разработка урока по предмету химия для 8 класса по теме: Водород.Получение водорода и физические свойства водорода.
творческая работа учащихся по химии по теме

Шамсевалиева Ильсеяр Талгатовна

урок по премету химия в 8 классе на тему: Водород по учебнику Г.Е. Рудзитиса и  Ф.Г.Фельдмана

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himii_8_klass.doc2.84 МБ
Файл urok_himii_11_klass.docx592.07 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок «Теория электролитической диссоциации (ТЭД)» (11класс)

Учитель: Шамсевалиева Ильсеяр Талгатовна

Дата :16.12.2016

Цель: 1. Закрепить  и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации.

2.Совершенствовать умение учащихся применять эти знания на практике. Показать универсальность  ТЭД, т.е. её применимость, как для неорганических, так и для органических веществ.

3. Повысить  интерес у учащихся к науке химия и к применению знаний в жизни

Оборудование: Таблица растворимости кислот, оснований, солей, компьютерные слайды для закрепления и проверки знаний учащихся.

Тип урока: закрепление и углубление знаний учащихся.

Форма проведения урока: медиа-урок.

Методы урока: работа на доске, индивидуальная работа, тестирование, беседа.

План урока:

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Основные положения ТЭД.

3.  Механизм диссоциации веществ.

4. Количественная характеристика ЭД веществ.

5. Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

6. Тесты на закрепление изученного.

Учитель: Ребята, девизом сегодняшнего урока будут слова Д.И.Менделеева «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, попробуйте ещё» А сегодня на уроке мы обобщим и углубим знания по теме «ЭД», с которой вы знакомились в 9 классе,  покажем универсальность ТЭД, т.е. её применимость для органических и неорганических веществ. Записываем тему урока. (Прочитать план урока на экране).             

План урока

«Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»

         

Как же ток добрался до пассажира?

Сегодня, ребята, мы будем это выяснять.

Для раскрытия данных вопросов мы должны обратиться к истории в 1837 году, когда в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Вспомним их.

Тест №1. «Закончи предложение одним словом». 1. Положительнозаряженный электрод - …(анод).

2. Отрицательнозаряженный электрод - …(катод).

3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).

4. Положительнозаряженные частицы -…(катионы).

5. Отрицательнозаряженные частицы -…(анионы).

6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

Работа на проекторе

Учитель: Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена на слайде

Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.

Учитель: -Почему и при каких условиях вещества проводят ток?

(Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются  проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы - проводники первого рода.)

слайд- Как назван этот процесс распада электролита на ионы? (Диссоциация)

Впервые объяснил это явление шведский химик Сванте Аррениус в 1887 году.

Сообщение учащегося

        

Учитель: Все вещества  условно были разделены по их поведению в растворах, по свойству проводимости электрического тока на две группы: электролиты и неэлектролиты

Вещества, которые содержат ионные и ковалентные полярные связи. Эти связи легко распадаются на ионы.

Вещества, которые содержат ковалентные неполярные или малополярные связи. Эти связи не распадаются на ионы.

  • Сильные

- при растворении

в воде практически

полностью

распадаются на

ионы.

1.Все соли

2.Основания (щелочных и щелочноземельных металлов)

3.Неорганические кислоты.

  • Слабые

 частично распадаются на ионы.

Их растворы

содержат  ионы и

нераспавшиеся

молекулы.

1.Гидроксиды d элементов.

2. Амфотерные гидроокс.

3.Органические кислоты.

4. Неорганические к-ты: HF, H2CO3, H4SiH4, HClO, H3PO4

Вспомним определения классов соединений сточки зрения электролитической диссоциации

 Диссоциация кислот 

Кислоты – электролиты, при диссоциации образуют

катионы водорода и анионы кислотного

остатка.

  • осуществляется ступенчато. На каждой ступени отщепляется один ион водорода.
  • H Cl =  H+   +  Cl - 

-  H2SO4   =  H+ + HSO4- (I ступень)

  • HSO4-   =   H+ + SO42-      (II ступень)

        

Диссоциация оснований

Основания - электролиты, при диссоциации образуют катионы металла и анионы - гидроксид-ионы

        Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-

       Сa(OH)2 = Сa2+ + 2OH-

Диссоциация солей

Средние соли – соли, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, диссоциируют в одну ступень:

  • CaCl2     =  Ca2+ + 2Cl-
  • KBr =  K+ + Br-
  • NaCl = Na+ + Cl-

KH2PO4 =

Вернемся к началу урока, вопросу

Как же ток добрался до пассажира?

В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации. Зная, что в растворе присутствуют и ионы и  молекулы, как вы можете сформулировать определение степени диссоциации?

        

Учитель: - Как вы думаете, какие факторы  влияют на смещение равновесия в растворах слабых электролитов?

Опыт: уксусная кислота (р-р) + цинк  =  газ

+ твердую соль ацетата  натрия (пузырьки прекращаются) (или + кислоту НСL) сместиться равновесие влево

Уменьшить концентрацию (добавить щелочь)        

CH3COOH              CH3COO - + H+

Вывод: влияет концентрация

  • Диссоциация слабых электролитов – обратимый равновесный процесс (         )
  • Сильные электролиты в разбавленных растворах нацело диссоциируют на   ионы  (             или  =)

Работа  на доске  Записать схемы диссоциации веществ.

Учитель: константа диссоциации, что это за показатель? Стр150 прочитать, объяснить. Работа с учебником

Учитель:    Теперь, когда мы рассмотрели все вопросы темы, мы должны закрепить основные понятия. Проверим свои знания, выполнив тест.

6. И.Д.  «Волшебный цветок»

Рефлексия

Домашнее задание. П.16 изучить , ст .68 1-5 задания

Сообщение ученика: В 1889 году он приезжает в Лейпциг к Вильгельму Оствальду, профессору местного университета, чтобы продолжить исследования, начатые им в Риге. Новые теории и перспективы поработать с крупнейшими европейскими химиками привлекли сюда И. А. Каблукова. Около года учёные работали вместе. В результате их исследований появилась стройная теория. Однако Аррениусу не удалось полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Его работу продолжили другие учёные.

        При изучении процессов гидратации у учёных возник вопрос, с какими частицами реагирует вода? Ответить на этот  помогла гидратная теория растворов Д. И Менделеева. И. А. Каблуков, а затем и В.А. Кистяковский независимо один от другого предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. И. А. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов в 1889-1891 годах. В. А. Кистяковский  в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Водород.Получение и свойства""

Конспект урока химии в 9 классе по теме" Водород.Получение.Нахождение в природе. Свойства" с использованием ЦОР...

Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии  с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"

разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Разработка урока по химии 9 класс "Обобщение по теме "Водород и его соединения"

данная разработка урока составлена к УМК   И.И.Новошинскому и Н.С.Новошинской...