Урок-игра "Государственные символы России"
методическая разработка по теме

 

Урок-игра "Государственные символы России"


… Для полного счастья человеку
необходимо иметь славное Отечество …

Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э. )

Цели и задачи занятия:

 Познакомить детей с историей Государственного герба России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.

  • обобщить знания  об истории создания гимна, герба и флага России, воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему городу и округу;
  • сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
  • привить  потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов). .

Оборудование :

  • электронная презентация “Государственные символы” (созданная в Microsoft Office PowerPoint);
  • наглядные пособия: государственная символика России                                                 аудиозаписи гимна России.
  • политическая карта мира, карта Российской Федерации                                             выставка книг о России                                                                                                                выставка фотографий “Россия – Родина моя”;
  • выставка творческих работ учащихся – рисунков, поделок, сочинений;
  • дидактический материал: карточки с заданиями;
  • грамоты для награждения команд.

Форма проведения : дидактическая игра.

Этапы дидактической игры:

  1. Творческая разминка.
  2. Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.
  3. Конкурс “Найди слово!”.
  4. Домашнее задание (защита электронных презентаций).
  5. Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.
  6. Конкурс “Я знаю … ”.
  7. Конкурс “Торжественная песня”.
  8. Конкурс капитанов команд.
  9. Конкурс пословиц и поговорок “Я люблю тебя, Россия”

Ход дидактической игры

Вступительное слово , объяснение правил игры.

В игре принимают участие 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы “Символы России”.

Выявляется победитель (команда).

Дети, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри дидактической игры:

  • администрация
  • воспитатели

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Этапы дидактической игры

1. Творческая разминка.

Команды должны прочитать наизусть любимые стихотворения о Родине                                (Например, Ф. И. Тютчев “Умом Россию не понять …”, А. А. Блок “Россия”, М. Ю. Лермонтов “Бородино”, А. Н. Плещеев “Отчизна”, Ф. Н. Глинка “Москва”, М. И. Цветаева “Стихи о Москве”).

2. Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.

Задание команде А:

1. Покажите на карте территорию Российской Федерации. Назовите государства, с которыми граничит наша Родина.

2. Как Вы понимаете смысл выражения: “Россия – связующее звено между Европой и Азией”?

Задание команде Б:

1. Назовите и покажите на карте, какие океаны омывают территорию России? Как Вы думаете, какой из океанов оказывает наибольшее влияние на природу нашей страны и жизнь Россиян? Почему?

2. Какими природными богатствами одарила Россию природа и где они расположены?

Общее задание командам А и Б:

Используя карту, прокомментируйте стихотворение И. Забилы:

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

3. Конкурс “Найди слово!”.

Общее задание командам А и Б:

Найди слово, означающее преданность и любовь к своему отечеству (по вертикали) – (патриотизм).

По горизонтали:

  1. Жезл, один из знаков власти – (скипетр).
  2. Официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства – (флаг).
  3. Главный город, административно-политический центр страны – (столица).
  4. Официальная эмблема государства, символ государства – (герб).
  5. Торжественная песня, символ государства – (гимн).
  6. Политическая организация общества с определенной формой правления – (государство).
  7. Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство – (конституция).
  8. Условное обозначение образа, понятия, идеи – (символ).
  9. Выборный глава государства в современной России – (президент).
  10. Столица России – (Москва).

Домашнее задание (защита электронных презентаций).

Общее задание командам А и Б:

Представление и защита электронных презентаций:

  • “Почитание символов государства – важная черта гражданина”;
  • “Нужны ли России две столицы?”;
  • “Какими бы мне хотелось видеть символы Российского государства?”.

Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.

Общее задание командам А и Б:

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

 

1. Новый год

 

А. 23 февраля

2. Праздник Весны и Труда

 

Б. 1 января

3. День защитника Отечества

 

В. 9 мая

4. Рождество Христово

 

Г. 1 мая

5. День Победы

 

Д. 4 ноября

6. День народного единства

 

Е. 7 января

7. День независимости России

 

Ж. 8 марта

8. Международный женский день

 

З. 12 июня

 

6. Конкурс “Я знаю … ”.

Каждая команда получает по три конверта:

  1. Пазлы гербов РФ
  2. Пазлы флагов РФ
  3. Построчные нарезки гимна РФ                                                                                                Общее задание командам А и Б:
  4. Соберите герб и флаг РФ.
  5. Сложите и наклейте на бумагу гимн РФ                                                                                      7. Конкурс “Торжественная песня”.

Командам показывается электронная презентация “Государственные символы”, в которой звучат гимны:

а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);

б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);

в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков);

г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье), сопровождающиеся фрагментами документальных видеофильмов.

9. 1. Общее задание командам А и Б:

Какие гимны звучат в электронной презентации? Укажите авторов музыки и слов.

Задание команде А:

а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);

в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков).

Задание команде Б:

б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);

г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье).

9. 2. 1. Задание команде А:

Как первоначально назывался французский гимн “Марсельеза”?

(“Боевая песня рейнской армии”).

9. 2. 2. Задание команде Б:

Какую песню на музыку А. В. Александрова Вы знаете?

(“Священная война” сл. В. И. Лебедева-Кумача).

8. Конкурс капитанов команд.

6. 1. Капитаны получают конверты с заданиями. Если капитан затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к своей команде.

Задание капитану команды А:

  1. Как называется наука о гербах? (Геральдика)
  2. При каком царе на гербе изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом России – всадником, поражающим змея? (Иван IV)
  3. Какая песня стала гимном Москвы? (“Я по свету немало хаживал…” муз. И. Дунаевский, сл. М. Лисянский и С. Агранян)
  4. Какие поэтические слова нашел С. Михалков для гимна России, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины? (священная, любимая, родная и др. )
  5. Что означает изображение на гербе? (Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".)

Задание капитану команды Б:

  1. Как называется наука о флагах? (Вексиллология)
  2. Кто из царей утверждает цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле? (Екатерина I)
  3. В каких случаях исполняется гимн России? (при официальных церемониях внутриполитического и международного характера)
  4. Какие поэтические слова нашли М. Лисянский и С. Агранян для гимна Москвы, чтобы показать свою любовь и гордость столицей? (дорогая моя, золотая моя и др. )
  5. Что представляет собой флаг Южного округа города Москвы? (Флаг разделен снизу от древка белой волнистой полосой. В верхней прилегающей к древку пурпурной части полотнища располагается золотая патриаршая митра. В нижней зеленой части полотнища – серебряные ворота Свято-Данилова монастыря. )

6. 2. Общее задание капитанам команд А и Б:

С помощью своих команд исполните гимн Южного округа города Москвы:

Москва имеет много округов,

И каждый округ дорог ей и нужен,

Но мы расскажем вам лишь об одном,

Который неспроста назвали Южным …

9. Конкурс пословиц и поговорок “Я люблю тебя, Россия”.

Общее задание командам А и Б:

Назовите пословицы и поговорки о Родине.

(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде. )

(Например:

  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Нет ничего краше, чем Родина наша.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Русский в словах горд, в делах тверд.
  • Москва – всем городам мать.
  • Всякому мила своя сторона. )

10.Конкурс «Немного о родном городе».

-Какой герб у нашего города Змеиногорска?

-Гимн нашего города?

-Сколько лет исполнилось Змеиногорску?

Команда А вносит флаг России.

Команда Б вносит герб России.

Предлагается всем вместе исполнить гимн России (в это время демонстрируется электронная презентация “Государственные символы” со слайдами достопримечательностей России и музыкой гимна Российской Федерации).

Жюри подводит итоги дидактической игры.

Команда победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.

Подводится итог занятия.Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства мы посвятили урок, классный час, работу над проектом. Учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в государственных символах, овладели историческими сведениями о них. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, ребята справились с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

"Символы России"

Сертификат за публикацию образовательного материала "Символы России"...

Моя родина - Россия. Государственные символы России

В доступной форме дети знакомятся с понятиями   малая и большая Родина, с государственными символами России...

Символы России, символы Воронежской области

Урок обществознания в 6 классе, краеведение...