конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
методическая разработка по теме

Трушникова Елена Валерьевна

Конспект предназначен для детей сренднего дошкольного возраста. В конспекте содержатся игры и упражнения по теме "Осень". Для проведения данного занятия требуется небольшое количество наглядного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно  образовательная деятельность  по формированию  элементарных математических представлений.

(средний дошкольный возраст )

Тема: «Осень в гости к нам пришла и подарки принесла»

Программное содержание:

Учить определять количество предметов «один»,»много», «ни одного»и выражать результаты определения в речи.

Учить объединять одинаковые предметы (по цвету, величине, форме)в предметные множества по словесному заданию.

Продолжать учить различать предметы по величине :большой, маленький; употреблять эти слова в речи.

Продолжать учить определять цвет предметов: желтый и красный; правильно их называть.

Продолжать учить определять предмет на ощупь.

Продолжать учить определять овощи по внешнему виду и называть их.

Продолжать учить детей аккуратно раскрашивать карандашами, не выходя за контур.

Закреплять знание времени года – осень.

Учить  правильно вести себя в коллективе сверстников.

Учить эмоциональному восприятию и отклику к художественным произведениям и музыке.

Развивать мышление, внимание, память, речь.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Кукла Осень, мешочек, овощи (муляжи или натуральные), 2 тарелки: большая и маленькая, листья деревьев;

Раздаточный материал: Листочки из бумаги красного и желтого цветов большие и маленькие, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход

Организационный момент (дети находятся в раздевальной комнате, в группе на полу разложены листочки красного и желтого цветов)

Дети входят в группу. Встают полукругом.

Деф.:Сегодня в гости Осень к нам пришла  (показывает куклу в осеннем наряде). Давайте поздороваемся с Осенью. (дети приветствуют Осень) И разноцветные листочки принесла. Давайте послушаем как они шуршат. (педагог шуршит листочками).

Деф.: Что делаю листочки?

Дети:  Шуршат, шелестят.

Основная часть

Деф.: Посмотрите, какие красивые листочки Осень нам принесла. Вам нравятся листочки? Какого они цвета?

Дети: Да, нравятся. Они красные и желтые.

Деф.: Осень хочет попросить вас собрать букет из листьев, но собирать нужно правильно: Мальчики собирают маленькие желтые листочки(педагог показывает), а девочки – большие красные(показать).Рома, какие будешь собирать листочки, если ты мальчик?

Дети: Маленькие желтые.

Деф.: Маша, какие ты будешь собирать листочки, если ты девочка?

Дети: Большие красные.

Дети собирают листочки. Звучит музыка.

После выполнения задания педагог от имени Осени проверяет правильность выполнения задания.

Деф.: Сколько листочков мы с вами собрали?

Дети: Много.

Деф.: Давайте соберем листочки в букет. (дети соединяют все листочки в букет)

Сколько букетов?

Дети: Один

Деф.: Молодцы, правильно.

Дети садятся за столы после выполнения задания.

Деф.: А еще Осень нам принесла чудесный мешочек(показывает мешочек). Послушайте, что он говорит: «Я мешочек – не простой, я мешок – с секретом. Как узнаешь, что во мне – расскажи об этом»

Игра «Чудесный мешочек»

Деф.: Хотите узнать, что там лежит?

Дети: Да, хотим

Деф.: Что там лежит нам помогут узнать наши помощники – руки.

Дети по очереди выходят, достают на ощупь овощи. Узнают их и называют, кладут их на тарелку, стоящую на столе.

Деф.: Как это можно назвать одним словом?

Дети: Овощи

Деф.: Сколько овощей на тарелке?

Дети: Много

Деф.: Все овощи помещаются на тарелку?

Дети: Нет

Деф.: А почему все овощи не помещаются на тарелку? Какая тарелка       по размеру: большая или маленькая

Дети: Маленькая

Деф.: На какую тарелку нужно положить все овощи, чтобы они поместились?

Дети: На большую

Один из детей выходит и перекладывает все овощи на большую тарелку.

Деф.: Сколько овощей в большой тарелке?

Дети: Много

Деф.: А в маленькой тарелке?

Дети: Ни одного.

Деф.: Правильно. А теперь Осень предлагает нам разложить овощи по тарелкам. (на столе 2 тарелки с нарисованным контуром формы предмета) На красную- положим все круглые, а на желтую – все длинные, вытянутые.

Дети выходят, называют овощ, который они выбрали. Кладут на нужную тарелку.

Физкультминутка

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетим

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю  снова сели

Руки вверху над головой, качаем плавно руками.

Руки в стороны, бег по кругу


приседают

покачивание руками над головой


кружатся

садятся на места

Упражнение «Закрась правильно»

У детей на столах рабочие листы и цветные карандаши.

Деф.: Осень приготовила для вас еще одно задание. Вы будете выполнять, а Осень будет смотреть как вы его выполняете. Что нарисовано на листочках?

Дети: Овощи

Деф.: А какие овощи нарисованы?

Дети: Морковки, огурцы, помидор, лук, репка.

Деф.: Каких овощей много?

Дети: Морковок, огурцов

Деф.: Правильно. А каких по одному?

Дети: Один помидор, лук, репка.

Деф.: Сейчас нужно раскрасить только те овощи, которых по одному.

Дети раскрашивают овощи.

После выполнения задания педагог от имени Осени проверяет задание.

Осень: Вика, какие овощи ты раскрасила?

Дети: Лук, репку, помидор.

Деф.: Какого цвета лук и репка?

Дети: Желтого.

Деф.: Артем, какие овощи ты раскрасил?

Дети: Лук, репку, помидор.

Деф.: Какого цвета помидор?

Дети: Красного.

Деф.: Молодцы. Осени пондравилось как вы выполняли задания. Сегодня на занятии мы собирали листочки желтого и красного цвета. Определяли овощи на ощупь. Раскладывали овощи по нужным тарелкам, раскрашивали рисунки овощей. Овощи разные: разной формы и разного цвета. Осенью люди собирают урожай овощей в огородах.  Сегодня Осень приготовила вам угощение. (угощение морковкой).

Дети принимают угощение, благодарят Осень.

Деф.: Если на деревьях листья пожелтели

           Если в край далекий птицы улетели,

           Если небо хмурое, если дождик льется,

           Это время года осенью зовется.



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования.

Тема: «Спасение родничка»

        (старший дошкольный возраст)

Цель: 

Продолжать развивать интерес к экспериментальной деятельности с использованием различных материалов.              

Развивать познавательный интерес .        

Учить видеть красоту окружающего мира.              

Развитие связной речи, сенсорных способностей, обогащение словарного запаса.

Программное содержание:

Систематизировать знания детей о воде (о трех ее состояниях, о том, откуда     берут воду, о круговороте воды в природе), используя опытную деятельность.

Учить составлять описание объекта природы, используя опорную схему.

Продолжать учить делать выводы и умозаключения.

Развивать мышление, внимание, речь.

Способствовать развитию познавательного интереса к неживой природе, используя

произведения народного творчества.

Продолжать развивать связную речь, умение следить за звукопроизношением.

Закреплять умения детей выделять звук из слова.

Воспитывать бережное отношение к воде. Стремление совершать добрые дела.

Продолжать воспитывать чувственные ощущения детей: тактильные, зрительные, слуховые.

Развивать художественно – эстетический вкус детей.

Методы и приемы: наглядные (иллюстрации, схемы,показ действий),            

            сюрпризный момент, словесные (объяснение, загадки,

            пословицы, вопросы, ответы, рассуждение), проблемные  

            ситуации,  использование  технических средств обучения,

           поощрение, выделение звука из  слова, проведение опытов,

            мотивация, использование эмблем, проговаривание слов

            хором с одновременным выполнением движений.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:  Аудиозапись с шумом воды и песней «Синяя вода», иллюстрации: остров, замок Волшебницы Воды, папка - раскладушка; схемы для описания признаков воды и круговорота капли в природе, схема кроссворда, 3 пластиковых бутылочки: с минеральной, грязной водой и водой из-под крана; мешочек; Предметы: деревянная лодка, бумажная лодка, ложки (металлическая и деревянная), вилка, линейка, спичка, гайка, нож, шарик воздушный, мяч, гвоздь, ножницы; 3 стакана , ванночка, снежинки, кусочки льда; «родник»,  телевизор, видеомагнитофон.

Раздаточный: Эмблемы (капельки), картинки в конверте :деревянная лодка, ложка металлическая и деревянная, вилка, линейка, спичка, гайка, нож, шарик воздушный, мяч, гвоздь, ножницы; снежинки; бумажные тарелки (фиолетовая и белая)

Ход.

Организационный момент.

Дети приветствуют гостей и рассаживаются за столы. Педагог обращает внимание на осанку детей.

Пед.: Добрый день, дорогие гости, дети! Дети, давайте расскажем нашим гостям как называется наша группа.

Дети: Родничок.

Пед.: Правильно, а вы знаете, что это, наверное,  неспроста. Сегодня мы с вами поговорим…А вот о чем, вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (на доску вывешивается схема кроссворда)

Первую букву вы узнаете, если назовете звук, который стоит в середине слова «совок».

Дети: Звук «в».

Пед.: Правильно, первая буква неизвестного слова – буква «В» (педагог вписывает синим маркером данную букву в 1-ую клетку кроссворда)

Пед.: Вторая буква спряталась в слове «гром». Выделите звук, который находится в середине этого слова.

Дети: Звук «о».

Пед.: Звук «о», во 2-ой клетке нашего кроссворда  напишем букву «О». (педагог вписывает красным маркером названную букву)

Пед.: Следующий звук спрятался в начале слова «дорога». Какой это звук?

Дети: Звук «д».

Пед.: Значит буква «д» встанет рядом с буквой «О».(вписывает букву «Д» синим маркером.)

Пед.: Хорошо, а последняя буква и звук спрятались в слове «мама».

Какой звук стоит и в середине и в конце этого слова?

Дети: Звук «А», буква «А» будет последняя в этом слове.

Пед.: А теперь давайте прочтем все слово. (один ребенок читает слово, написанное в кроссворде). Молодцы! Сегодня у нас необычный день – день волшебной воды. Почему волшебной? Да, потому что вода бывает разной. Она многое может. Что может вода?

Дети: Вода может течь, может биться о камни, может журчать.

Пед.: Вот какая вода разная. Давайте мы с вами расскажем о ее свойствах, опираясь на эту схему. (на доску помещается опорная схема).

Дети рассказывают о свойствах воды, при необходимости педагог оказывает помощь.

Дети: Вода прозрачная, не имеет запаха, ее можно попробовать на вкус – она безвкусная.

Пед.: Хорошо, а сейчас мы посмотрим отрывок из фильма о воде.

Дети просматривают небольшой отрывок видеофильма о круговороте воды в природе.

Пед.: Вот какая вода бывает разная и что она может делать. А какую песенку поет вода, когда струится из крана? (педагог показывает картинку с изображением крана)

Дети: С-с-с.

Пед.: А когда она бьется о камни (показывает иллюстрацию с изображением моря), какую песенку поет?

Дети: Ш-ш-ш.

Пед.: Слышите? (звучит аудиозапись с журчанием воды). Раз вода волшебная, значит, есть и Волшебница Вода. Вот сегодня ее дочурки – снежинки передали грустную весть: в царстве Волшебницы Воды высох родник. Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: потому что люди набросали туда мусор, осушили его и т. д.

Пед.: А для того, чтобы родник ожил не хватает несколько капелек. Как же нам ей помочь?

Дети предлагают варианты.

Пед.: А давайте мы  вами превратимся в капельки и отправимся в это царство Воды. Сейчас я вас превращу вас в «капельки» и мы отправимся в путь. Но в капельку превратится тот, кто назовет пословицу о воде.( дети называют пословицы, педагог надевает эмблемы с изображением капельки)

«Что в воду упало, то пропало»

«И в хорошей воде утонуть можно»

«От огня вода ключом кипит, а водою и огонь заливают»

«Заработала вода, загудели провода»

«Решетом воду не черпают»

«Хлеб вскормит, вода вспоит»

«Что за беда, коли пьется вода»

«Мельница сильна водою»

«Вода и землю точит, и камень долбит»

«Чище мойся, воды не бойся»

«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»

«Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – вся земля»

Пед.: Пора капелькам отправляться в путь. А давайте мы расскажем какой путь проходит капелька? (выставляется схема «Путь капельки)

Дети с опорой  на схему рассказывают о круговороте капельки в природе.

Пед.:Ну что ж, пора и нам в путь-дорогу. (дети встают около своих столов и легким бегом выстраиваются в круг, звучит музыка журчания воды.) Собрались капельки все вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Текла, текла река и попала в большое море.

Проводится игра «Море волнуется»

(дети стоят в кругу, держатся за руки)

«Море волнуется – раз, (раскачивают руки все вместе)

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри» (замирают в одной позе).

После игры дети рассаживаются за столы.

Пед.: Капельки поплыли дальше и приплыли на остров (на доску вывешивается картинка с изображением острова с водой) А жители этого острова хотят переплыть на другой остров, но не знают, что выбрать. На чем им лучше переплыть: на деревянной лодке (педагог показывает предмет) или на бумажной (показать предмет)? Как вы думаете? Почему?

Дети: на деревянной лодке лучше плыть, потому что она не утонет. Бумажная лодка может намокнуть и утонуть.

Пед.: Молодцы! Помогли жителям переплыть на другой остров. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Тонет – не тонет». У вас на стола в конвертах лежат картинки. Разложите их перед собой. Какие предметы изображены на них. (один ребенок перечисляет предметы). Еще у вас на столе есть 2 тарелочки: фиолетовая и белая. Вам сейчас нужно разложить их следующим образом: на фиолетовую тарелочку положить картинки с предметами, которые не утонут, а на белую – которые утонут.

Дети выполняют задание. После выполнения задания педагог опрашивает 2-3 детей, при этом дети объясняют свой результат.

Пед.: А сейчас мы проверим в действительности, какие предметы тонут, а какие нет. (дети выстраиваются полукругом около стола для проведения опыта). У меня здесь имеются точно такие же предметы. Сейчас мы их будем опускать в воду и наблюдать, что с ними произойдет. (каждый ребенок по очереди опускает предмет в воду).

После проведения опыта дети садятся на места и проверяют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.

Пед.: Вот какая Волшебница  Вода – она дружит только с легкими предметами. Ну что же, пора нам плыть дальше. Ой, посмотрите, за то, что мы выручили жителей острова, они нам подарили подарок. Но что в нем я не знаю, хотите узнать?

Дети: Да, хотим.

Пед.: Тогда скажите, где можно взять воду?

Дети: Из реки, из крана, из моря.

Пед.: Правильно, а где самая вкусная вода?

Дети: В роднике.

Педагог достает из мешочка 3 бутылочки: с минеральной, грязной, водой из-под крана.

Пед.: Какую воду вы могли бы выпить сразу?

Дети: Минеральную.

Пед.: Почему? (дети дают свои ответы). А можно пить грязную воду? Почему? (ответы детей) Молодцы! А теперь нам пора отдохнуть.

Дети выстраиваются в круг и выполняют движения под музыку песни «Синяя вода» (Сл. Ю. Энтина, Муз. В. Шаинского.)

Синяя вода                              

волнообразные движения рук на уровне  груди в стороны.                                                

Поле без следа                        

Без конца и края.

кружимся на месте

Синяя вода,                              

Ты спешишь куда?                  

 ты спешишь куда?

волнообразные движения рук присели, обхватили руками плечи

К морю синему,

 Там, где волны сильные,                        

встали, руки вытянули вверх

Там, где волны сильные           Плещутся всегда                        

волнообразные движения рук на уровне груди впереди

К морю синему                            Поскорей, неси меня,

кружимся на месте

Поскорей, неси меня,

Синяя вода.                  

присели, обхватили плечи руками

После физкультминутки дети садятся за свои столы.

Пед.: Пока мы отдыхали, становится все холоднее и холоднее. Капельки тесно прижались друг к другу, чтобы было теплее и превратились… (лед). (педагог показывает кусочек льда). Что такое лед?

Дети: лед – это замерзшая вода.

Пед.: Но чтобы спасти родничок, нам нужны капельки, а не льдинки. Что же нам делать, как превратить льдинки в капельки.

Дети высказывают свои предложения.

Предложить детям погреть в руках, сказать волшебные слова «Пожалуйста».

Пед.: А у нас есть помощница вода, 3 ее сестры:

В 1-ом стакане, с красным прямоугольником – горячая вода,

Во 2-ом , с зеленым прямоугольником – теплая вода,

В 3-ем, с синим прямоугольником – холодная вода.

Как вы думаете, куда нам лучше опустить лед, чтобы он побыстрее растаял?

Дети: В горячую.

Педагог опускает в каждый стакан по кусочку льда.

Пед.: Пока Волшебница Вода нам помогает, я хочу узнать, как вы умеете отгадывать загадки о воде. За каждый правильный ответ вы будете получать по снежинке.

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошла искать их днем - ищем, ищем – не найдем.

(Роса)

Ждали, звали, а показался – все прочь побежали.

(Дождь)

С неба – звездой, на ладошку – водой.

(Снег)

Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.                                        (Туча)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня.

(Ручеек)

Дождь без туч, без облаков целый день идти готов.

(Душ)

Посреди поля лежит озеро, стекло голубое, рама зеленая.

(Пруд)

После отгадывания загадок подведение итогов, у кого большее количество снежинок.

Пед.: Молодцы! А пока мы с вами отгадывали загадки, льдинки таяли в воде. Давайте посмотрим, где лед быстрее растаял. Почему так произошло?

(дети рассматривают и объясняют свои ответы.)

Пед.: Вот и растаяли льдинки при помощи одной из сестер и превратились они в капельки. А вот и царство Волшебницы Воды. (на доску помещается рисунок с изображением замка) и родничок (Макет родника) , к которому мы торопились, но посмотрите-ка он еще не ожил. Давайте протянем к нему свои ладони и попросим его: (дети вместе с педагогом произносят слова) Раз, два, три, родничок оживи. Раз, два, три, родничок, пожалуйста, оживи.

«Родничок» начинает течь.

Пед.: Вот как мы капельки помогли нашему родничку. (Раздается стук)

Кто это там?

Входит Волшебница Вода. Благодарит детей за помощь и вручает подарки.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»

Введение.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно – нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить правилам общения и умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно – нравственных качеств личности. Из всех методов и средств воспитания детей дошкольного возраста, на мой взгляд, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания являются народные игры.

Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать успех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

В последние десятилетия наблюдается серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.

Родители – первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.  Эмоциональный контакт, возникающий при этом, является необходимым условием для нормального психического, физического и духовного развития маленького человечка.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривались учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника. В  ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями. Народная педагогика, передавая этот социальный опыт, ориентирует тем самым ребенка на общество, а не на личность. Общество ненавязчиво, ненастойчиво направляет каждого своего члена с младенческих лет в русло отшлифованных поколениями традиций. Поколения меняются, традиции народной педагогики остаются.

Применяемые  в народной педагогике средства и методы в полной мере учитывают присущие дошкольному возрасту психофизиологические особенности: потребность в любви и ласке, положительном эмоциональном состоянии, стремление к активной деятельности. Народная педагогика по-другому называется семейная или родительская педагогика. Именно с маминого нежного голоса, ее мягких теплых рук начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в этом огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве. В психике маленького ребенка происходит неосмысленное восприятие таких представлений о себе: я есть, я любим, я защищен, я хороший, я сам, я хочу, я должен и т .д. От эмоциональной окраски этого первого «образа мира» и «чувственной ткани сознания» (А.Н. Леонтьев) во многом зависит дальнейшее становление личности, формирование ее ценностных  установок и ориентаций.

Литература

1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.

2. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.- М.:

Ц Г Л,2005.

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2008.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

5. Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.

6. Березовая карусель: Русские народные детские игры ихороводы. – М.: Дет.лит., 1980г.

7. Бердникова Н.В. Веселая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2005.

8. «Навстречу друг другу»: Психолого – педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. СПб.: ЛОИРО, 200.

9. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.21век», 2007.

10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.

11. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001.

Основное содержание.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.  Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки – отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер:  устраивались катания с гор, игры в снежки. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.              

Народная педагогика выработала строго дозированные, обусловленные возрастными возможностями детей правила пробуждения и развития детской потребности в активности. Так, уже с самого раннего возраста в простейших играх для младенцев» «Сорока», «Ладушки», «Пальчик» ребенок по примеру взрослого стремится вновь и вновь повторить понравившиеся ему движения.

Сорока – ворона,

Кашу варила,

Деток кормила:

- Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А тебе не дам:

Ты в лес не ходил.

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил-

Не дам тебе кашки!

Уклад жизни русской семьи таков, что ребенок, подрастая и находясь в орбите постоянной заботы со стороны взрослых, не тяготится ею, так как ему всегда оставляется поле для самостоятельной деятельности.

Показав, чем можно заняться, создав соответствующую предметную среду, взрослый обращается к обычным хозяйственным делам, предоставив ребенку свободу действия с предложенным материалом. Излишняя, чрезмерная опека не поощрялась в народе.

Педагог – этнограф Г. С. Виноградов записал слова матери-крестьянки по этому поводу: «Сам может, дак чо ему буду потакать:пущай сам делает, я не была поташница: ну подучишь, не боле што, каку куклу там, коня ли …»

Характерной и одной из самых важных черт традиционного воспитания являлся постоянный контакт взрослого с малышом, особенно в первые месяцы его жизни. Это общение сочетало в себе постепенное, неназойливое обучение простейшим движениям и словам и веселую игру, беззаботную потеху. Несложные движения: подпрыгивание, поднимание рук – соединялись в них с простыми ритмизованными приговорами, вызывавшими у ребенка радостное и бодрое настроение и желание двигаться.

Посредством использования народных игр в семье создается положительная эмоциональная атмосфера, устанавливается более тесный контакт между взрослыми и детьми. Наличие правил в народных играх и их соблюдение также способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.

В чем же преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего,  в простоте и доступности их организации. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде.

Народные игры, которые можно использовать для развития нравственных качеств в семье.

«Коза рогатая»

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка. Активизация тактильной чувствительности.

Описание: Взрослый изображает рукой рога, выставляя указательный палец и мизинец, приговаривая: «Идет коза рогатая..» (ребенок может сидеть на коленях у взрослого, лежать в кроватке). Игра может использоваться в процессе игр или когда ребенок пробуждается, а также для поднятия ему настроения.

«Сорока – белобока»

Цель: Эмоциональная удовлетворенность, развитие сосредоточения, слухового и зрительного внимания.

Описание: Взрослый держит руку ребенка ладонью вверх и своим указательным пальцем совершает круговые движения по ладони, приговаривая:

«Сорока – белобока кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала (По очереди загибаем пальцы, начиная с мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

ты воды не носил, дров не рубил,

Каши не варил.»

Родители могут использовать игру в любой момент бодрствования.

«Ладушки»

Цель: Создание радостного настроения. Эмоциональная радость партнеров.

Партнеры учатся настраиваться друг на друга.

Описание: Один из родителей и ребенок находятся лицом друг к другу, смотрят в глаза, улыбаются. Сначала оба хлопают в ладоши, затем в ладони партнера. Потом опять в свои ладони, затем перекрестные хлопки. Хлопки производятся со словами:

«Ладушки, ладушки!

Где были ? У бабушки!

Что ели? Кашку!

Что пили? Бражку!

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у, полетели!

На головку сели!

Сели, посидели,

Прочь улетели!»

Родители могут играть в любой момент бодрствования.

«Ехали, ехали, ехали с орехами»

Цель: Развивается эмоциональная сфера ребенка. Проявляются элементы воли, преодоления страха.

Описание: Ребенок сидит на коленях у взрослого лицом к нему и держит его за руки. Взрослый слегка подкидывает его коленями, приговаривая: «Ехали, ехали, ехали с орехами, в ямку – бух!» На слове «бух» взрослый разводит колени и ребенок как бы проваливается в ямку. Родители используют в процессе игр с ребенком, или когда ребенок загрустит.

«Ласточка, перепелочка»

Цель: Испытание чувство радости от взаимодействия друг с другом. Усиление телесного контакта с родителями.

Описание: Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: «ласточка» - и одновременно с пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием «перепелочка». Задача ребенка – как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!».

Освоив игру, ребенок  сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» - палец взрослого.

«Жмурки»

Цель: Создание  эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности в семье.

Описание: Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой происходит диалог.

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – тот становится «жмуркой». Игра может проводиться по народному календарю в новогодние праздники.

«В углы»

Цель: Укрепление эмоциональных  контактов между взрослыми и детьми. Воспитание умения побеждать и проигрывать.

Описание: В эту игру можно играть всей семьей. Четверо играющих стоят по углам, а один в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре, - проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – он выбывает из игры. По народному календарю эта игра может проводиться в новогодние праздники.

 «Змейка»

Цель: Объединение взрослых и детей в семье, сплочение семьи. Создание положительного настроения.

Описание:В эту игру можно играть объединившись с другими семьями. Игроки берутся за руки, образуя круг. Крайнего в цепи выбирают ведущим. Увлекая за собой всех участников игры, ведущий бежит по кругу, преодолевая разные препятствия, закручивая змейку вокруг крайнего игрока, затем раскручивая. Ведущий подает сигнал, после которого все разбегаются. Затем по сигналу восстанавливают змейку. Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась.

«Золотые ворота»

Цель: Создание радостного настроения, доброжелательной атмосферы. Воспитание организаторских умений детей. Учить детей соблюдать правила игры.

Описание: Выбирают двух игроков (лучше, если это будут папы). Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Затем в «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: «луны» или «солнца». Ребенок делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.

«Орехи»

Цель: Развивать внимание, развиваются партнерские чувства, взаимодействие. Воспитание доверительного отношения друг к другу.

Описание:  Играющие садятся и поют:

В лесу на поляне

Стоит орешник в зеленом кафтане,

Богач не велик,

А орешками наделит.

Ведущий прячет в одной руке орехи и протягивает два кулака кому-нибудь из играющих со словами:

На кусте орех родился, под куст скатился,

Под куст скатился, на руках очутился.

Твое ли, мое ли?

Пока участник отгадывает, в какой руке спрятаны орехи, остальные приговаривают:

Росли орехи, повыросли, с листьев повылезли,

Кончики закрутились, каждому полюбились.

Участник, угадавший, в какой руке у ведущего лежат орехи, восклицает: «Про эту сласть и у нас есть снасть!» Он становится новым ведущим.

«Перелизы»

Цель: Развивать внимание, обучение детей проявлению чувств и эмоций средствами пантомимы, помогает различать эмоциональное состояние окружающих.

Описание: Играющие берутся за руки, образуя круг. один остается в середине. Все поют и приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, да все сыновья,

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И делают вот так…

При этом стоящий в середине игрок делает какое-либо движение, и все играющие должны его повторить. Кто опоздает или сделает это по-своему.

«Дрема»

Цель: игра носит успокаивающий характер. Усилить успокаивающий эффект можно, если предложить игрокам ходить как можно тише, к концу игры перейти к ходьбе на цыпочках, говорить тише и перейти на шепот.

Описание: Все встают в кружок, в центре которого усаживается дрема. Хоровод идет по кругу и поет:

Сиди, дрема, сиди, дрема,

Выбирай, дрема, выбирай, дрема,

Бери, дрема, бери, дрема.

После этого дрема встает, выбирает кого-нибудь из игроков, тот садится в центр круга, и игра начинается снова.

«Коршун»

Цель: Способствует укреплению самостоятельности и уверенности в себе. Позволяет понять чувство защищенности.

Описание:

Из играющих выбирается коршун и наседка(лучше, если это будет мама), остальные цыплята (дети). Коршун садится в условленное место. цыплята встают гуськом за наседкой, обхватив друг друга за пояс, и вся вереница отправляется к коршуну. Подойдя, цыплята несколько раз обходят вокруг него со словами:

Вокруг коршуна хожу, ожерелие нижу,

По три ниточки, бисериночки;

Я снизала вороток – вокруг шей короток.

Или:

Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу,

По три ниточки вяжу.

Затем наседка.

Игры с яйцами.

Цель: приобщение детей к традициям празднования православных праздников, Воспитание умения побеждать и проигрывать.

Чье яйцо дольше прокрутится? – Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех прокрутится яйцо.

Катание яиц с горки – чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Бой с яйцами – Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.

«Банька»

Цель: Создание доверительных и доброжелательных отношений между взрослым и ребенком через телесный контакт, развитие внимания и быстроты реакции.

Описание: Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом – выстроена «банька». Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:»Пусти в баньку!»

«Не протопил еще,» - отвечает взрослый. Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого: «Пусти в баньку!»

«Мыльца нет,» - отвечает взрослый. Так поочередно каждый пальчик ребенка «просится в баньку».Взрослый может отвечать «Водичка холодная» или « Веничка нет».

Наконец взрослый может ответить: «Ну, иди!»

Ребенок просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас выдернуть его, до того, как взрослый зажмет палец ладонями.

Заключение.

Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, поэтому в своей практике я стараюсь приподнести информацию для детей в виде игровых заданий. В играх вырабатывается умение взаимодействовать с партнером, навыки самоконтроля и самодисциплины. Большое внимание оказывает игра  на формирование выдержки, упорства, инициативности. Народные игры развивают не только эти качества, но и отражают образ жизни людей, быт, труд и способствуют воспитанию патриотических чувств.

Предлагая родителям взаимодействовать с детьми в процессе проведения народных игр показываю важность этих взаимодействий для развития сплоченности членов семьи, для более глубокого познания ребенка при двигательном контактном взаимодействии. В процессе совместных игр взрослые осознают базовые потребности ребенка для его комфортного психофизического развития, имеют возможность открыто и искренне выразить свое отношение к ребенку, свои чувства.

Положительной стороной использования совместных народных игр заключается в простоте их проведения и использования в любое время.

Анкета для родителей

Ф.И.О. родителя____________________________________________

Количество детей в семье:___________________________________

Возрастная группа, которую посещает ребенок___________________

Пол ребенка________________________________________________

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

раз в неделю

раз в месяц

только по праздникам

не покупаю игрушки

2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

покупаю подарки к празднику

иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки

хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой

все старые игрушки ребенку надоели

в магазине появились игрушки-новинки

покупаю, когда старые уже не подходят по возрасту

3. Какие игрушки Вы приобретали для своих детей в течение последних 6 месяцев?

куклы, пупсы

аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски)

конструкторы, паззлы, мозаики, кубики

настольные игры, различные познавательные карточки, лото

технические игрушки (железные дороги, машинки)

спортивные игрушки

музыкальные игрушки

радиоуправляемые игрушки

развивающие игрушки

народные игрушки

другое______________________________________________________

4. Чем Вы руководствуетесь при покупке игрушки ребенку?

цена

качество

возрастные рекомендации

дизайн

страна – изготовитель

известность марки

наличие развивающей функции

скидки и бонусы при покупке игрушки

желание ребенка

другое______________________________________________________

5. Удовлетворяет ли ассортимент предлагаемых  игрушек целям развития вашего ребенка?

7. После просмотра мультфильма, Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма?_____________________________

8. Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?



9. Какие народные игрушки Вы знаете?____________________________________________

10. С какими народными игрушками Вы играли в детстве?____________________________________________________

11. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?______________________________________________________

12. Чем, по Вашему мнению, отличается народная и современная игрушка?___________________________________________________


13. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?




14. Какая любимая игрушка Вашего ребенка?




15. Хотелось бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка были народные игрушки?

____________________________________________________________

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарного математического представления в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет «В гости к солнышку»

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер; различать понятия «один», «много», «ни одного»;- Расширять представления детей о простейших связях в при...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «Матрешка»

Занятие предназначенно для воспитателей, дифектологов и работников дошкольных учреждений....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с цель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

В своей работе с детьми по развитию математических способностей широко использую театрализованную деятельность. (из опыта работы) ....