Рабочая программа по изучению курса биологии 5 класса ФГОС ООО
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_biologii_5_klass_fgos_ooo.docx100.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по изучению курса биологии

5  класса

Годовое количество часов: 34+1 час (резерв)

Недельных часов – 1

Контрольных работ – 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учетом формирования у учащихся познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В данной рабочей программе также  соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, изд-во Дрофа, 2012 г. к УМК под ред. профессора, доктора пед. наук В.В. Пасечника).

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации предметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

  Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

6) освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Место раздела  биологии  «Биология. Бактерии, грибы, растения»

в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю) + 1 час (резерв). 

Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим.

Деятельностный подход усиливается благодаря использованию тетради на печатной основе, разнообразным лабораторным, практическим работам и экскурсиям.

Программой предусмотрено изучение на уроках  национально-регионального компонента – материала о местных наиболее типичных и интересных в биологическом отношении растений, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.
  • Представлять многообразие растительного и животного мира планеты как результат приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
  • Постепенно овладевать интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
  • Формировать эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Личностные УУД:

  • Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
  • Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
  • Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.
  • умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
  • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
  • Проявление интеллектуальных и творческих способностей.
  • Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Развивать коммуникативные умения и постепенно овладевать опытом межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии, участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. Осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2.  Рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. Использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. Объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные; грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5.  Понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Учебно – тематический план

Тема

Количество

часов

В том числе

Теория

Лаб.

работы

Практич. работы

экскурсии

Контрольные

работы

1

«Введение»

6

3

-

1

1

1

2

«Клеточное строение организмов»

11

4

6

-

-

1

3

«Царство Бактерии. Царство Грибы»

7

4

1

1

-

1

4

Царство Растения

10

1

7

-

1

1

ИТОГО

34+1 час резерв

12

14

2

2

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Тема

Тема урока

К-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

Тема 1. " Введение "

1. Биология — наука о живой природе

2. Методы исследования в биологии

3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

4. Среды обитания живых организмов.

5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

6. Обобщающий урок

6 часов

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Тема 2. " Клеточное строение организмов "

7. Устройство увеличительных приборов

8. Строение клетки

9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

10. Пластиды

11-12. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

15. Деление клетки

16. Понятие «ткань»

17. Обобщающий урок

11 часов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "

18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

19. Роль бактерий в природе и жизни человека

20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

21. Шляпочные грибы.

22. Плесневые грибы и дрожжи

23. Грибы-паразиты

24. Обобщающий урок

7 часов

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

 Тема 4. " Царство Растения "

25. Ботаника — наука о растениях

26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

28. Лишайники

29. Мхи

30. Папоротники, хвощи, плауны

31. Голосеменные растения

32. Покрытосеменные растения

33. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

34.  Обобщающий урок

10 часов

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей»

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)»

Л.р.№10 «Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№13 «Строение цветкового растения»

ИТОГО: 34 ч. + 1 ч. (резерв)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип

урока

Содержание

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся (предметный результат)

Оценивание  деятельности учащихся

личностные

метапредметные

предметные

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Самооценивание учащегося

Оценивание учителя

Тема 1.   Введение (6 часов)

1

Биология - наука о живой природе

Урок формирования знаний

Биология как наука. Значение биологии

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии 

Познавательные УУД: умение структуриро-вать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»

Учащиеся могут узнать:

- науки, изучающие живую природу;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия  флора, фауна;

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

Р.т.  зад. 1-5

2

Методы исследования в биологии

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результа-тов. Техника безопасности в кабинете био-логии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Понимание значи-мости научного исследования природы

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правил-ам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух

Учащиеся должны знать:

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»

- пользоваться простыми биоло-гическими при-борами, инстру-ментами и оборудованием

Учащиеся могут узнать:

- современные методы биологии;

Определяют понятия «ме-тоды исследо-вания», «наб-людение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы ис-следования в биологии. Изучают пра-вила техники безопасности в кабинете биологии

Р.т.  зад. 6-9

3

Разнообразие живой природы. Царства живых орга-низмов. Отличи-тельные признаки живого от неживого

Комбинированный (смешанный) урок

 Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Понимание научного значения классификации живых организмов

Познавательные УУД. умение давать определения поня-тиям, классифициро-вать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бак-терии, Грибы, Растения, Жи-вотные;

- признаки жи-вого: клеточное строение, пита-ние, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Учащиеся должны уметь:

- определять по-нятия «царства живой приро-ды», «царство Бактерии», «цар-ство Грибы», «царство Расте-ния» и «царство Животные»»;

- отличать жи-вые организмы от неживых

Учащиеся могут узнать:

- науки, изу-чающие живую при-роду;

Учащиеся смогут научиться:

-определять понятия низшие растения, высшие растения 

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Р.т. зад. 10-13

4

Среды обитания живых организмов.

Урок закрепления и совершенствования знаний

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками инфор-мации и преобразо-вывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавлива-ния причинно – след-ственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков само-оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассни-ков, аргументировать свою точку зрения

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- основные сре-ды обитания жи-вых организмов: водная среда, на-земно-воздуш-ная среда, почва как среда обита-ния, организм как среда обита-ния

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания»

- характеризовать среды обитания организмов

Учащиеся могут узнать:

- отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия  абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Р.т. зад. 14-17

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Урок применения знаний на практике

(исследовательские проекты)

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Осознание влияния факторов среды на живые организмы

Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро-вать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания

Учащиеся должны уметь:

- определять по-нятия «биология», «экология», «эко-логические факторы»;

- характеризовать экологические факторы

Учащиеся могут узнать:

- причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия  абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Р.т. зад. 18-20

6

Обобщающий урок.

Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний и  обобщения и систематизации знаний)

Контрольное тестирование

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и, приготовления микропрепаратов

Познавательный интерес к естественным наукам

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- основные мето-ды исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять по-нятия «биология», «экология», «био-сфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- пользоваться простыми биоло-гическими прибо-рами, инструмен-тами и оборудова-нием;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Р.т. трен.зад.

Тема 2.   Клеточное строение организмов (11 часов)

7

Устройство увеличительных приборов

Урок применения знаний на практике

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

- признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

 Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с увеличительными приборами.

Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа.

Учащиеся должны уметь:

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;

Учащиеся могут узнать:

- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Р.т. зад. 21-23

8

Строение клетки

Урок закрепления и совершенствования знаний

(познавательный проект)

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Познавательные УУД: овладение уме-нием оценивать информа-цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- строение клетки

Учащиеся должны уметь:

- определять по-нятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», «ядро»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

Учащиеся могут уз-нать:

клетка – еди-ница строения и жизнедея-тельности, за-пасные вещес-тва клетки, функции ос-новных частей клетки;

Учащиеся смогут нау-читься:

- определять понятия «мем-брана», «хро-мопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия мо-лодой клетки от старой;

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Р.т. зад. 21

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Урок применения знаний на практике

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании сво-ей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

Учащиеся могут уз-нать:

клетка – еди-ница строения и жизнедея-тельности, за-пасные вещес-тва клетки, функции ос-новных частей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мем-брана», «хро-мопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия моло-дой клетки от старой

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Р.т. зад. 24-25

10

Пластиды

Урок применения знаний на практике

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

 Познавательные УУД: овладение уме-нием оценивать информа-цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», «ядро», «ядрышко», «ва-куоли», « плас-тиды», « хлоро-пласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микро-скопом;

- готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом;

 - распознавать различные части клетки

Учащиеся могут узнать:

клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»;

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Р.т. зад. 26-28

11

12

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Урок формирования знаний

(исследовательские проекты)

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе  клетки.

Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Учащиеся должны знать:

- химический состав клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества»

Учащиеся могут узнать:

макро- и микроэлементы, Учащиеся смогут научиться:

доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Р.т. зад. 29

13

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Урок формирования умений и навыков

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроско-пом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Понимание слож-ности строения живых организмов,

осмысление важности для живых орга-низмов процессов дыхания и питания.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полу-ченные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по ре-зультатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «обо-лочка», «цитоплазма»,  «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

Учащиеся могут узнать:

клетка – единица строения и жизнедеятельности, кос-мическую роль зеленых растений

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мембрана»

-объяснять отличия мо-лодой клетки от старой, до-казывать, что клетка обладает всеми признаками живого орга-низма;

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Р.т. зад. 30-31

14

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Урок формирования умений и навыков

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли»

Учащиеся могут узнать:

- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

- объяснять отличия мо-лодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает всеми признака-ми живого организма

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

Р.т. зад. 33

15

Деление клетки

Урок формирования знаний

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы»;

Учащиеся могут узнать:

клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Р.т. зад. 32, 34, 35

16

Понятие «ткань»

Урок формирования знаний

(познавательный проект)

Ткань.

Демонстрация 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Понимание сложности строения живых организмов

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структури-ровать учебный мате-риал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различ-ными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять ре-зультаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей

Учащиеся могут узнать:

- клетка – еди-ница строения и жизнедея-тельности, Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «ос-новная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- находить от-личительные особенности строения раз-личных типов растительных тканей;

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Р.т. зад. 36-39

17

Обобщающий урок

Комбинированный  урок

Контроль-ное тестирование

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химический сос-тав клетки;

- основные процессы жизнедеятель-ности клетки;

- характерные признаки различ-ных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять поня-тия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма»,      « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пла-стиды», « хлоро-пласты», «пиг-менты», «хлоро-филл», «химичес-кий состав», «не-органические ве-щества», «органи-ческие вещества», «ядро», «ядрыш-ко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- распознавать различные виды тканей

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Р.т. трен. зад.

Тема 3.   Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

18

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Урок формирование знаний и умений

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- разнообразие и распространение бактерий;

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям;

- отличать бактерии от других живых организмов

Учащиеся могут узнать:

значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

Учащиеся смогут научиться:

- выращивать бактерии: карто-фельную и сенную палочку;

Выделяют существенные признаки бактерий

Р.т. зад. 40-44

19

Роль бактерий в природе и жизни человека

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодействие с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- разнообразие и распространение бактерий;

- роль бактерий в в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль бактерий  в природе и жизни человека.

Учащиеся могут узнать:

значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Р.т. зад. 45-47

20

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

Урок формирования знаний

(познавательный проект)

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся могут узнать:

-жизнеде-ятельность грибов-хищников

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Р.т. зад. 48-49

21

Шляпочные грибы.

Урок применения знаний на практике

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

 Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохра-нения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Р.т. зад. 50-52

22

Плесневые грибы и дрожжи

Урок применения знаний на практике

Плесневые грибы и дрожжи.

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, пони-мание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Р.т. зад. 53-54

23

Грибы-паразиты

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация 

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структу-рировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, пони-мание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Р.т. зад. 55-56

24

Обобщающий урок

Комбинированный урок

Контроль-ное тестирование

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклас-сникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Учащиеся должны знать:

- строение и ос-новные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бакте-рии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедоб-ные грибы от ядо-витых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

Учащиеся могут узнать:

- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Р.т. зад. 57, тренировочные  зада-ния

Тема 4.   Царство Растения (10 часов)

25

Ботаника  — наука о растениях

 

Урок формирование знаний и умений

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация 

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Осознание важности растений в природе и жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источ-никами информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить со-общения и презента-ции, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Р.т. зад. 58-59

26

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Урок формирование знаний и умений

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

 Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»

Формируется  позна-вательная самостоя-тельность и мотива-ция на изучение объектов природы

Познавательные УУД: Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям.

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

Учащиеся могут узнать:

- половое и бесполое размножение водорослей,

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять приспособления у растений к среде обитания

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Р.т. зад. 61-63

27

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной

деятельности

Познавательные УУД:  развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- роль водорослей жизни человека

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль водорослей биосфере;

- давать характеристику основным группам водорослей

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять приспособления у растений к среде обитания

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Р.т. зад. 64

28

Лишайники

Урок формирование знаний и умений

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды

Познавательные УУД:  развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику лишайникам

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Р.т. зад. 65-67

29

Мхи

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)»

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении

Познавательные УУД:  развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям.

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

Учащиеся могут узнать:

- жизненные циклы мхов

- редкие и охраняемые растения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые расте-ния.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Р.т. зад. 68-70

30

Папоротники, хвощи, плауны

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Л.р.№10 «Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника»

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

Познавательные УУД: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

Учащиеся могут узнать:

- жизненные циклы папо-ротников,

- древовидные папоротники,

- редкие и охраняемые растения Тульской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать ле-карственные и ядовитые растения.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Р.т. зад. 71-72

31

Голосеменные растения

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении

Познавательные УУД: развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

Учащиеся могут узнать:

- жизненный цикл сосны; редкие и ох-раняемые рас-тения Тульской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Р.т. зад. 73-74

32

Покрытосеменные растения

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.р.№13 «Строение цветкового растения»

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их

строении.

Познавательные УУД: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

Учащиеся могут узнать:

- покрытосе-менные – гос-подствующая группа расте-ний,

- редкие и ох-раняемые рас-тения  Тульской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать ле-карственные и ядовитые растения.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Р.т. зад. 75-77

33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Урок формирование знаний и умений

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции.

Познавательные УУД: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира - результат длительного исторического разви-ия (эволюции)

Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира.

Учащиеся могут узнать:

- древовидные папоротники,

- покрыто-семенные – господствующая группа растений,

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими суши.

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Р.т. зад. 78-79

34

Обобщающий урок

Комбинированный урок

Контрольное тестирование

Систематизация и обобщение понятий раздела.  Контроль знаний и умений учащихся. Подведение итогов за год. Летние задания

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уро-ке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:  умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя.

Учащиеся должны знать:

основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; особенности строения и жизне-деятельности лишайников; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся долж-ны  уметь:

давать общую характеристику растительного царства;

объяснять роль растений в биос-фере;

давать характе-ристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); объяснять происхождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира.

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Решение кроссвордов и  тренировочных  зада-ний

                


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении  приоритетными для учебного предмета являются:

  • приемы элементарной исследовательской деятельности;
  • способы работы с естественнонаучной информацией;
  • коммуникативные умения;
  • способы самоорганизации учебной деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для  младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.

В преподавании курса  используются  следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах;
  • проектная работа;
  • подготовка рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических и лабораторных работ.

Формы контроля знаний:

  • Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
  • Фронтальный и индивидуальный опрос;
  • Отчеты по практическим и лабораторным работам;
  • Творческие задания  (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
  • Презентация творческих и исследовательских  работ с использованием  информационных технологий

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

 1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г.

  1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

        Интернет-ресурсы

www.drofa.ru –электронное приложение

www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,     требований к результатам освоения основной образовательной ...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)

Рабочая программа составлена на основе    программы  по биологии  В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)

Рабочая программа по биологии составлена на основе   программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...

Рабочая программа по элективному курсу 7 класс ФГОС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), планируемыми результатами о...

Рабочая программа по элективному курсу 10 класс ФГОС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), планируемыми результатами о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 9 классов

Программа данного   курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 11 классов

Программа данного   курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...