Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Карпова Марина Николаевна

Программа внеурочной деятельности краеведческого направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovateli_rodnoy_prirody.docx52.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Программа внеурочной деятельности

 «Исследователи родной природы»

для 5 класса

Автор-составитель

Карпова Марина Николаевна

учитель биологии

п.Октябрьский

2012-13

Пояснительная записка

Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:

 1.Приказ  Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС  НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

2. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795  // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.

      Программа составлена  с учетом рекомендаций и на основе программ:

1. И.В.Зубарева. Программа кружка «Исследователь»  

2. Ю.С. Суркова, В.Н. Воротникова, Л.А. Андриянова. Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край»,

включенных в сборник:

- Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В двух частях. Часть2/ составители А.П. Мишина, Н.Г.Шевцова; под общ.ред. Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО,2011.-76 с.

Сборник предназначен для оказания методической помощи в организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС второго поколения. Представленные в сборнике программы прошли экспертизу в областном экспертном совете.

Разработка программы исследовательско-краеведческого направления продиктована  участием школы в РИП по теме: «Краеведение как технология становления и развития  сельской общественно-активной школы»

Для человека понятие Родины чаще всего связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса «Исследователи родной природы» направлена на углубление знаний о  природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия  учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие.

Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.

Основной особенностью программыявляется то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомленияи отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение  работ развивающих творческие способности.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланировано  много занятий в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.

В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия,  полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну.

 Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе,  формирования экологической культуры, навыков  исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.

Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение  природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.

Задачи программы:

  1. Образовательные 

- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края: знакомство с флорой и фауной, культурными растениями родного края;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.

2.Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, любви к природе родного края;

- воспитание  у учащихся   понимания личной ответственности за природные объекты;

- воспитание инициативы, ответственности;

- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;

3. Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше о природе родного края, повышение интереса  к краеведению.

- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы  исследования;  делать выводы и предложения;  претворять предложения в жизнь.

- формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

Условия реализации программы

  1. Классные помещения
  2. Наличие технических средств
  3. Прикладной материал
  4. Методическая литература

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические: беседы,  лекции,  доклады,  викторины, самостоятельная работа.

  2) практические: экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, музее,  работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.

Объём учебного времени 34 часа. (1 час в неделю)

Сроки реализации:    1 год

Возраст детей:       11 – 12 лет

Набор детей:        свободный

Состав группы:    постоянный

Занятия:               групповые

Межпредметные связи:

  • с уроками с географии: работа с картами;
  • с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, из текстов изучаемых произведений;        
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        
  • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
  • с уроками математики: статистическая обработка данных исследований;
  • с уроками истории: знание основных исторических событий в стране и мире;
  • с уроками технологии: применение трудовых и технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.        

Предполагаемые результаты реализации программы

и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформировать действия

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать свою деятельность;
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные   и   метапредметныерезультаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • листовка;
  • аншлаг;
  • альбом;
  • газета;
  • плакат;
  • серия иллюстраций;
  • мультимедиа презентация;
  • справочник;
  • стенгазета;
  • сценарий праздника;
  • фотоальбом;

Учебно-тематический план курса

№ п\п

Сроки

Тема. Содержание.

Кол-во

часов

Тема 1.«Введение»

3 ч.

1/09

Введение «Исследовать, чтобы знать!». Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование.

1

2/09

Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем.

1

3/09

Моя Родина на карте России. Географические и природные особенности Радищевского района.

1

Тема 2.«Методы исследований и обработки данных»

27ч.

4/09

Методы полевых исследований. Экскурсия «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»

1

1/10

Обработка материалов экскурсии, оформление отчетов.

1

2/10

Экскурсия «Цветочно-декоративные растения улицы Школьная».

1

3/10

Обработка материалов экскурсии, оформление отчетов.        

1

4/10

Осенние учеты птиц. Участие в международной акции.

1

2/11

Методы камеральных исследований: обзор источников информации, интервью, опрос, опыт, и др.

1

3/11

Изучение структуры исследовательских проектов в ходе  знакомство с ученическими проектами прошлых лет.

1

4/11

Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программа  текстовый редактор  Word. Программа  PowerPoint.  

1

1/12

Отработка навыков работы в текстовом редактореWord.

1

2/12

Компьютер – источник информации. Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами.

1

3/12

Работа с сайтом «Птицы Среднего Поволжья». Птицы Красной Книги Ульяновской области в Радищевском районе.

1

4/12

Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой.

1

2/01

Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках.

1

3/01

Работа над проектом «Птицы, зимующие в поселке»

1

4/01

Экскурсия «Следы на снегу»

1

1/02

Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации. Работа по индивидуальным заданиям: «Насекомые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.) Красной Книги Ульяновской области в Радищевском районе»

1

2/02

Знакомство с программой PowerPoint в ходе работы над индивидуальным проектам.

1

3/02

Музей  - источник краеведческой информации. Экскурсия «Отпечатки и окаменелости – свидетели «морского» прошлого нашего края».

1

4/02

 Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам.

1

1/03

Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам. Практическая работа.

1

2/03

Как человек изменяет природу.

1

3/03

ООПТ Радищевского района

1

4/03

Солнечный орел - природный символ Ульяновской области.

1

1/04

Природные символы моей малой родины.(конкурс рисунков)

1

2/04

Составление картотеки охраняемых растений.

1

3/04

Выпуск листовок «Сохраним первоцветы»

1

4/04

Первоцветы на территории поселка.(экскурсия)

1

Тема 3. «Подведем итоги»

4 ч.

1/05

Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок,..

1

2/05

Защита исследовательских проектов.

1

3/05

Итоговая краеведческая игра Фотокросс

1

4/05

Подведение итогов года. Летние задания.

1

Содержание тематического планирования

Тема 1.«Введение» 3 ч.

Введение «Исследовать, чтобы знать!». Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование.Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. Моя Родина на карте России. Географические и природные особенности Радищевского района: рельеф, климат, гидрология.

Тема 2.«Методы исследований и обработки данных»

Методы полевых исследований: маршрутный метод, правила ведения полевых дневников.

Правила обработки материалов экскурсий, оформления отчетов. Методы камеральных исследований: обзор источников информации, интервью, опрос, опыт, и др. Структура исследовательского проекта: введение, обзор источников информации, методы исследований, результаты исследования, выводы. Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программа  текстовый редактор  Word. Программа  PowerPoint.  Компьютер – источник информации. Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами.

Правила кормления птиц зимой.Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках.Работа над проектом «Птицы, зимующие в поселке»

Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации. Знакомство с охраняемыми животными в ходе работынад индивидуальными проектами.

Знакомство с программой PowerPoint. Отработка навыков работы с программой. Мультимедиа презентация, как способ  презентации исследовательского проекта.

Музей  - источник краеведческой информации. Работа с архивными материалами, знакомство с экспонатами отдела «Лазоревый край».

Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам.

Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам.

Как человек изменяет природу.ООПТ Радищевского района.

Солнечный орел - природный символ Ульяновской области.

Природные символы моей малой родины.(конкурс рисунков)

Выпуск листовок «Сохраним первоцветы»

Экскурсии:

«Цветочно-декоративные растения улицы Школьная».

 «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»

«Осенние учеты птиц. Участие в международной акции».

«Следы на снегу»

«Отпечатки и окаменелости – свидетели «морского» прошлого нашего края».

Практические работы:

Работа с сайтом «Птицы Среднего Поволжья». Птицы Красной Книги Ульяновской области в Радищевском районе.

Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам

Изготовление кормушек из бросового материала.

Составление картотеки охраняемых растений.

Творческие работы:

«Первоцветы на территории поселка»

Тема 3. «Подведем итоги» 4 ч

Презентация полученных знаний умений и навыков. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок.Защита исследовательских проектов.Итоговая краеведческая игра - фотокросс. Рефлексия. Подведение итогов года. Летние задания.

  • Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг»

                                                М. Ломоносов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрахина И.  Б.,  Осипова В. Б., Царёв Г. Н. Позвоночные животные Ульяновской области.– Ульяновск:  Симбирская книга, 1993. –  С. 167.
  2. Достопремечательности Ульяновской области http://ulobl.ucoz.ru/index/0-21
  3. Официальный сайт Радищевского района www.radishevo.region73.ru/index.php?..
  4. Праздник дикого пиона. Журнал «Маномах»№2(37)и2004г
  5. Праздник Дикого Пиона. Сайт Октябрьской средней школы. http://ossh.ru/index.php?newsid=165
  6. Радищевское чудо – дикий пион. http://www.ul.aif.ru/culture/article/12456
  7. Долина солнечных орлов. Фонд «Русский мир»

http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/magazines/archive/2009/06/article016.html

  1. Бородин О.В., Корольков М.А., Смирнова С.Л. Долина солнечных орлов // Природа Симбирского Поволжья. Сб. науч. тр. – Вып.1. – Ульяновск: УлГТУ, 2000. – С.142 – 144
  2. Окроверцхова И.А. Путешествие Палласа по России. – Саратов, 1992. – 62 c
  3. Долина солнечных орлов. Бородин О.В. Берегиняhttp://www.greensalvation.org/old/Russian/Cooperation/Bereginya/08_05/6-2.htm
  4. Барабашин Т.О. Хищные птицы среднего Поволжья:современное распространение, динамика численности и факторы воздействия на популяции. Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. – Вып. 5. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004.
  5. Бородин О. В., Корольков М. А., Смирнова С. Л. Долина солнечных орлов // Природа Симбирского Поволжья: Сб. научных трудов.– Вып.1.– Ульяновск: УлГТУ, 2000.– С. 142-144.
  6. Бородин О. В., Барабашин Т. О. Мониторинг гнездовой группировки орлов-могильников на юге Ульяновской области // Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. – Вып. 5. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004. –  С. 119-124.
  7. Бородин  О.  В.  Конспект  фауны птиц Ульяновской области:  Справочник.  – Ульяновск:  Филиал МГУ, 1994. – 96 с. (Серия "Природа Ульяновской области". – Вып. 1).
  8. Благовещенский В.В., Раков Н.С., Шустов В.С. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области. Саратов. Приволжское книжное издательство. 1989.
  9. Золотухин В.В. Материалы по фауне чешуекрылых Ульяновской области. Сообщение 2. BombycesetSphinges //Сер. Природа Ульяновской области. Ульяновск, 1995 Вып. 5. С. 58-75.
  10. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. – Ульяновск: “Дом печати”, 1997. – 182 с.
  11. Природные условия Ульяновской области. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1978. 328
  12. Радищево. http://simturinfo.ru/pages/gorodaiseluo/radischevoist.htm
  13. Радищевский район

http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1622

  1. Редкие виды позвоночных животных Ульяновской области, занесённые в Красную книгу РФ. Материалы исследований 2009 года / Сост. М.В. Корепов. – Ульяновск: УлГПУ им И.Н. Ульянова, НИЦ «Поволжье», 2009. – 48 с.: ил.
  2. Ульяновская область .Животный мир http://ulyanovsk.boom.ru/gm.html.
  3. Качалина М.А. Радищево (к 250летию 1748-1998 г.г.). Ульяновск. Дом печати. 1998.
  4. Материалы Радищевского отдела ВООП.
  5. “Маномах” журнал для семейного чтения № 3 1996 г Печатный двор Ульяновск.
  6. ООПТ Ульяновской области / Под ред. В.В. Благовещенского.Ульяновск: “Дом печати”, 1997.
  7. Флора и растительность Среднего Поволжья. Межвузовский сборник / Под. Ред. В.В. Благовещенского. УПИ им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск, 1979.
  8. Качалина М.А.СЛОВАРЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА

http://narod.yandex.ru/cgibin/yandmarkup?cluster=11&prog=0x2757571A


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс

Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» для 5 класса

       Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы з...

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край "для 5 класса по направлению

программа содержит тематическое планирование ,,календарно тнматическое ,,пояснительную записку ,материально -техническое и учебно -методическое обеспечение ........

Программа внеурочной деятельности "Мой родной край "для 5 класса по направлению

программа содержит тематическое планирование ,,календарно тнматическое ,,пояснительную записку ,материально -техническое и учебно -методическое обеспечение ........

Программа внеурочной деятельности «Азбука живой природы» для 6 класса

Презентация отражает содержание программы, формы работы, способы организации групповой работы....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 8 классе "По родным просторам".

Рабочая программа внеурочной деятельности "По родным просторам" составлена в соответствиии с ФГОС второго поколения. Занятия по данной программе помогут закрепить и расширить знания школьник...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

Программа для учителей истории по внеурочной деятельности. История родного города Ельня....