Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений на тему «Новогодняя Елка в лесу» в подготовительной группе.
методическая разработка по математике

Ветрова Анастасия Олеговна

При формировании пространственной ориентировки у дошкольников, воспитатель должен налаживать методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей различных групп. Кроме этого, процесс обучения должен содействовать самостоятельному выявлению детьми ключевых свойств и отношений, формированию познавательных способностей ребенка. Формирование пространственных представлений является значимым посылом для социальной адаптации дошкольников и их последующего обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_remp_podgotovitelnaya.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений на тему «Новогодняя Елка в лесу» в подготовительной группе.

Тип занятия: формирование умений и навыков пространственной ориентировки.

Тема занятия: «Дикие животные» (Новогодняя Ёлка в лесу);

Группа: Подготовительная группа.

Цель занятия: совершенствовать знания детей о диких животных (белка, волк, лиса, заяц).

Программные задачи:

  1. Обогащение чувственного опыта:
  • развитие и активизация зрительных функций таких, как ПКЧ и прослеживающая функция глаза сопряженная с движением руки, а так же развитие регулирующей функции глаз (диктант по клеткам, «Украшаем елку»);
  • развитие сенсорно-перцептивного действия – локализация, узнавание, сличение (лабиринт на ковролине, зашифрованные слова)
  1. Формирование предметных представлений:
  • совершенствовать представления о пространственных отношениях (над, под, между – «Украшаем елку»), о взаимоположении объектов в пространстве (ряды и столбики);
  • совершенствовать представления детей о листе в клетку («Отводим на новогоднюю елку зверей» - слуховой диктант по клеткам).
  1. Формирование умений и навыков обследовательской деятельности:
  • совершенствовать умение выделять и показывать направление при работе с лабиринтом;
  • закрепление умения ориентироваться с использованием карты-путь (лабиринт).
  1. Развитие свойств восприятия через развитие высших психических функций:
  • развитие пространственного мышления за счет использования таких заданий как лабиринт, нахождение игрушек по карта-схеме;
  • побуждение к оперированию детей образами памяти по слову, а не на основе непосредственного отражения (слуховой диктант по клеткам), развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие мелкой моторики рук («Шифр», рисуем по клеткам, украшаем елку, делаем елки из бус).
  1. Развитие и активизация речи:
  • уточнение и закрепление пространственной терминологии (по диагонали вверх направо, по диагонали вверх налево) и совершенствование обобщающих понятий: направление, ряд, столбик;
  • развитие связной речи за счет определения местонахождения объектов, описания пути.

Оборудование: индивидуальные фланелеграфы; стрелки нарисованные на картоне и буквы (задание «Зашифрованные названия зверей»); карта-пусть и лабиринт на ковролине (задание «Найти дом зверей»); клетчатая бумага; фломастеры; набор елочных игрушек в коробке, елка («Украшаем елку»), бусы, лазерная указка.

Ход занятия

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Вы же знаете какое сейчас время года? (Да, зима!) А какой месяц? (Декабрь.) Правильно ребята, значит скоро Новый год!

II Основная часть занятия

Дед Мороз готовит всем подарки, поэтому не успевает отправить приглашения на  Новогоднюю Елку диким животным, живущим в лесу. Мы же поможем ему ребята отправить приглашения? (ответы детей)

Задание 1 «Зашифрованные слова»

Ребята перед вами на фланелеграфах зашифрованные названия животных, которых вы будете приглашать на Новогоднюю елку. В тарелочках у вас есть подсказки. Будьте внимательны: каждой стрелке соответствует определенная буква!

Пока дети выполняют задание, задавала вопросы каждому (в зависимости от слова, которое у детей должно получиться):

-Какой стрелкой у тебя обозначена буква «Б»? Куда она направлена?

- Какой стрелкой у тебя обозначена буква «Л»? Куда она направлена/ какое направление она показывает? И т.д.

Задание 2 «Приглашение»        

-Молодцы ребята! Все расшифровали свои слова. По очереди каждого ребенка спрашиваю: «Кого ты пойдешь приглашать на Новогоднюю Елку?».

- Теперь вы знаете, какого зверя вы пойдете приглашать. Пришло время нам отправляться к ним в гости. НО, чтобы нам не заблудится в лесу, каждый из вас найдет свою дорогу. И я вам в этом помогу, возьмите каждый за своим фланелеграфом кару-путь и подойдите ко мне.

- Посмотрите внимательно, ребята, сколько здесь дорог? (4) Чем они отличаются? (цветом и направлениями).

- Да, правильно ребята. Сравните дороги на ваших карточках с этими, и скажите мне какого цвета ваша дорога.

Каждый говорит какого цвета его дорога. «Проверим, ту ли дорогу ты нашел!»

По очереди каждый из ребят диктует со своей карты-путь направление, в котором он будет «двигаться», а остальные дети проговаривают направления, я показываю его лазерной указкой, а дети прослеживают его глазами на большом лабиринте на ковролине. Проверяют, правильное ли направление.  

Когда «доходим» до конца лабиринта, спрашиваю: « К какому дикому животному ты должен был прийти?» (ответы детей) Давай проверим!

Здесь, убираем лист бумаги, закрывающий зверя и дети, а ребята его называют.

Физминутка «Зайка»

- Молодцы ребята!  Все добрались до своих зверей! Зимой холодно в лесу надо нам погреться, повторяйте за мной:

Текст

Движения

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок-скок, скок-скок!

Сидим, как зайчик.

Шевелим ушами-ладошками.

Встаем и хлопаем в ладоши

Прыгаем, как зайки.

 Ребята садитесь на свои места, пусть глазки тоже отдохнут! Руки на локти, головы на ладони и следите за огоньком только глазками.

- Вот мы и отдохнули, пора нам провожать зверей на Новогоднюю елку. Готовы продолжить наш путь? (ответы детей)

Задание 3 «Провожаем зверей к Новогодней Елке»

-Дед Мороз рассказал мне, как можно дойти до Новогодней Елки. Ребята, возьмите листочки с фланелеграфов и положите их перед собой. Что изображено в левом верхнем углу? (Елка) А в правом нижнем углу? (красная точка)

-Мы начнем нашу дорогу с красного круга. Возьмите в руки фломастеры. Слушайте внимательно!

-Две клетки вверх, три клетки влево, одна клетка наискосок вверх вправо, три клетки влево, две клетки наискосок вверх вправо, три клетки влево, одна клетка наискосок вниз влево, четыре клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка наискосок вверх влево, три клетки влево, две клетки вверх, три клетки влево, одна клетка наискосок вверх влево.

Во время выполнения этого задания, слежу за тем, какое направление выбирают дети, помогаю при необходимости, задаю наводящие вопросы.

Задание 4 «Украшаем Елку»

- Вот мы и пришли к елке. Дедушка Мороз не успел ее украсить и попросил это сделать вас! НО он хотел ее украсить определенными игрушками, а какими, вы узнаете, посмотрев на карточки на ваших фланелеграфах.

Дети берут индивидуальные карточки.

- Возьмите карточки правильно, так, чтобы красный треугольник был внизу. Будьте внимательны, ваша елочная игрушка обозначена на карточке красной звездой. Это подсказка, чтобы в коробке вы выбрали правильную игрушку.

Задаю вопрос каждому по очереди: В каком ряду и столбике твой шарик? (ответы детей). Правильно! Возьми ту игрушку из коробки, которая находится в таком же ряду и столике.

- Молодец, а теперь давай ей украсим нашу елочку! (все дети по очереди украшают елку)

Ребята! Посмотрите, какой красивой елочка стала! Вы  все помогли Деду Морозу, он вам очень благодарен.

Задание 5 «Подарок Деду Морозу»

Вы же знаете, что Дед Мороз готовит к Новому году подарки для всех нас, давайте и мы ему сделаем подарок из волшебных бус?(ответы детей)

- Девочки попробуйте для Дедушки Мороза сделать из бус ёлочки, а вы мальчики сердечки. Работать мы будем только указательными и большими пальцами рук.

Здесь, при необходимости напоминаю детям порядок действий, чтобы сложить елочку и сердечко из бус.

- Какие красивые у вас подарки получились! Деду Морозу будет очень приятно!

III. Заключительная часть занятия

- Ребята, наше занятие подошло к концу! Скажите, что вам больше всего понравилось? Что вам было сложно выполнить? (спрашиваю каждого ребенка, добиваюсь, чтобы они называли задание или действия, которые выполняли)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с цель...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Обучающие задачи: -закрепить геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; их некоторые свойства: углы и стороны; -закрепить умение группировать предметы по опр...

Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы.

Тема: «Поможем зайчику!»Цель: познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче, упражнять в различении правой...

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный".

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления"для 4класса "особый ребенок" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный" предназначена ...

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...