"Использование логических блоков Дьенеша в работе с глухими детьми при формировании элементарных математических представлений"
календарно-тематическое планирование на тему

Кравчук Наталия Григорьевна

В работе представлен перспективный план занятий по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bloki_denesha_v_obuchenii_glukhikh.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

месяц

Тема  и цель занятия

Ход занятия

Словарь

Кол-во занятий

1

октябрь

Признаки и свойства предметов. Цвет  и форма. Цель:

  • Накапливать опыт по выделению признаков предметов (цвета и формы)
  •  Учить выделять предметы по их цвету, по форме.
  • Вырабатывать умение активно использовать в речи слова, обозначающие признаки предметов.
  • Дать представление о замещении свойств знаками- символами.
  1. Введение карточки- символа
  2. Игра «Найди такой же» Карточки с символами свойств  кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку, находит наибольшее количество блоков с данным свойством. Затем  находит на столе рисунки с изображением предметов с данным свойством и называет свойство и предмет.
  3. Игра «Чудесный мешочек».
  4. Игра «Найди клад». Упражнения в нахождении предмета, блока соответствующего  символу.

Какой по цвету?

Какой по форме?

Синий, красный, желтый, круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный.

Морковь, апельсин, мандарин, мяч, яблоко

           

     2

2

октябрь

Признаки и свойства предметов. Величина и цвет.

Цель:

  • Продолжать закреплять представления о свойствах предметов с помощью символических обозначений признаков предметов.
  • Вырабатывать умение активно использовать в речи слова, обозначающие признаки предметов.
  • Развивать устойчивые связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства

предметов.

  1. Введение карточки-символа
  2. Игра «Чудесный мешочек»
  3. Игра «Найди такой же, как эта, по цвету»
  4. Упражнения в нахождении предмета соответствующего  заданному символу
  5. Игра:  «Назови, какая эта фигура по цвету (величине)».
  6. 6. Игра: «Найди лишнюю фигуру».

Какой по цвету?

Какой по величине?

Найди лишнюю фигуру.

Синий, красный, желтый, большой, маленький.

       

 

      2  

3

ноябрь

Признаки и свойства. Толщина и форма.

Цель:

  • Развивать умение выделять в предмете  заданные свойства.
  • Расширить представления детей о разнообразии свойств предметов, путем введения символического обозначения толщины и формы
  • Тренировать в практичес ком применении карточек-символов.
  • Развивать устойчивые связи между образом свойства и словами,  которые его обозначают, умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
  1. Введение карточки- символа
  2. Игра «Найди такой же, как эта , по форме».
  3. Упражнения на нахождение предметов соотв. заданному символу.
  4. Игра «Дорожки». Построение цепочки из блоков по определенным правилам: чтобы рядом были блоки одинаковой толщины или формы.
  5. Игра «Найди пару».
  6. Игра  « Поймай тройку». На стол кладутся два блока, ребенок достает из коробки третий блок, кладет его к двум остальным и ищет , чем похожи все три фигуры. Если ребенок замечает какое-либо общее свойство, то забирает все три фигуры как выигрыш, если он не обнаруживает общего свойства, то в игру вступает следующий ребенок.

Какой по толщине?

Какой по форме?

Треугольный, квадратный, круглый, прямоугольный толстый, тонкий.

        2

4

ноябрь

Группирование предметов по наличию двух свойств.

Цель:

  •  Развивать умение выделять в предметах сразу два свойства, умение группировать предметы по сходным признакам.
  • Развивать умение строго следовать правилам при выполнении действий.
  • Продолжать учить активно использовать названия свойств предметов.
  1. Игры на повторение:  «Найди такой же», «Чудесный мешочек», «Назови, какой по цвету (величине, толщине)»
  2. Введение формул: синий круг, красный круг, большой круг, маленький круг и т. д. С помощью вопросов,  выяснить сходство блоков. Введение формулы «одинаковые по цвету и форме», «одинаковые по размеру и форме», « одинаковые по форме и толщине».
  3. Показ действий на поиск предметов по двум признакам:  по карточкам-символам, по блокам, по словесной инструкции. Упражнения.
  4. Показ действий на построение цепочки: символ- блок- картинка.
  5. Игры:  «Найди свою дорожку», « Где живут блоки», «Бусы», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Поймай тройку», «Домино», «Раздели фигуры», «Кто быстрее соберет».

Какой по цвету?

Какой по форме?

Какой по размеру?

Какой по толщине?

Синий, красный, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный большой, маленький, толстый, тонкий.

Найди желтый  круг, синий квадрат и т. п. Одинаковые по цвету и форме, по цвету и размеру, по цвету и тол.

      2

5

декабрь

Тренировочное занятие.

Цель:

  • Продолжать учить выделять в предметах основные свойства.
  • Продолжать учить работать с карточками- символами, уметь по словесной формуле находить заданные свойства.
  • Продолжать учить группировать предметы по двум свойствам.
  1. Игры на повторение (см. №4)
  2. Группирование  блоков по  карточкам – символам.
  3. Группирование  блоков по словесной формуле.

4.   Группирование  предметов по словесной формуле и называние свойств  предметов.

Одинаковые  по цвету и форме, по цвету и размеру, по цвету и толщине.

Одинаковые по размеру и форме.

6

декабрь

Работа с таблицей.

Цель:

  •  Познакомить детей с видом и свойствами таблицы.
  • Учить решать практические задачи.
  • Закреплять умение выделять в предметах два свойства сразу.
  • Закреплять умение по заданным свойствам находить нужный предмет, уметь пользоваться словесной формулировкой.
  • Закреплять в речи названия признаков предметов.
  1. Повторение. По словесной формуле найти нужный блок, а затем предмет.
  2. Показ таблицы с символическими обозначениями, проводится игра ’ Засели домики’, ’ В гостях у мишки’.
  3. Упражнения.
  4. Работа с таблицей с изображением предметов и  называние свойств  предметов.

Таблица

Какие по цвету? Какие по форме? Какие по размеру? Какие по толщине?

Названия цвета, размера, толщины, формы.

       2

7

декабрь

Составление логической цепочки.

Цель:

  • Учить на основе сравнения выявлять закономерность в расположении  фигур и продолжать ее.
  • Учить по словесной формулировке составлять цепочку из логических блоков.
  • Развивать умение рассуждать , аргументировать свой выбор.

  1. Проверка знаний свойств предметов , умения определять общие свойства предметов, группировать их в отдельные множества, определять по каким признакам предметы объединены  в группы.
  2. Составление цепочки из логических блоков. Предложить детям определить, по каким признакам объединены два ближайших блока. Предложить продолжить ряд.
  3. Даются карточки с заданиями для двух групп. Дети выполняют задание, а затем проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Одинаковые по цвету и форме,

цвету и размеру,

цвету и толщине,

форме и размеру,

форме и толщине,

размеру и толщине.

 

      1

8

январь

Игры со шнурами

Цель:

  •  Продолжать учить решать практические задачи.
  • Закреплять умение выделять в предметах два свойства сразу.
  • Продолжать учить группировать предметы по двум свойствам
  • Развивать умение строго следовать правилам при выполнении действий
  1. На ковре вертикально выкладывается шнур, а справа и слева от него – кодовые карточки. Предлагается задача: разложить  блоки в соответствии с кодовыми карточками. Во время обсуждения устанавливается сходство и различие  блоков слева и справа.
  2. Ситуация усложняется: выкладывается еще один шнур ( горизонтально), а по обе стороны от него - кодовые карточки. Переложить блоки так, что бы снизу оказались толстые блоки, а сверху тонкие блоки.
  3. Затем дети тренируются раскладывать блоки сразу в нужную сторону, без предварительных объяснений.
  4. Дети объясняют свои действия.
  5. Упражнения  

См. № 4-7

       2

9

январь

План.

Цель.

  •  формировать навыки ориентиров.   по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предме тов, ориентируясь на знакомые символы.
  • Умение расшифровывать информацию о наличии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
  • Продолжать развивать умение рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность   своих  действий.
  1. Игры на повторение названий свойств блоков, предметов, вспомнить, что обозначают карточки- символы.
  2. Создание игровой ситуации, предъявление плана, рассматривание плана, объяснение, что обозначают знаки на плане.
  3. Показ способа ориентирования по плану, показать, как правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
  4. Игры: « Загадка без слов» , «Проведи свой блок в домик», «Где спрятался мишка».

План

Где находится?

Какой по цвету?

Какой по размеру?

Какой по толщине?

Какой по форме?

Что это?

Красный, синий, желтый,

круглый, квадратный

треугольный

прямоугольный

       2

10

февраль

Знакомство со словами, обозначающими отсутствие свойства. Группирование блоков по отсутствию одного свойства.

Цель:

  • развивать умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам
  •  развивать умение производить логические операции «не», «и», умения с помощью этих операций кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
  1. Группирование блоков с альтернативными свойствами (большой - маленький, толстый – тонкий) с использованием символа отрицания.
  2. Выстраивание цепочки по знаковым символам (большой -  не большой; толстый – не толстый;  маленький – не маленький)
  3. Группирование блоков по двум альтернативам для цвета: если не красные, то могут быть как синие, так и желтые; по трем - для формы: если не круглый, то может быть треугольный, квадратный, прямоугольный.
  4. Игры «Найди свою дорожку», «Где живут блоки», «Магазин» (купить блок по карточке – символу) «Угадай фигуру».

не большой,             не маленький

не толстый

не тонкий

не синий

не красный

не желтый

не круглый

не квадратный

не прямоуголь-

ный

большой

маленький

толстый

тонкий

круглый

квадратный

треугольный

прямоугольный

 

       2

11

Знакомство с понятием   ”разные’.

  1. Знакомство с понятием «разные». Рассматривание цепочки из логических блоков и определение закономерности их расположения. Нахождение разных свойств блоков. Предлагается продолжить цепочку.
  2. Тренировочные упражнения на нахождение разных блоков.
  3. Установление последовательной цепочки из блоков по словесной инструкции, по карточке – символу.
  4. Проводятся игры: «Продолжи цепочку», «Переводчик», «Найди блок по описанию»

Разные по цвету (форме, размеру, длине)

       2

.

12

март

Группирование блоков по отсутствию и наличию двух свойств.

Цель:

  • Учить классифицировать блоки по наличию- отсутствию двух свойств.  
  1. Сначала проводится игра «Отгадай загадку». Учитель показывает детям карточки – символы, а дети говорят, что они обозначают и показывают соответствующий блок.
  2. Затем предъявляются сразу две карточки с совместимыми  свойствами: размером и толщиной или цветом и толщиной, или цветом и формой
  3. Дети показывают соответствующие блоки и дают им характеристики.
  4. Затем проводятся игры «Найди свою дорожку», «Почта», «Раздели блоки».

Красный, большой, не толстый; большой квадрат не красный, синий  круг не большой и т. д.

13

март

Группирование блоков по наличию, отсутствию трех свойств.

  • Цель:
  • Учить классифицировать блоки по наличию- отсутствию трех свойств.  

Ход занятия такой же как и в предыдущем занятии, но ситуация усложняется тем, что детям предлагается при классификации блоков ориентироваться сразу на все четыре свойства блока (цвет, форма, величина, толщина).

Красный квадрат большой, не толстый; большой толстый квадрат не красный, синий  большой круг не толстый  и т. д.

14

март

Тренировочное занятие.

  • Цель.
  • Продолжать учить решать практические задачи.
  • Закреплять умение расшифровывать информацию о наличии и отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

  1. С детьми проводятся игры на закрепление умений классифицировать блоки по заданным свойствам. Проводятся игры: «Отгадай загадку», «Найди свою дорожку», «Раздели блоки», «Почта».
  2. Группирование  блоков   с   альтернативными свойствами с использованием символов отрицания.
  3. Составление цепочки из блоков по словесной инструкции со словами «разные по» и «одинаковые по».
  4. Группирование по наличию и отсутствию двух свойств.
  5. Группирование по наличию и отсутствию трех свойств.

См. № 10-13

15

апрель

Игра с двумя обручами.

  • Цель:
  • Продолжать работу по развитию пространственного воображения, образного мышления.
  • Продолжать учить выявлять наличие нескольких признаков (цвет, форма, величина) и отсутствие одного из них.
  • Продолжать развивать умение рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.
  1. Игра «Кто, где живет?» На ковре раскладывают  два обруча. В каждый обруч кладется знак-символ, обозначающий один из характерных признаков предметов. Дети помещают в обручи игрушки или блоки, обладающие теми же признаками.
  2. Далее обручи кладутся так, что образуются 3 отдельные области. Учитель предлагает кому-нибудь встать :- внутри синего обруча, - внутри красного обруча, - внутри обоих обручей.
  3. Затем дети располагают  блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри синего обруча - все красные. Дети должны  сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться блоки, обладающие двумя общими признаками (цветом и формой).
  4. Игру можно повторять много раз, меняя правила игры.

Какие блоки лежат внутри красного обруча?

Какие блоки лежат внутри синего обруча?

Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

16

апрель

Игра с тремя обручами.

  • Цель:
  • Развивать аналитическую деятельность, умение классифицировать.
  1. На ковре раскладываются три обруча, так чтобы образовалось 8 областей.  Учитель вместе с детьми  выясняет, как нужно назвать каждую из образовавшихся областей.
  2. Затем  устанавливаются правила расположения блоков внутри обручей. Например, внутри красного обруча - все красные фигуры, внутри зеленого обруча - все маленькие фигуры, внутри белого обруча - все квадраты. Каждый из играющих берет из набора фигуру и объясняет, куда он ее кладет. Следует обращать внимание на то, чтобы дети характеризовали образовавшиеся множества по всем присущим им признакам.
  3. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

См. №15

Какие блоки лежат внутри белого обруча?

Какие блоки лежат внутри всех трех обручей?

Какие блоки лежат внутри красного и синего обручей? И т.д.

17

апрель

Преобразование фигур.

  • Цель.
  • Продолжать развивать способность к логическим действиям и операциям.
  • Продолжать учить декодировать информацию, изображенную на карточке.
  • Учить видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой.
  • Продолжать учить  действовать последовательно, в соотв. с правилами.
  1. Учитель раскладывает игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладутся карточки с символом изменения свойств, также  раскладываются карточки с числовыми соотношениями.
  2. Учитель объясняет  правила игры.
  3. Каждый  ребенок  берет числовую карточку, находит нужное число, находит номер вагона. Таким  образом, все дети распределяются на три команды. Далее дети совершают действия по преобразованию свойств предметов. Когда все блоки будут использованы, проводится коллективная проверка  задания.
  4. изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволяет проводить эту игру многократно.

Названия цветов, форм, величины, толщины.

18

май

Математический праздник.

  • Цель.
  • Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
  1. В конце занятия подводится итог. В группе детям предлагают нарядиться в костюмы лисы, белки, волка, медведя, почтальона. В группе  находятся «домики» для  зверей. Дети занимают домики произвольно. Ребенок в роли почтальона, разносит конверты с заданиями по адресам. Адрес  код на конверте. Детям объясняется, что в конверте подарок. В конвертах лежат кодовые карточки с обозначениями блоков. Набор блоков – фигура игрушки. Дети сами составляют фигуры, а потом сверяют с образцом. Затем предлагается детям разместить блоки по «домам», проводится игра с таблицей.
  2. Детям предлагается перейти в «школу». Проводятся игры «Составь цепочку», «Лишний блок», «Логические таблицы».
  3. Далее проводятся игры со шнурами и обручами.
  4. Проводится игра «Логический поезд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью по формированию элементарных математических представлений и сенсорике

Данное календарно-тематическое планирование составлено для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с цель...

Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...

Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

В своей работе с детьми по развитию математических способностей широко использую театрализованную деятельность. (из опыта работы) ....

Методическая разработка «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Конспект педагогического мероприятия с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну Математики с Совой»

Цели и задачи:Закрепить счет в пределах 4, знание цифр от 1 до 4, умение различать и называть геометрические фигуры;учить сравнению и уравниванию двух групп предметов, составлению геометриче...