Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Якуб Виктор Иванович

Методическая разработка урока по предмету «Химия» .  Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету

«Химия»

Тема урока:

«Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение.»

(Учебник  – Химия 8, авторы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман)

8 Класс

Учитель химии:

Якуб Виктор Иванович

2013

Разработка материала урока химии в 8 классе по теме «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение.»

Общие положения урока

Тема урока: Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение.

Тип урока: урок новых знаний.

Цель урока: конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе, физических явлениях. Ознакомить  учеников с историей открытия и физическими свойствами кислорода.  Сформировать представления о способах получения и собирания кислорода.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учеников с историей открытия кислорода, нахождением кислорода в природе; закрепить знания о химическом элементе, простых и сложных веществах, физических и химических явлениях и их признаках; выяснить физические свойства кислорода; познакомить ребят со способами получения кислорода в лаборатории на примере разложения перманганата калия и перекиси водорода в присутствии оксида марганца (IV); научить составлять уравнения реакций разложения на примере способов получения кислорода; ознакомить учеников с способами собирания и обнаружения кислорода; уметь объяснять, опираясь на  знания о физических свойствах кислорода, принцип собирания кислорода в лаборатории.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, творческих способностей и формированию самооценки учащихся; создать условия, позволяющие самовыразиться каждому ученику; развивать у учащихся пространственное мышление, химическую речь; формировать умение анализировать и делать выводы на основе полученных знаний.

Воспитательные: воспитывать у учащихся аккуратность, тактичность, уверенность в своих силах и, как следствие этого, ситуации успеха, умение отстаивать свое мнение.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Химический элемент, простое вещество, сложное вещество, физические свойства, реакция разложения. Планируемые результаты обучения: Уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода; знать кем и когда был открыт кислород, нахождение кислорода в природе; уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы собирания кислорода; знать понятие реакции разложения на примере лабораторных способов получения кислорода; уметь записывать уравнения реакций разложения оксида ртути, перманганата калия и перекиси водорода.

Используемая литература:

  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. «Химия-8» - М.: Просвещение, 2010 г.
  2. М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия-8» - М.: ВАКО, 2007 г.
  3. Н.Н. Гара. Химия: уроки в 8 классе - М.: Просвещение, 2008 г.
  4. Н.И. Габрусева. Рабочая тетрадь по химии. 8 класс – М.: Просвещение , 2012 г.
  5. А.М. Радецкий. Химия. Дидактический материал. 8-9 классы – М.: Просвещение, 2012 г.
  6. Общая химия: учебник.- 2-е изд./ И.Г. Хомченко. - М.: «Новая волна», 2008.

План (структура) урока:

  1. Организационный момент. (2 мин.);
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы урока, целеполагание (3 мин.);
  3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Воспроизведение и актуализация опорных знаний через устную работу с классом. Повторение теоретического материала по опорным схемам (5 мин.);
  4. Изучение новой темы «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение» (23 мин.);
  5. Закрепление изученного материала (3 мин.);
  6. Подведение итогов урока. Задание на дом. Рефлексия (3 мин.).

Ход урока:

1. Организационный момент, включающий:

•        постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

•        определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

•        описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных  особенностей класса, с которым работает педагог)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Этап 1. Организационный момент.

Подготовка учеников к восприятию нового материала. 

  • Участвуют в подготовке к восприятию нового материала;
  • Оформляют работу

Ребята внимательно смотрят опыт.

  • Свеча погасла, потому что прекратился доступ воздуха.  
  • Горение поддерживает кислород, содержащийся в воздухе.

  • Кислород.
  • Приветствует учащихся;
  • Подготавливает учащихся к восприятию нового материала.

Добрый день, ребята! Садитесь.

Ребята, давайте проведем небольшой эксперимент.  Учитель показывает опыт с горящей свечой.

Почему свеча погасла?

Какое вещество поддерживало горение свечи?

Молодцы ребята, ответили на все вопросы.

  • Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать.

Этап 2. Ориентировачно-мотивационный этап.

Подготовка учеников к восприятию нового материала. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы урока, целеполагание.

  • Участвуют в постановке целей к уроку;
  • Оформляют работу

Ребята записывают в тетради тему и дату.

  • Кислород поддерживает горение.
  • Кислород, необходим для дыхания все живых организмов на нашей планете.
  • Используют для сварки и резки металлов.
  • Используют в медицине для облегчения затрудненного дыхания (кислородные маски).

  1. Как и когда был открыт кислород?
  2. Где можем встретить кислород в природе.
  3. Физические свойства кислорода;
  4. Как можно получить кислород.
  • Сообщает тему урока;
  • Ставит учебные цели.
  • Сообщает план работы на уроке.

Сегодня и на следующих уроках мы будем изучать большой раздел «Кислород. Оксиды. Горение», тема сегодняшнего урока «Кислород: получение и его физические свойства».

Вы уже знаете из курса природоведения и биологии, что кислород имеет очень большое значение. Какое?

Все эти знания Вам пригодятся в повседневной жизни. Даже Берцелиус говорил такие слова: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия».

Что еще мы можем узнать о кислороде?

На слайде приведена тема урока.

На слайде приведена схема применения кислорода.

На слайде представлен план работы.

Этап 3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Воспроизведение и актуализация опорных знаний через устную работу с классом. Повторение теоретического материала по опорным схемам

Ребята отвечают на вопросы, делают необходимые записи в тетрадь

Давайте охарактеризуем химический элемент кислород и образованное им простое вещество:

  1. Назовите  химический знак кислорода?
  2. Назовите какую относительную атомную массу имеет кислорода?
  3. Чему равна валентность кислорода?
  4. Молекула кислорода – это простое или сложное вещество?
  5. Что Вы можете сказать о составе молекулы кислорода?

  1. Определите относительную молекулярную массу молекулы кислорода?

Ответы учащихся:

Химический знак - О

Ar(О)=16

Валентность - II

О2 – простое вещество.

Молекула кислорода состоит из 2-х атомов кислорода.

Мr(О2) = 2×16=32

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Этап 4.  Операционно-исполнительский. Изучение новой темы «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение»

Учащиеся делятся на две группы по 3 человека.

Учащиеся внимательно слушают сообщение о  «Истории открытия кислорода» (Приложение 1) и  отвечают на поставленные вопросы

  • В 1774 г. англичанин Джозеф Пристли

  • А. Лавуазье.

  • Жизненный кислород.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Учащиеся работают в группах, читают инструктивную карт «О кислороде» (Приложение №4)  и стихотворение «Физические свойства кислорода» и отвечают в группах схему в тетрадях (Пиложение 3).

Кислород содержится в атмосфере  (21% ),  в земной коре (47%), в живых организмах (65%), в воде (89%)

1) Газообразном

2) Кислород – это газ без цвета, вкуса, запаха.

3) Малорастворим

4) Тяжелее воздуха.

Учащиеся внимательно слушают учителя, конспектируют в тетради, задают вопросы, активно участвуют при объяснении материала.

Лучинка ярко вспыхнет

Ребята внимательно смотрят видеоролик и отвечают на поставленные вопросы.

Кислород находится в газообразном состоянии

Кислород не обладает цветом и запахом.

Кислород не растворяется в воде

Кислород тяжелее воздуха.

Поднести к пробирке тлеющую лучинку. Она вспыхивает.

Кислород собирали методом вытеснения воздуха (воды).

Еще можно собрать кислород методом вытеснения воды (воздуха).

Собирание кислорода методом вытеснения воздуха, основано на том, что кислород тяжелее воздуха. (собирание при вытеснении воды, основано на том, что воздух малорастворим в воде).

Ученикам предлагается объединиться в группы в соответствии с номером карточки, которую они получили.

(Перед уроком учитель раздает ученикам карточки с номером на каждой из них)

А когда был впервые получен кислород и кем?

1) Кто в первые получил  кислород? И в каком году.

2) Кто в смог отличить получены Д. Пристли газ от обычного воздуха?

3) Какое название дал А. Лавуазье этому газу?

Все молодцы, внимательно слушали сообщение.

А теперь неплохо бы узнать где мы находится в природе кислород и какими физическими свойствами он обладает.

1 – группа работает с инструкционной картой «О кислороде».  Прочитав инструкционную карту, занесите в таблицу «Кислород в природе» данные о нахождении кислорода в природе.

2 – группа прочитав стихотворение «Физические свойства кислорода» должна отметить их и занести в таблицу. Отметьте их из стихотворения «физические свойства кислорода»

После работы вы обменяетесь полученной информацией с товарищами.

Что вы можете сказать о нахождении кислорода в природе.

1) В каком агрегатном состоянии находится кислород?

2) Обладает  ли кислород цветом, вкусом и запахом.

3) Растворяется кислород в воде?

4) К Кислород  тяжелее или легче воздуха?

Ребята, давайте приступим к  изучению способов получения кислорода.

В лаборатории кислород получают при разложении некоторых сложных кислородсодержащих веществ.

 Например:

1) 2H2O2 → 2H2O + O2

2) 2HgO → 2Hg + O2

3) 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

 Наличие кислорода проверяется с помощью тлеющей лучинки.

Что произойдет с тлеющей лучинкой, если ее поднести к сосуду заполненному кислородом?

Кислород выделяющийся в результате этих реакций, можно собрать методом вытеснения воздуха и вытеснения воды.

1) Какие физические свойства кислорода были подтверждены при  выполнении опыта:

  • В каком агрегатном состоянии находится кислород.
  • Обладает ли кислород цветом и запахом.
  • Растворяется кислород в воде?
  • Тяжелее или легче воздуха.

2) Как доказать, что мы получили кислород?

3) Каким методом собирали кислород.

4) Какие  еще известны вам способы собирания кислорода?

5) На каком свойстве кислорода основан каждый из этих способов?

На слайде показан портрет Джозефа Пристли и А. Лавуазье.

Учащимся раздается инструкционная карта и опорная схема.

Показывается видеоролик «Получение кислорода в результате разложения перманганата калия»

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

•        постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

•        определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

•        описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Этап 4. Проверочно-закрепляющий. Закрепление изученного материала

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся решают задачу каждый в своих группах и обмениваются полученной информацией.

Ребята, давайте поиграем в игру «Да-нет»

1) Химический знак кислорода – О?

2) Относительная атомная масса кислорода – 16?

3) Молекулярная формула кислорода – О2?

4) При обычных условиях кислород находится в жидком состоянии?

5) Кислород – это газ синего цвета?

6) Кислород малорастворим в воде?

7) Кислород поддерживает горение и дыхание?

8) Кислород – наиболее распространенный элемент на Земле?

9) Кислород легче воздуха?

10) Кислород открыл А. Лавуазье?

Вычислите массовую долю кислорода в перманганате калия?

Учащиеся получают карточки с заданиями (Приложение 5).

Учащиеся получают карточку с заданием.

5. Задание на дом, включающее:

•        постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

•        определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

•        определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Этап 5. Рефлексивно-оценочный. Подведение итогов урока. Задание на дом. Рефлексия

Записывают задание в дневник

Делятся своими мнением

Учитель дает информацию о домашнем задании

Учитель выставляет оценки, комментирует их.

Ребята, удалось ли нам все выполнить, что мы  с вами запланировали (обращаемся к плану урока).

Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Я удивился…
  • Теперь я умею…
  • Я хотел бы…

Понравился ли вам урок?

Всем спасибо, до свидания!

Домашнее задание записано на доске (§ 18, 19, 21 стр. 54 задача 1, р/т № 90, 91)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План работы класса на уроке «Кислород: характеристика, свойства, получение, применение.

  1. Как и когда был открыт кислород?
  2. Где можем встретить кислород в природе.
  3. Физические свойства кислорода;
  4. Как можно получить кислород.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание: Прослушайте сообщение об открытии кислорода и ответьте на приведенные ниже вопросы.

«Истории открытия кислорода»

Самые древние сведения о кислороде содержатся в работах восточных ученых. Еще в VIII веке они знали, что некий элемент входит в состав воздуха и является его деятельной частью. Он соединяется с древесным углем, горящей серой и некоторыми металлами. Из иных веществ, например селитры, его можно выделить нагреванием. Совершенно очевидно, что речь идет о кислороде, что ученые Востока умели его получать и знали некоторые свойства.

В 1774 г. английский ученый Пристли получил кислород и тщательно исследовал его свойства:

А история такая...

Химик Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Никому он не знаком  

Под стеклянным колпаком.

Этим газом дышат мыши

Кошка греется на крыше,

Солнца луч в окошко бьет.

Джозеф Пристли, с ним две мыши

Открывают кислород.

О своем открытии Пристли сообщил другу - французу А. Л. Лавуазье. Тот отличил полученный газ от обычного воздуха и дал ему название «жизненный воздух», а позже - кислород.

Вопросы:

1) Кто в первые получил  кислород? И в каком году.

2) Кто в смог отличить получены Д. Пристли газ от обычного воздуха?

3) Какое название дал А. Лавуазье этому газу?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Иллюстрационная карта «О кислороде»

Задание: Прочтите технологическую карту «О кислороде» и заполните схему «Кислород в природе».

 Кислород может находиться в атмосфере (21% по объему), в земной коре (47% по массе), в живых организмах (65% по массе), в гидросфере (89% по массе). В целом почти весь кислород «связан» в виде соединений, и лишь небольшая часть - свободное простое вещество-газ кислород.

Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. «Связывание» кислорода происходит в результате дыхания (живая природа) и горения (неживая природа).

Схема « Кислород  в природе»

Где встречается

в атмосфере

в живых организмах

Сколько

(47%)

(89%)

Вопрос: Что вы можете сказать о нахождении кислорода в природе? Где в природе содержится кислород

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Физические свойства кислорода»

Задание: Прочитайте (прослушайте) стихотворение о физических свойствах кислорода и заполните таблицу, отвечая «да» или «нет».

Бесцветный газ, без запаха и вкуса,

Чуть тяжелее воздуха и малорастворим.

Лучинка тлеющая с нежностью мне скажет:

«Давай-ка, ярким  пламенем сгорим!»

Я в жидком виде голубого цвета,

Напоминаю Волгу – русскую реку.

Одна лишь разница при этом:

Я во все стороны теку!

И без меня прожить нельзя,

Как берегам без вод.

И пусть все знают, уважают:

Ведь господин – я, кислород!

Схема: «Физические свойства кислорода

Физические свойства

«Да»

«Нет»

1) Кислород - это газ?

2) Кислород обладает цветом?

3) Кислород  имеет запах?

4) Кислород имеет вкус?

5) Кислород малорастворим в воде?

6) Кислород тяжелее воздуха?

7) Кислород поддерживает горение?

8) Кислород в жидком состоянии – синего цвета?

Вопросы:

1) В каком агрегатном состоянии находится кислород?

2) Обладает  ли кислород цветом, вкусом и запахом.

3) Растворяется кислород в воде?

4) К Кислород  тяжелее или легче воздуха?

5) Поддерживает ли кислород горение?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Задание №1: Игра «Да-нет»

Вопрос

«Да»

«Нет»

1) Химический знак кислорода – О?

2) Относительная атомная масса кислорода – 16?

3) Молекулярная формула кислорода – О2?

4) При обычных условиях кислород находится в жидком состоянии?

5) Кислород – это газ синего цвета?

6) Кислород малорастворим в воде?

7) Кислород поддерживает горение и дыхание?

8) Кислород – наиболее распространенный элемент на Земле?

9) Кислород легче воздуха?

10) Кислород открыл А. Лавуазье?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КИСЛОРОД Учитель химии МБОУ Алтайская СОШ Якуб Виктор Иванович

Слайд 2

Тема: Кислород: получение и его физические свойства Цель: конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и простом веществе, физических явлениях. Ознакомить учеников с историей открытия и физическими свойствами кислорода. Сформировать представления о способах получения и собирания кислорода. Тема и цель урока

Слайд 3

Применение кислорода

Слайд 4

«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». Берцелиус

Слайд 5

Что еще мы можем узнать о кислороде?

Слайд 6

Что еще мы можем узнать о кислороде?

Слайд 7

Что еще мы можем узнать о кислороде?

Слайд 8

Что еще мы можем узнать о кислороде?

Слайд 9

Периоды ВО ЛВС R 2 O RO R 2 O 3 RO 2 R 2 O 5 RO 3 R 2 O 7 RO 4 RH 4 RH 3 HR 6 2 Характеристика элемента Знак О Атомная масса 16 Валентность II О 2 Простое вещество Молекула O 2 состоит из 2-х атомов кислорода. М r (О 2 ) 2×16=32

Слайд 12

Физические свойства

Слайд 13

Получение кислорода

Слайд 14

Игра «Да-нет» 1) Химический знак кислорода – О? 2) Относительная атомная масса кислорода – 16? 3) Молекулярная формула кислорода – О2? 4) При обычных условиях кислород находится в жидком состоянии? 5) Кислород – это газ синего цвета? 6) Кислород малорастворим в воде? 7) Кислород поддерживает горение и дыхание? 8) Кислород – наиболее распространенный элемент на Земле? 9) Кислород легче воздуха? 10) Кислород открыл А. Лавуазье?

Слайд 15

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...

Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова.  Урок обращается к этой дате, истории стилей  за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Разработка урока по химии в 11 классе по теме: "Пластмассы:строение, свойства, применение".

Урок проводился в 11 классе, где химия не является профильным предметом.Цель:  закрепить знания о высокомолекулярных соединениях, рассмотреть взаимосвязь практического применения, свойств и строе...

План-конспект урока "Кислород, его получение и свойства"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Кислород, его получение и свойства» ФИО автора:  Ганин Дмитрий Андреевич.Место работы: ГБОУ Школа №2065Должность: учитель химии.Предмет: химия.Класс: 8.Тема урока: «Кисло...

разработка урока по предмету химия для 8 класса по теме: Водород.Получение водорода и физические свойства водорода.

урок по премету химия в 8 классе на тему: Водород по учебнику Г.Е. Рудзитиса и  Ф.Г.Фельдмана...

Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...

Методическая разработка уроков – практикумов по химии в 9 классе по теме "Серная кислота,ее применение и получение"

Методическая разработка урока-практикума содержит, технологические карты, приложения. Урок - практикум «Серная кислота, ее свойства. Применение и получение», рассчитан на 2 урока. В данной...