Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности краеведческого направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovateli_rodnoy_prirody.docx | 52.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Программа внеурочной деятельности
«Исследователи родной природы»
для 5 класса
Автор-составитель
Карпова Марина Николаевна
учитель биологии
п.Октябрьский
2012-13
Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».
2. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.
Программа составлена с учетом рекомендаций и на основе программ:
1. И.В.Зубарева. Программа кружка «Исследователь»
2. Ю.С. Суркова, В.Н. Воротникова, Л.А. Андриянова. Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край»,
включенных в сборник:
- Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В двух частях. Часть2/ составители А.П. Мишина, Н.Г.Шевцова; под общ.ред. Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО,2011.-76 с.
Сборник предназначен для оказания методической помощи в организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС второго поколения. Представленные в сборнике программы прошли экспертизу в областном экспертном совете.
Разработка программы исследовательско-краеведческого направления продиктована участием школы в РИП по теме: «Краеведение как технология становления и развития сельской общественно-активной школы»
Для человека понятие Родины чаще всего связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса «Исследователи родной природы» направлена на углубление знаний о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие.
Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.
Основной особенностью программыявляется то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомленияи отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ развивающих творческие способности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланировано много занятий в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.
В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия, полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну.
Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.
Задачи программы:
- Образовательные
- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края: знакомство с флорой и фауной, культурными растениями родного края;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.
2.Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, любви к природе родного края;
- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за природные объекты;
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
3. Развивающие:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше о природе родного края, повышение интереса к краеведению.
- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.
- формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
Условия реализации программы
- Классные помещения
- Наличие технических средств
- Прикладной материал
- Методическая литература
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические: беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа.
2) практические: экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.
Объём учебного времени 34 часа. (1 час в неделю)
Сроки реализации: 1 год
Возраст детей: 11 – 12 лет
Набор детей: свободный
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые
Межпредметные связи:
- с уроками с географии: работа с картами;
- с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
- с уроками математики: статистическая обработка данных исследований;
- с уроками истории: знание основных исторических событий в стране и мире;
- с уроками технологии: применение трудовых и технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.
Предполагаемые результаты реализации программы
и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформировать действия |
|
|
Личностные и метапредметныерезультаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- листовка;
- аншлаг;
- альбом;
- газета;
- плакат;
- серия иллюстраций;
- мультимедиа презентация;
- справочник;
- стенгазета;
- сценарий праздника;
- фотоальбом;
Учебно-тематический план курса
№ п\п | Сроки | Тема. Содержание. | Кол-во часов |
Тема 1.«Введение» | 3 ч. | ||
1/09 | Введение «Исследовать, чтобы знать!». Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. | 1 | |
2/09 | Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. | 1 | |
3/09 | Моя Родина на карте России. Географические и природные особенности Радищевского района. | 1 | |
Тема 2.«Методы исследований и обработки данных» | 27ч. | ||
4/09 | Методы полевых исследований. Экскурсия «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы» | 1 | |
1/10 | Обработка материалов экскурсии, оформление отчетов. | 1 | |
2/10 | Экскурсия «Цветочно-декоративные растения улицы Школьная». | 1 | |
3/10 | Обработка материалов экскурсии, оформление отчетов. | 1 | |
4/10 | Осенние учеты птиц. Участие в международной акции. | 1 | |
2/11 | Методы камеральных исследований: обзор источников информации, интервью, опрос, опыт, и др. | 1 | |
3/11 | Изучение структуры исследовательских проектов в ходе знакомство с ученическими проектами прошлых лет. | 1 | |
4/11 | Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. | 1 | |
1/12 | Отработка навыков работы в текстовом редактореWord. | 1 | |
2/12 | Компьютер – источник информации. Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами. | 1 | |
3/12 | Работа с сайтом «Птицы Среднего Поволжья». Птицы Красной Книги Ульяновской области в Радищевском районе. | 1 | |
4/12 | Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой. | 1 | |
2/01 | Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках. | 1 | |
3/01 | Работа над проектом «Птицы, зимующие в поселке» | 1 | |
4/01 | Экскурсия «Следы на снегу» | 1 | |
1/02 | Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации. Работа по индивидуальным заданиям: «Насекомые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.) Красной Книги Ульяновской области в Радищевском районе» | 1 | |
2/02 | Знакомство с программой PowerPoint в ходе работы над индивидуальным проектам. | 1 | |
3/02 | Музей - источник краеведческой информации. Экскурсия «Отпечатки и окаменелости – свидетели «морского» прошлого нашего края». | 1 | |
4/02 | Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам. | 1 | |
1/03 | Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам. Практическая работа. | 1 | |
2/03 | Как человек изменяет природу. | 1 | |
3/03 | ООПТ Радищевского района | 1 | |
4/03 | Солнечный орел - природный символ Ульяновской области. | 1 | |
1/04 | Природные символы моей малой родины.(конкурс рисунков) | 1 | |
2/04 | Составление картотеки охраняемых растений. | 1 | |
3/04 | Выпуск листовок «Сохраним первоцветы» | 1 | |
4/04 | Первоцветы на территории поселка.(экскурсия) | 1 | |
Тема 3. «Подведем итоги» | 4 ч. | ||
1/05 | Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок,.. | 1 | |
2/05 | Защита исследовательских проектов. | 1 | |
3/05 | Итоговая краеведческая игра Фотокросс | 1 | |
4/05 | Подведение итогов года. Летние задания. | 1 |
Содержание тематического планирования
Тема 1.«Введение» 3 ч.
Введение «Исследовать, чтобы знать!». Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование.Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. Моя Родина на карте России. Географические и природные особенности Радищевского района: рельеф, климат, гидрология.
Тема 2.«Методы исследований и обработки данных»
Методы полевых исследований: маршрутный метод, правила ведения полевых дневников.
Правила обработки материалов экскурсий, оформления отчетов. Методы камеральных исследований: обзор источников информации, интервью, опрос, опыт, и др. Структура исследовательского проекта: введение, обзор источников информации, методы исследований, результаты исследования, выводы. Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Компьютер – источник информации. Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами.
Правила кормления птиц зимой.Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках.Работа над проектом «Птицы, зимующие в поселке»
Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации. Знакомство с охраняемыми животными в ходе работынад индивидуальными проектами.
Знакомство с программой PowerPoint. Отработка навыков работы с программой. Мультимедиа презентация, как способ презентации исследовательского проекта.
Музей - источник краеведческой информации. Работа с архивными материалами, знакомство с экспонатами отдела «Лазоревый край».
Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам.
Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам.
Как человек изменяет природу.ООПТ Радищевского района.
Солнечный орел - природный символ Ульяновской области.
Природные символы моей малой родины.(конкурс рисунков)
Выпуск листовок «Сохраним первоцветы»
Экскурсии:
«Цветочно-декоративные растения улицы Школьная».
«Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»
«Осенние учеты птиц. Участие в международной акции».
«Следы на снегу»
«Отпечатки и окаменелости – свидетели «морского» прошлого нашего края».
Практические работы:
Работа с сайтом «Птицы Среднего Поволжья». Птицы Красной Книги Ульяновской области в Радищевском районе.
Определение деревьев и кустарников парка и скверов по зимующим побегам
Изготовление кормушек из бросового материала.
Составление картотеки охраняемых растений.
Творческие работы:
«Первоцветы на территории поселка»
Тема 3. «Подведем итоги» 4 ч
Презентация полученных знаний умений и навыков. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок.Защита исследовательских проектов.Итоговая краеведческая игра - фотокросс. Рефлексия. Подведение итогов года. Летние задания.
Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг»
М. Ломоносов
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Абрахина И. Б., Осипова В. Б., Царёв Г. Н. Позвоночные животные Ульяновской области.– Ульяновск: Симбирская книга, 1993. – С. 167.
- Достопремечательности Ульяновской области http://ulobl.ucoz.ru/index/0-21
- Официальный сайт Радищевского района www.radishevo.region73.ru/index.php?..
- Праздник дикого пиона. Журнал «Маномах»№2(37)и2004г
- Праздник Дикого Пиона. Сайт Октябрьской средней школы. http://ossh.ru/index.php?newsid=165
- Радищевское чудо – дикий пион. http://www.ul.aif.ru/culture/article/12456
- Долина солнечных орлов. Фонд «Русский мир»
http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/magazines/archive/2009/06/article016.html
- Бородин О.В., Корольков М.А., Смирнова С.Л. Долина солнечных орлов // Природа Симбирского Поволжья. Сб. науч. тр. – Вып.1. – Ульяновск: УлГТУ, 2000. – С.142 – 144
- Окроверцхова И.А. Путешествие Палласа по России. – Саратов, 1992. – 62 c
- Долина солнечных орлов. Бородин О.В. Берегиняhttp://www.greensalvation.org/old/Russian/Cooperation/Bereginya/08_05/6-2.htm
- Барабашин Т.О. Хищные птицы среднего Поволжья:современное распространение, динамика численности и факторы воздействия на популяции. Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. – Вып. 5. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004.
- Бородин О. В., Корольков М. А., Смирнова С. Л. Долина солнечных орлов // Природа Симбирского Поволжья: Сб. научных трудов.– Вып.1.– Ульяновск: УлГТУ, 2000.– С. 142-144.
- Бородин О. В., Барабашин Т. О. Мониторинг гнездовой группировки орлов-могильников на юге Ульяновской области // Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. – Вып. 5. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004. – С. 119-124.
- Бородин О. В. Конспект фауны птиц Ульяновской области: Справочник. – Ульяновск: Филиал МГУ, 1994. – 96 с. (Серия "Природа Ульяновской области". – Вып. 1).
- Благовещенский В.В., Раков Н.С., Шустов В.С. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области. Саратов. Приволжское книжное издательство. 1989.
- Золотухин В.В. Материалы по фауне чешуекрылых Ульяновской области. Сообщение 2. BombycesetSphinges //Сер. Природа Ульяновской области. Ульяновск, 1995 Вып. 5. С. 58-75.
- Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. – Ульяновск: “Дом печати”, 1997. – 182 с.
- Природные условия Ульяновской области. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1978. 328
- Радищево. http://simturinfo.ru/pages/gorodaiseluo/radischevoist.htm
- Радищевский район
http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1622
- Редкие виды позвоночных животных Ульяновской области, занесённые в Красную книгу РФ. Материалы исследований 2009 года / Сост. М.В. Корепов. – Ульяновск: УлГПУ им И.Н. Ульянова, НИЦ «Поволжье», 2009. – 48 с.: ил.
- Ульяновская область .Животный мир http://ulyanovsk.boom.ru/gm.html.
- Качалина М.А. Радищево (к 250летию 1748-1998 г.г.). Ульяновск. Дом печати. 1998.
- Материалы Радищевского отдела ВООП.
- “Маномах” журнал для семейного чтения № 3 1996 г Печатный двор Ульяновск.
- ООПТ Ульяновской области / Под ред. В.В. Благовещенского.Ульяновск: “Дом печати”, 1997.
- Флора и растительность Среднего Поволжья. Межвузовский сборник / Под. Ред. В.В. Благовещенского. УПИ им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск, 1979.
- Качалина М.А.СЛОВАРЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА
http://narod.yandex.ru/cgibin/yandmarkup?cluster=11&prog=0x2757571A
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» для 5 класса
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы з...
Программа внеурочной деятельности "Мой родной край "для 5 класса по направлению
программа содержит тематическое планирование ,,календарно тнматическое ,,пояснительную записку ,материально -техническое и учебно -методическое обеспечение ........
Программа внеурочной деятельности "Мой родной край "для 5 класса по направлению
программа содержит тематическое планирование ,,календарно тнматическое ,,пояснительную записку ,материально -техническое и учебно -методическое обеспечение ........
Программа внеурочной деятельности «Азбука живой природы» для 6 класса
Презентация отражает содержание программы, формы работы, способы организации групповой работы....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 8 классе "По родным просторам".
Рабочая программа внеурочной деятельности "По родным просторам" составлена в соответствиии с ФГОС второго поколения. Занятия по данной программе помогут закрепить и расширить знания школьник...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Программа для учителей истории по внеурочной деятельности. История родного города Ельня....