Урок по теме: "Природные зоны России"
план-конспект урока по биологии ( класс) на тему

Платонова Анжела Юрьевна

Материал для урока по теме: "Природные зоны России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony_rossii.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс, автор учебника

Окружающий мир. 4 класс.  Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. М.:Вентана-Граф, 2014.

Тема урока

Обобщение по теме «Природные зоны России»

Дидактическая цель

Обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях

Тип урока

Урок-игра

Задачи урока

  1. Формирование умения определять природную зону по опорным словам, находить типичных представителей флоры и фауны
  2. Умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей
  3. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе

Планируемые результаты

Предметные:

  • Узнавать природную зону по опорным словам, находить типичных представителей флоры и фауны
  • Уметь объяснять особенности природных зон

Метапредметные :

  1. Познавательные УУД:
  • Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления
  1. Регулятивные УУД:
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  1. Коммуникативные УУД:
  • Слушать и понимать речь других
  • Оформлять свои мысли в устной форме
  • Уметь работать в парах, в группе

Личностные:

  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах

Средства обучения

Презентация, карточки с заданиями, конверт с картинками животных

Этап урока

            Деятельность учителя

            Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организация начала урока

Проверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книга, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь!
С усердием трудитесь!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем

Целепологание и мотивация

Чтобы узнать о чём будем говорить на уроке послушайте стихотворение.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

– О чём это стихотворение?

– О чём будем говорить на уроке?

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме.

- Обобщить и проверить знания о природных зонах

Познавательные УУД:

фиксация проблемы

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню,  томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.

Фильм «Природные зоны»

- А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного.

1. Сколько природных зон на территории России?

2. Самая северная природная зона.

3. Самая большая природная зона по территории.

4. Природная зона, где мы с вами живем.

5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.

6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота?

7. Зона субтропиков на территории России.

8. Самая жаркая природная зона.

9. В каком направлении идет смена природных зон?

10. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес.

11. Как называется сухой ветер степей?

12. Перечислите промежуточные природные зоны.

Отвечают на вопросы

- 7

- Зона Арктики

- Зона смененных и широколиственных лесов

- Зона степей

- Вечная мерзлота

- Арктика, тундра

- Черноморское побережье Кавказа

- Зона пустынь

- С севера на юг

- Полярное сияние

- Суховей

- Лесотундра, лесостепь, полупустыня

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои знания

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин

Обобщение знаний о природных зонах:

- о животных, населяющих природные зоны

- о растениях природных зон

- о национальных парках и заповедниках России

Станция «Зоологическая»

- Сейчас мы будем работать в группах.

Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки с изображениями животных, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о животных вашей природной зоны.

Физкультминутка

Станция «Ботаническая»

Узнайте растение по описанию

  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки, мыши.
  3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.  
  4. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.
  5. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. 
  6. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на вязальные спицы.
  7. Длинный корень этого растения проникают на глубину 20 метров.

Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка.

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                                    Арктика

Лиственница                       Лес

Лишайник                            Тундра

Саксаул                                Субтропики

Ковыль                                 Пустыни

Инжир                                   Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы                         Арктика

Длинные корни                           Тундра

Деревья долгожители                 Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях                        Пустыни

- Обменяйтесь листочками.

Станция «Экологическая»

Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник.

Рассказ учителя о заповедниках:

  1. Остров Врангеля
  2. Таймырский
  3. Черные земли
  4. Сочинский национальный парк

Обсуждение экологических ситуаций

  1. Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров.
  2. В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему?

Выбирают правильные ответы и рассказывают о животных природных зон

Соотносят описание растения с его названием.

- Лишайники

- Дуб

- Лиственница

- Ягель

- Ковыль

- Саксаул

- Верблюжья колючка

Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга

Учитель  рассказывает о заповедниках, расположенных в разных природных зонах

Обсуждают экологические ситуации

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

Регулятивные УУД:

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.

 

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Личностные УУД:

проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

проявление самостоятельности

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента

Личностные УУД:

следование в деятельности нормам эстетики

Подведение итогов урока и рефлексия

Рефлексивный ринг

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…            Я научился…

Меня удивило…               У меня получилось…

Было трудно…                  Я смог ….

Я понял, что…                  Я попробую…

Я теперь могу….               Меня удивило…

Мне захотелось….            Было интересно…

Домашнее задание

Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД:

самооценка

Резервный материал

Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи (цепи питания)

Ива – белая куропатка – кречет (тундра)

Дуб – сойка – сова (лесная зона)

Растения – тушканчик – сова (пустыня)

Рыба – тюлень – белый медведь (Арктика)

Растения – суслик – орел (степь)

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                                    Арктика

Лиственница                       Лес

Лишайник                            Тундра

Саксаул                                Субтропики

Ковыль                                 Пустыни

Инжир                                   Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы                         Арктика

Длинные корни                           Тундра

Деревья долгожители                 Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях                        Пустыни

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                                    Арктика

Лиственница                       Лес

Лишайник                            Тундра

Саксаул                                Субтропики

Ковыль                                 Пустыни

Инжир                                   Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы                         Арктика

Длинные корни                           Тундра

Деревья долгожители                 Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях                        Пустыни

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                                    Арктика

Лиственница                       Лес

Лишайник                            Тундра

Саксаул                                Субтропики

Ковыль                                 Пустыни

Инжир                                   Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы                         Арктика

Длинные корни                           Тундра

Деревья долгожители                 Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях                        Пустыни

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                                    Арктика

Лиственница                       Лес

Лишайник                            Тундра

Саксаул                                Субтропики

Ковыль                                 Пустыни

Инжир                                   Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы                         Арктика

Длинные корни                           Тундра

Деревья долгожители                 Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях                        Пустыни

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                                    Арктика

Лиственница                       Лес

Лишайник                            Тундра

Саксаул                                Субтропики

Ковыль                                 Пустыни

Инжир                                   Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы                         Арктика

Длинные корни                           Тундра

Деревья долгожители                 Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях                        Пустыни

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                                    Арктика

Лиственница                       Лес

Лишайник                            Тундра

Саксаул                                Субтропики

Ковыль                                 Пустыни

Инжир                                   Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы                         Арктика

Длинные корни                           Тундра

Деревья долгожители                 Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях                        Пустыни

Остров Врангеля

В 1960 году на острове Врангеля был создан заказник, а спустя 16 лет – заповедник, включивший также территорию острова Геральд.
Основная задача заповедника — сохранение и изучение животного мира островной части Арктики. Он занимает площадь 2225,6 тысяч га.
С 2004 года заповедник включен в Список всемирного наследия. Несмотря на арктическое положение заповедника, флора острова Врангеля отличается богатством и высоким уровнем эндемизма, какого нет на других арктических островах. Здесь встречаются как типично арктические, так и более южные виды - азиатские и американские.В Красную книгу включены растущие здесь мелколепестник сложный и сердечник пурпуровый. Острова Врангеля и Геральд называют "родильным домом белых медведей": до 250 медведиц залегают здесь в берлоги, чтобы принести весной потомство. На острове Врангеля располагается единственная в Азии крупная, до 40 тысяч гнезд, постоянная колония белого гуся, а также крупнейшие в Чукотском море колонии толстоклювой кайры, полярного чистика и моевки. На острове Врангеля обитает северный олень, домашняя разновидность которого была завезена сюда в 1940-е годы. В летне-осенний период здесь встречаются серый кит, белуха, горбач, финвал и гренландский кит.

Таймырский заповедник

Большой Арктический заповедник - крупнейший заповедник России и всей Евразии, третий по величине в мире. Его площадь составляет 4169 тысяч га, в том числе 981 тысяча га - морская акватория. В своем большинстве арктическая пустыня практически лишена растительности. Общий вид тундры монотонно-однообразнен, особенно в ненастье. Но в весьма редкие здесь ясные дни тундра преображается, наполняется красками и производит неизгладимое впечатление. Основной растительностью в этой районе являются мхи и лишайники, стойко переносящие суровые условия Арктики. Они раскрашивают тундру в различные цвета от ярко-желтого до черного. Из птиц характерными обитателями тундры являются белая сова и тундряная куропатка, которые не покидают суровый Таймыр зимой. Такие птицы как сибирская гага, белая и розовая чайки тоже встречаются здесь практически круглый год.В заповеднике взяты под охрану места гнездования и линьки черных казарок, встречаются редкие виды чаек: розовая, вилохвостая, белая. Розовая чайка - редкий, малоизученный вид, эндемик России, внесенный в Красную книгу РФ. На Таймыре известна лишь одна гнездовая колония этих птиц. Из млекопитающих многочисленны самые маленькие северные звери – лемминги. От количества леммингов зависит численность хищников - песца, мохнатого канюка, поморников. По всей территории заповедника встречается дикий северный олень, относительно обычный вид Большого Арктического заповедника - белый медведь. На островах он встречается круглый год, на материковой части - в основном зимой, и чаще на самом севере.

Черные земли заповедник

Заповедник «Черные Земли» - это единственный в России полигон для изучения степных, полупустынных и пустынных ландшафтов, а также охраны и изучения калмыцкой популяции сайгака. Заповедник занимает две отличные друг от друга территории – на основном участке «Черные Земли» осуществляется охрана и восстановление популяции сайгака, а участок "Озеро Маныч-Гудило" является водно-болотным угодьем международного значения, здесь находятся гнездовья и зимовки многих редких видов водоплавающих и околоводных птиц. Заповедник был создан в 1990 году, а три года спустя территория получила статус биосферного резервата ЮНЕСКО. Его общая площадь составляет 121,9 тысяч га.

Территория заповедника расположена на стыке двух зон - сухостепной и пустынной, в самом засушливом регионе Европейской части России.
Сухая степь и пустыня меняют свои цвета по временам года. Весной они характеризуются цветами эфемеров - тюльпанов Бибирштейна и Шренка, ирисов; к зелени злаков прибавляются серо-зеленые оттенки отросшей полыни. В начале лета преобладает коричнево-лиловый фон мятлика луковичного и костра, с серебристо-белесыми островами цветущих перистых ковылей. К концу лета наиболее заметны желто-коричневые тона от некоторых видов полыни, цветущей люцерны желтой и засыхающих житняка, тонконога. Для осени характерен серовато-бурый цвет, создаваемый черными полынями, высохшей злаковой растительностью и солянковыми сообществами, меняющими темно-зеленый цвет на кроваво-красный.
На участке «Черные Земли» основной охраняемый вид - сайгак. Озеро Маныч-Гудило с его 12 островами является исключительно важным для гнездования водно-болотных птиц. На водоеме гнездятся, встречаются на линьке и пролете более 190 видов птиц. На островах, соседствуя с чайками, колпицами, бакланами, образуют единственные в Европе озерные колонии розовый и кудрявый пеликаны. На фоне регрессии водоемов Казахстана озеро становится одним из крупнейших в Евразии районов отдыха мигрирующих с зимовок гусиных: краснозобой казарки, белолобого и серого гуся.

Сочинский национальный парк

Сочинский национальный парк – один из самых первых парков, созданных у нас в стране. Он основан в 1983 году с целью сохранения и восстановления природных комплексов и объектов, имеющих высокую ценность. Его площадь составляет около 194 тысяч га.
В парке наиболее широкое распространены леса с преобладанием бука восточного. Его серебристо-серые стволы достигают 50-метровой высоты! Дубовые насаждения занимают около четверти покрытой лесом площади и находятся, в основном, на сухих и теплых южных склонах гор. Только на Кавказе в естественных условиях растет каштан посевной (европейский), который является реликтовым видом.
Очень живописны самшитовые насаждения: кружево мелкой, черно-зеленой, глянцевой листвы самшита и повсюду свешивающийся со стволов и ветвей пушистый, длинный, как бороды сказочных героев, мох придает лесу фантастический вид зеленого царства.
Эта территория, как и весь Кавказ, богата очень редкими и ценными видами. В Красную книгу России занесены встречающиеся здесь инжир обыкновенный, лилия кавказская, кандык кавказский, тюльпан Липского, виды орхидей: офрис оводоносная, анакамптис пирамидальный, ятрышник пурпурный и многие другие.
Животный мир национального парка насчитывает около 70 видов млекопитающих животных: медведь бурый, олень, рысь, косуля кавказская и европейская, куница, выдра и другие.
Наиболее редкие и ценные виды животных занесены в Международную Красную книгу. Это кавказская крестовка, эскулапов полоз и кавказская гадюка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"

Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...

Урок по теме "Природные зоны Африки" 7 класс

Конспект урока в 7 классе по теме "Природные зоны Африки"  - урок усвоения новых знаний. Форма урока виртуальное путешествие с элементами проектной, игоровой деятельности. На уроке использовались...

Презентация к уроку по теме: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс

Презентация  урока изучения нового материала. В презентации дан план проведения урока, таблицы для заполнения учениками в процессе урока.Картинки с изображением представителей животного  и р...

Модульный урок по теме «Природные зоны России»

« Природные зоны России» в 8 классе...

Урок по теме "Природно-хозяйственная зона степь"

Методическая разработка урока по теме "Природно-хозяйственная зона степь"  с использованием графических способов визуализации информации и ИКТ....

Итоговый урок по теме "Природные зоны России"

Данный материал можно использовать как вариант итогового урока. Урок-игра....

Тест по теме "Природно-хозяйственные зоны России" 8 класс

Тест Природно-хозяйственные зоны России1 вариант1.Республика Калмыкия находится в природной зоне:А) Степи...