Работа с информацией на уроке биологии
статья по биологии ( класс) на тему

Лялина Наталия Владимировна

В статье обобщены различные формы работы с информацией из разных педагогических технологий, в основном - технология Развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_informatsiey_na_uroke_biologii.docx222.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие навыков работы с учебной информацией на уроке биологии»

  1. Введение

Среди приоритетов, которые за последнее десятилетие устанавливаются в образовании развитых стран, на первое место выходят общеучебные умения. Это активно перекликается с введением новых образовательных стандартов в российской школе, когда важнейшим показателем результативности обучения является не только наличие предметных знаний, но, так же, личностные и метапредметные умения и навыки.

Метапредметные (общеучебные) умения и навыки можно разделить на группы, в зависимости от видов деятельности.

  • Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности
  • Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
  • Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
  • определение объектов анализа и синтеза, и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • определение соотношения компонентов объектов;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • оперирование понятиями, суждениями;
  • классификация информации;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения;
  • Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
  • работа с основными компонентами учебника;
  • использование справочной и дополнительной литературы;
  • различение и правильное использование разных литературных стилей;
  • подбор и группировка материалов по определенной теме;
  • составление планов различных видов;
  • составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
  • составление тезисов, конспектирование;
  • подготовка рецензии;
  • подготовка доклада, реферата;
  • использование различных видов наблюдения;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • проведение эксперимента;
  • использование разных видов моделирования.

Овладение учебно-интеллектуальными и учебно-информационными умениями и навыками подготовит школьника к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Потому, главная задача учителя – дать инструмент для самообразования и саморазвития, и научить им пользоваться.

Обучение  учащихся способам получения знаний невозможно без  развития мышления, умения планировать и алгоритмизировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач. На уроках биологии особое внимание уделяется всем формам анализа, таким как анализ  учебного текста, графика, таблицы, чертежа, диаграмм и т.д. Формируется умение высказывать суждение и обратное суждение, на основе которого можно получить новое знание. Учащиеся обучаются тому, как самостоятельно давать определения понятиям, формулировать законы, выдвигать и проверять гипотезы, составлять алгоритмы решения генетических и экологических задач, описывать биологические процессы, сравнивать биологические объекты, готовить и проводить опыты и эксперименты. Все это приводит к тому, что ученики научаются практически самостоятельно приобретать знания на уроке, работать с учебной информацией в любом ее виде и любой момент своей жизни.

Цель моей работы –  определить виды информации, выделить наиболее эффективные приемы работы с информацией на уроке биологии, раскрыть суть этих приемов и показать их практическое применение.

  1. Виды информации

В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:

  1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
  2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).

Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека в мире окружает море информации различных видов.

Информация по способу восприятия:

  • Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
  • Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
  • Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
  • Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
  • Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Информация по форме представления:

  • Графическая — в виде изображений, предметов, графиков, диаграмм;
  • Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём;
  • Текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами;
  • Числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире;
  • Видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

На уроках биологии чаще используется информация, которая делится по способам возникновения, передачи и восприятия. Романова Е.М. предлагает следующее деление в работе [8]:

  1. Эстетическая информация возникает в результате сочетания природных носителей: свет, тень, цвет, звук, запах.
  2. Семантическая информация – результат познания законов природы, общества и мышления:

Первичная информация возникает в результате деятельности людей.
Вторичная информация возникает в результате аналитико-синтетической переработки первичной информации.
Выходная информация –  это выводы о вторичной информации.

  1. Визуальная информация передается видимым образом: текстовая, числовая, графическая, смешанная.
  2. Аудио информация передается звуками.
  3. Органолептическая информация передается запахом и вкусом.
  4. Тактильная информация передается и воспринимается ощущениями.

   Машинно-ориентированная информация воспринимается и передается техническими     средствами. Форму представления информации связывают со способом ее кодирования. Следовательно, меняя способ кодирования информации, мы меняем ее форму и наоборот. При перекодировке неизбежно часть информации теряется, так как информационная емкость кодов различна. У символа, например, она больше, чем у образа [10]. Музыку сложно передать словами. Балет, танец не передаст полностью смысл литературного произведения [11]. Но при более детальном изучении вопроса, можно сказать, что переход из одной системы кодирования в другую позволяет на основе анализа полученных моделей выделить новые свойства, соотношения и зависимости между моделями, отражающими в нашем сознании реальные объекты и связи между ними. Таким образом,  перекодировка и (или) преобразование информации приводит к продуктивному осмыслению и присвоению знания, содержащегося в ней, а также является одним из способов получения нового знания, не содержащегося в ней в явной форме.

Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов [13] предлагают критерии оценки развития умений работы учащихся с учебной информацией.

  • неудовлетворительный уровень – на уроке не формируются и не развиваются умения (вообще говоря, трудно представить, что такое возможно);
  • критический уровень – составление элементарных моделей учебной информации (переписывание чего-либо в тетрадь);
  • удовлетворительный уровень – составление  элементарных моделей информации с выделением взаимосвязей между понятиями;
  • хороший уровень – самостоятельное дополнение элементов моделей информации: таблиц, рисунков, конспектов, схем, планов;
  • высокий уровень – составление полных моделей информации: конспектов, рефератов, структурно-логических схем, тематических планов;
  • оптимальный уровень – составление и систематизация моделей информации из научно-популярных изданий с выделением исследовательских задач.

Задача учителя – постепенно поднимать школьника по этим уровням, вырабатывая у него навык работы с информацией (поиск, анализ, сравнение, построение моделей, схем и др.), умение выбрать наилучший прием ее обработки, оптимальный способ представления в сжатом виде.

  1. Работа с информацией на уроке

В информатике под работой с информацией подразумевают: производство, поиск, обработку, хранение и  передачу информации. На уроке школьники выполняют те же действия. Анализируя имеющиеся знания – выдвигаются гипотезы. Для подтверждения гипотезы учащиеся ищут новые недостающие звенья – новую информацию. Если процесс интересен – то работает закон интереса (интересное запоминается легче). Если ребенок не только нашел информацию, но осмыслил ее, применил, то по закону осмысления и памяти она запомниться легче и быстрее. Осознанная  информация становится знанием, а оно позволяет много раз использовать информацию, которую получили только один раз.

Учителю важно знать и использовать законы памяти при подготовке заданий для учащихся. Правильно выбранные приемы работы с информацией сократят время на ее усвоение.

  1. Работа с текстовой информацией

Наибольшее количество информации человек получает с помощью зрения, а на уроке чаще всего школьники  работают с текстом.

  1. Анализ

Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства (по цвету, вкусу, форме, на основе общих признаков).

  1. Синтез

Синтез – мысленное объединение частей или свойств предметов и явлений в единое целое.

  1. Сравнение

Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. На этапе обучения учитель предлагает признаки для сравнения, в дальнейшем, учащиеся могут сами назвать категории, по которым будут сравнивать объекты или явления.

  1. Обобщение

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. (Например, выберите из списка лишнее слово, объясните ваш выбор. Дерево, ромашка, облака, бабочка, заяц… )

  1. Абстрагирование

Абстрагирование – это выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).

  1. Построение плана текста.

План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом материале, этапы раскрытия темы; точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они расположены в тексте.

Составление плана помогает “свернуть” содержание текста для его запоминания и последующего “развёрнутого” изложения мыслей и доказательств.

Алгоритм составления плана.

  • Прочти текст.
  • При повторном чтении определи основную тему текста (она станет названием текста, если такового у текста нет).
  • Раздели текст на относительно самостоятельные по смыслу части.
  • Выдели в каждой части главную мысль (главная мысль части подскажет тебе её название).
  • Озаглавь части текста – пункты плана (в утвердительной или вопросительной форме).
  • Определи, какие из них будут названиями частей главной темы, а какие – частей подтем (касается не всех текстов!)
  • Запиши пункты плана (основные части обозначают обычно римскими цифрами, подчасти – арабскими цифрами, если части обозначают арабскими цифрами, то подчасти – буквами).
  • Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану.
  1. Составление конспекта.

Конспект – это краткое, связное изложение основных мыслей текста или прослушанной лекции.

Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения.

Существует несколько видов конспектов: план – конспект, следящий (линейный) и структурный (опорный) конспекты.

Главная трудность конспектирования в том, что нужно научиться немногими словами сказать о многом. Конспектирующий делает исходные материалы понятными для себя, удобными и полезными для использования. При этом конспект должен быть логичным, целостным, понятным, обладающим способностью вызывать в памяти весь исходный текст.

Алгоритм составления конспекта.

Действие

Краткое содержание действия

1. Прочитай и составь план текста.

Читать текст необходимо не меньше двух раз. Выделить относительно самостоятельные части текста и озаглавить их.

2. Выбери вид конспекта

План – конспект:
Удобно оформлять план-конспект в виде таблицы –  слева записываем пункты и подпункты плана, напротив (справа) – их краткую аргументацию (доказательства, примеры, схемы, рисунки, чертежи и т.д.)

Следящий конспект:
Записи отражают развитие мыслей текста в том порядке, в каком они следуют в тексте. Пункты плана записываются с абзаца, выделяются цветом или подчёркиванием. После точки записывается краткая аргументация. Широко используются приёмы выделения главного – подчёркивание и выделение цветом.

Структурный (опорный) конспект:
Записи отражают содержание данного текста, систематизированные согласно его внутренней структуре. Чаще всего – это схема текста. Расположение блоков схемы может быть последовательным, параллельным или смешанным (по усмотрению составителя)

3. Сформулируй самостоятельно или выдели из текста высказывания (аргументы), кратко раскрывающие суть каждой из частей текста, соответствующих пунктам плана.

Высказывания (аргументы) могут быть выражены словесно (определения понятий, формулировки законов и правил, обобщающие выводы и другие суждения) или символически (формулы законов, уравнения, определительные формулы для величин, функциональные зависимости и др.)

4. Оформи конспект

Произвести записи в соответствии с выбранным видом конспекта.

5. “Проговори” записанный конспект

При проговаривании стараться не обращаться к тексту. Цель “проговаривания” – краткое связное изложение содержания в том порядке, в каком оно представлено в конспекте.

  1. Составление тезисов

Тезисы – это очень краткое изложение основных мыслей текста (статьи, главы, параграфа). Тезис можно назвать коротким и чётким ответом на пункт (мысль) плана. Тезисы – это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках. Тезисы могут быть текстуальными (если дословно выписываются из текста) и смешанными (если излагаются своими словами с включением слов, цитат, выражений из текста).

Тезисы, не содержащие пояснения и доказательств, называются простыми; тезисы, в которых упоминаются отдельные (наиболее важные) доказательства, называются развёрнутыми.

Алгоритм составления тезисов.

  • Прочти текст и составь его план.
  • В каждой части текста выдели главные мысли и кратко сформулируй их в виде утверждения и его аргументации.
  • Оформи тезисы (опусти пункты, подпункты плана и нумерацию, каждый тезис напиши с красной строки).
  • Проговори текст, пользуясь тезисами.

  1. Написание реферата.

Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников.

Этапы написания реферата.

  • Выбрать тему и правильно ее сформулировать;
  • Определить тип реферата (аналитический обзор, критический анализ, развернутая рецензия);
  • Определить цель, задачи реферата и составить план работы.
  • Подобрать литературные источники по выбранной теме.
  • Проработать литературу.
  • Написать введение.
  • Грамотно построить основную часть реферата.
  • Написать заключение, в котором подвести итоги реферата.
  • Проверить правильность оформления работы.
  • Подготовиться к защите.
  1. Инсерт (теория развития критического мышления)

I – interactive

N - noting
S - system
E - effective
R - reading and

T - thinking

самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления

    " V " - уже знал
    " + " - новое
    " – " - думал иначе
    " ? " - не понял, есть вопросы

Алгоритм работы

Ставить значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

  1. Тонкие и толстые вопросы (теория развития критического мышления)

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...?
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...?
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например, кто является автором закона сцепленного наследования генов?) В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. (Например, дайте 3 объяснения, почему биогеоценоз смешанного леса более устойчивая экосистема, чем биогеоценоз елового леса.)

  1. Ключевые слова (теория развития критического мышления)

Учащимся предлагается ряд ключевых слов, по которым надо придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал. 

  1. Верные и неверные утверждения (теория развития критического мышления)

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Например:

  • Почка – это зачаточный побег.
  • Побег состоит из стебля и листьев.
  • Почка – зачаток растения.
  • У семенных растений могут быть вегетативные и генеративные почки.
  • Почечная чешуя – это лист растения.
  • Кочан капусты – это гигантская почка.

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

  1. Гипертекст.

Гипертекст полезен для проработки тем, затрагивающих сущность биологических процессов, и раскрывает наиболее важные вопросы темы. Текст разбивается на крупные смысловые блоки по отдельным частям темы, с которыми на уроке работают разные ученики. Найти в тексте главное – задача каждого ученика, поэтому в информационных листах нет никаких выделений, т.е. материал предлагается неадаптированным, и переработать его должны сами учащиеся. Этот прием развивает умение систематизировать материал и находить самые существенные моменты.

  1. Работа с терминами и понятиями
  1. Сворачивание – разворачивание термина (пирамида понятий)[1]

Изучаемое понятие записывается посередине листа, над ним располагаются понятия, которые «поглощают» центральный термин, под ним понятия, которые входят в его состав. Получается пирамида с узкой вершиной и широким основанием. Упражнение помогает выявить взаимосвязи между терминами, включенными в пирамиду, и требует от учащихся понимания всех используемых понятий.

Ткань (клетки и межклеточное вещество)

Клетка

Цитоплазма  ядро

Комплекс Гольджи, рибосомы, лизосомы…

  1. Понятийно-терминологическая карта.

Карта с терминами, используя которые нужно составить текст любого жанра. Или, наоборот, используя текст параграфа, составить понятийно-терминологическую карту. Данную технику полезно применять в конце темы, раздела.

Например:

Понятие

Сущность

Пример

Ткань

Группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим происхождением, схожим строением и одинаковой функцией.

В организме человека 4 типа тканей – эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная

  1. Синквейн.

Синквейн    - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.
  • Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными.
  • Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.
  • Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  • Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
  1. Синту [1]

Синту – японское стихотворение в 5 строк, построенное особым образом.

  • Строка 1  - слово, обозначающее то, что описывается (объект, событие, явление);
  • Строка 2 – наблюдение за описываемым, выраженное через ощущения (зрение, осязание, слух или обоняние);
  • Строка 3 – мысль, чувство, оценочное суждение о том, что описывается;
  • Строка 4 – еще одно наблюдение, выраженное по средствам ощущения, но отличное от второй строки;
  • Строка 5 – смысловой признак объекта описания, выраженный одним словом.

Например,

Мусор,

Искажающий все живое,

Откровенная правда,

Угнетающая чистоту жизни,

Отравляет.

  1. Спираль.

 Текст разбивается на несколько блоков, в каждом из которых выделяется 3-5 ключевых слов; ключевые слова выстраиваются в цепочку на основе определенных связей таким образом, чтобы по ним можно было составить логичный, связный рассказ, соответствующий общему содержанию предложенного текста.

  1. Дидактические игры со словами:
  • Восстановление деформированного текста.
  • Назвать как можно больше значений одного термина.
  • Найти в тексте содержательные ошибки и исправить.
  • Составить разные предложения из набора терминов.
  • Рассматривание с двух позиций (аргумент – контраргумент, польза-вред, хорошо-плохо и т.д.)
  1. Работа видеофрагментами, анимациями, демонстрациями.

Демонстрационный опыт в классе, видеофрагмент или моделированный эксперимент средствами анимации различных мультимедийных продуктов несет большой объем информации и поэтому важно, чтобы перед демонстрацией была четко сформулирована целевая установка. Также как и в работе с картинками, необходимо концентрировать и направлять внимание учащихся, пока они не научаться делать это самостоятельно. Отличие  состоит в том, что демонстрация – это развивающийся во времени  процесс, а картинка  - остановленное мгновение . Происходи перекодировка и преобразование информации. Цепочка действий состоит из перекодировки информации аудио - визуальной   в словесную,   преобразования  учеником внутренней речи во внешнюю, для того, что бы описать для всех или для себя (тогда достаточно внутренней речи), что он наблюдал в этой демонстрации.  Наблюдение и описание опыта можно использовать на любом этапе урока. Не зависимо от этого, учащийся должен уметь:

  • Описать условия и ход эксперимента;
  • Провести анализ результатов и сформулировать вывод.

Программы, позволяющие моделировать эксперимент – просто находка для учителя. Они демонстрирует эксперимент средствами анимации, описывают его графически и, самое главное, дают возможность изменять параметры системы, прогнозировать результаты эксперимента, работать с графиками и диаграммами.

  1. Работа с графической информацией
  1. Таблицы.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ, таблица "Что? Где? Когда? Почему?".

Концептуальная таблица позволяет учащимся систематизировать информацию, выделить черты сходства и отличия. При изучении темы «Членистоногие» (7 класс)  можно предложить  учащимся заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы. 

Линии сравнения

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Внешний вид

Представители

Среда обитания

Количество конечностей

Таблица ЗХУ

Работа с таблицей подразумевает самостоятельное или коллективное заполнение 1 и 2 графы. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Основные правила работы с приемом "ЗХУ":

  • вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;
  • перечислите источники информации;
  • попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;
  • поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;
  • познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);
  • ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;
  • посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;
  • поработайте с третьей частью таблицы.
  • Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.

Таблица «Кто? Что? Где? Когда? Почему?»

Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

  1. Схемы.

Большую группу условных наглядных пособий составляют схемы. Как правило, схема упрощенно отображает и само явление и связи между его отдельными сторонами. Но, освобождая наше восприятие от второстепенных деталей, она помогает лучше понять главное, уяснить то, на что подчас требуются многие страницы текста.

Содержание схем может быть самым различным, их число и композиция практически не ограничены. Особенно часто применяются классификационные схемы. Они, конечно, не составляют специфики биологии. Примером может служить схема структуры организма человека. Сугубо биологический характер имеют схемы, на которых показано строение и органов и систем органов, протекание тех или иных процессов в организме.

Схемы и схематические рисунки используются при изучении нервной системы, например, схема рефлекторной дуги, схема выработки условного рефлекса и т.д.

Очень важно научить школьников самостоятельно составлять схемы, так как составить схему правильно можно, только если информация прочитана и осмыслена, выявлены соподчинения и т.д.

Кластер – это графическая  организация   материала,  показывающая  смысловые  поля того или иного понятия. Ученикам  предлагается   в   течение  3-5 минут  выписать ключевые слова по изучаемой теме и в  ходе  обдумывания   графически  изобразить   логические связи   между  этими  понятиями. Ученик   записывает   в   центре    листа ключевое понятие,   а   от    него   рисует      стрелки-лучи     в  разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою   очередь лучи расходятся далее и далее.  

Например.  

                     

               

                             

Фишбоун – схема в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. На хвосте располагается вывод.

http://www.surwiki.ru/wiki/images/7/7f/Fishbown.png

Рисунок 1 Схема Фишбоун

                       

  1. Графики

Под графиком обычно понимают совокупность определенным образом организованных линий, выражающих количественную зависимость взаимосвязанных величин. Они дают возможность наглядного восприятия разного рода функциональных зависимостей, в том числе и таких, которые принципиально невозможно наблюдать визуально.

Закон оптимума. любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы. Недостаточное либо избыточное их действие сказывается на организмах отрицательно. Графически подобная реакция организма на изменение значений фактора изображается в виде кривой жизнедеятельности (экологической кривой), при анализе которой можно выделить некоторые точки и зоны: Зона оптиума — это тот диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности.

Рисунок 2 Закон оптимума

В работе мы больше сталкиваемся с графиками экологической направленности, например, графики циклических колебаний численности организмов, кривая толерантности, графики зависимости численности особей от условий среды и т.д.

Для представления информации в лабораторной, практической или исследовательской работе часто используются графики, которые более наглядно показывают проявление признаков, развитие какого-либо явления ли процесса.

Например, лабораторная работа 10 класса «Изучение модификационной изменчивости» требует построение графика- вариационной кривой. На уроке большая часть времени уходит на измерения, внесение данных в таблицу и подсчеты. А еще надо построить график и сделать вывод. На выручку приходят технические средства обучения. В частности MS Exсel. С помощью этой программы ускоряется процесс построения графика. Но учащиеся должны не только уметь строить графики, но и читать их. Учащиеся должны уметь ответить на вопросы по этому графику, составить свои вопросы и проследить динамику развития, если она предусмотрена графиком.

  1. Диаграммы

Диаграммы — самый распространенный вид условных наглядных пособий; основное их назначение — наглядно выразить количественные соотношения. Диаграммы можно подразделить на столбиковые, квадратные, многоугольные, кубические, круговые, кольцевые, фигурные и объемные. Нередко в одном наглядном пособии могут сочетаться различные виды диаграмм; кроме того, каждый вид может быть усложнен.http://works.tarefer.ru/69/100646/pics/image041.jpg

Учащиеся должны уметь строить и читать диаграммы. Эту работу можно начинать уже с 5 класса.

Например, построить столбчатую диаграмму отражающую продолжительность жизни разных растений с учетом его увеличения. Сосна – 200 лет, секвойя – 4000 лет, кедр – 1000 лет, ель – 500-600 лет.

Но в 5 классе школьникам необходимо объяснять, что должна быть единица измерения (1 клетка – 100 лет). Очень кстати приходятся детские мультипликационные фильмы о способах измерения. Пятиклассники это уже умеют делать, так как способы измерения и единицы измерения изучаются в начальной школе и в начале 5 класса.


  1. Заключение.

Мы прибываем в информационном поле каждый момент своей жизни. Каждый момент времени мы обрабатываем полученную информацию. Часто, мы не задумываемся, что информация приходит к нам из различных источников и из нескольких одновременно. Всю свою жизнь мы учимся обрабатывать эту информацию и то, как мы умеем это делать, определяет наши возможности.

Опыт же показывает, что обработка информации учащимся удается гораздо лучше, чем обратная операция по ее изложению. Детей  достаточно хорошо можно научить упорядочивать, систематизировать информацию, представлять ее в виде схемы, рисунка, кластера, таблицы и даже графика, но труднее научить извлекать, считывать информацию с графиков и таблиц. Наблюдается несимметричность в данном виде  деятельности учащихся. Возможно, это происходит потому, что процесс обработки информации – это  в какой-то степени личное творчество ученика. А процесс считывания информации – попытка решить обратную задачу, составленную другим человеком. Именно для устранения несимметричности процесса организуется на уроках биологии различного рода аналитическая деятельность учащихся. Для  того, чтобы они, в конце концов, научились добывать знания самостоятельно.


  1. Список использованной литературы.

  1. Безух К.Е., Развитие творческих способностей учащихся // Биология. – 2012. - № 2
  2. Битюкова О.А., Формирование рефлексивной компетенции учащихся // Биология. – 2011. - №11
  3. Болгова И.В., Десять советов по написанию реферата // Биология. – 2010. - № 6
  4. Задорожная C.В., Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках физики. – Электронный ресурс. http://fiz.1september.ru/download/14-03-2008.doc 
  5. Козленко А.Г., Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии. –Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2009г.
  6. Панина Г.Н., Биология. Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия И.Н.Пономаревой). – СПб.: Паритет, 2006 г.
  7. Симанович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва,  АСТпресс, 1999 г.
  8. Смелова В.Г., Работа с информацией на уроках биологии // Биология. – 2010. - № 23-25
  9. Романова Е. М.,  Электронный курс «Информационные технологии», Ростов -  на – Дону, Государственный колледж связи и информации, 2005 г., eromanova@rks:.ru.
  10. Шередеко Ю.Л., «Управляющие системы и машины», №1, 1998 г., Сайт METODOLOG.ru
  11. Лук А.Н., Мышление и творчество, издательство «Политическая литература», Москва, 1976 г.
  12. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически, - СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г.
  13. Дежуров А.С., Лекция 1, 12 сентября 2003 г., WWW.dezhurov.ru./Pedaqoqic/
  14. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г.
  15. Информационный банк современного учителя. Электронный ресурс. http://www.kmspb.narod.ru/posobie/tehnol.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графическое представление информации на уроках биологии.Составление схемы "Фишбоун".

Графическая деятельность на уроках  формирует целый ряд навыков:1- сбора информации;2- фокусирующих (определение проблем, целей);3- запоминания;4- организации информации (выявление сходств, разли...

Методы работы с информацией на уроке литературы.

В данной статье рассматриваются методы работы с информацией на основе ФГОС ....

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Статья содержит рекомендаци по работе с информацией на уроках английского языка в начальной школе  по УМК Кузовлева В. П....

Графическое представление информации на уроках биологии.Составление схемы "Фишбоун".

Графическая деятельность на уроках  формирует целый ряд навыков:1- сбора информации;2- фокусирующих (определение проблем, целей);3- запоминания;4- организации информации (выявление сходств, ...

Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы

Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы.  В материале содержится краткое представление  системы работы по организации работы обучающихся ста...