Внеклассное мероприятие "Удивительные животные Югры"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Раработка внеклассного мероприятия по биологии животных ХМАО-Югры в фоорме Брен-ринга

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс

«Лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия,

посвященная 85-летию со Дня образования ХМАО-Югры»

Номинация «Окружающий мир Югры»

Внеклассное мероприятие

Экологический брейн-ринг

«Удивительные животные Югры»

Автор:

Дунаева Н.А., учитель биологии МБОУ СОШ № 2 г. Советский

г. Советский

2015 г.

Пояснительная записка

Игра и игровые ситуации имеют большой потенциал для общего развития и воспитания обучающихся, помогают решать разнообразные педагогические задачи. В игре происходит усвоение обучающимся  различных знаний, умений, навыков, вырабатываются личностные качества.

Включение игр и игровых моментов в процесс обучения выявляет ряд педагогических преимуществ перед традиционными формами изложения материала. К ним можно отнести:

  • активизацию мыслительной деятельности;
  • глубинное запоминание материала;
  • обучение организованности;
  • формирование коммуникативных качеств.

Форма проведения внеклассного мероприятия: игра-соревнование  (Брейн – ринг)

Возраст обучающихся: 7-8 классы

Цель:  создание условий для интеллектуального развития школьников на основе интеграции предметов биология и экология, этнографии коренных малочисленных народов ХМАО-Югры по особенностям  жизнедеятельности животных ХМАО-Югры.

Задачи:

  • углубить и систематизировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности разных видов животных, заселяющих территорию ХМАО-Югры;
  • развивать познавательный интерес  к изучению биологии и экологии через «призму» представлений о животных коренных малочисленных народов Югры;
  • развивать аналитическое мышление, интеллектуальные  и творческие способности обучающихся, умение обобщать и делать выводы;    
  • формировать   ответственное  отношение к природе, воспитывать уважение к культуре коренных народов Югры; 
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, взаимопонимания.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • обогащение знаний детей о животном мире ХМАО-Югры;
  • ознакомление с представлениями коренных народов Югры о животных нашего края.

Познавательные УУД:

  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • умение мыслить нестандартно, творчески, обобщать и делать выводы;
  • умение применять полученные знания  в новых условиях.  

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение четко формулировать свою мысль.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников;
  • формирование волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии.

Личностные:

  • ответственное отношение к объектам живой природы;
  • уважительное отношение к культуре коренных народов Югры.

Оборудование:

  • 2 стола со световым оборудование для игры Брейн-ринг;
  • мультимедийное оборудование;
  • карточки для жеребьевки;
  • протоколы для подсчета очков,  
  • секундомер,
  • грамоты для награждения.

Ход игры.

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на Экологическом  брейн-ринге «Удивительные животные Югры»!

Наш брейн-ринг проводится в декаду краеведения  и посвящен 85-летию со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, который мы будем   отмечать 10 декабря 2015 г. 

Сегодня, соревноваться за звание самой интеллектуальной команды будут команды 7-х классов.

Как Вы знаете, у любой игры есть правила.

Здесь правила таковы.

Зачитывается  вопрос.

После текста вопроса ведущий дает команду «Время!», что служит сигналом начала отсчета времени, отведенного игрокам на обсуждение. Совещание проходит в течение одной минуты.

Право ответа принадлежит команде, которая раньше нажала на кнопку. 

Если игроки нажали кнопку до сигнала «Время» команда допускает фальстарт и лишается права отвечать на вопрос.

Если команда дает правильный ответ,  получает одно очко, если нет – право ответа переходит ко второй команде.

Если правильного ответа не дала ни одна из команд, в следующем раунде разыгрывается уже два очка.

Игра в предфинальных турах идет до четырех очков, а в финале до пяти очков.

Следить за ходом игры и определять лучшие команды будет Совет мудрейших:

1. _____________________________

2._____________________________

3.______________________________

По итогам жеребьевки  первыми  в игру вступают  команды _____________________

Во второй игре  участвуют команды  ______________________

В финале встречаются команды, ставшие победителями в первых двух играх.

Итак, команды – на сцену!!! Встречайте – команду  _______ класса  

Мы желаем командам успехов в состязании. Начинаем игру!

1 РАУНД

Итак, внимание, вопрос:

  1. Это животное является священным у народов ханты и манси. Таежные жители убеждены, что их образ жизни мало отличается от человеческого: они тоже строят себе дома, перегораживают реки, имеют семьи, воспитывают детей. По легендам коренных народов - это бывшие люди, скрывающиеся в таком обличии от преследований.

Животное является символом заповедника "Малая Сосьва" и занесен в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

О каком животном идет речь?  Время  (Северо-азиатский речной бобр)

 

2.   Самое маленькое млекопитающее наших лесов. Вес ее равен примерно 2,5 грамма. Несмотря на свои маленькие размеры эти зверьки очень прожорливы. Пища,  съедаемая за сутки, иногда в 2-4 раза превышает вес самого животного.  

      Назовите животное-рекордсмена.  Время  (бурозубка крошечная. Слайд 2)

3.  Самый крупный дятел наших лесов. За окраску его еще называют черным дятлом. У него удивительный язык – тонкий, длинный, в твердых щетинках, постоянно покрыт липкой слюной. Он может выдвигать его почти  на длину клюва. Благодаря этим приспособлениям  легко вытаскивать личинок из узких ходов в древесине.

       Как называется эта птица? Время  (Черный дятел желна. Слайд 3)

4.   Эта птица в  преданиях коренных народов Югры выступает покровительницей женщин и детей. Она почитается как вестник жизни. Её прилет у обских угров связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко кричат, как бы пробуждая природу.

О какой птице идет речь?  Время  (Ворона серая)

5.  Про это животное говорят, что там где оно было, кошке делать нечего. Это самый маленький хищный зверек таежного края.  Охотится он много, даже когда сыт. Десяток – полтора грызунов может поймать за ночь. По подсчетам специалистов, за год одно это животное уничтожает до 4 – 4,5 тысяч мышей и полевок.

        Какое животное может заменить своими способностями кошку?  Время  (Ласка. Слайд 4)

6.  Одна из душ человека по поверьям ханты и манси имеет вид этой птицы и живет вне человека, прилетая к нему лишь во время сна. Если эта душа улетает надолго, то человек страдает бессонницей. Поэтому, чтобы дети лучше спали, на спинке люльки, против затылка  ребенка, делали её изображение.  Местное название самки этой птицы - копалуха

      О какой птице  идет речь.  Время  (Глухарь. Слайд 5)

7. Одним из способов защиты этого животного от хищников являются тонкая шкурка и непрочная шерсть, особенно на задней части тела. Если хищник схватит его за шкурку, он может вырваться, при этом  преследователю останется клок шерсти, или даже кусочек кожи.

В связи с особенностью строения конечностей в гору ему бежать удобнее, чем под гору. При спуске с горы он даже не столько бежит, сколько катится кубарем.

       Назовите этого предприимчивого зверя?  Время  (Заяц)

8. Самая крупная птица нашего района. Вес  его может достигать 13 килограмм.

    Назовите эту птицу.  Время  (Лебедь)

2 РАУНД

9.  Птица, способная передвигаться по вертикальному стволу дерева как вверх, так и вниз головой.

      Как она называется?  Время  (Поползень. Слайд 6)

10. «Священный зверь» был спущен с неба в золотой колыбели верховным божеством  Торумом.  У хантов и манси он считается подобием человека, хозяином  Земли.

Это животное является самым крупным хищником  наших лесов.

Назовите это «священное» животное. Время  (Медведь)

11. Назовите самую крупную из сов  нашей местности.  Размах крыльев у этой птицы достигает, чуть ли не  двух метров. Время  (Филин)

12. Самая маленькая птичка восточного полушария. Вес её достигает всего 5-6 грамм.  Поэтому в народе  птицу прозвали «северным колибри».

       Назовите птицу-рекордсменку. Время  (Желтоголовый королек. Слайд 7)

13. По поверьям ханты и манси эта птица своим хвостом «разбивает» лед на реке. В честь неё устраивали праздники в период вскрытия реки и освобождения её ото льда.

      Назовите птицу. Время  (Трясогузка. Слайд 8)

14.  Это животное не боится морозов и может спокойно спать на снегу. В этом ему помогает необычная шерсть. Внутри  волос полый, в виде трубочки, наполненной воздухом, который плохо пропускает тепло.

В поисках пропитания, основу которого составляет ягель, может совершать миграции.

Назовите животное. Время  (Олень северный)

15. Этих птиц называют подснежниками, потому что птенцов они выводят зимой, когда поспеет новый урожай семян хвойных растений.

При питании сосновыми и еловыми семенами, тело птицы так пропитывается смолой, что после гибели тело птицы долго сохраняюет, иногда до 15-20 лет. Ведь известно, что смола хвойных деревьев хорошо защищает от гниения.

       Какая птица обладает такой особенностью? Время (Клест. Слайд 9)

16. Птица – лесовод. Благодаря горловой полости, в которую может уместиться до 70 кедровых орешек, она разносит их на большой территории. Подсчитано, что в урожайный год одна птица способна устроить до 20 тысяч кладовых.

       Благодаря какой птице распространяются семена деревьев?  Время  (Кедровка)

ФИНАЛЬНАЯ ИГРА

17. Это животное  – самый крупный из современных оленей. Вес взрослых самцов может достигать 600 килограммов.

       По его рогам можно судить о возрасте зверя, так как количество отростков на них соответствует количеству прожитых лет.

        О каком животном идет речь? Время (Лось)

18.  Эти птицы  – «дети воздуха». Все, что им требуется, они проделывают в воздухе: ловят насекомых, отыскивают  подстилку для гнезда, пьют, купаются и спят. Ноги у них настолько малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров.

       Как называется эта птица  Время  (Стриж. Слайд 10)

19.  Этих  зверьков родом из Канады  завезли на территорию нынешнего Советского района в 30-е годы ХХ века в количестве 49 штук. По внешности они напоминают маленького бобра. В настоящее время широко расселились и обитают практически на всех водоемах нашей территории.

       Назовите животное. Время (Ондатра. Слайд 11)

20. Это  земноводное уникально  по своей морозоустойчивости. 

       Взрослые особи способны переносить понижение температуры тела до -35-40°С и не теряют подвижности при минимальной положительной температуре +0,5-1°С.

Описаны случаи, что  они вмерзали в лед и оживали после оттаивания.

Назовите это удивительное животное. Время  (Сибирский углозуб. Слайд 12)

21.  Назовите единственную рыбоядную птицу, обитающую на территории заповедника "Малая Сосьва".  Время  (Скопа. Слайд 13)

22. Эта утка знаменита не только названием  созвучным с фамилией известного писателя, но и тем, что своих птенцов выводит в дуплах деревьев высоко над землей.

Назовите эту птицу.  Время  (Гоголь. Слайд 14)

23. Журавль, который находится на грани исчезновения и занесен в Красную книгу Ханты-Мансийского округа и  Российской Федерации. По поверьям хантов и манси он является птицей, приносящей счастье.

       О какой птице идет речь?  Время  (Стерх. Слайд 15)

24. Из меха этого животного шили белоснежные мантии короли, цари, императоры.

       Назовите это животное.   Время  (Горностай. Слайд 16)

25. Это пресмыкающееся самое холодоустойчивое. Ареал его обитания доходит до Северного полярного круга. А для того, чтобы потомство могло развиться в таких суровых условиях, яйца самки вынашивают внутри своего организма, и на свет появляются сразу живые детеныши.

       О ком идет речь?  Время  (Ящерица Живородящая)

26. Согласно мифам о сотворении земли, эта птица достала кусочек земли со дна мирового океана, которую позднее заселили другие животные и человек.

По представлениям коренных народов шиловидный клюв, которым она впервые коснулась земли, обладает не меньшим охранительным действием, чем, например, зуб или коготь медведя. Не случайно он подвешивался над колыбелью ребенка в качестве оберега. Считалось, что наконечник стрелы, сделанный из клюва этой птицы, также обладает сверхъестественными возможностями, поскольку по убойной силе не имеет себе равных.

Какая птица по поверьям манси достала землю со дна мирового океана? Время  (Краснозобая казарка. Слайд 17)

27. Если верить сказке, 5 темных полос на спине этого животного оставил своими когтями медведь, когда храбрый зверек начал защищать от разорения свои кладовые.

     Какое животное «носит» на спине  медвежьи отметины? Время  (Бурундук)

Вы продемонстрировали свою эрудицию и отличные знания. Жюри готово огласить результаты игры.

Для подведения итогов игры слово предоставляется  _____________________________

Подведение итогов и награждение.

Не важно, какое место заняла ваша команда, ведь в жизни важна не победа, но борьба; главное - не выиграть, но достойно бороться.

 Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Животные в годы войны"

Этот материал поможет провести классный час в месячнике патриатического воспитания....

Многообразие животных Югры

Разработка мероприятия "Многообразие животных Югры"...

Самоанализ открытого мероприятия " Многообразие животных Югры"

Самоанализ окрытого мероприятия " Многообразие животных Югры"...

Внеклассное мероприятие «Животные» в которую входит презентация "Animals"

Внеклассное мероприятие «Животные» Ход концертаВступительное слово руководителя. I. Монтаж о домашних животныхУчастники  держат в руках картинки с изображением зверей.1: I love my cat....

Сценарий внеклассного мероприятия « Увидеть Югру- влюбиться в Россию»

Внеклассное мероприятие с участием родителей...

Внеклассное мероприятие "Богатства Югры".

Данное мероприятие формирует  у обучающихся  представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра. Даёт  понятие о значимости в жизни человека места, которое он называет своей м...