Урок биологии 8 класс. “Внутренняя среда. Значение крови и ее состав”.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать в ходе урока у учащихся новые понятия о внутренней среде, составе и функциях крови, продолжить развивать умения  у обучающихся высказываться по поставленным проблемам, анализировать, логически мыслить, делать самостоятельные выводы, умение слушать, работать в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_krov_ee_sostav_i_funktsii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “  Внутренняя среда. Значение крови и ее состав”.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, лабораторная работа).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы: наглядный, словесный,  проблемный, практический

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и элементов крови;

Развивающие:

  • формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, логически мыслить и оформлять результаты работы в устной и письменной форме;
  • продолжить формирование умения и навыков работы с лабораторным оборудованием.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения друг к другу;
  • воспитывать чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

Познавательные УУД: умение  добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы).

Регулятивные УУД:  умение организовать выполнение заданий учителя и умение  делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: высказывание своей точки зрения; умение задавать вопросы; сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор,  презентация к уроку;
  • лабораторное оборудование  (микропрепараты крови человека и лягушки)
  • видеоматериал

Структура и ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных     результатов

Планируемые результаты УУД

 1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, приветствовать вас на   уроке,  и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует учащихся,

проверяет готовность к занятию. Отмечает отсутствующих на уроке.

Ученики встали, приветствуют учителя, настроились на работу, проверили наличие письменных принадлежностей для урока.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

  2.  Проверка знаний   (проверка ранее изученного материала).       

«Прежде чем начать изучение нового материала, давайте вспомним то, что нам известно о внутренней среде организма человека.

Я предлагаю вам ответить на некоторые вопросы устно, а затем выполнить

«логически - поисковое задание ».

Задает вопросы, слушает ответы учащихся, корректирует их.

Объясняет, как выполнить следующее задание.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы сверстников.

Выполняют логически-поисковое  задание.

Учащиеся должны назвать, какое из биологических понятий в ряду лишнее, и  объяснить, почему они так считают.

А) Каков состав внутренней среды организма? В чем ее значение для организма?

Б) Какое строение имеют составные части внутренней среды организма?

В) Что такое гомеостаз?

Г) Что важнее для организма: постоянство внутренней среды организма или регулярные ее изменения?

Д) Почему вредно туго шнуровать ботинки, употреблять тугие резинки?

Е) Что происходит, когда вы из-за неловкой позы отсидите ногу?

Ж) Почему человек, потерявший много  крови, погибает?

Задание «Четвертый лишний»

  1. Кровь, плазма, тканевая жидкость, лимфа
  2. Хрящевая, костная, кровь, жировая
  3. Цитоплазма, тканевая жидкость, лимфа, кровь
  4. Тканевая жидкость, лимфа, кровь, желчь

Познавательные: умение структурировать свои знания; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение полно и четко выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.

Логические:

умение классифицировать, отнесение предмета к группе на основе заданного признака.

  1. Актуализация

     знаний, обобщение темы и целей урока.

 Третьим составляющим внутренней среды является кровь. “Кровь – совсем особый сок”, - слова Мефистофеля из поэмы Гете “Фауст” являются эпиграфом к нашему уроку.

Тема урока……..

Наша задача  выяснить, что же такое кровь – жидкость или нет, каков ее состав и почему она так важна для человека?

До сих пор находятся люди, которые считаю, что кровь – это однородная красная жидкость, наподобие молока. Верно ли это? Часто можно услышать выражения “холодная кровь”, “голубая кровь”, “каменное сердце’, “горячее сердце”. На самом деле это не так. Люди издавна подметили, что работа сердца, кровеносной системы тесно взаимосвязаны. Для человека важно все, что связано с кровью. Если из тела человека вытечет вся кровь или остановится сердце, то человек погибнет. Возникают вопросы:

  • Почему же кровь столь важна для организма?
  • Каковы ее функции?

Вступительное слово учителя, введение в тему,

сообщение  темы урока.

Учащиеся слушают учителя, записывают тему урока, отвечают на вопросы учителя, вспоминают то, что изучали ранее.

Личностные:

умение слушать учителя, уважительно относиться к присутствующим в классе.

Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели и задачи.

4. Изучение нового материала

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент и постараемся  ответить на эти и другие вопросы.

(Просмотр видеофрагмента).

Вопросы к классу:

  • Каков состав крови? Состав плазмы?
  • Где образуются клетки крови?
  • Почему кровь это не просто жидкость, а ткань?

(Схему заполнятся постепенно с последующем объяснением).

Кровь

 Плазма            Форменные элементы     (60%)                        (40 %)

вода                             эритроциты          

органические              лейкоциты

в-ва                             тромбоциты

минеральные

соли              

Каждый знает, что вкус крови слегка солоноватый. Состав крови близок по содержанию солей к морской воде.   Большое количество выпитой воды или съеденной соленой пищи может изменить солевой состав плазмы, но на короткое время.

Жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови.

Задает вопросы по просмотренному материалу, составляет схему на доске.

Учащиеся смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы, составляют схему «Состав крови» в тетрадях.

Составить схему

«Состав крови».

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

    Постановка  проблемы

  • Какой же солевой состав крови считается нормальным?

Ответить на этот вопрос позволил простой опыт, который был проделан учеными – гематологами.

демонстрацией опыта (анимация).

Раствор соли 0, 9 % концентрации  называется физиологическим раствором.

    Из данного опыта следует, что солевой состав плазмы должен быть постоянным. Он может изменяться, но на короткое время. Это зависит от выпитой воды и съеденной соленой пищи.    Изменение солевого состава плазмы на длительное время приводит к гибели клеток крови.

   Повышение или понижение содержания солей натрия в  плазме опасно для здоровья человека.

Пример: Находящийся в море и лишенный пресной воды человек погибнет оттого, что в его крови увеличивается  содержание солей. Вода из клеток и тканей устремляется в кровь, и организм обезвоживается.

Потеря с потом большого количества солей, а с ним и воды также приводит к нарушению деятельности организма.

Корректирует ответы учащихся.

Приводит примеры, связанные с нарушением солевого состава крови.

Смотрят демонстрацию опыта, пытаются сформулировать вывод.

Наблюдая за опытом  можно заметить, что эритроциты ведут себя по-разному в разных растворах.

в 1-й  пробирке  – эритроциты съежатся за счет оттягивания воды;

во 2-й пробирке - без изменений;

в 3-й пробирке  - эритроциты лопнут, цвет станет интенсивнее.

Вывод: Нормальная концентрация хлорида натрия в плазме составляет примерно  -  0, 9 % .

Прокомментировать результаты опыта, сформулировать ответ на проблемный вопрос.

Личностные:

развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Познавательные:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Изучение нового материала

Просмотр видеофрагмента.

«Характеристика клеток крови».

Составление биологического словаря (работа с новыми биологическими понятиями)

Гемоглобин, анемия, фибриноген, фибрин, гемофилия.

Задает вопросы по просмотренному видеоматериалу.

Демонстрация презентации.

Дает определение новым биологическим понятиям.

Смотрят видеофрагмент, работают с текстом учебника, со слайдами презентации, составляют схему в тетрадях. Записывают определения новых биологических понятий в тетрадь.

Используя материал видеофрагмента и текст учебника, составьте таблицу

«Характеристика клеток крови».

Познавательные: умение заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст, просмотренный видеоматериал.

Коммуникативные: умения работать с текстом; отвечать на вопросы.

5. Лабораторная работа

«Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Учитель демонстрирует микропрепарат с помощью цифрового микроскопа.

Учащиеся рассматривают под микроскопом микропрепараты крови человека и лягушки и делают выводы по лаб. работе.

1. Сравнить строение эритроцитов человека и лягушки, определить:

2. Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

3. Чья кровь переносить больше кислорода –кровь человека или кровь лягушки? Почему?

Познавательные: закрепление элементарных навыков работы с приборами.

Логические:

опознание конкретных объектов.

Регулятивные:

умение  делать выводы по результатам работы

.

Коммуникативные: умение сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.

6. Закрепление изученного материала

В качестве закрепления пройденного материала проводим «Цифровой диктант»

Вашему вниманию будет предложен ряд утверждений верных и заведомо ошибочных (верные ответы вы  отмечаете цифрой «1», неверные «0»).  Проверку задания проводим  в мини группах (парах).

Объясняет, как выполнить задание. Зачитывает утверждения, которые одновременно высвечиваются на слайде.

Зачитывает правильные ответы:

Ответы:  

110, 011, 110

Выполняют задание, проводят взаимопроверку, исправляют ошибки.

  • Концентрация раствора соли в физиологическом растворе составляет 0,9 %  

 - эритроциты переносят кислород по организму                                                    

   - лейкоциты участвуют  в свертывании крови                                                        

 - белок, содержащийся в эритроцитах, называется фибриноген                          

 - в свертывании крови участвуют тромбоциты и соли кальция                            

 - защищают организм от болезнетворных микроорганизмов – лейкоциты        

 - плазма крови на 90 % состоит из воды                                                                  

 - малокровие – это заболевание, при котором в крови человека содержание гемоглобина уменьшается.    

 - у взрослого человека  3 л. крови, а у ребенка 5 л.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Коммуникативные:

умение понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

7. Рефлексия деятельности.

Какие новые термины вы узнали?

На каком этапе урока возникли трудности?

Какие есть вопросы по пройденной теме?

Анализ успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Анализируют полученную на уроке информацию.

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности.

8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Учебник стр. 118-119 . Составить кроссворд по теме «Кровь».

Выставление оценок за урок.

Дает краткие рекомендации о выполнении домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Творческое задание «Составить кроссворд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе "Внутренняя среда. Значение крови и ее состав"

Презентация к уроку в 8 классе "Внутренняя среда. Значение крови и ее состав"...

Презентация для учащихся 8 класса "Внутренняя среда организма. Кровь, её состав и значение"

Данная презентация раскрывает понятие "внутренняя среда", компоненты внутренней среды. А так же раскрывает значение, состав крови....

Урок анатомии. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Задачи урока:1.Показать, что внутренняя среда организма, состоящая из крови, тканевойжидкости и лимфы, представляет собой единую систему2.Сформировать первоначальное понятие о составе крови...

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Разработка поурочного материала на тему "Внутренняя среда. Значение крови её состав".

Урок.   Внутренняя среда. Значение крови её состав.  Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризо­вать состав внутренней среды, показать ее роль в...

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав» (методическая разработка урока биологии в 8 классе)

Урок биологии  проведен в 8 классе в котором обучается 21 человек. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная.  Уровень  учебной мотивации средний, часть учащихся имеют не в...

Внутренняя среда. Значение крови и её состав

Технологическая карта откытого урока предназначена для учителй, работающих в 8 классе. Деятельностная  цельФормировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых ...