Микроэволюция, вид
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Алла Петровна Кущенко

Конспект урока для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mikroevolyutsiya_vid_ego_kriterii_i_struktura.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор учитель биологии Кущенко Алла Петровна

9 класс

биология

Глава: Микроэволюция

ТЕМА УРОКА: ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ И СТРУКТУРА

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

обучающие: сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»; изучить критерии вида и их содержание;

развивающие: продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся; способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать толерантность учащихся; воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, видеофрагмент «Географический критерий вида», интерактивные схемы.

Ключевые слова: видообразование, микроэволюция, аллопатрическое видообразование, симпатрическое видообразование, вид, критерии вида – морфологический, географический, физико-биохимический, экологический, репродуктивный

ПЛАН УРОКА

  1. Этап организации учащихся: приветствие, проверка готовности к уроку.
  2. Этап подготовки к восприятию нового материала: актуализация знаний, мотивация.
  3. Изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление знаний.
  5. Рефлексия и обсуждение домашнего задания.

ХОД УРОКА

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Тестовое задание – верное - неверное утверждение

  1. Одним из результатов эволюции является многообразие видов
  2. К. Линней предложил бинарное название вида
  3. Первую целостную теорию эволюции создал Ж.Б. Ламарк
  4. Движущие силы эволюции, по Ч. Дарвину: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
  5. Ч. Дарвин выделил 3 формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую, с неблагоприятными условиями среды
  6. Движущий естественный отбор приводит к устойчивой однородной популяции
  7. Материалом для естественного отбора служит наследственная изменчивость (комбинативная и мутационная)
  8. Примером движущего отбора служит возникновение устойчивости животных к ядохимикатам
  9. К морфологической адаптации относятся обтекаемая форма тела, маскировка, покровительственная окраска, спячка, отпугивающее поведение, мимикрия
  10. Физиологическая адаптация – это приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания

1110101101

СОВМЕСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д.  Как они возникли? Конечно, эволюция, это неразрывный процесс, но его условно делят на микро- и макроэволюцию. Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую главу «Микроэволюция», узнаем, что такое микроэволюция, видообразование, изучим критерии и структуру вида.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Микроэволюция – это процесс видообразования, т.е. появления новых видов организмов. Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр (слайд), американский ученый эволюционист. Макроэволюция – это процесс образования надвидовых таксонов.

Существует 2 способа образования видов:

  1. Аллопатрическое видообразование - новые виды возникают из популяций, занимающие разные ареалы
  2. Симпатрическое видообразование - новый вид зарождается в одной популяции материнского вида при возникновении биологической изоляции

Учитель демонстрирует картину «Бурый медведь» и задает вопросы:

- Название этого вида животного — Медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое — к видовому?

- Назовите другой вид животного из этого же рода. (Это Медведь белый).

Учитель вывешивает картину, иллюстрирующую белого медведя, рядом с картиной «Медведь бурый».

- Сравните два вида одного рода. Покажите черты сходства и отличия.

Молодцы, ребята!

Ребята, давайте вспомним, какое определение виду давал К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин? Рассмотрим историю развития взглядов на вид в биологии.

История введения термина «Вид»

Дж. Рей
1686 г.

Наиболее мелкие совокупности организмов, тождественных морфологически, тождественно размножающихся и дающих потомство, сохраняющее эти свойства.

Карл Линней
1735 г.

Множество родственных и сходных по строению организмов, при размножении непрерывно воспроизводящих себе подобных.

Рассматривал виды как объективно существующие группы живых организмов, достаточно легко отличимые друг от друга.

Считал их неизменными, раз и навсегда созданными богом.

Ж.Б. Ламарк
1802 г.

Виды постоянно изменяются, эволюционируют, поэтому реально в природе не существуют.

Чарльз Дарвин

Виды реально существуют, но изменяются, т.е. относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.

Эрнст Майр
1942 г.

Биологическая концепция вида: виды определяются не различием, а обособленностью, состоят из популяций, главным свойством вида является репродуктивная изоляция.

Что же такое вид? Что мы понимаем под этим понятием?

(ученики высказывают мнения)

Вид – реально существующая генетически неделимая единица живого мира.

Вид – совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, занимающих определенное место обитания – ареал. Вид состоит из популяций. Общность генов, унаследованных от предков и характеризующих данный вид, поддерживается между популяциями с помощью особей. Изменения в популяциях приводят к изменению вида.

В начале 60–х гг. XX в. американский ученый–эволюционист Э.Майр предложил "биологическую концепцию" вида, выдвинув такие идеи: виды характеризуются не различием, а обособленностью; виды состоят не из особей, а из популяций; главной особенностью вида является его репродуктивная изолированность от других.

Для характеристики вида используют  критерии (признаки): морфологический, физиологический, биохимический, экологический, географический и генетический.

Ребята, давайте рассмотрим пример: 

Предложены три растения рода традесканция: традесканция приречная, традесканция пурпурная, традесканция зебрина. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида.

         Морфологический критерий позволяет различать разные виды по внешним и внутренним признакам.

Морфологический критерий самый заметный и удобный, он и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого, большую синицу от хохлатой и длиннохвостой, клевер луговой от люпиновидного. Несмотря на удобства, этот критерий не всегда «работает». Им не воспользуешься для разграничения видов-двойников, практически не отличающихся морфологически. Таких видов много среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб. Даже у птиц 5% видов – двойников, а в одном ряду североамериканских сверчков их 17. Использование одного морфологического критерия может привести к ошибочным выводам. Сейчас, когда установлению, что у вида может быть много форм, типологическая концепция вида отброшена и морфологический критерий не всегда удовлетворяет ученых. Все же следует признать, что этот критерий очень удобен для систематизации видов и большинстве определителей животных и растений он играет главную роль.

Географический критерий свидетельствует, что каждый вид обладает своим ареалом.

Ареал — область распространения данного вида или популяции в природе.

Популяция (от лат. «рорuius» — народ, население) — совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию — ареал.

Генофонд — совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.

(фильм)

Физиолого-биохимический фиксирует неодинаковость химических свойств разных видов.

Экологический критерий позволяет различать виды по комплексу абиотических и биотических условий, в которых они сформировались, приспособившись к жизни.

Генетический критерий обусловливает репродуктивную (генетическую) изоляцию вида от других, даже близкородственных. Все виды имеют особые механизмы, защищающие их генофонд от притока чужеродных генов. Это достигается главным образом особенностями генотипа у особей каждого вида – количеством и строением его хромосом. Генетический критерий является наиболее значимым, так как именно он контролирует репродуктивную изоляцию вида, т.е. существование механизмов, препятствующих скрещиванию разных видов. Это достигается разными путями:

  • сроки размножения у близких видов могут не совпадать – один вид лягушек мечет икру по берегам рек, другая – в лужах;
  • не совпадают места размножения;
  • негомологичные хромосомы не конъюгируют;
  • не совпадают места обитания.

Изредка в природе встречается межвидовое скрещивание. Однако возникшие таким путем гибриды оказываются или нежизнеспособными и вскоре гибнут, или бесплодными.

Каждый вид представляет собой генетически замкнутую систему, репродуктивно изолированную от других видов.

Реально вид существует в форме популяций. И хотя вид является единой генетической системой, его генофонд представлен генофондами популяций. Накопившись со временем в большом количестве, новые вариации генов в генофонде какой-либо популяции могут привести к ее изоляции от других популяций этого вида. Таким путем возникают новые виды. Вот почему популяцию как наименьшее подразделение вида, изменяющееся во времени, считают элементарной единицей эволюции.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Учитель читает отрывок.

1. Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.

2. Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.

Вопросы к классу.

1. О каких критериях идет речь в прочитанном отрывке?

2. О разных или об одном виде идет речь в отрывке?

3. Сделайте вывод по прочитанному отрывку.

Какие критерии вида использованы при описании животных?

1). Лебедь-шипун часто изгибает шею в виде буквы S, а клюв и голову держит наклонно к воде. При раздражении издает характерный шипящий звук, по которому и получил свое название. Распространен лебедь-шипун на изолированных участках в средней и южной полосе Европы и Азии от южной Швеции, Дании и Польши на западе до Монголии, Приморского края и Китая на Востоке. Всюду на этой территории редок, часто пара от пары гнездится на громадном расстоянии, а во многих районах вовсе отсутствует. Населяет заросшие водной растительностью лиманы, озера, иногда даже болота, предпочитая глухие, мало посещаемые человеком.

Малый, или тундровый лебедь распространен по тундре Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на Востоке, заходя в область лесотундры и западные острова Северного Ледовитого. Для гнездования выбирает заболоченные и низкие травянистые участки разбросанными по ним озерами, а также речные долины, изобилующие старицами и протоками.

Брачные игры своеобразны и проходят на суше. При этом самец ходит перед самкой, вытягивает шею, временами приподнимает крылья, издавая ими особый хлопающий звук и звонко кричит.

2). Городская ласточка. Верх головы, спина, крылья и хвост сине-черные, надхвостье и весь низ тела белые. Хвост с резкой треугольной вырезкой на конце. Обитатель горных и культурного ландшафтов. Гнездится на стенах скал и зданий. Перелетная птица. Держится стаями  в воздухе или сидя на проводах, чаще других ласточек садится на землю. Гнездится колониями. Гнездо лепит из комочков глины в форме полушара с боковым входом. Кладка из 4-6 белых яиц в мае – июне. Голос – звонкое «тиррч-тиррч»

Береговая ласточка. Верх головы, шеи, спина, крылья, хвост и полоса поперёк груди серовато—бурые, горло, грудь и брюшко белые. Хвост с неглубокой вырезкой.

РЕФЛЕКСИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Выставить оценки за работу.

Ребята, что Вам понравилось на уроке? Вы молодцы, хорошо поработали.

Теперь запишем д/з. Открыли дневники:

глава 5, параграф 10, ответить на вопросы, 5 вопрос письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Генетика и микроэволюция"-10класс

Элективный курс "Генетика и микроэволюция "предназначен для учащихся 10 класса, основная идея курса : это углубленное иучение основ генетики, а так же развитие концепции гена как фундам...

Тест по теме:"Микроэволюция"

Контроль знаний по теме:"Микроэволюция"...

Микроэволюция

презентация сопровождение урока общей биологии 10 класса по программе Пономаревой И.Н....

Видообразование - результат микроэволюции.

Географическое видообразование: изоляция, разрыв ареала, дивергенция, расширение ареала. Примеры: ландыш, заяц, рожь и пшеница, остров Мадагаскар, Дарвиновские вьюрки. Экологическое видиообразование: ...

Микроэволюция. Факторы эволюции

презентация по общей биологии для учащихся 10 класса...

тест по теме Микроэволюция

для контроля знаний по изученной теме...