Интеллектуальные игры как средство формирования УУД на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Стручков Евгений  Алексеевич

Вашему вниманию предлагается методика проведения интеллектуальных игр на уроках биологии. Подробно рассматривается проведение каждого конкурса. Причем, методика эта работает на разных уровнях.Это проверено мной во время работы  педагогом экологом в ДОУ под руководством С.Н.Николаевой (РАО), педагогом дополнительного  образования в начальной школе  ( книга  " Окружающий мир 4 класс Развитие развернутого оценивания информации. Издательство "Учитель", Волгоград, 2012), учитетелем биологии 364 школы Москвы  ( Игровые технологии в преподавании биологии с интерактивным электронным приложением - М, Планета,2016). Эти игры - уроки обобщения и повторения, на которых ученикам приходится использовать имеющиеся знания в новых ситуациях, в ходе игры они получают и новые знания. Алгоритм действий ученика становится понятен после первой игры, понятным становится и назначение подобных уроков. Они вызывают интерес к предмету, повышают мотивацию, позволяют ученикам раскрыться. Подобную методику можно использовать  и на дугих предметах, изменяя только содержание. Сейчас  я работаю над играми по географии, есть игры и для внеклассной работы. Покажите ученикам одну игру - по их реакции сделаете выводы. Удачи вам, дорогие коллеги!  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmetukaz_ruk_tri.docx17.06 КБ
Файл sosedi_5.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Время информационных технологий и стремительного развития науки и техники человеку приходится постоянно учиться и переучиваться. Поэтому школа должна сформировать у учеников умение учиться. Достижение данной цели возможно за счет формирования системы универсальных учебных действий. Одним из средств, развивающих УУД, является интеллектуальная игра. Игра – могучее средство социализации ребенка, приобщения его к нормам и ценностям общества. Именно в игре развивается эмпатия и рефлексия. Игра для детей – источник новых эмоций, возможность в неформальной обстановке показать перед одноклассниками умение мыслить, возможность развития умения применить имеющиеся знания в новых ситуациях, получить новую информацию. Для педагога игра – тоже возможность получить новые знания, особенно если игра эта авторская. Это и источник радости, и удовлетворения результатами своего труда, возможность открытия нового в своих учениках.

        Удивительно, но и взрослые, и дети не совсем правильно понимают сущность и значение игры. В игре важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Условия проведения игр просты – нет никаких дополнительных заданий на дом, кроме повторения. Учитель готовит тексты заданий, фишки – «умники». Перед началом игры каждая команда делает игровое поле – соединяет 2 стола. С учителем работает помощник – банкир, который раскладывает заработанные умники по ячейкам команд.

        В игре, как и на обычном уроке, ярким должно быть начало и завершение. Традиционно первый конкурс – это конкурс капитанов «Верите ли вы, что….». После каждого вопроса капитаны поднимают карточки со словами «да» или «нет». За каждый правильный  ответ капитан приносит команде по одному умнику.  На последние три вопроса поочереди отвечает сначала команда, а потом капитан. В случае правильного  ответа команда может заработать  совместно с капитаном сразу два умника.

        Второй конкурс – «Подсказка». Каждый вопрос выдается  тремя частями. После подсказки команды на листочках пишут ответ и сдают учителю. Можно после очередной подсказки менять версию ответа. Если ответ не меняется, листочки можно не сдавать. За ответ с первой подсказки – 3, со второй – 2, с 3 – 1 умник.

        Конкурс «Кроссворд» предполагает введение в качестве ключевого  слова нового термина, названия науки или нового интересного объекта, связанных с темой игры. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает по 1 умнику, за ключевое слово – три умника. Полученный результат округляется в большую сторону и делится на два.

        В каждую игру при сохранении ее постоянной структуры вносятся изменения, ибо природа и человек не любят однообразия. Так появились новые конкурсы.         

        Конкурс «Барон Мюнхгаузен». В коротком тексте надо найти замаскированные ошибки и подчеркнуть их. Анализ текста учитель начинает  по ходу работы команд, отмечая правильно найденные ошибки галочками. После завершения работы подводятся итоги – за каждую найденную ошибку дается по умнику. Затем проводится анализ текста с выделением всех ошибок.

        Интересно и живо проходит конкурс «Дальше, дальше, дальше…» Для каждой из трех команд готовлю  25- 30 вопросов по теме игры. Перед началом конкурса команды называют номер варианта вопросов. После включения секундомера учитель читает вопрос, а ученики должны быстро на него ответить. За правильный ответ дается один умник. Если команда дает неправильный ответ или его не знает, учитель дает ответ. Если команда не знает ответ, капитан должен сказать : «Дальше!» . З а2 минуты команда старается ответить на максимальное число вопросов. Банкир на листе отмечает число правильных ответов  и делит их на 2 или на 4 в зависимости от количества ответов.

        Конкурс «Растения и животные в пословицах и поговорках русского народа» проходит так. Н а выданных листах  напечатаны поговорки, а растения или животные, упоминающиеся в них, пропущены. Их список дан ниже. После окончания работы команды меняются листами и идет взаимопроверка.

        Некоторые растения или животные имеют два или более названий. Эта информация используется для конкурса «Путаница», или «Сбой компьютера».  На выданном листе названии животных в два столбика. В первом столбике – список животных или растений, а в другом – их вторые названия, но они не соответствую первому. Задача – привести второй список в соответствие с первым. Это задание расширяет словарный запас учащихся, обогащает их новыми знаниями

        Очень нравится детям конкурс «Меткий стрелок» или «Акула». Второе название прочно закрепилось за подобными заданиями. На доске решетка из 16 квадратов с цифрами от 1 до 16. Команды поочереди выбирают номер вопроса, учитель читает вопрос  и  команда отвечает. За правильный ответ один умник. Если ответ неправильный, на него может ответить следующая команда, а потом и еще одна, если ответы правильные не даны. В этом случае ответ дает учитель. Но за некоторыми цифрами спрятались не вопросы, а «акулы», которые съедают у команды по одному умнику.

        В 5 классе есть еще один конкурс – «С миру по нитке». На столах рядом с командами лежат приготовленные буквы загаданного слова. Учитель читает вопросы, команды на листочках подают ответы. При правильном ответе команда берет по одной любой букве, они ведь перевернуты . После того, как все вопросы заданы, за каждый правильный ответ команде зачисляется по умнику.  Теперь разрешается взять оставшиеся буквы, если на какие-то вопросы команды на ответили.  Остается составить из букв загаданное слово. Первая команда дополнительно получает 3 умника, отгадавшая второй – 2, последняя  - 1 умник.

        После завершения последнего конкурса банкир объявляет о накоплениях каждой команды и начинается завершающий конкурс каждой игры – «Биоаукцион».  Этот конкурс решает все.  Можно проиграть, можно стать победителем. Все зависит от умения капитана работать с командой, его умения усмирить игровой азарт разумной тактикой игры. На этом конкурсе обычно 5 вопросов. Вопросы объединяет не только тема игры. Они могут быть связаны с другими науками – астрономией, историей, химией и физикой. Сначала объявляю , о чем вопрос и называю его начальную цену и спрашиваю: « Кто больше?». Команды делают ставки и торги заканчиваются словами : « ……..  умников – раз, ………  умников – два, …….. умников – три. Продано!» Называется максимальное число умников, данное командой, купившей этот вопрос. После этого зачитывается вопрос и команды начинают обсуждение. При правильном ответе эмоции дополняются умниками, поставленными за данный вопрос. Если ответ неправильный, банкир вычитает эту сумму из накоплений команды. Важно, чтоб игроки поняли, что не надо делать высокие ставки, особенно на первых вопросах. При неправильном ответе потом трудно догнать соперников, а при правильном придется играть самим с собой, потому что игра для других команд утратит смысл. Интересней, когда разрыв между командами небольшой, есть возможность выйти вперед любой команде. Страсти накаляются при последнем вопросе. Команде проигрывающей можно идти ва-банк.

        Биоаукцион подводит итоги игры. Капитаны всех команд получают отличные оценки. После обсуждения итогов игры в командах  капитаны называют по одному лучшему игроку, они тоже получают отличные оценки. В команде- победительнице все получают оценки по решению капитана и команды в соответствии  с их вкладом в победу.

        В каждой игре дается большее число конкурсов. Все использовать на уроке можно и не успеть. И использовать информацию каждого  конкурса можно по-разному, переделав под своих учеников. Напомню, что игры – это не только повторение пройденного, но и приобретение новых знаний. И ничего страшного, если не будет ответов на какие-то вопросы. Зато после игры станет известно что-то новое.

         При использовании презентаций при проведении конкурсов  проблем не будет. В конкурсе капитанов простым щелчком левой кнопкой мыши переключаются вопросы. Они собраны по три на каждом слайде. Щелчок – вопрос, потом два следующих, щелчок и переход на следующую тройку. Точно также открываются вопросы «Подсказки», а ответ по щелчку в правом нижнем углу. Задания с кроссвордом распечатываются и выдаются командам. Проверка проводится по очередным слайдам. В конкурсе «Дальше, дальше, дальше….»  начинает отвечать команда, выбравшая первый вариант вопросов. Учитель быстро зачитывает вопросы. Задания в виде вопросов или  незаконченных предложений. Перед началом игры учителю необходимо прочитать вопросы и объяснить, как надо отвечать. На задания в форме утверждений  ответы только  « да »  и  «нет». В конкурсе «Акула» по щелчку высвечивается решетка. После выбора вопроса щелкаем по цифре – выскакивает вопрос, затем щелчок – и ответ, а потом вернуться к таблице. На три щелчка работает каждый слайд биоаукциона.

        Варианты использования игр могут быть разными: на уроке обобщения и повторения, на занятиях развивающей деятельности, при подготовке к олимпиадам и тестированию. Возможно и самостоятельное использование игр при различных формах обучения – очно-заочном, семейном, домашнем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра «Соседи по планете»

Слайд 2

Игра по теме: «Птицы»

Слайд 3

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Слайд 4

Верите ли вы, что… н аибольшее количество видов птиц встречается в Центральной и Южной Америке? п о приблизительным подсчетам на Земле обитает около 100 млрд. особей птиц? б едро соединяется с тазовой костью неподвижно?

Слайд 5

Верите ли вы, что… с екрет пищеварительных желез марабу растворяет кости, а у цапель – чешую? у птиц на крыле только три пальца? б елые перья птиц за счет содержащегося в них воздуха помогает сохранить тепло?

Слайд 6

Верите ли вы, что… д омашние куры могут прожить без еды 26-31 день? куликов- плавунчиков ярко окрашены самки, т.к. они насиживают яйца и заботятся о потомстве? н а птичьих базарах птицы не устраивают гнезда?

Слайд 7

Верите ли вы, что… с ерая куропатка может отложить до 25 яиц? п тицы погибают, если температура их тела поднимается до + 45? небольшие птицы для сохранения тепла расходуют больше энергии, чем большие?

Слайд 8

Верите ли вы, что… за первые 7-8 дней масса тела птенцов воробьиных увеличивается в 5-6 раз? бывают съедобные гнезда? стрелка куликов-бекасов англичане называют снайпером?

Слайд 9

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Слайд 10

1.Всяк … в своем болоте велик 2.Говорят , что … доят 3.Голодной … все просо снится 4. … свинье не товарищ 5.Залетела … в высокие хоромы 6.Красна … пером , а человек умом 7. …по зернышку клюет, но сыта бывает 8.Лучше … в руках, чем журавль в небе 9.Наделала … шуму , а море не зажгла 10.Поменял … на кукушку 11.Пуганая … и куста боится 12. … баснями не кормят 13. … на хвосте принесла (кулик) (кур) (курице) (ворона) (птица) (синица) (синица) (ястреба) (ворона) (соловья) (сорока) (гусь) ( курочка)

Слайд 11

“ Подсказка”

Слайд 12

Вопрос 1 1.У этих птиц вкусное мясо, поэтому на Руси пара таких птиц стоила столько же, как и пара глухарей. 2.Это лесные курообразные с хохолком на голове. 3.Имеют пеструю окраску, как та курочка, что снесла золотое яичко.

Слайд 14

Вопрос 2 1.Эта крупная птица – родственник глухаря, они могут скрещиваться в местах токования. 2.Имеет иссиня-черную окраску, с белым подхвостьем и зеркальцами на крыльях. 3. В холодную погоду вылезает из снежных нор только один раз, чтоб поесть.

Слайд 16

Вопрос 3 1.У этой птицы – родственницы глухарей, тетеревов, рябчиков – у самцов 4, а у самки 3 сезонных наряда в году. 2.Откладывает большое количество яиц – от 5 до 20, но чаще 8-12. 3. Эта важнейшая промысловая птица России зимой всегда белая, что и отражено в ее названии.

Слайд 18

Вопрос 4 1. Это одна из наиболее широко распространенных и известных уток. 2.Хорошо плавает, а нырять не умеет, по земле ходит переваливаясь. 3.Из перелетных в Москве превращается в зимующую на незамерзающих водоемах.

Слайд 20

Вопрос 5 1.Это крупная водоплавающая птица, питающаяся исключительно растительной пищей. 2. Весной в небе можно увидеть этих птиц, летящих клином и редко – шеренгой. 3. От них произошли домашние породы, дающие человеку мясо и пух.

Слайд 22

КРОССВОРД

Слайд 23

Вопросы к кроссворду: 1.Самая крупная хищная птица, живущая на американском континенте 2.Самая крупная птица в мире 3.Самая крупная птица Южной Америки 4.Самая крупная из сов 5.Самый крупный из пингвинов 6.Самый крупный из воробьинообразных 7.Самый крупный из гусеобразных 8.Птица из курообразных, откладывающая наибольшее количество яиц 9.Самая крупная из наших курообразных 10.Хищная птица, отличающаяся своим обжорством 11.Желна – это самый крупный из наших…

Слайд 24

К О Н Д О Р С Т Р А У С Н А Н Д У Ф И Л И Н И М П Е Р А Т О Р С К И Й В О Р О Н Л Е Б Е Д Ь К У Р О П А Т К А Г Л У Х А Р Ь Г Р И Ф Д Я Т Л Ы

Слайд 25

БИОАУКЦИОН

Слайд 26

Вопрос о птице, которая и певец , и боец. Эта домашняя птица имеет очень много пород. Среди них есть и бойцовые, необходимый объект развлечений в Юго-Восточной Азии. В одном из городов Германии устраиваются соревнования самцов этих птиц. Золотой призер однажды пропел за час 92 раза, серебряный – 82. А на Руси существовало поверье, что его третий утренний крик прекрасно разгоняет нечистую силу. Что же это за птица, имеющая прямое отношение к городу во Владимирской области, где есть единственный в России музей этой птицы? ОТВЕТ

Слайд 27

Петух

Слайд 28

Вопрос о птице, которая залетела на герб одного из городов Смоленской области. Эта птица из отряда совообразные. У нее самки больше самцов. Гнездятся в норах, в обрывах, постройках, при этом норы иногда роют и сами. Охотятся и днем, но главным образом в сумерках и в начале ночи. Так как же называется птица, изображенная на гербе города Сычевка? ОТВЕТ

Слайд 29

Сыч

Слайд 30

Вопрос о птице, изображенной на гербе одного из городов Подмосковья. Раньше эти птицы были частыми гостями на водоемах средней полосы России, но эти птицы не только красивы, но и вкусны. У нас в России их три вида- один – малый, один – кликун, один –шипун. Все они белые, а вот в Австралии .эта птица – черная. Эти птицы имеют длинные шеи, очень пышное и густое оперение с большим количеством пуха. Так какая же птица изображена на гербе города Долгопрудный? ОТВЕТ

Слайд 31

Лебедь

Слайд 32

Вопрос о птице, изображенной на гербе города Большой Камень Приморского края. Эта птица – символ моря. Являясь водным животным, нырять не умеет. Встречается не только на морских водоемах, это обычный обитатель рек, озер, болот. Селятся всегда колониями. Питается не только тем, что дают водоемы. Может питаться отбросами на мусорках, пляжах. Шумны и крикливы. Могут быть розовыми, серебристыми, большими морскими и большими полярными. Что же это за птица, первый слог названия которой – известный всем напиток? ОТВЕТ

Слайд 33

Чайка

Слайд 34

Вопрос о птице-метеорологе. В ясную погоду они летают высоко, а перед ненастьем – низко над землей. Бытует поверье, что эта птица, поселившаяся под крышей дома, принесет счастье. Свое гнездо строит из глины и грязи, скрепляя слюной. Может быть городской, деревенской, скалистой и береговушкой. Так что за птица украшает герб Пензы? ОТВЕТ

Слайд 35

Ласточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная игра как средство формирования интеллектуальных иноязычных умений.

В данной разработке можно познакомиться с видами учебных игр, их основными особенностями, требованиями, предъявляемыми к учебным играм....

Использование ИКТ как средства формирования УУД на уроках биологии

Материал был использован на выступлении на девятой межрайонной научно-практической конференции "Мир вокруг нас", посвященной 70-летию Победы....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС ООО

               Обучение должно строиться таким образом, чтобы логические операции вводились в определенной последовательности и частично накладывались др...

Игра как средство формирования УУД на уроках украинского языка

Задача учителя - создать условия для осмысленного понимания школьниками структуры обучения,взаимосвязей между разделами одного учебного предмета и между разными предметами, а главное - понимание того,...

Консультация «Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений»

В статье описан опыт использования различных интеллектуальных игр в работе с дошкольниками...

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках химии и биологии

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередб, определяют уровень высокой успешности учебной деятель...

Статья: "Игра как средство познавательной деятельности на уроках биологии"

Школьный возраст – самый радостный период жизни, в котором невозможно без восторга открытий и радости побед, без пытливости и любознательности, мечтаний и фантазий, возможности помериться умом и...


 

Комментарии

Стручков Евгений  Алексеевич

Эта презентация содержит материал для урока обобщения по теме "Птицы". Перед использованием на уроке необходимо просмотреть материал. При возникновении вопросов можно обратиться к тестовому материалу, который есть в выше указанной публикации