Главные вкладки

    разработка урока по предмету химия для 8 класса по теме: Водород.Получение водорода и физические свойства водорода.
    творческая работа учащихся по химии по теме

    Шамсевалиева Ильсеяр Талгатовна

    урок по премету химия в 8 классе на тему: Водород по учебнику Г.Е. Рудзитиса и  Ф.Г.Фельдмана

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_himii_8_klass.doc2.84 МБ
    Файл urok_himii_11_klass.docx592.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Урок «Теория электролитической диссоциации (ТЭД)» (11класс)

    Учитель: Шамсевалиева Ильсеяр Талгатовна

    Дата :16.12.2016

    Цель: 1. Закрепить  и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации.

    2.Совершенствовать умение учащихся применять эти знания на практике. Показать универсальность  ТЭД, т.е. её применимость, как для неорганических, так и для органических веществ.

    3. Повысить  интерес у учащихся к науке химия и к применению знаний в жизни

    Оборудование: Таблица растворимости кислот, оснований, солей, компьютерные слайды для закрепления и проверки знаний учащихся.

    Тип урока: закрепление и углубление знаний учащихся.

    Форма проведения урока: медиа-урок.

    Методы урока: работа на доске, индивидуальная работа, тестирование, беседа.

    План урока:

    1. Электролиты и неэлектролиты.

    2. Основные положения ТЭД.

    3.  Механизм диссоциации веществ.

    4. Количественная характеристика ЭД веществ.

    5. Определение кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

    6. Тесты на закрепление изученного.

    Учитель: Ребята, девизом сегодняшнего урока будут слова Д.И.Менделеева «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, попробуйте ещё» А сегодня на уроке мы обобщим и углубим знания по теме «ЭД», с которой вы знакомились в 9 классе,  покажем универсальность ТЭД, т.е. её применимость для органических и неорганических веществ. Записываем тему урока. (Прочитать план урока на экране).             

    План урока

    «Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»

             

    Как же ток добрался до пассажира?

    Сегодня, ребята, мы будем это выяснять.

    Для раскрытия данных вопросов мы должны обратиться к истории в 1837 году, когда в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Вспомним их.

    Тест №1. «Закончи предложение одним словом». 1. Положительнозаряженный электрод - …(анод).

    2. Отрицательнозаряженный электрод - …(катод).

    3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).

    4. Положительнозаряженные частицы -…(катионы).

    5. Отрицательнозаряженные частицы -…(анионы).

    6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

    Работа на проекторе

    Учитель: Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена на слайде

    Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.

    Учитель: -Почему и при каких условиях вещества проводят ток?

    (Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются  проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы - проводники первого рода.)

    слайд- Как назван этот процесс распада электролита на ионы? (Диссоциация)

    Впервые объяснил это явление шведский химик Сванте Аррениус в 1887 году.

    Сообщение учащегося

            

    Учитель: Все вещества  условно были разделены по их поведению в растворах, по свойству проводимости электрического тока на две группы: электролиты и неэлектролиты

    Вещества, которые содержат ионные и ковалентные полярные связи. Эти связи легко распадаются на ионы.

    Вещества, которые содержат ковалентные неполярные или малополярные связи. Эти связи не распадаются на ионы.

    • Сильные

    - при растворении

    в воде практически

    полностью

    распадаются на

    ионы.

    1.Все соли

    2.Основания (щелочных и щелочноземельных металлов)

    3.Неорганические кислоты.

    • Слабые

     частично распадаются на ионы.

    Их растворы

    содержат  ионы и

    нераспавшиеся

    молекулы.

    1.Гидроксиды d элементов.

    2. Амфотерные гидроокс.

    3.Органические кислоты.

    4. Неорганические к-ты: HF, H2CO3, H4SiH4, HClO, H3PO4

    Вспомним определения классов соединений сточки зрения электролитической диссоциации

     Диссоциация кислот 

    Кислоты – электролиты, при диссоциации образуют

    катионы водорода и анионы кислотного

    остатка.

    • осуществляется ступенчато. На каждой ступени отщепляется один ион водорода.
    • H Cl =  H+   +  Cl - 

    -  H2SO4   =  H+ + HSO4- (I ступень)

    • HSO4-   =   H+ + SO42-      (II ступень)

            

    Диссоциация оснований

    Основания - электролиты, при диссоциации образуют катионы металла и анионы - гидроксид-ионы

            Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH-

           Сa(OH)2 = Сa2+ + 2OH-

    Диссоциация солей

    Средние соли – соли, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, диссоциируют в одну ступень:

    • CaCl2     =  Ca2+ + 2Cl-
    • KBr =  K+ + Br-
    • NaCl = Na+ + Cl-

    KH2PO4 =

    Вернемся к началу урока, вопросу

    Как же ток добрался до пассажира?

    В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации. Зная, что в растворе присутствуют и ионы и  молекулы, как вы можете сформулировать определение степени диссоциации?

            

    Учитель: - Как вы думаете, какие факторы  влияют на смещение равновесия в растворах слабых электролитов?

    Опыт: уксусная кислота (р-р) + цинк  =  газ

    + твердую соль ацетата  натрия (пузырьки прекращаются) (или + кислоту НСL) сместиться равновесие влево

    Уменьшить концентрацию (добавить щелочь)        

    CH3COOH              CH3COO - + H+

    Вывод: влияет концентрация

    • Диссоциация слабых электролитов – обратимый равновесный процесс (         )
    • Сильные электролиты в разбавленных растворах нацело диссоциируют на   ионы  (             или  =)

    Работа  на доске  Записать схемы диссоциации веществ.

    Учитель: константа диссоциации, что это за показатель? Стр150 прочитать, объяснить. Работа с учебником

    Учитель:    Теперь, когда мы рассмотрели все вопросы темы, мы должны закрепить основные понятия. Проверим свои знания, выполнив тест.

    6. И.Д.  «Волшебный цветок»

    Рефлексия

    Домашнее задание. П.16 изучить , ст .68 1-5 задания

    Сообщение ученика: В 1889 году он приезжает в Лейпциг к Вильгельму Оствальду, профессору местного университета, чтобы продолжить исследования, начатые им в Риге. Новые теории и перспективы поработать с крупнейшими европейскими химиками привлекли сюда И. А. Каблукова. Около года учёные работали вместе. В результате их исследований появилась стройная теория. Однако Аррениусу не удалось полностью раскрыть процесс электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Его работу продолжили другие учёные.

            При изучении процессов гидратации у учёных возник вопрос, с какими частицами реагирует вода? Ответить на этот  помогла гидратная теория растворов Д. И Менделеева. И. А. Каблуков, а затем и В.А. Кистяковский независимо один от другого предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. И. А. Каблуков положил начало физико-химической теории растворов в 1889-1891 годах. В. А. Кистяковский  в 1888 году высказал идею об объединении химической теории растворов Менделеева и учении Аррениуса об электролитической диссоциации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока химии в 9 классе по теме "Водород.Получение и свойства""

    Конспект урока химии в 9 классе по теме" Водород.Получение.Нахождение в природе. Свойства" с использованием ЦОР...

    Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"

    В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....

    Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

    Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии  с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

    разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"

    разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"...

    План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

    Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

    Разработка урока по химии 9 класс "Обобщение по теме "Водород и его соединения"

    данная разработка урока составлена к УМК   И.И.Новошинскому и Н.С.Новошинской...