Главные вкладки

    Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований
    план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

    Попова Татьяна Дмитриевна

    урок химии 8 класс

     

                        ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ»  (9  часов)

                                                                 Урок № 3. (35)

    Тема: Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.                                                                           Цель: Обобщить и развивать знания об основаниях, их химических свойствах. Сформировать понятия о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена. Подготовка к ГИА.                                                                                                                                                                                               - Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные  умения и навыки                                   -   Воспитывать настойчивость при изучении нового материала, при решении задач и заданий

    Основные понятия:  реакция нейтрализации, индикаторы.                                                                                                                                                              Планируемые результаты обучения: Знать свойства  оснований.  Уметь составлять уравнения нейтрализации.                                                                                                                                                                   Оборудование: Взаимодействие оснований с кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании.                                                                                                                                                                 Методы обучения:  словесно – репродуктивный, частично – поисковый,  эвристический.

    ФОПД учащихся:  фронтальная,  индивидуальная

    Технологии:  здоровье сберегающая.                                                                                                                                                           

      

    Скачать:


    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

                        ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ»  (9  часов)

                                                                 Урок № 3. (35)

    Тема: Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.                                                                           Цель: Обобщить и развивать знания об основаниях, их химических свойствах. Сформировать понятия о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена. Подготовка к ГИА.                                                                                                                                                                                               - Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные  умения и навыки                                   -   Воспитывать настойчивость при изучении нового материала, при решении задач и заданий

    Основные понятия:  реакция нейтрализации, индикаторы.                                                                                                                                                              Планируемые результаты обучения: Знать свойства  оснований.  Уметь составлять уравнения нейтрализации.                                                                                                                                                                   Оборудование: Взаимодействие оснований с кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании.                                                                                                                                                                 Методы обучения:  словесно – репродуктивный, частично – поисковый,  эвристический.

    ФОПД учащихся:  фронтальная,  индивидуальная

    Технологии:  здоровье сберегающая.                                                                                                                                                           -                                                                                   Ход урока                                              

         1.Орг. момент:

    -подготовка учащихся  уроку, наличие принадлежностей, психологический настрой.

        2.Итоги самостоятельная работа по теме «Оксиды»

        3.Проверка Д / З:

    Фронтальный опрос: по определениям оксидов,  классификация их, оснований,  их классификация,  примеры.

    1)Рассказать об основании и их классификации, привести примеры.

    2) Получение основания (3 уравнения)

    3) Задания классу: индивидуальные – «3» - с.92 № 1,2  (1-3 уравнения)

                                                                             «4» - с. 92 № 4 (7 -уравнений оксидов с водой)

                                                                              «5» - с.92 № 2 (с 5-8 уравнение)

                                                                              Гольдфарб с.80 № 5- 43, 5-44, 5-45, 5-46        

    1)д / З-  упр. № 3. На с. 99 !

      4.Изучение ново материала:

    - Физические свойства – большинство тв. в - ва.

    - химические свойства – опыты:

    Основная часть урока

    Учитель. Большинство оснований – твердые вещества с различной растворимостью в воде. Растворимые и нерастворимые основания имеют общее свойство: они реагируют с кислотами с образованием соли и воды. Чтобы опытным путем познакомиться с этими реакциями, надо знать, как в растворе обнаружить щелочь. Растворы щелочей изменяют цвет индикаторов.

     Демонстрация опыта

    В 3 пробирки наливаем гидроксид натрия:

    В первую добавляем лакмус – окраска с фиолетовой меняется на синюю, во вторую – метиловый оранжевый – окраска с оранжевой меняется на желтую, в третью – фенолфталеин – окраска с бесцветной меняется на малиновую

    Учитель. Индикаторами являются многие природные краски, окрашивающие лепестки цветов. (Показывают цветки незабудки и медуницы.) Молодые цветочки – розовые, а старые – синие. Почему? ( У молодых растений среда клеточного сока слабокислая, у старых – слабощелочная.) Медуница названа так за медоносность ранней весной:

    Это прозвище недаром

    У красивого цветка:

    Капля сочного нектара

    И душиста, и сладка.

    От простуды излечиться

    Вам поможет медуница.

    В лес зайдите,

    Не забудьте

    Медунице поклониться.

    Растение занесено в Красную книгу.

    Учитель. Для того, чтобы выяснить, с какими веществами реагируют основания, проведем опыт «Титрование щелочи соляной кислотой»

    Демонстрация опытов.

    Опыт 1.В химический стакан с раствором гидроксида натрия добавить несколько капель раствора индикатора, например фенолфталеина, то раствор станет малиновым. Затем из бюретки ( градуированная трубка) следует малыми порциями прилить раствор соляной кислоты, пока не произойдет обесцвечивание. Следовательно, раствор становится нейтральным, то

    есть в нем нет ни щелочи, ни кислоты.

     NaOH+HCl=NaCl+H2O

    Опыт 2.К голубому осадку гидроксида меди (11) прилить соляную кислоту-осадок растворяется.

     Cu (OH) 2+HCl=CuCl2*2H2O

    Учитель. Реакция между кислотой и основаниям, в результате которой образуются соль и вода, называется реакцией нейтрализацией.

    Кроме общих свойств, щелочи и не растворимые в воде основания обладают так же и отличительными свойствами.

     Демонстрация опытов.

    Опыт 1.Нагревание голубого осадка гидроксида меди (11)-образуется вещество черного цвета.

     Cu (OH) 2=CuO+H2O

    Опыт 2. Пропускание оксида углерода (1V) через известковую воду- раствор гидроксида кальция - происходит её помутнение.

     Ca (OH) 2+CO2=CaCO3+H2O

     Практическая часть урока.

    Химия-наука экспериментальная. В процессе выполнения экспериментальных задач учащимися закрепляются не только умение работать с реактивами, но и умения составлять уравнения реакций нейтрализации.

    Задание: Провести реакцию нейтрализации с записью соответствующего уравнения.

    1 Вариант.KOH иH2SO4

    2 Вариант. NaOH и H2SO4

    Ответы: 1 Вариант. 2KOH+H2SO4=K2SO4+2H2O

    2 Вариант.2NaOH+H2SO4=Na2SO4+2H2O

     Закрепление материала.

    Тестовые задания по вариантам.

     Вариант1.

    1.С основаниями не реагируют:

    1)SiO2 2)SO2 3)Fe2O3 4) NiO

    2. При нагревании гидроксида меди (11) образуются:

    1)Cu и H2O 2) CuO и H2 3) CuO и H2O 4)Cu 2O и H2O

    3. Гидроксид натрия взаимодействует с:

    1) SO3 2) Na2O 3) Mg(OH)2 4)N2O

    4. Гидроксид калия не реагирует с:

    1) Al (OH) 3 2)ZnO 3) H2SO4 4) Mg(OH)2

    5. Реакция нейтрализации возможна между:

    1)Солью и водой.

    2)Кислотой и основаниям.

    3)Кислотным оксидом и основанием.

    4)Кислотой и основным оксидом.

     Вариант2.

    1.С основаниями не реагируют:

    1)SrO 2)SO3 3) N2O3 4)P2O3

    2.При нагревании гидроксида алюминия образуются:

    1)Al2O3 и H2O 2)Al и H2 3) Al и H2O 4) Al2O3 и H2

    3.Гидроксид калия взаимодействует с:

    1) CaO 2)CH4 3)Ba(OH)2 4) HCl

    4.Гидроксид натрия не реагирует с:

    1) Al (OH) 3 2)ZnO 3) H2SO4 4) Ba(OH)2

    5) Реакция нейтрализации возможна между:

    1)Кислотным оксидом и основанием.

    2)Кислотой и основным оксидом.

    3)Солью и водой.

    4)Кислотой и основаниям.

    Ответы на тестовые задания.

    Вариант1.

    1)4 2)3 3)1 4)4 5)2

    Вариант2.

    1)1 2)1 3)4 4)4 5)4

     Домашнее задание.

     Комментарий оценок.

    3.  Д / З:    § 30,  повторить, :    § 31 учить :    карточки по свойствам оснований,  упр. 5, с.99

                         Самостоятельная работа по теме «Основания» - тест

    4.Закрепление:  с.99 № 6 схема первая

                                              8 класс.     Урок № 3. (35)

    Тема: Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.                                                                           Цель: Обобщить и развивать знания об основаниях, их химических свойствах. Сформировать понятия о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена. Подготовка к ГИА.                                                                                                                                                                                               - Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные  умения и навыки                                   -   Воспитывать настойчивость при изучении нового материала, при решении задач и заданий

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -                                                                             Ход урока                                              

        3.Проверка Д / З:

    Фронтальный опрос: 

    1)Рассказать о составе оснований и их классификации, привести примеры.

    2) Получение основания , схема №  14

    3) Задания индивидуальные –    «3» - с.92 № 1, 2  

                                                        «4» - с. 92 № 4                                                                        

     4) Задание классу:                       с. 93   № 6 (начиная со второй схемы)                                                                                            

     5. Изучение ново материала:

    - Какие вещества называют индикаторами?

    - Какие реакции относят к реакциям нейтрализации?

    - Химические свойства оснований.

    - Применение оснований с.98

     

     Закрепление материала.

    Тестовое  задание

    1.С основаниями не реагируют:

    1) SiO2 2) SO2 3) Fe2O3 4) NiO

    2. При нагревании гидроксида меди (11) образуются:

    1)Cu и H2O 2) CuO и H2 3) CuO и H2O 4)Cu 2O и H2O

    3. Гидроксид натрия взаимодействует с:

    1) SO3 2) Na2O 3) Mg(OH)2 4)N2O

    4. Гидроксид калия не реагирует с:

    1) Al (OH) 3 2)ZnO 3) H2SO4 4) Mg(OH)2

    5. Реакция нейтрализации возможна между:

    1)Солью и водой.

    2)Кислотой и основаниям.

    3)Кислотным оксидом и основанием.

    4)Кислотой и основным оксидом

     Домашнее задание.

     Комментарий оценок.

    6.  Д / З:    § 30,  повторить, :    § 31 учить :    карточки по свойствам оснований,  упр. 5, с.99

    7. Рефлексия:                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по химии: Соли, классификация, физические и химические свойства.

    Урок «Соли, классификация, физические и химические свойства» проводится в 8 классе. Является уроком повторения ранее пройденного и изучения нового материала в разделе «Важнейшие классы не...

    Конспект урока по химии в 8 классе. Кислород. Физические и химические свойства

    Урок разработан и проведен с ипользованием элементов технологии деятельностного метода обучения....

    Физические и химические свойства оснований

    Данная презентация может быть использована на уроках химии в 8 классе при изучении темы: "Основания". В презентации показаны  физические свойства различных  оснований. Из химических свойств ...

    Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

    Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

    Разработка урока химии по теме Физические и химические явления

    Методическая разработка урока химии по теме "Физические и химические явления"...

    Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"

    Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...