Главные вкладки

    Конспект урока химии в 9 классе по теме "Водород.Получение и свойства""
    план-конспект урока (химия, 9 класс) по теме

    Полубоярова Юлия Анатольевна

    Конспект урока химии в 9 классе по теме" Водород.Получение.Нахождение в природе. Свойства" с использованием ЦОР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_himii_v_9_klasse.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: "Водород. Нахождение в природе. Применение. Получение.

    Свойства

    Цель: создать условия для осмысления новой информации;

    применение ранее полученных знаний при изучении новой темы;

    Задачи:

    способствовать усвоению знаний относительно способов получения водорода; систематизировать ранее изученные знания о химических свойствах водорода и его применение;

    продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника; делать выводы; раскрывать причинно-следственные связи между строением атома и его свойствами; развитие умений работать с  информационными средствами;

    формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся на уроке; стимулировать развитие познавательного интереса, логического мышления; воспитывать самостоятельность при добывании новых знаний;

    Тип урока: изучение нового материала

    Методы обучения: репродуктивный, исследовательский.

     Оборудование: ПК, интерактивная доска, коллекция ЦОР

    Ход урока:

    I.Организация класса.

     II.Мотивация.

    Учитель: Я- самый легкий элемент

                    В природе без меня ни шагу.

                     И с кислородом я в момент

                    Даю живительную влагу

                Какая здесь будет отгадка?

    Ученики:       Водород

    III. Изучение нового материала.

    Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Объявляет тему. Слайд №1.)

    Вступительное слово учителя (Слайд №2)

    Ознакомьтесь с нашим планом урока. (Слайд №3)

                       План урока:

    1. Водород как химический элемент и как простое вещество.
    2. Получение водорода.

                           1 .промышленный способ.

                         2. лабораторный способ.

                     III.Свойства водорода и его применение

                   IV.Тестирование по уроку. Итоги. Домашнее задание.

     I этап урока.

    Учитель: Охарактеризуйте положение водорода в Периодической системе химических элементов  Д.И.Менделеева ? Для этого прочитайте материал учебника на ст.98 и выполните следующее задание из коллекции ЦОР.(Ресурс «Характеристика водорода по положению в Периодической системе Д.И.Менделеева» №125209)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed06885-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_17_01.swf

    Задание 1: Определите степень окисления водорода в следующих соединениях:

     НС1 (+1)        NaH (-1)

    Учитель: Почему водород проявляет степень окисления +1 и -1?

     Ученики :   Водород, подобен галогенам проявляет степень окисления-1, т.к. у него на последнем энергетическом уровне один электрон и до завершения не хватает одного электрона, как и у галогенов, следовательно- он окислитель. Подобные свойства он проявляет, взаимодействуя с металлами с образованием гидридов

    Н°+ е        H-1

    В связи с этим водород находится в VII группе главной подгруппы.

    На последнем энергетическом уровне у водорода находится один электрон, как у щелочных металлов, поэтому водород в химических реакциях теряет свой электрон, при этом проявляя свойства восстановителя:

    Н°-е        H+1

    В связи с этим водород находится в I группе главной подгруппы.

    Учитель:  Какое простое вещество образует химический элемент водород? Какова химическая формула простого вещества водорода? Каков тип химической связи в простом веществе? Для этого ознакомьтесь с материалом учебника на ст.98-99. Заполните таблицу:

    Характеристика водорода как простого вещества

    Название вещества

    Химическая формула

    Тип химической связи

    Агрегатное состояние, цвет, запах

    Растворимость в воде

    Водород

    Ученики: После выполнения задания, озвучивают итог. Проверяют(Слайд №4)

    II. Этап  урока.

    1.Учитель рассказывает о способах получения водорода в промышленности. Свое объяснение подтверждает уравнениями химических реакций. Учащиеся записывают уравнения химических реакций в тетрадь. (Слайд №5)

    А) С+Н2О =СО+Н2

     (Пропускание водяных паров над раскаленным коксом при температуре около 1000 С0)

    Б) СН4+Н2О=СО+ЗН2 (Конверсия метана t=1000C0)

    В) Микробиологическое получение водорода


    2.Актуализация знаний.

    Учитель: Какие вам известны способы получения водорода в лаборатории? (Учащиеся вспоминают и записывают изученные химические реакции, где в качестве продукта получается водород)

    2Na +2H2O=2NaOH +H2

    Zn+2HC1= ZnCl2+H2

    20=2Н2+02

    2Al+2Na0H+4H20=2Na[Al(0H)4]+H2

    Учитель:  В лаборатории самой известной реакцией, в результате которой получают водород, является реакция цинка и соляной кислоты.

    Водород в лаборатории получают в аппаратах Киппа .(ЦОР: Иллюстрация Аппарат Киппа № 125213)

    Какие  меры безопасности следует учитывать  при получении водорода?

    Ученики: Водород взрывоопасен. Смесь водорода с кислородом в отношении, соответственно 2:1, называют «гремучий газ»

    Учитель:  Давайте поближе познакомимся со способом получения водорода в лаборатории.

    Аналог аппарата Киппа- аппарат Кирюшкина.(ЦОР:Получение водорода в лаборатории. Видиоопыт. №125216)

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06888-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class=51&subject=31

    III.Этап урока.

    Учитель: Следующим этапом работы на уроке будет  самостоятельная работа. Пользуясь материалом учебника ст.99-100 выпишите в тетрадь уравнения химических реакций, где участвует водород, как восстановитель и отдельно, как окислитель. В каждом уравнении укажите окислитель и восстановитель.

    Водород-восстановитель

                                                    Н2+02=2Н20    

                                                   Н2+С12=2НС1

                                                    N2+3H2=2NH3 

                                                      Cu0+H2=Cu+H20

    Водород-окислитель

    2Na+H2=2NaH

     Са+Н2=СаН2

     Проверка выполнения задания.(Слайд №6)

    IV. этап урока. Закрепление изученного.

    1.Используя элемент ЦОР «Применение водорода. (N 125200)»,

     составьте соответствия уравнения химической реакции и области применения водорода

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed0688a-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class=51&subject=31 (приложение  1.)

    Проверка. (слайд № 7)

    2.Тестирование по теме.(приложение 2.) Взаимопроверка, по шаблонам (Слайд №8) Оценка

    V. Итоги урока. Д/з П.18., задания по выбору   (приложение 3)                                               

                                                             Приложения 1.

                                                     Составьте соответствия

    Уравнение химической реакции

    Область применения водорода

    Н2+02=2Н20

    Получение металлов

    Н2+С12=2НС1

    Получение аммиака

    N2+3H2=2NH3

    Ракетное топливо

    Cu0+H2=Cu+H20

    Получение соляной кислоты

    Приложение 2.

    Тесты по теме «Водород»

    Выберите один из правильных ответов.

    1.Самый        распространенный элемент Вселенной:

    а)        кислород

    б)        углерод

    в)        неон

    г)водород

    2.Взаимодействуя        при нагревании с оксидом меди, водород проявляет:

    а)        восстановительные свойства

    б)        окислительные свойства

    в)        вообще не реагирует

    г)        является инертным газом

    3.Степень        окисления водорода в гидридах равна:

    а)-1

    б)+2

    в)+1

    г)        О

    4.«Гремучий газ» это смесь:

    а)        водорода с хлором

    б)        водорода с азотом

    в)        водорода с гелием

    г)        водорода с кислородом

    5.Молекулярная        масса водорода равна:

    а)        1

    б)2

    в)        3

    г)        4

    6.Ученый,        который впервые назвал водород «рождающий воду»:

    а)        Кавендиш

    б)        Ломоносов

    в)        Лавуазье

    г)        Менделеев

    7.1 моль водорода при н.у. занимает объем

    а)        44.8 л.

    б)        22.4 л.

    в)        11.2 л.

    г)        67,2 л.

    Приложение 3.

     Домашнее задание по теме «Водород»

      1.Напишите электронную формулу атома водорода. Укажите:

    а)        заряд ядра;

    б)        число электронов на орбиталях;

    в)        число нейтронов (п°);

    г)        число протонов (р+)

    2.Запишите уравнения химических реакций, осуществив следующие превращени:

    H2        CaH2        H2                         H2S

                            Ca (OH)2

    3.Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для восстановления оксида меди (II) массой 127 кг, содержащего 8% посторонних примесей.

    Шкала оценки. если вы верно выполнили: 1-ое  задание- оценка «3»; 1,2-ое задание- оценка «4»; 1,2,3-е  задание - оценка «5»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока химии 8 класс

    конспект урока  химии 8 класс...

    Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований

    урок химии 8 класс                     ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ...

    План - конспект урока в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"

    План-конспект урока математики с применением исследовательского метода обучения....

    Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

    Презентация к уроку  химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"...

    Конспект урока химии 8 класс Раздел: Растворение. Растворы. Свойства растворенных электролитов. Тема: « В мире неорганических веществ».

    Цель:- Закрепить знания учащихся о причинах многообразия веществ, общенаучном понятии «классификация».- Продолжить формирование умений устанавливать существенные признаки, лежащие в основе классификац...