 5

  1. Введение в тему.
  1. – А ещё, ребята, Россия, Российская Федерация – это государство.

- Чем отличается одно государство от другого? (языком, на котором разговаривает народ, историей, обычаями, традициями, географическим положением, своими символами)

 А что такое символы?

Символ – ( в переводе с греческого) знак, опознавательная примета.

  1. Объявление темы.

 - Сегодня, ребята, мы познакомимся с государственными символами Российской Федерации, узнаем, для чего они нужны, вспомним историческое прошлое нашего государства.

- Для любого современного государства его символы существуют в триединстве:

Герб

Флаг

Гимн

- Символы государственного суверенитета закрепляются законодательно.

- Что такое «суверенитет»?

Слайд 6

Во время рассказа все учащиеся работают с текстом с пропущенными данными и заполняют пропуски.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

  1.  Изучение нового.

1) Герб РФ.

А)  Статья 1 ФЗ «О государственном гербе Российской Федерации»  гласит:

«Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации»

    б) Рассказ учащейся о гербе.

На гербе изображён двуглавый орёл золотого цвета. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

Этот герб появился в  1497 году.

Впервые его ввёл царь  Иван III  

Внутри российского герба – герб Москвы

Герб – это эмблема государства.

 Он изображается на  печатях,   паспортах,   денежных знаках.

в) Проверка самостоятельной работы.

  1. – Ребята, в государственных символах нет ничего случайного. Все цвета, использованные при написании герба, несут свой смысл.

Красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество, торжество;

Золотой – символ вечности и постоянства.

- Почему двуглавый орёл, а не другая птица?

Двуглавый орёл – мудрость, власть, сила, единение народов.

- Как можно истолковать изображение трёх корон?

Три ветви власти:        законодательная,

                                        исполнительная,

                                        судебная.

- Что несёт в себе изображение скипетра и державы?

Скипетр – защита государства

Держава – единство государства

- Как можно истолковать изображение всадника на гербе?

Всадник на гербе – символ борьбы добра со злом, света и тьмы.

Вывод:         

        Герб строго соответствует исторической традиции олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет Российского государства.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

У каждого ученика на парте.

Слайд 16.

2). Флаг РФ.

а) Составление российского флага.

  1. Ребята, возьмите, конверты. У вас там три полоски разного цвета: белая, красная, синяя. Что можно составить из них?
  1.   Самостоятельная работа по составлению флага.
  2. Проверка самостоятельной работы.
  3. – Мы уже с вами говорили об отличительных чертах государств. Флаг государства к ним тоже относится. Вот посмотрите, если мы ошибёмся в расположении полосок и поменяем  белую и голубую полоски местами, у нас получится – флаг Югославии. А если эти полоски расположить поперёк, а не вдоль то – флаг Франции.

  1. Работа с документом.

- Ребята, возьмите выдержку из Федерального закона «О государственном флаге Российской Федерации» и прочитайте статью 1.

- Какие же цвета используют в Российском флаге?

В.- белый 

С.- синий

Н.- красный

  1.  Историческая справка.

     В 1693 году на корабле в Архангельске Пётр I поднял флаг царя Московского. Его официальное описание таково:

Верхняя полоса – белая

Средняя полоса – синяя

Нижняя полоса – красная.

На синей полосе - золотой с царской короною «двуглавы орёл, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия». Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы означал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Красный цвет считается символом отваги и мужества, а также был синоним красивого. Голубой цвет – символ Богоматери, белый – олицетворял мир, чистоту, благородство.

В ноябре 1990 года комиссия, предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический Российский флаг.

11 декабря 1993 года,  в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ «О государственном флаге Российской Федерации». Указом президента Российской Федерации от 22.12.1993 года «О государственном флаге Российской Федерации»еоргием, без змия"го государтсва.м россицй ской Федерации"ы, вспомним истор был установлен День Государственного флага Российской Федерации – 22 августа 

  1. Промежуточное закрепление.

- Подберите синонимы слова флаг - триколор

- Что оно означает? – 3 цвета

- Когда отмечается День Государственного флага Российской Федерации? – 22 августа.

Рассказ учителя.

Слайд 17.

Звучит запись.

Звучит запись.

Ответы учащиеся показывают сигнальными карточками.

3) Гимн РФ.

  1. Третьей основополагающей частью государственной символики является Гимн государства.

Гимн – торжественная, хвалебная песня.

- Первый официальный гимн появился после победы русских над наполеоновской армией. В 1815 году появился новый текст песни под названием «Молитва русских». Автором этих строк был поэт Жуковский. Окончательный вид гимн приобрёл в 1833 году. Он стал государственным гимном Российской империи.

        Россия знала ещё несколько мелодий, ставших её неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит М.И.Глинке, автору оперы «Жизнь за царя».

        Далее были «Марсельеза», «Интернационал», который оставался гимном СССР до 1944 года. Новый гимн прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. Он содействовал сплочению народа в защите Отечества от фашистских захватчиков, звал к новым подвигам и свершениям. Авторами были – С.В.Михалков и композитор А.В.Александров.

        Прошли годы, распалась СССР и страна опять оказалась без гимна. В 2000 году президент В.В.Путин высказался за принятия «старого» варианта гимна на музыку Александрова. Новый текст написал тот же С.В.Михалков.

        В ночь на 28 декабря 2000 года на «Радио Россия» прозвучал новый         гимн Российской Федерации.

- Гимн является официальным государственным символом. Он выступает музыкально-поэтическим воплощением страны и её народа и поэтому к нему должно быть самое уважительное отношение.

  1. Промежуточное закрепление.

Верно ли утверждение?

  1. Автором первого русского гимна был поэт Жуковский. (да)
  2. Государственным гимном Российской империи был «Интернационал». (нет)
  3. 28 декабря 2000 года на «Радио Россия» прозвучал новый         гимн Российской Федерации, написанный М.Глинкой. (нет)

Выполнение самостоятельной работы учащимися.

  1. Итог

- Символы, о которых мы сегодня говорили, - часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению государства, его народа, истории и культуры.

На гербе изображён двуглавый  орёл золотого цвета. Символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

Этот герб появился в  1497  году.

Впервые его ввёл царь  Иван III  

Внутри российского герба –  герб Москвы

Герб – это эмблема государства.

 Он изображается на  печатях, паспортах, денежных знаках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Урок-игра "Государственные символы России"

Урок-игра "Государственные символы России" … Для полного счастья человекунеобходимо иметь славное Отечество … Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э. ) Цели и зад...

Урок истории "Великие символы России"

Разработка урока предназначена для учителей истории, классных руководителей. Для учащихся среднего звена....

Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе) по теме «Символы России»,

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ-ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ...

урок по государственным символам России, Калмыкии и США

сценарий игры "Умники и умницы" по теме "Государственные символы"...