Консультация «Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений»
консультация по математике на тему

Рахметова Елена Анатольевна

 В статье описан опыт использования различных интеллектуальных игр в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений»

Одной из актуальных проблем является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Необходимым условием для развития познавательной активности детей является организация особой предметно-развивающей среды. В группе я создала центр «Веселая математика». В него вошли развивающие игры, которые помогали развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений. В центре был помещён разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки (на палочках); логические задачи; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны, занимательны и доступны детям. Освоение было возможно на разном уровне. Усвоив правила и игровые действия в заданном в игре виде дети переходили к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Для того, чтобы дети охотно принимали участие в коллективных играх я использовала счётные палочки, магнитную доску с наборами фигур, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

Всю работу в центре «Веселая математика» организовывала с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагала ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекала в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывала их и помогала освоить игру.

Созданные условия для игр поддерживали и развивали интерес к процессу познания математики, поощряли самостоятельные поиски решений задач, стимулировали творческую инициативу.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях. Игровой материал я включала в ход самого занятия или использовала в конце его, когда наблюдалось снижение умственной активности детей. При закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании применяла головоломки. Загадки, задачи-шутки были уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирования временных представлений. В качестве «умственной гимнастики» я использовала несложные занимательные задачи. Назначение их в данном случае состояло в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.

С целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях в ходе занятия я применяла занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогали различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строились на словах и действиях играющих. Дети описывали предметы, выделяя их характерные признаки; находили признаки сходства и различия, отгадывали по описанию, группировали предметы по различным признакам и свойствам. Они учились правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко.

В процессе игровой и свободной деятельности, на интегрированных, тематических, играх-занятиях, которые включают познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей умение понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, дети усваивали временные и пространственные ориентировки.

В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Учитывая специфику возраста, применяла методы и приёмы, которые лучшим образом обеспечивали осмысление воспринимаемого материала. Это наглядные методы (демонстрация), словесные (объяснение) и практические методы (упражнение, игра).

Чтобы поддерживать интерес к элементарной математике мной использовалась работа в мини-группах или коллективно. Дети учились помогать друг другу, преодолевать определённые трудности, радоваться общему результату.

С помощью разнообразных дидактических средств (современные учебно-игровые пособия) и личностно-ориентированной модели воспитания, основанной на чутком и бережном отношении к ребёнку, мне удалось обеспечить постепенное продвижение вперёд каждого воспитанника. Я формировала у детей интерес к интеллектуальной деятельности, создавая проблемные ситуации, используя модели и схемы с закодированной информацией, развивала мотивацию, стремление детей к действию, давала им возможность попасть в ситуацию, требующую анализа, сравнения, обобщения, что способствовало познавательной активности детей.

Взаимодействие с детьми я строила на основе личностно-ориентированного подхода. Использовала в своей практике различные приёмы мотивации: сюрпризный момент, соревнования, проблемная ситуация, общение с игровым персонажем. Всегда обеспечивала для каждого ребёнка ситуацию успешности. У малоактивных детей воспитывала чувство уверенности в себе и своих возможностях.

Осуществляла свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями: знакомила с занимательными и развивающими играми, проводила консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, привлекала родителей к пополнению центра «Веселая математика», в проведение математических развлечений. Именно они оказывали мне помощь при решении возникающих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в детском саду VII вида

Представлен краткий конспект занятия с детьми старшей группы. Тема занятия: "Образование числа 5"....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен для детей сренднего дошкольного возраста. В конспекте содержатся игры и упражнения по теме "Осень". Для проведения данного занятия требуется небольшое количество наглядного матер...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью по формированию элементарных математических представлений и сенсорике

Данное календарно-тематическое планирование составлено для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...