Урок истории "Великие символы России"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Еремина Елена Геннадьевна

Разработка урока предназначена для учителей истории, классных руководителей. Для учащихся среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок истории «Великие символы России» (5-9 классы)

Цель: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся.

Задачи:

  • расширение представлений об истории малой Родины, России;
  • воспитание уважения и бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, к традициям своего народа;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • объединение усилий классного руководителя, воспитателей, родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • сплочение коллектива для совместной творческой деятельности;
  • воспитание в каждом ребенке чувства толерантности: человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владения культурой своего народа утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
  • Урок сопровождается презентацией, видеофрагментом.

Ход занятия

   1-ый ученик:

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.

   Учитель: сегодня мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Скажите мне, а что для вас является символом России? (Учащиеся перечисляют – гимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)

   Учитель: символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

  1-ый ученик:

Какая беседа без хлеба и соли?
Без хлеба и соли на свете нет доли!
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни.
(Участники выносят каравай “хлеб – соль”.)

   2-ой уч.:

Ещё чем славится Россия?
Людьми Россия хороша.
У них и руки золотые
и необъятная душа.

И замирает восхищенно
надменный иноземный взор
увидев русскую матрёшку
И Гжели кружевной узор.

   Учитель:  что вы можете рассказать об истории возникновения и становления русских народных промыслов? (Учащиеся рассказывают о том, что знают по данной теме. На экране слайды с изображением промыслов)

  • Павловопосадская шаль. В 19 в. шаль прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма — дворянского, а позже купеческого и крестьянского. Годом основания производства считается 1795-й, а в конце 1850-х годов начинается создание шалей в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде, на предприятии, принадлежавшем купцам Якову Ивановичу Лабзину и Василию Ивановичу Грязнову.
  • Богородская игрушка. Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское. История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
  • Дымковская игрушка. Дымковская игрушка - глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в слободе Дымково близ г. Вятка. Свистульки — конь, всадник, птица — восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с земледельческими календарными праздниками. Позднее фигурки, потеряв магическое значение, стали детской игрушкой, производство которой превратилось в художественный промысел. Вплоть до 20 в. их производство было приурочено к весенней ярмарке — «свистунье» (в литературе впервые упомянута в 1811). В конце 19 в. промысел пришёл в упадок, Дымковская игрушка была вытеснена фабричными гипсовыми формованными статуэтками, подражавшими изделиям из фарфора. В советское время промысел возрождён. Ныне Дымковская игрушка — декоративная скульптура, популярный русский сувенир.
  • Филимоновская игрушка. Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7—8 лет девочки начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Все игрушки очень веселые, и когда их много — это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение.
  • Матрёшка. Широкую славу русского национального сувенира завоевала матрёшка. Её история связана с именем художника С. Малютина, по эскизам которого в конце 19в. была впервые создана расписная токарная кукла. Она изображала девочку в русском сарафане, круглолицую и ясноглазую, с гладкой прической, аккуратно убранной под нарядный платок. Внутри куклы располагались другие фигурки, мал мала меньше, в косоворотках, рубахах и фартуках. (На экране: городецкая роспись, гжель, жостово, угличская финифть, федоскино, палех, хохлома) Комментарии учителя

1-ый уч.:

В любом селе из века в век
труд с уваженьем почитают.
и ратный подвиг сыновей

Россия вечно прославляет.

Есть люди на Руси, чьи лица, имена
Известны нам едва ль не с колыбели.
Горжусь тобой великая страна!
В своих делах они тебя воспели.

   Учитель: посмотрите на экран. Вы узнаете, чей это портрет? (На экране появляются портреты. Учащиеся называют изображённых на них людей.)

   Учитель: Мы можем бесконечно долго перечислять имена великих сыновей и дочерей России. Это ли не повод для гордости? Все эти великие люди также являются символами России!

   2-ой уч:

Звони земля колоколами,
своими гордыми делами.
Россия – символ славного народа,
его отваги, чистоты, свободы!

   Рассказ уч-ся о Соборе Василия Блаженного. Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Москвы и всей России. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Покровский храм возводили  русские зодчие Барма и Постник Яковлев. Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: "Могу!" - и разгневал царя. "Ты лжешь!" - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.

Мастера выплетали узоры

из каменных кружев,

выводили столбы

и, работой своею горды, -

купол золотом жгли,

кровли крыли лазурью снаружи

и в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды.

   2-ой уч.:

В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги, и скажи ей: - Мать!
Ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!
С тобою жить, с тобою - умирать!

Будь верен ей, и как бы не был длинен
Тяжкий день военной маяты,
Коль пахарь ты, отдай ей всё как Минин,
Будь ей Суворовым, коль воин ты.

(Звучит фонограмма песни “Священная война”. На экране появляются кадры, повествующие о начале войны.

   1-ый уч.:

Мальчишки 41-го – подъём!
Чужие сапоги грохочут в мире.
Зовёт горнист, - он был убит в четыре.
Труба поёт, и мы с тобой встаём.

О ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба –
Он почти не весит на руке…

(Ведущий, говоря слова, показывает кусочек хлеба всем присутствующим.)

   Учитель: для жителей блокадного Ленинграда этот кусочек хлеба – символ России!

   2-ой уч.:

   Человек! Будь ты стариком или подростком, женщиной или мужчиной, если ты увидишь в большом городе или в маленьком селении, у дороги или на опушке леса, в поле или на берегу реки памятник советскому солдату, остановись, человек! Обнажи свою голову и склони её. Знай, человек. Здесь покоится прах того, кто не щадил в борьбе своей жизни ради тебя, твоих детей, братьев, сестёр. Поклонись памятнику воину-патриоту! За  мир, за счастье  всех детей  Земли отдали  жизнь, спасая  мир  от  фашизма, 30000  новосибирцев. Вечная им память.

   Учитель: конечно, для каждого из нас символом России является Малая Родина!

   1-ый уч.:

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь.
Где тайга стоит стеной,
Снег лежит сплошной волной.
Гряды гор и рек прозрачных,
А в лесу зверья полно,
Соболь, белка и куница,
И лисица и олень.

Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!

   Рассказ уч-ся о Ермаке. Фамилия Ермака не установлена, однако в те времена многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Голод в родных краях вынудил его, крестьянского сына, человека недюжинной физической силы, бежать на Волгу, чтобы наняться к старому казаку в “чуры” (разнорабочий в мирное время и оруженосец в походах). Вскоре в бою он добыл себе оружие и примерно с 1562 начал “полевать” — постигать ратное дело. Отважный и разумный, он участвовал во многих боях, изъездив южную степь между низовьями Днепра и Яика, побывал на Дону и Тереке, сражался под Москвой (1571) с Девлет-Гиреем. Благодаря таланту организатора, своей справедливости и смелости стал атаманом.

   Рассказ уч-ся о покорении Сибири. По велению Ивана Грозного дружина Ермака прибыла в Чердынь (близ устья Колвы) и Соль-Камскую (на Каме) для укрепления восточной границы купцов Строгановых. Летом 1582 они заключили с атаманом соглашение о походе на “сибирского султана” Кучума, снабдив припасами и оружием. Возглавив отряд из 600 человек Ермак 1 сентября 1582 г. начал поход в глубь Сибири. Ермак спешил: лишь внезапное нападение гарантировало успех. Ермаковцы спустились в район нынешнего города Туринска, где рассеяли передовой отряд хана. Главное сражение разыгралось 26 октября на Иртыше, на мысе Подчуваш: Ермак разбил татар Маметкула, племянника Кучума, вступил в Кашлык, столицу Сибирского ханства, в 17 км от Тобольска, и нашел там много ценных товаров и пушнины. Через четыре дня явились ханты со съестными припасами и мехами, за ними — местные татары с дарами. Ермак встречал всех “лаской и приветом” и обложив податью (ясаком), обещал защиту от врагов. Так началось присоединение Сибири к России.

Шла дружина во мрак,
Атаману кричала:
— Ты веди нас Ермак,
— Не сдавайся Ермак.

Мы пройдем этой ширью,
Что зовется Сибирью,
От родимых полей

     до восточных морей.

Стала в небе луна,
И сова хохотала.
Но дружина сильна
И как ветер вольна.
Эй, таежные дали,
Вы российскими стали
От балтийских зарниц
До восточных границ.

Просвистели века,
Как стрела из-за кедра.
Помни Русь, казака!
Не забудь Ермака!

Сквозь легенды и беды
Здесь прошли наши деды
От Уральской гряды
До Охотской воды.

   2-ой уч.:

   Сибирь — это огромный край. Наша Новосибирская область образована в 1937 году. В 2007 году отмечает 70 лет со дня основания. Занимает территорию  180 тыс. кв. км. Население 2млн. 600 тыс. человек.  (Звучит музыка. На экране – фотографии родного края.)

Край родной, ты светел и достоин.
Вся история твоя перед глазами.
Ты от пустыни до новостроек
Расцветай прекрасными садами!

Итог

   Учитель: - действительно, куда бы не забросила судьба каждого из нас, мы всегда с огромной радостью, трепетом возвращаемся домой, туда, где наша Малая Родина. Где нас любят и ждут!

Уч-ся:

Мне жить с тобой всегда
Мечтой единой.
Куда б ни завела судьба меня,
Вернусь к тебе под шепот тополиный
И постою у вечного огня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Государственные символы России"

Презентация к уроку обществознания в 9 классе....

Урок обществознания "Символы России"

Урок обществознания "Стимволы России" рассказывает об истории возникновения герба, флага, гимна нашего государства....

Конспект урока "История символов России"

Урок посвящен знакомству с возникновением символики Российского государства: герба, флага, гимна. Их изменениями в разные периоды существования государства.  Цели урока:  Проследить преемств...

Методическая разработка урока "Государственные символы России", обществознание 8 класс

Одной из актуальных тем на уроках обществознания в 8 классе являются темы, связанные с государственной симовликой Российской Федерации, так как они не только дают учащимся новый объем знаний, но и вос...

Урок – гражданственности. «Символы России: герб, гимн, флаг»

Целью урока -гражданственности является формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам....

Информационная карта к уроку "Государственные символы России"

Информационная карта по теме  «____________________________________________ ».ФИ учащегося_____________________________________________________________ ЗНАЮ- ХОЧУ ЗНАТЬ-...