Преподавание биологии в малокомплектных школах
методическая разработка по биологии на тему

Махмутова Галия Кяшафовна

Преподавание биологии в малокомплектных школах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_biologii_v_malokomplektnyh_selskih_shkolah.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание биологии в малокомплектных сельских школах

Махмутова Галия Кяшафовна

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития естественнонаучного образования является идея его гуманизации, которая предполагает необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности.

Особое место в системе образования имеет вопрос об организации уроков в малокомплектной сельской школе. Малая наполняемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению учебного процесса. В малочисленных классах сильно выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к знаниям и умениям учащихся. К тому же, совмещенные уроки в малочисленных классах порождают свои педагогические проблемы.

Размышляя над вопросами обучения биологии в сдвоенном классе, я пришла к выводу, что более полезным и приемлемым будет опыт модульного обучения (технологии полного усвоения знаний). Она актуальна и важна тем, предполагая общую установку на то, что все ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; а задача учителя организовать учебный процесс так, чтобы дать ему такую возможность. Данная технология позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика на сдвоенном уроке. Такой подход подразумевает усвоение знаний в ходе самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.

Исходя из собственного опыта работы по использованию модульной технологии, в процессе обучения стараюсь соблюдать следующие правила:

  1. Определять цель урока для учащегося;
  2. Тщательно отбирать учебный материал и приемы работы на уроке;
  3. Распределять этапы урока;
  4. Распечатывать модульный урок для каждого ученика;
  5. Заранее указывать список дополнительных источников знаний.

Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.

Анализируя применение модульной технологии на уроке, могу отметить следующие результаты:

  1. Развитие познавательной активности на уроке в ходе самостоятельного изучения учеником новой темы;
  2. Освоение индивидуального темпа работы;
  3. Повышение самоорганизации учащихся и эффективности учебного процесса;
  4. Освобождение времени для работы с теми учащимися, которым нужна помощь.

Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. «...Привлекает и основная идея технологии сотрудничества - создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, другим требуется не только значительно больше времени для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения...»

Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются спросить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабые ученики, досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Развиваются личностные, волевые качества учеников, ответственность. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

При обучении в сотрудничестве учитываю основные элементы:

1. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый;

2. Группы не должны быть постоянными;

Для себя определяю следующую цель: обеспечить каждому ученикуусловия для максимального развития его индивидуальных способностей,склонностей. На стенде помещается памятка работы в сотрудничестве:

  1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.
  2. Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не
    перебивая.
  3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться
    непосредственно по теме, избегая лишней информации.
  4. Критикуются идеи, а не личности.
  5. Цель совместной деятельности заключается не в победе какой - либо
    одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав
    разные мнения по проблеме.
  6. Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих собственных
    действий.

На уроке использую некоторые варианты обучения в сотрудничестве (“обучение в команде”, “учимся вместе”).

Всегда стоит помнить народную мудрость: «Учитель, подготовь учеников, чтобы было у кого потом учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"...

Проблемы политехнической направленности обучения при преподавании Биологии в общеобразовательной школе.

Проблемы политехнической направленности обучения при преподавании Биологии в общеобразовательной школе....

Преподавание географии в малокомплектной школе

Целью    курсовой     работы   является     подробное    рассмотрение    и    анализ      состо...

"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".

Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...

Иванов В.В. Способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе.

В статье представлены способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе....

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения....