«Жизненные формы организмов Липецкой области по способу добывания пищи»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Стрельникова Елена Михайловна

Разработка урока биологии в 6 классе. Изучается в качестве регионального компонента. Может быть использован как дополнительный материал 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жизненные формы организмов Липецкой области по способу добывания пищи»

Цель урока: предоставить возможность обучающимся 6 класса усовершенствовать свои знания по теме: “Питание ”, создать условия для осознания и осмысления новой информации.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    А) Раскрыть особенности питания животных Липецкой области; расширить представления обучающихся о разнообразии способов получения пищи живыми организмами и о приспособленности органов и систем к условиям среды
    Б) определить уровень усвоения темы
  2. Воспитательные:

А) Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом 
Б) продолжить умение работать в группах (парах) - коммуникативная культура общения,
В) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
Г) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности

  1. Развивающие:
    А) научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
    Б) продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом  и рисунками;
    В) развивать умение делать выводы;

Фрмирование УУД:

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Предметные:

- знать растительноядных, всеядных животных и хищников

- уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию

- уметь группировать животных по существенным признакам

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала,  закрепление знаний и способов деятельности.

Методы: репродуктивные и частично-поисковые.

Оборудование: таблицы, инструктивные карты, презентация урока, интерактивное оборудование.

Этапы урока:

Эпиграф: 

"Свирепый волк с кормящею волчат волчицею

- гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою,

грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца,

должна, кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи темной,

не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

вползая вверх, цветок съедает сонный".

 Э. Дарвин, дед знаменитого эволюциониста Ч. Дарвина

1. Организационный момент. Приветствие. Ребята рассаживаются  по группам. Группы подобраны с учетом интеллектуальных способностей учащихся и желания ребят.

2. Постановка целей урока перед обучающимися

Зачитать эпиграф СЛАЙД 2

Случайно ли я зачитала эти строки?

Как он связан с темой сегодняшнего урока?

Обучающимся предъявляется 3-5 слайды презентации

(в центре Липецкая область  и всплывающие изображения животных)

Чтобы точнее определить тему урока, посмотрите предложенный видеоряд.

Что вы видите на экране? (предполагаемый ответ -  животных)

 Какие это животные? Как они различаются?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(о способах получения пищи живыми организмами Липецкой области)

СЛАЙД 6            Тема урока:

 Жизненные формы организмов Липецкой области по способу добывания пищи

Давайте определим цели сегодняшнего урока

Что нам нужно сделать, чтобы достичь  цели?

Для того, чтобы сформулировать цели нашей работы, вам помогут слова:

СЛАЙД 7          

- вспомнить,

- научиться систематизировать, различать

- распределять

СЛАЙД 8            

  • вспомнить, как питаются разные животные,
  • какие имеют приспособления для добывания пищи
  • научиться различать животных Липецкой области

(обозначить проблему – я должен научиться, я буду уметь…)

.Запись числа и темы урока в тетрадь.

   3.  Повторение изученного.

I.Вызов (Мозговой штурм)

СЛАЙД 9

                                             Тип питания

СЛАЙД 9  заполняется по ходу повторения материала:

-Какие типы питания вам известны?

Какой способ питания называется автотрофным?

Какие организмы питаются подобным образом?

Какой способ питания называется гетеротрофным?

Какие организмы питаются таким образом?

                                  Способы получения пищи

СЛАЙД 10 заполняется по ходу повторения материала:

Какие вы знаете организмы, различающиеся способом получения пищи?

Растительноядные

Хищные

Трупоеды

Симбионты

Паразиты

Всеядные

СЛАЙД 11 

Назовите понятия, которые соответствуют данным определениям

СЛАЙД 12

В природе существует огромное множество приспособлений животных к типам пищи, к ее поимке, лучшему ее усваиванию.

Все они сформировались в результате эволюции. Если бы их не было, животным было бы гораздо сложнее выжить в мире жестокой конкуренции за пищевые ресурсы.

Какие же приспособления хищников вы можете назвать?

   СЛАЙДЫ 13, 14

У всех хищников острые зубы,   хороший слух,  очень острое обоняние, улавливающее запах. Они способны тихо подкрадываться к жертве.

У хищных птиц помощь в питании оказывают острые когти и сильный клюв.

 

СЛАЙДЫ 15, 16

Особенностью устройства ротового аппарата фитофагов является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений.

Особый пищеварительный тракт с многокамерным желудком, удлинённым кишечником

СЛАЙДЫ 17, 18

Какие приспособления существуют у паразитов?

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)

II.Осмысление.

Самостоятельная работа в группах.

Учащимся на стол выдаются информационные листы (по 2 на группу в зависимости от способов получения пищи организмами)

Приложение 1.

Нацелить  у вас на эту работу 5 минут.

СЛАЙД 19

 Учащиеся маркируют текст (инсерт):

V - известная информация

+  - новая информация

-   - думаю иначе

?  - есть вопрос

III. Рефлексия.

Какая информация была для вас знакомой?

Что нового вы узнали?

Вывод.

СЛАЙД 20 

Физкультминутка.

СЛАЙД 21

4. Животные Липецкой области

I.Сообщение 

Животный мир области очень разнообразен. Поскольку область расположена в лесостепной зоне, животный мир ее представлен лесными и степными видами. На территории области обитает свыше 60 видов млекопитающих, более 250 видов различных птиц, 30 видов рыб, 8 видов пресмыкающихся и 8 видов земноводных.

 Большинство млекопитающих живут в лесах. Из хищных водятся волки, лисицы, хорьки, енотовидные собаки, изредка - куницы, барсуки, встречается выдра.

 В небольшом количестве водятся белки, по берегам рек притоков живут бобры. Из копытных животных в лесах водятся лоси. Косуль и кабанов в лесах встречается очень мало. Особенно большое распространение имеют грызуны - суслики, мыши, полевки, зайцы, хомяки и тушканчики.

 В реках и озерах обитают выхухоли, водяные крысы и ондатры. В Липецкой области обитают животные, принадлежащие к отряду насекомоядных - крот и несколько видов землероек. Из отряда рукокрылых млекопитающих водятся различные виды летучих мышей.

 Разнообразен и многочислен мир пернатых. Постоянно у нас обитает около 30 видов. К ним относятся домовый воробей, галка, сорока, ворон, сизый голубь, тетерев, неясыть, домовой сыч, тетеревятник, хохлатый жаворонок. Сюда же можно отнести ворону, серую куропатку, полевого воробья, сойку, большинство видов дятлов и обыкновенную овсянку.

 Основная масса птиц на зиму улетает на юг, а в теплое время года возвращается обратно. Есть и такие птицы, которые живут у нас только зимой, а весной улетают на север. К таким кочующим в зимнее время птицам относятся свиристели, черные дятлы, чижи, снегири, чечетки.

 Большинство птиц Липецкой области обитает в лесах. В хвойных лесах птиц гораздо меньше, чем в лиственных. На реках и озерах в теплое время года гнездится много водоплавающих птиц. Некоторые птицы живут вблизи жилья человека. Они населяют постройки в селениях или гнездятся в парках и садах в пределах населенного пункта.

 В реках и озерах обитают различные рыбы: окунь, щука, голавль, язь, плотва, сом, лещ, судак, красноперка, линь, карась, ерш, сазан. Из аклиматизированных видов рыб в водоемах встречаются белый и пестрый толстолобики, белый амур. Белые амуры весом 8-10 кг пойманы в реке Воронеж. В реке Дон встречается стерлядь.

 В водоемах обитают также раки, моллюски, земноводные. Из пресмыкающихся водятся ужи, гадюки, ящерицы.

 Мир насекомых отличается большим разнообразием. В области водятся многочисленные виды жуков, бабочек, прямокрылых, а также пчелы, осы, шмели.

II.Осмысление.

СЛАЙДЫ 22-31 Викторина «Узнай животное по описанию»

Послушайте небольшой рассказ Сладкова и постарайтесь догадаться, о ком идёт речь

«Белка»

Осоед ос ест, мухоловка мух ловит. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты!

        И слышу вдруг голосок:

     - Угадай:  кто я? А ем я  муравьев и жуков!

      Я подумал и сказал:

     - Скорее всего ты – жукоед-дятел!

     - Вот и не угадал! – откликнулся голосок. –

А еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога.

     - Тогда ты грызун: полевка или мышь.

     - Случается, я ем даже рыбу!

     - Тогда ты баклан-рыболов или цапля.

     - То мышка, то цапля – ты снова не угадал! Летом я таскаю из птичьих гнезд яйца.

     - Похоже, что ты куница!

     - Не вспоминай про куницу, она мой заядлый враг! А еще я ем рябину и шишки, грибы и

ягоды, орехи и семена, почки и листики.

     Я рассердился и крикнул:

     - Скорее всего ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

     - Сдаешься? – спросил голосок. Лапки на елке качнулись, раздвинулись и показалась…

- Ребята,  о каком зверьке идет речь в рассказе.

(После обсуждения , дети догадываются, что речь идет о белке, и доказывают свою точку зрения.)

Учитель прикрепляет на доску рисунок белки и дочитывает рассказ до конца.

     - белка

     - Запомни! – сказала она. – Осоеды едят не только ос, мухоловки ловят не только мух. А белки грызут не одни орешки!

Бобр Длина тела его достигает 1 м, а масса — 30 кг. Посередине хвоста сверху тянется жесткий роговой киль. Мех от светло-коричневого до почти черного. Коренные зубы обычно не имеют корней. Строение резцов позволяет грызть под водой. На облюбованном водоеме  устраивают норы или хатки. Вход в нору всегда располагается под поверхностью воды.

Лисица. Рыжая или обыкновенная, наиболее распространена и хорошо известна. Длина тела 60—90 см, хвоста — 40—60 см, масса — 6—10 кг. В большинстве случаев окраска спины ярко-рыжая, с неясным темным узором, брюхо белое, но иногда черное.  Хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается самой разнообразной пищей. Среди поедаемых ею кормов более 300 видов одних только животных, не считая нескольких десятков видов растений. Повсеместно основу ее питания составляют мелкие грызуны, главным образом полевки.

Заяц Длина тела до 70 см, масса до 7 кг.  Длинные уши (100—120 мм), хвост, остроконечный и сверху черный. Окраска меха желтовато-палево-рыжая. Подшерсток с черными концами, очень шелковистый. Края ушей черно-бурые. На коротком расстоянии способен развить скорость бега до 50 км/ч.  Степное животное, распространявшееся в степных областях Европы, Передней и Малой Азии и Северной Африки.

Лось. Взрослые самцы имеют длину тела до 3 м массу до 580—600 кг. Он очень высоконогий, с мощной грудной клеткой, относительно коротким туловищем и тяжелой горбоносой головой. Верхняя губа вздутая и сильно нависает над нижней. Под горлом свешивается вниз мягкий кожистый вырост — «серьга». Рога  состоят из короткого ствола и широкой уплощенной, несколько вогнутой лопаты. Окраска буровато-черная. Распространен очень широко, населяя пояса северных лесов Евразии и Северной Америки.

 Филин.  Самая большая сова, обитающая в Европейской России: длина тела 60-75 см, размах крыльев 160-190 см, масса тела 2-3,3 кг. Окраска преимущественно рыжая или охристая, с большим количеством темных пестрин. Характерны «уши» и оранжевые глаза. В Липецкой области сохранился в крупных лесных массивах по р.Воронеж в Добровском, Чаплыгинском, Грязинском и Усманском  районах. Современная численность неизвестна. Питается мелкими и средними по размерам птицами и млекопитающими, основу добычи составляют полевки и мыши.

 Клещ. Передают энцефалит, боррелиоз, распространены  по всей территории южной части лесной зоны Евразии.
Предпочитают умеренно затененные и увлажненные лиственные и смешанные леса с густым травостоем и подлеском.

 

Ворона. Предпочитают селиться поблизости от людей. В городах  образуют смешанные стаи с грачами и галками. Всеядны: могут питаться грызунами, не упускают случая полакомиться червями и жуками или наловить рыбки, крадут чужие яйца, находят пропитание на городских свалках, не отказываются и от мертвечины. Однако они охотно разбавляют свой рацион растительной пищей в виде семян, листьев и плодов. Недаром  получила такое название – ВОР-ОНА!

Жук-навозник. Длина от 3 до 70 мм. Тело овальное или круглое, желтоватого, коричневого, фиолетового или чёрного цвета (с металлическим оттенком или без него). Личинки питаются падалью или помётом животных. Взрослые жуки предпочитают грибы или помёт животных. Полезны как «санитары» и почвообразователи. Некоторые виды являются промежуточными хозяевами гельминтов. Они проводят большую часть своей жизни в своих норах, которые могут быть метр в глубину и располагаются под падалью или помётом животных.

 Кабан. Всеядное парнокопытное нежвачное млекопитающее. Обладает более коротким и плотным телом, чем у свиньи, более толстыми и высокими ногами; кроме того, голова длиннее и тоньше, уши длиннее, острее и притом стоячие, Щетина чёрно-бурого цвета с примесью желтоватого, Длина тела до 175 см, хвост 25 см, высота в холке до 1 м; вес взрослого самца может достигать 150—200 кг.

СЛАЙДЫ 32-33 Распределите животных по типам питания.

Нацелить: у вас 3 минуты

Работа в группах.

(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)

После окончания работы учащиеся осуществляют проверку друг друга. Ребятам для ускорения работы ответы проецируются на экране.

Растительноядные.

Хищные.

Паразиты.

Трупоеды.

Всеядные.

1-й вариант.

волк

личинка мухи

тетерев

пиявка

свинья

2

4

1

3

5

2-й вариант.

орёл

гриф

ласточка

клещ

голубь

2

4

2

3

1

3-й вариант.

божья коровка

дождевой червь

белка

гадюка

аскарида

2

4

1

2

3

4-й вариант.

сова

хомяк

ворона

капустница

блоха

2

1

5

1

3

6-й вариант.

человек

прудовик

вошь

щука

хорёк

5

1

3

2

2

СЛАЙД 34

Найдите лишнее понятие и обоснуйте ответ:

  • Тетерев, косуля, пчела, лисица.
  • Волк, заяц, филин, куница.
  • Вши, клещи, дождевой червь, гриб-трутовик.
  • Кабан, ворона, жук-навозник, человек.

СЛАЙД 35

Кроссворд  «Отгадайте названия зверей по их описанию».

  •  У него небольшое тело, лапки маленькие и короткие, вместо меха у него иглы, всеядный.
  • Он большой, бурый, тело покрыто мехом, лапы большие, всеядный.
  •  Он большой, вместо лап - копыта, на голове у него рога, растениеядный.
  •  Она небольшая, мех рыжий, на лапках меховые подушечки, хищник.
  •  Он большой, мех серого цвета, хищник, живет в лесу.
  •  Она маленькая, вертлявая, мех коричнево-рыжего цвета
  • Она маленькая, летает, насекомое. Её личинки питаются мертвыми органическими остатками животных и растений

III. Рефлексия.

Групповая работа. (Раздать листочки с терминами: паразиты, симбионты, хищники)

 Закрепить пройденное на составлении синквейна – пятистишия по плану:

  1. Существительное, например, паразиты.
  2. Два прилагательных, например, опасные, вредные.
  3. Три глагола, например, уничтожают, заражают, портят.
  4. Предложение из 4-х слов, связанных с этой темой, например, наносят вред живым организмам.

I.Вызов

Вопрос детям: при входе в один из зоопарков Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ней такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» Кто этот хищник? (Дети предлагают свои варианты ответа). Если дети затрудняются ответить, то сказать им о том, что эти слова написаны над огромным зеркалом, следовательно, самый опасный зверь на земле – … (человек).

Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?

Ответ: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания.

Осмысление

Кадры презентации: Красная книга

Животные играют огромную роль в природе: без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

 Все животные очень красивые, интересные.

– Мы употребляем их в пищу.

– У некоторых животных ценный мех.

Вырубая леса, применяя гербициды, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных и растений.

В нашей стране для охраны растительного и животного мира в 1974 году была утверждена Красная книга СССР. А для уточнения и углубления знаний о редких видах растений и животных в нашем крае с целью разработки мер по их охране в 1984 году была учреждена Красная Книга Липецкой области (демонстрация книги).

В Красную книгу Липецкой области внесен список редких и исчезающих видов на территории Липецкой области по растениям и животным.

На этих страницах много растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока еще не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти.

Рефлексия

. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы:

1. Чем мы сегодня занимались?

 2. Что у нас получилось хорошо?

 3. Что мы для этого делали?

 4. Довольны ли мы результатом?

 5. Сегодня я понял . . .

 6. Сегодня я научился.. . .

На изображенном на листе ватмана дереве они прикрепляют листья разного цвета: Зеленый цвет – у меня хорошее настроение

Желтый цвет – у меня настроение так себе, ни хорошее, ни плохое

Красный цвет – у меня плохое настроение

Выставление оценок, их аргументация.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.                                 Урок окончен

               Приложение 1.

Растительноядные.

 Растительноя́дностьтравоя́дность  - фитофагия (от др.-греч. φυτóν — «растение» и φαγεῖν — пожирать),  — питание животных растительной пищей. Фитофаги являются так называемыми первичными потребителями (консументами I-го порядка) в пищевой цепи. 

Растительноядные животные есть в любом типе, классе, отряде Царства Животных. 

Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Одну из основных групп лесных жителей составляют растительноядные животные, для которых свойственен особый пищеварительный тракт с многокамерным желудком, позволяющим переваривать травы, молодые побеги и плоды растений. Даже у головастика кишечник относительно длиннее, чем у лягушки. У птиц зерноядных стенки мускульного желудка, служащего для перетирания пищи, гораздо толще и, следовательно сильнее, чем у плотоядных. У травоядных формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

Бабочки различают запахи  на расстоянии 3 км.

У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).

Растительноядные насекомые губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш, свёклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так, грозным завоевателем проявила себя саранча. В древности о её нашествиях писали: земля перед ней как цветущий сад, позади неё – дикая пустыня. Подсчитано, что в о всём мире растительноядным насекомым достаётся приблизительно пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.

Среди животных абсолютных фитофагов не существует, все они частично используют и животную пищу (например, жвачные переваривают часть своих протистов-симбионтовсеверные олени едят иногда леммингов), т. к. нуждаются в незаменимых аминокислотах животного происхождения; но масса случайно поедаемых мелких животных (насекомых, простейших) чаще несопоставима с массой потребляемых фитофагами растений. Из пищеварительных ферментов у них преобладают амилазы.

 Растительную пищу употребляют, например, олени, лоси, косули, зубры, некоторые виды грызунов, глухари и тетерева (которые также охотно лакомятся хвоей). Беспозвоночные (например, улитки) и многие насекомые (жуки, тля, шершни и гусеницы бабочек) питаются листьями. Есть и домашние животные, питающиея растительной пищей: козы, овцы, коровы…

Симбионты .

Симбиоз – позитивные взаимоотношения. Это такая форма взаимоотношений, при которой партнеры получают пользу друг от друга (или один из них от другого).Это организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

Муравейник рыжего лесного муравья. Симбиоз с тлями – питание падью тлей. Тлей муравьи находят, заползая на деревья. Кроме жидкой пищи (падь), муравьи питаются твердой пищей, большую часть которой составляют насекомые на всех стадиях развития. Рыжие лесные муравьи не только симбионты, но и хищники. Симбиоз – буквально “совместная жизнь. Различают несколько форм симбиоза: мутуализм, кооперация и комменсализм.

Классические примеры симбиоза среди растений представляет сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения – микориза (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы).

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений

В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.

Плотоядные, хищники.

Хищничество – способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Убивая и поедая жертв, хищники сокращают численность популяций видов-жертв. Для хищников характерно охотничье поведение. Большей частью хищникам удаётся поймать ослабленных (больных), очень молодых или старых животных, уже не принимающих участия в размножении. Тем самым хищники являются наиболее действенными «механизмами» естественного отбора. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д. Частным случаем хищничества служит каннибализм – поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева. Орёл видит добычу с высоты 100 метров.

Одна из самых прожорливых насекомых-хищников – стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху – садясь на веточку.

Некоторые насекомые едят самих себя. Например, саранча не чувствительна к боли, она начинает грызть свои передние ножки, потом нижнюю часть тела. На такой шаг её толкает не чувство голода. Просто собственное тело кажется ей достаточно вкусной пищей.

Трупоеды – питаются остатками организмов.

Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.

Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Паразитизм – отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм – хозяин служит для паразита источником питания, очень часто – местом обитания, защитой от врагов.

В отличие от хищничества при нападении паразита хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение (в течение длительного времени). Другими словами паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку это обеспечивает его существование. Таким образом, паразитизм можно рассматривать как ослабленную форму хищничества.

Например: ленточные черви, вши, клещи, печёночная двуустка – это паразиты, которые поражают животных. Паразиты, которые вредят растениям – повилика, заразиха, фитофтора, головневые и ржавчинные грибы, гриб-трутовик.

Различают эктопаразитов и эндопаразитов. Эктопаразиты – это наружные паразиты. Они не живут на теле постоянно на теле хозяина, то есть являются временными паразитами. Примерами являются блохи, вши, кровососущие двукрылые. Эндопаразиты постоянно живут в теле хозяина, например, паразитические черви (круглые и плоские).

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)

Паразитов подразделяют также на две  категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.

В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).

Не так страшны сами паразиты, как те заболевания, которые они переносят: тиф, чума. В XVIII веке во время русско-турецкой войны Россия потеряла погибшими от болезней больше людей, чем убитыми. У кровососущих насекомых колюще-сосущий ротовой 

 как животные избавляются от блох 

Птицы купаются в муравейниках, а лиса, взяв в зубы клочок травы, медленно заходит в воду, блохи спасаясь от воды перебираются на траву, и тогда лиса отпускает её. 

Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек.

Обыкновенный ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомыегусеницыслизни, иногда дождевые черви. В естественных условиях на позвоночных нападает редко, чаще всего жертвами ежа становятся оцепеневшие рептилии и амфибии. Из растений может поедать ягоды и фрукты.

Интересный факт: На ежей необычно слабо действуют многие сильные яды — мышьяксулемаопиум и даже синильная кислота. Они довольно устойчивы к яду гадюк. Ещё в 1811 году было экспериментально установлено, что ежи без вреда для себя поедали жуков-нарывников, содержащих ядовитый для других животных кантаридин.

Вороны всеядны. В годы усиленного размножения мышевидных грызунов они уничтожают их в большом количестве, истребляют также вредных насекомых и моллюсков, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), принося пользу тем, что не дают их всходам засорять посевы других культур и лишают корма мышевидных грызунов, косвенно уменьшая их численность. С другой стороны, вороны причиняют вред полям, выклевывая зерна из колосьев или повреждая всходы посевов; на бахчах расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду. В районе охотничьих хозяйств вороны являются бичом водоплавающих птиц, у которых они воруют яйца и уничтожают птенцов. Таким образом, к воронам следует относиться сообразно с тем, какую роль они играют в хозяйстве данной местности.

Приложение 2

Памятка по осуществлению коллективного выбора.

  1. Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий.
  2. Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения.
  3. Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий.
  4. Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдаётся коллективное предпочтение.
  5. Разработайте план совместных действий по решению избранного задания.
  6. Попробуйте добиться того, чтобы  каждый член группы внёс свой вклад в выполнение задания.
  7. Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы.
  8. Оцените успешность сделанного выбора и результативность.

Памятка по осуществлению индивидуального выбора.

  1. Внимательно прочтите все варианты учебных заданий.
  2. Постарайся осмыслить каждое задание.
  3. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.
  4. Мысленно подберите то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.
  5. Постарайся объяснить (обосновать) самому себе, что тот выбор, который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим.
  6. Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.
  7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

1-й вариант.

волк

личинка мухи

тетерев

пиявка

     свинья        свинья

2-й вариант.

орёл

гриф

ласточка

клещ

голубь

3-й вариант.

божья коровка

дождевой червь

белка

гадюка

аскарида

4-й вариант.

сова

хомяк

ворона

капустница

блоха

5-й вариант.

человек

прудовик

вошь

щука

хорёк

Рубрика «Интересно знать».

• Самым хвостатым животными на земном шаре является... курица. Ее можно увидеть лишь в японском селе Палач, которое расположено на острове Сикоку.

• Еж в состоянии спячки может обходиться без пищи 236 дней. Медведь во время спячки ничего не ест на протяжении 6 месяцев.

• Змеи не имеют ушей. Они воспринимают звуковые колебания языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Способы добывания огня. Типы и виды костров"

Конспект урока в 6 классе. С использованием игровых приемов....

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЭКОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ Тема урока: «Способы добывания пищи»

Тема урока: Способы добывания пищи.  Цели урока: обучающая: формирование знаний у учащихся о способах добывания пищивоспитательная:: воспитывать интерес к предмету, к природеразвивающая: ум...

Конспект урока-исследования по экологии "Способы добывания пищи"

Цель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о способах добывания пищи через применение методов исследования....

МУЗЕЙ ПРИРОДЫ И ЭКОЛОГИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ №66 г.ЛИПЕЦКА

27 января 2005 года в экологическом лицее №66 г. Липецка открылся музей природы и экологии Липецкой области.Информация, представленная в нашем музее помогает учащимся лицея лучше освоить материал, пол...

Жизненные формы организмов

Презентация "Жизненные формы организмов" для 11 класса составлена по учебнику биологии 11 класса Теремова, Петросовой...