Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Балацкая Татьяна Алексеевна

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по теме «Оксиды. Номенклатура. Классификация.  Физические свойства».

Балацкая Татьяна Алексеевна, учитель химии

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Предгорного муниципального района Ставропольского края  

Тип:

 урок изучения нового материала.

Цели урока:

образовательные:

– формирование представлений об оксидах;

- выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

воспитательные: 

– воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания;

развивающие:

– развивать коммуникативные умения через работу в парах, развивать самостоятельность;

– формировать умения выделять главное, логически излагать материал;

– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.

  1. Метапредметные:

Научиться  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,

оценивать свои  учебные достижения.

  1. Предметные:

Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, описывать свойства оксидов с помощью уравнений

химических реакций.

Методы обучения:

беседа, объяснение, постановка и решение учебных проблем.

Ресурсы:

ЭОР, мультимедиа средства.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя.

II.  Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.

Провожу «мозговой штурм» для самостоятельного определения темы урока.

 Тема сегодняшнего урока .... А вот это вы узнаете, когда отгадаете кроссворд. На работу вам отводится 2 мин. Работая парами, впишите химические термины в бланк  и найдите ключевое слово.

По горизонтали:

  1. Коль хлор в конце формулы стоит, то перед нами вещество - …
  2. Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 28 а.е.м.
  3. Он бесцветный, но тяжелый,

В нем огонь всегда веселый.

Он в крови у нас живет,

Ну, конечно …

  1. Назовите науку о веществах и их превращениях

5. Он с морской капустой дружит,

И лекарством людям служит,

Знает млад и стар народ –

Коль ушиб, то нужен …

  1. Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных

Молодцы! Правильно -  оксиды. Это  тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради  (слайд №1).

III. Изучение нового материала

С кислородом ходит парой,

То металл, то неметалл он,

Дружбу связями скрепит

Всем известный класс… (ОКСИД).

Вспомните, пожалуйста, определение класса ОКСИДОВ и запишите его в тетрадь (слайд №2)

А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом.

На экране  формулы (H2O; KI; HCI; HNO3) (слайд № 2)

Например:

водород кислородович;

калий йодович;

водород хлорович;

водород азотович трехкислов

Задание

Попробуйте составить формулы веществ, названных по этому принципу и которые приведены  на экране (слайд №2)

- А как сейчас будут звучать названия этих веществ?

Запишите в тетрадь рядом с формулой вещества его название по современной номенклатуре.

Назовите приведённые ниже формулы оксидов (слайд №2) по международной номенклатуре:

CO2, FeO, CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe 2O3

Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого оксида?  (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия:  CO2 и CO).

Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого химического элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.

CO - оксид углерода (II)

CO2 - оксид углерода (IV)

Задание

Назовите другие пары оксидов, образованные элементами с переменной валентностью- Fe и S.

(FeO - оксид железа (II), Fe2O3 - оксид железа (III), SO2 - оксид серы (IV), SO3 - оксид серы (VI)).

Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов.

(слайд №3)

Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью I и  II, преимущественно образуют основные оксиды.  Металлы с валентностью V, VI, VII - кислотные оксиды. А металлы с валентностью III и VI – амфотерные оксиды.  Запомнить это правило вам помогут четверостишия:

Неметаллы, знай, мой друг,

Строго все себя ведут:

Коль в оксиды он подался -

Так "кислотным" и назвался!

Металл хотел запутать нас,

Но я найду опору:

Если валентность меньше трех -

Оксид зову "основным".

Ну, а уж если повезло,

Валентность пять и выше –

Я буду помнить, всем назло,

Оксид "кислотным" кличут.

Вывод:  характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента. Например, CrO (II - основный); Cr2O3 (III  - амфотерный); CrO3 (VI - кислотный)

Задание

Распределите приведённые  формулы оксидов по группам, приведённым на экране:

К2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, Mn2O,  NO,  CrO3, CrO,P2O5, Mn2O7, CO, Fe2O3, , Cr2O3, N2O.

А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать (слайд № 5)

Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 ,  НNО3, PbO, Н2О2

Следующая цель нашего урока -  физические свойства оксидов. Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении.

Широка натура у оксидов,

Камнем вниз, а то рекой течет,

А захочет - газ различных видов,

И веществ создаст круговорот.

Может черным быть, и белым,

Может с запахом и без,

Не оставит вас без дела:

"Изучайте - мир чудес!"

Задание  

Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства (оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха). На места пропусков в задании вставьте соответствующие формулы оксидов (слайд № 6)

Сверьте свои ответы с правильными ответами на экране (слайд № 7)

IV. Закрепление материала

А сейчас вам предстоит творческая работа– составление синквейна. Для тех, кто забыл, напомним, что синквейн – это….(слайды  №8,9)

Вам предлагается   тема, на которую вы с соседом по парте в течение 2-х минут должны будете составить синквейн и прочитать всему классу.

(Вода, углекислый газ, известь негашёная, песок, угарный газ, сернистый газ, оксид железа (II), оксид железа (III), оксид серы (VI), оксид алюминия).  (Слайде № 10)

V. Рефлексия

Урок подошёл к концу. Обратите внимание, что на экране  записаны следующие фразы:

  1. Меня удивило….
  2. Я задумался…
  3. У меня возник вопрос…

Пожалуйста, закончите эти фразы в ваших тетрадях.

VI. Домашнее задание

Прочесть &30 и написать небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Оксиды, номенклатура, классификация, физические свойства» Презентацию подготовила БАЛАЦКАЯ Татьяна Алексеевна учитель химии МКОУ СОШ №14 пос. Пятигорский Предгорного района Ставропольского края 2013 год

Слайд 2

Оксидами называются сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород с валентностью II. H2O; KI; HCI; HNO3 Алюминий кислородович - Калий кислородович – Сера трикислородовна - CO2, FeO, CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe2O3

Слайд 3

Классификация оксидов ОКСИДЫ Несолеобразующие (безразличные) ( СО, NO, N 2 O, SiO ) Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента. Например, CrO ( II - основный ); Cr2O3 ( III - амфотерный ); CrO3 ( VI – кислотный ). Солеобразующие Основные (ВаО, СаО) Амфотерные ( ZnO, Al2O3 ) Кислотные ( SO 3 , N 2 O 5 )

Слайд 4

Задание Распределите приведённые формулы оксидов по группам: К 2O, Al2O3, С l2O7, FeO, Mn2O, NO, CrO3, CrO, P2O5, Mn2O7, CO, Fe2O3, Cr2O3, N2O.

Слайд 5

Физкультминутка Н2SO4, Fe О, NН3, P 2О3, NaН, Li 2О, N O2, Н2, О2 , НNО3, PbO , H2O2

Слайд 6

Физические свойства оксидов Широка натура у оксидов, Камнем вниз(…) а то рекой течет (…), А захочет – газ различных видов (…), И веществ создаст круговорот (…). Может черным быть (…), и белым (…), Может с запахом (…) и без (…), Не оставит вас без дела: «Изучайте – мир чудес!»

Слайд 7

Физические свойства оксидов Широка натура у оксидов, Камнем вниз ( CuO , CaO ), а то рекой течет ( H 2 O ), А захочет – газ различных видов ( CO 2, SO 2 ), И веществ создаст круговорот ( CO 2, H 2 O , SO 3 ) . Может черным быть ( CuO ), и белым ( CaO ), Может с запахом ( SO 2 ) и без ( CO 2 ), Не оставит вас без дела: «Изучайте – мир чудес!»

Слайд 8

Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк . Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза , несущая определенный смысл. 5 строка – слово-резюме в форме существительного, характеризующее суть предмета или объекта .

Слайд 9

Пример синквейна Оксид меди - Чёрный, твёрдый Не растворяется, не испаряется, не используется в пищу Сложное химическое соединение Медь оксидовна !

Слайд 10

Темы синквейнов Углекислый газ Угарный газ Сернистый газ Оксид железа ( II ) Оксид железа ( III ) Песок Гашёная известь Оксид алюминия Оксид серы (VI) Вода

Слайд 11

1. Меня удивило…. 2 . Я задумался… 3 . У меня возник вопрос… Закончите предложения

Слайд 12

Домашнее задание Прочесть &30 и написать небольшой рассказ в тетради на тему «Оксиды в повседневной жизни человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме "Основания: номенклатура, классификация, физические свойства"

Урок химии по теме "Основания" поможет учащимся рассмотреть вопросы названий оснований по номенклатуре, определению классификации оснований по кислотности, растворимости, силе. Из презентации можно уз...

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии  с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

урок в рамках ФГОС по химии, УМК О. С. Габриелян " Соли их классификация и свойства"

Технологическая карта урока по химии 8 класс, УМК О. С. Габриелян " Соли их классификация и свойства"....

Поурочная разработка урока 8 класс по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Физические свойства."

Тема урока: Оксиды.Номенклатура. Классификация. Физические свойства. Цели: образовательные: – формирование представлений об оксидах;              ...