Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ
методическая разработка по теме

Борилкевич Мария Владимировна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с целью закрепления навыков детей в работе с логическими блоками и упражнении в умении классифицировать блоки по трем признакам: цвет, форма, размер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon использование блоков Дьенеша38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе детского сада

(разработан воспитателем младше-средней группы «Лучики» ДО ГБОУ СОШ №411 «Гармония» Борилкевич Марией Владимировной)

Цель: закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размеру.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление внимание, наблюдательность, память.

2. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию; развивать речь.

3. Повторить название геометрических фигур, величины и цвета предметов.

Материалы к образовательной деятельности:

Логические блоки Дьенеша; пластиковые емкости трех цветов: красная, синяя, желтая; макет замка; муляжи и картинки с изображением овощей и фруктов; геометрические фигуры разных цветов и размеров из картона.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей за общий стол.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие на поиск… А вот что мы будем искать, вам надо отгадать. Я вам дам подсказку. Вот послушайте:

В банане и йогурте,
В горстке малины-
Повсюду чудесные
Есть витамины.
Они берегут нас
От всяких болезней.
Чем больше их в пище,
Тем пища полезней.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

(Дети дают варианты ответов).

Воспитатель: Правильно, это стихотворение о витаминах. Витамины действительно берегут наше здоровье и не дают нам болеть. Поэтому мы отправимся сейчас с вами в огород на грядку, чтобы собрать витамины. А собирать мы их будем вот в эти разноцветные мисочки.

(Воспитатель ставит на стол три емкости: синюю, желтую и красную). 

Воспитатель: Какого они цвета?

(Дети отвечают: красная, желтая, синяя). 

Воспитатель: Верно! Как вы дружно и правильно отвечаете! Молодцы! А теперь давайте приготовим наши ручки, а особенно пальчики: ведь им придется потрудиться, когда мы будем собирать витамины с грядки. Давайте поиграем нашими пальчиками. А игра будет не простая, а тоже витаминная. Мы будем играть горохом, который очень полезный и в нем тоже очень много витаминов. Кто из вас летом ел горох?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Молодцы! Значит, вы запаслись витаминами на зиму!

Воспитатель предлагает каждому ребенку тарелочку с горошинами. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины, одну за одной, и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишья – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки,

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

Воспитатель: После такой разминки наши пальчики точно готовы к сбору витаминов. Ну что же, тогда давайте отправимся с вами в огород. Вот только попасть туда не так-то просто, на калитке висит большой замок, да не простой, а с секретом-загадкой. Воспитатель показывает макет замка, на котором изображены 3 желтые фигуры и одна синяя.

 Если отгадаем загадку – замок откроется, и мы сможем попасть на грядку. А загадка вот какая: посмотрите очень-очень внимательно на фигуры, которые изображены на замке. Сколько их здесь, кто может посчитать?

(Дети средней подгруппы отвечают – «4»). 

Воспитатель: Правильно, четыре. Но одна фигура здесь лишняя. Как вы думаете, какая из этих фигур – лишняя?

(Дети дают разные варианты ответов: вероятно, кто-то из детей пытается просто угадать.

Некоторые дети дают верный ответ).

Воспитатель: А почему вы считаете, что синий квадрат лишний?

(Дети объясняют, что синий квадрат отличается от остальных фигур по цвету).

Воспитатель: Давайте проверим, если это правильный ответ, то замок должен открыться. Замечательно, замок открылся, и мы можем зайти в огород.

(Дети проходят в другую часть группы, где на ковре разложены в произвольном порядке блоки Дьенеша).

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в огород, а это – грядка, на которой растут разноцветные витамины. Мы, конечно, с вами знаем, что витамины не растут просто так в земле, а содержатся в овощах и фрукта. Но сегодня мы немного пофантазируем и представим, что нам надо собрать все-все витамины с грядки и принести в группу. Пусть каждый из вас соберет по 1-2 витамина, а я буду ждать вас на стульчике.

(Дети собирают блоки Дьенеша с ковра).

Воспитатель: Молодцы! Все витамины собрали, ничего на грядке не оставили! Рассаживайтесь на стульчики. Посмотрите: у меня в руках поднос, а на подносе три мисочки. Какого они цвета?

(Дети отвечают: красная, желтая, синяя).

Воспитатель: Правильно. А теперь я подойду к каждому по очереди, а вы должны положить свой витамин, который нашли на грядке в мисочку такого же цвета. Только давайте договоримся: когда вы будете опускать в мисочку витамин, вы будете называть форму витамина и его цвет.

(Дети по очереди кладут в мисочки блоки Дьенеша).

Параллельно с этим заданием воспитатель проводит индивидуальную работу и задает некоторым детям дополнительные вопросы, например: какой овощ или фрукт бывает красным, желтым, синим?

Воспитатель: Замечательно! Все вы справились с этим непростым заданием! А не засиделись ли мы с вами? Давайте немного разомнемся и порисуем в воздухе?

(Дети встают со стульчиков, проходят в центр группы и встают в свободном порядке).

Воспитатель проводит математическую физкультминутку, во время которой детям предлагается руками в воздухе показывать очертания различных геометрических фигур.

Физкультминутка.

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

Воспитатель: Замечательные у нас получились человечки. Все сегодня очень старались. А теперь я предлагаю каждому из вас сложить своего развеселого человечка из геометрических фигур. Садитесь за столики. И попробуем вместе это сделать.

Дети рассаживаются за столы и выкладывают человечков из заранее заготовленных геометрических фигур, вырезанных из картона.

Воспитатель: Отличные человечки! Понравилось вам наше занятие? И мне очень понравилось. Все сегодня очень старались и за это я хочу вас угостить!

Дети подходят к воспитателю за угощением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен для детей сренднего дошкольного возраста. В конспекте содержатся игры и упражнения по теме "Осень". Для проведения данного занятия требуется небольшое количество наглядного матер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарного математического представления в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет «В гости к солнышку»

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер; различать понятия «один», «много», «ни одного»;- Расширять представления детей о простейших связях в при...

"Использование логических блоков Дьенеша в работе с глухими детьми при формировании элементарных математических представлений"

В работе представлен перспективный план занятий по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...

Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

В своей работе с детьми по развитию математических способностей широко использую театрализованную деятельность. (из опыта работы) ....

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений на тему «Новогодняя Елка в лесу» в подготовительной группе.

При формировании пространственной ориентировки у дошкольников, воспитатель должен налаживать методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей различных групп. Кроме этого, ...