Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный".
методическая разработка
Методическая разработка урока по предмету "Математические представления"для 4класса "особый ребенок" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный" предназначена для учителей школ, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития, вариант 2. Цель урока: актуализировать количественные представления (пустой/полный).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по предмету «Математические представления»
для 4 класса «Особый ребёнок»
по теме: «Количественные представления. «Пустой/полный».
Шабалина Е.В..,
учитель надомного обучения «Особый ребёнок» ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка предназначена для учителей школ, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития, вариант 2. Цель урока: актуализировать количественные представления (пустой/полный).
В методической разработке раскрываются приемы проведения урока по теме: «Количественные представления. «Пустой/полный» для учащейся 4 класса «Особый ребёнок», находящейся на индивидуальном обучении.
Для обучающейся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в тяжелой степени, сочетающееся с психическими расстройствами. Процесс обучения затруднен в связи с речевыми нарушениями. Ученица понимает обращенную речь, эмоционально реагируют на речевую информацию, стремится к общению, пользуясь вокализацией, звукоподражаниями, картинками. Незначительно снижен объем движений крупных суставов рук. Уровень развития мелкой моторики позволяет обучающейся захватывать, удерживать и манипулировать различными предметами.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети лучше овладевают элементарными представлениями, осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. Все задания способствуют развитию внимания, памяти; развитию мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации.
Тема: Количественные представления «Пустой/полный»
Цель: Актуализировать количественные представления (пустой/полный).
Тип урока: Применение знаний на практике.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать закреплять умения выделять понятия «пустой», «полный», через практические упражнения;
- продолжать учить узнавать птиц: зимующих, домашних, перелетных;
- актуализировать активный и пассивный словарь с помощью средств альтернативной коммуникации.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;
- тренировать использование индивидуального функционального хвата;
- расширять и обогащать сенсорный опыт путём взаимодействия с различными материалами и предметами;
- поддерживать коммуникативные связи на доступном уровне.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональный отклик на взаимодействие с учителем во время выполнения совместных действий.
Оборудование и материалы: Колокольчик, пиктограммы по теме «пустой/полный»; «вылить»; «высыпать»; «наполнить»; «налить»; « зимующие птицы», «перелетные птицы», «домашние птицы»; «семечки», «трава», «червяки». Кормушка, семечки, ведро с совком, трава, контейнер, поднос, червяки( мармеладные), миска, контейнер с крупой, вода в бутылке, фланелеграф.
Планируемые результаты:
- различает предметы по признаку «пустой/полный»;
- выбирает графический символ (из двух, трех альтернатив) по заданию учителя;
- выполняет элементарную вербальную инструкцию учителя (самостоятельно или с физической подсказкой): «Посмотри», «Возьми», «Держи», «Положи»;
- выполняет манипулятивные действия с предметами, предлагаемыми в ходе урока, по физической подсказке (в случае необходимости – с физической помощью):
- наполняет кормушку семечками, используя совок,
- наполняет контейнер травой с помощью рук,
- наполняет тарелку червяками руками,
- наливает воду в бутылку используя воронку
- принимает помощь взрослого при выполнении совместных действий (не убирает руку, не проявляет негативно окрашенных эмоциональных реакций);
- следит за действиями своих рук.
Ход урока:
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика |
I. Организационная часть. Приветствие. | |
Проверяет позиционирование учащейся. Предлагает позвонить в колокольчик. Отмечает в расписании урок. Сообщает тему урока. Демонстрирует графические символы «пустой», «полный». Сегодня на уроке мы вспомним такие понятия как: «пустой» и «полный». | Выполняет просьбы учителя в рамках индивидуальных возможностей. Звонит в колокольчик. Смотрит, слушает. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». |
II. Основная часть. | |
Мы с тобой знаем зимующих, домашних и перелетных птиц. Демонстрирует графические символы с изображением птиц. А чем мы кормим зимующих птиц. Демонстрирует графические символы: «семечки», «червяки», «трава». Правильно, семечками. Демонстрирует кормушку. Какая она, пустая или полная. Верно, пустая, а чтобы она стала полной, нужно ее наполнить или высыпать. Демонстрирует графические символы: «высыпать», «наполнить». Демонстрирует действия по выполнению задания с помощью контейнера с семечками, совка и кормушки. Предлагает наполнить ученице. А теперь наша кормушка какая, пустая или полная. Верно, полная, потому что мы ее наполнили. А чем мы кормим домашних птиц. Демонстрирует графические символы: «семечки», «червяки», «трава». Правильно, травой. Демонстрирует пустой контейнер. У меня есть контейнер, какой он, пустой или полный. Чтобы контейнер стал полным травой, что нужно сделать. Демонстрирует графические символы: «высыпать», «наполнить». Правильно, наполнить. Демонстрирует действия по выполнению задания с помощью подноса с травой и контейнера. Предлагает наполнить ученице.
А теперь наш контейнер какой пустой или полный. Правильно, полный, так как мы его наполнили. А чем мы кормим перелетных птиц. Демонстрирует графические символы: «семечки», «червяки», «трава». Верно, они любят червяков Демонстрирует тарелку. У меня есть тарелка, какая она пустая или полная. Правильно пустая, чтобы она стала полной надо ее… Демонстрирует графические символы: «высыпать», «наполнить». Правильно, наполнить. Демонстрирует действия по выполнению задания с помощью миски с червяками и тарелки. Предлагает наполнить ученице. А теперь наша тарелка стала пустой или полной. Правильно, полной, так как мы ее наполнили. Мы можем накормить всех птиц. Вика хорошо занималась и пришло время немного отдохнуть. Динамическая пауза. Предлагает послушать аудиозапись с пением птиц. Вика отдохнула и готова продолжать. Еда у птиц есть, а вода, чтобы их напоить нет. У меня есть контейнер. Демонстрирует контейнер с крупой. Какой он, пустой или полный. Верно, он полный, воду в такой контейнер налить нельзя. Что нужно сделать, чтобы контейнер стал пустым. Демонстрирует графические символы: «высыпать», «наполнить». Верно, нужно высыпать крупу. Демонстрирует действия по выполнению задания с помощью ведра с совком и контейнера. Предлагает ученице выполнить задание. А теперь наш контейнер пустой или полной. Правильно, пустой, так как мы из него высыпали крупу. И теперь мы можем налить в контейнер воды. Демонстрирует действия по наполнению контейнера водой. Предлагает ученице наполнить контейнер водой. Теперь мы можем и напоить птиц. | Выбирает графический символ из з-х предложенных: «зимующие птицы», «домашние птицы», «перелетные птицы». Выбирает графический символ из з-х предложенных: «семечки», «трава», «червяки». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Смотрит и слушает. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из з-х предложенных: «семечки», «трава», «червяки». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Смотрит и слушает. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из з-х предложенных: «семечки», «трава», «червяки». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Смотрит и слушает. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Слушает. Проявляет положительные эмоции. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Смотрит и слушает. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. |
III. Заключительная часть. Подведение итогов и прощание. | |
Сегодня на уроке мы вспомнили понятия: «пустой» и «полный». Демонстрирует графические символы: «пустой», «полный». Мы знаем, чтобы предмет стал полным, надо его наполнить, а чтобы стал пустым-высыпать. Демонстрирует графические символы: «наполнить», «высыпать». Подводит итоги, выделяет основные достижения обучающейся в ходе урока. Сообщает об окончании урока, предлагает позвонить в колокольчик. | Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «пустой», «полный». Выбирает графический символ из 2-х предложенных: «наполнить», «высыпать». Смотрит, слушает, звонит в колокольчик. |
Библиография:
- Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: от 6 месяцев до 6 лет / В. Дмитриева. – Москва: Издательсво «Э», 2016. – 224 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей/ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с.
- Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. – 160 с.
- Шипицына Л. М. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. В. Михайловой.- СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/21/picture-264656-1371762365.jpg)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...
Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова. Урок обращается к этой дате, истории стилей за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...
Авторская методическая разработка урока теоретического обучения на тему: «200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы». В номинации: "Лучший конспект урока".
Авторская методическая разработка урока теоретического обучения по ФГОС....
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-289719-1491248385.jpg)
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-944226-1504604299.jpg)
Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/15/picture-1058097-1537034466.jpg)
Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс
Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...