Внутренняя среда. Значение крови и ее состав» (методическая разработка урока биологии в 8 классе)
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Ирина Журавлева

Урок биологии  проведен в 8 классе в котором обучается 21 человек. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная.  Уровень  учебной мотивации средний, часть учащихся имеют не высокие  навыки осознанного чтения, что вызывает некоторые проблемы при изучении нового материала.  Двоих учащихся можно отнести к педагогически запущенным, 13 уч-ся обладают учебными способностями и стремлением к учебе.  При хорошей организации учебного процесса, применяя современные педагогические технологии можно заставить работать большую часть класса.

Перед учителем стоит задача  вооружить необходимым набором знаний о происхождении и развитии первобытного человека, сформировать умение учится, самостоятельно решать учебные задачи через поиск необходимых знаний в различных источниках, в том числе в сети Интернет, развивать навыки осознанного чтения, работать в команде,  способствовать своему саморазвитию и самообразованию. Вместо простой передачи знаний приоритетным направлением становится  способность ученика самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути достижения цели, и оценивать самого себя.

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесенной в реестр образовательных программ, одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5), на преподавание предмета «Биология» в 8 классе согласно учебного плана МБОУ СОШ № 20 (утвержденного на заседании педагогического совета  протокол № 1 от 31.08.2015 г) отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.  Урок составлен на основе УМК  Сонин Н.И., Захаров В.Б. (М. Просвещение, 2013), «Биология»,   в системе уроков занимает особое место для формирования  широкого круга    компетентностей (социально-адаптивной, гражданственной, когнитивной, информационно-технологической, коммуникативной) и является третьим уроком в разделе «Внутренняя среда организма», составлен на основе системно-деятельностного подхода, в соответствии с перечисленными задачами.

            Данный урок имеет достаточно большой информационный блок. Поэтому для эффектного овладения всего материала и решения заявленных задач было сочетание таких технологий как технология сотрудничества, которая позволила учащимся определять работу с соседом по парте. Особое внимание уделялось на уроке работе с текстом (технология продуктивного чтения), ребята выделяли новые слова,  отвечали на поставленные вопросы. Так же на уроке использовались интерактивные технологии: через сеть Интернет учащиеся выходили по ссылке для просмотра флеш – анимации о форменных элементах крови и для прохождения тестировнаия.  Широко применялись разнообразные формы работы: индивидуальная, коллективная.

Все эти технологии, а так же  сочетание общей и индивидуальной работы повышает заинтересованность каждого ученика в получении результата и создает положительную мотивацию, объединяет разноуровневые силы и различные психологические установки для достижения общего результата, развивает коммуникативные способности и стремление работать в команде.

            В процессе проведения урока складывались благоприятные установки для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Методическая цель урока: показать коллегам методику проведения урока - новые знания, систематизации и практического применения знаний с использованием компьютерных технологий, технология продуктивного чтения.

Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска  решения практических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

поселка Забоойского  муниципального образования Славянский район

353583  Краснодарский край, Славянский район, пос. Забойский, ул. Красная, 131; тел. 8-86-146-97-1-53

сайт: school20slav.kubannet.ru; e – mail: school20@slav.kubannet.ru

Направление: естественно - научное

Тема опыта: «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав»

(методическая разработка урока  биологии в 8 классе)

Выполнила:

Журавлева Ирина Александровна,

учитель биологии  МБОУ СОШ № 20 поселка Забойского

 УО МО Славянский район,

353583  Краснодарский край, Славянский район,

 пос. Забойский, ул. Победы д.8.кв.2

Тел.: 8-86-146-97-1-53; сот. +79002425212

e-mail: irin1402@mail.ru

 

План – конспект урока   биологии

 Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав»

Класс: 8 класс

Предмет: «Биология»

Учебник: «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК», 8 КЛАСС, СОНИН Н.И., САПИН М.Р.

Тип урока: урок введения нового знания;

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, проблемное обучение, продуктивное чтение, работа в парах, критическое мышление

Цели:

1.Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.

2. Образовательная: формирование представлений о крови как внутренней среде организма; роли и значении крови в жизнедеятельности организма человека.

Задачи: - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Учебно-методическое обеспечение: микропрепараты крови человека и лягушки; микроскопы; презентация


Ход урока:

Этап

урока

Содержание,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации урока

Применяемые технологии

Актуализация знаний.

Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни.

Клод Бернар

Создание «мобильных групп» по желанию учащихся.

 Создание проблемной ситуации.

-Много ли жидкости в организме человека?

-Почему говорят, что человек состоит из воды?

Предполагают, формулируют гипотезу о том, много ли жидкости в организме человека

Презентуют работу группы

Групповая

Технология сотрудничества

Совместное исследование проблемы

Перейдите посылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005ba-1000-4ddd-43df-4f0046bc5025/b08_062.swf  и познакомьтесь со строением крови человека

Рассмотрите  микропрепарат (кровь человека).

Опорные тексты по данной теме (приложение №1).

Работа с текстом и ответы на вопросы:

– Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»?

- Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма?

– Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови? 
– Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ?

-С помощью, каких методов можно изучать внутреннюю среду организмов?

-Как получили данный микропрепарат?

Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

Учитель определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Работают с информацией, микроскопом,

Работа в парах

Интерактивные технологии, технология сотрудничества, продуктивное чтение

Целеполагание

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

Презентация плана урока. Слайд №2

Формулируют тему урока,

Уточняют «знания и незнания»

Фронтальная

Проблемное обучение

Изучение нового материала

1.Раздает вырезанные из цветной бумаги фигуры форменных элементов крови (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты) – формирует группы сменного состава по названию элемента крови.

2. Раздает текст (материал приложения 2).

3. Раздает инструкции к групповой работе

Характеризуют различные формы строения элементов клетки крови, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img9.jpg

  

C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img9.jpg

C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\13440-img_55.jpg

1 группа

Изображают  в виде схемы процесс свертывания крови при помощи тромбоцитов. Составляют план ответа

2группа Формулируют и записывают определение “Эритроцит – это…”,      

Какие условия являются неблагоприятными для эритроцитов? Изображают  строение эритроцита.

3 группа

Определяют форму и значение лейкоцитов. Составляют схему действия лейкоцитов в случае проникновения в кровь антител.

Групповая

Продуктивное чтение, технология сотрудничества

Заслушивает представителя групп с результатами работы.

Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

4.Структурирует материал в виде схемы (кластера)

Выступление представителей групп, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера).

Групповая

Технологии самооценки, оценки совместной деятельности

Применение общего способа действия для решения частных задач

Предлагает выполнить задания

  1. Сравнить строение эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов. Выявить черты сходства и различия.

2. Определить виды лейкоцитов по их назначению.

3. Выполнить лабораторную работу«Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки».  (Работа с микроскопами и презентацией)

4. Задает вопрос:

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

5. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Выполняют задание.

 

Выполняют задание в группах, заполняют таблицу и затем обсуждают.

Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения

Работа в парах

Проблемное обучение, технологии сотрудничества

Рефлексия

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Предлагает  перейти по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005c1-1000-4ddd-88e9-1e0046bc5026/index_mht.htm ,  дает домашнее задание:

     §14, схемы в тетради.

Подготовить рассказ по темам:

1. Группы крови человека.

2. R-фактор.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Фронтальная

Технологии самооценки, интерактивное обучение

Список литературы (источники):

  1. Примерная  основная  образовательная  программа основного общего образования, внесенная  в реестр образовательных программ, одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5).
  2. Рабочая программа по биологии, утвержденная на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 20 поселка Забойсского от 31.08.2015 г протокол  № 1, автор Журавлева И.А.
  3. Учебник биологии 8 класс «Биология. Человек.» Н.И.Сонин, М.Р.Сапин
  4. Рабочая тетрадь учащегося к УМК  АН.И.Сонин (М. Просвещение, 2013), «Биология. Человек».
  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005ba-1000-4ddd-43df-4f0046bc5025/b08_062.swf https://www.youtube флеш -  анимация «Форменные элементы крови»
  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005c1-1000-4ddd-88e9-1e0046bc5026/index_mht.htm он - лайн тест «Строение крови человека»

Приложение №1

“Внутренняя среда организма»

  Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма. Внутренняя среда организма относительно постоянна по своему составу и химическим и физическим свойствам.  Термин «внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878 г).

Состав внутренней среды:

Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов. 

Лимфа – это бесцветная почти прозрачная жидкость. В ней содержатся белки, жиры, фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты, лимфоциты. Состав лифы изменяется в зависимости, какую функцию ей приходится выполнять в определенный период.

Тканевая жидкость – это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и, наоборот, выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Состав тканевой жидкости меняется в зависимости от проницаемости кровеносных и лимфатических капилляров, от особенностей обмена веществ клеток и тканей.

Гомеостаз – постоянный состав внутренней среды.

Состав крови:

Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов. 
Плазма – жидкое межклеточное вещество. Форменные элементы – это клетки крови. 
Плазма составляет 50-60% объема крови, она на 90% состоит из воды, на 9% – из органических веществ (белки, жиры, глюкоза, мочевина), на 0,9 %  – из неорганических веществ.

К форменным элементам относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Приложение №2

Эритроциты – открыты Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска. Зрелые эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно имеется, но утрачивается в процессе развития. «Эритрос» – красный, «китос» – клетка. Поэтому получили такое название. Цвет зависит от особого вещества гемоглобина, в состав которого входит железо (Fe – оно и придает красный цвет) и белок.
В лёгких гемоглобин способен присоединять к себе кислород и становиться оксигемоглобином, кровь, обогащенная кислородом, имеет ярко-алый цвет и называется артериальной.
В тканях это соединение распадается – кислород используют клетки организма, а гемоглобин присоединяет к себе углекислый газ и возвращается в лёгкие, кровь обогащенная СО2 имеет более темный цвет и называется венозной.
Основное значение эритроцитов – транспорт газов, их двояковогнутая форма и отсутствие ядра способствует их большему захвату. В 1 куб.мм. 4-5 млн. эритроцитов. Живут приблизительно 4 месяца. За 1сек. гибнет до 3 млн. Образуются в красном костном мозге.
Лейкоциты или белые кровяные клетки «Лейкоз» – белый. Являются ядерными клетками, непостоянной формы, способны к активному передвижению.
Количество лейкоцитов в 1 куб.мм. крови может сильно варьировать 4-8 тысяч в зависимости от состояния организма, при попадании в организм инфекции их число редко возрастает. Продолжительность жизни от 1 дня до нескольких месяцев (лимфоциты более 20 лет). Образовался в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах. Основная функция защита от болезнетворных микробов путем – фагоцитоза; выработка антител – создавая иммунитет. Количество лейкоцитов в крови в тысячу раз меньше чем эритроцитов.

Известны различные виды: 

Лимфоциты – встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе, так как их созревание заканчивается в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) за грудиной в области сердца, форма вилки с двумя зубцами. Основная функция распознавание чужеродных веществ – антигенов (бактерии, вирусы) и выработка особых химических веществ – антител (создавая иммунитет) для уничтожения антигенов.

Фагоциты (клетки пожиратели) способные к движению при помощи ложноножек, как амеба, обнаружив «врага», они захватывают его, поглощают и переваривают. Это явление было открыто и подробно изучено русскими учеными И.И.Мечниковым в 1863 году и названо фагоцитозом.

Тромбоциты «Тромбо» – сгусток, комок. Кровяные пластинки (обломки большой клетки), безъядерные. Формируются в красном косном мозге, продолжительность жизни 8-12 дней в 1 куб.мм. 200-400 тысяч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Внутренняя среда орагинзма. Значение крови и её состав" 8 класс.

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав"   Программа И.Н. Пономаревой....

Презентация к уроку в 8 классе "Внутренняя среда. Значение крови и ее состав"

Презентация к уроку в 8 классе "Внутренняя среда. Значение крови и ее состав"...

Урок анатомии. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Задачи урока:1.Показать, что внутренняя среда организма, состоящая из крови, тканевойжидкости и лимфы, представляет собой единую систему2.Сформировать первоначальное понятие о составе крови...

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Разработка поурочного материала на тему "Внутренняя среда. Значение крови её состав".

Урок.   Внутренняя среда. Значение крови её состав.  Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризо­вать состав внутренней среды, показать ее роль в...

Урок биологии 8 класс. “Внутренняя среда. Значение крови и ее состав”.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать в ходе урока у учащихся новые понятия о внутренней среде, составе и функциях крови, продолжить развивать умения  у обучающихся вы...

Внутренняя среда. Значение крови и её состав

Технологическая карта откытого урока предназначена для учителй, работающих в 8 классе. Деятельностная  цельФормировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых ...