Сирийский хомяк как представитель семейства грызунов
план-конспект занятия ( класс) по теме

Данное открытое занятие было проведено в объединении "Исследователи природы" с детьми 2 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл siriyskiy_homyak.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагог года – 2015»

Занятие-исследование в объединении «Исследователи природы»

Тема занятия:  

Сирийский хомяк как представитель семейства грызунов

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: 

дидактическая - изучение особенностей поведения грызунов на примере сирийского хомяка;

педагогическая – обучение исследовательской деятельности.

Задачи – создать условия для развития:

  • предметных компетенций: познакомить обучающихся с особенностями поведения сирийского хомяка;
  • метапредметных компетенций: развивать исследовательские умения: учить формулировать проблему, рассуждать, анализировать и обобщать;  
  • формировать умение вести дискуссию, осуществлять сотрудничество в группе, паре.
  • личностных компетенций: формировать бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • материально-техническая база: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, магнитно-маркерная доска;
  • дидактический материал: кластер, буклет, лист самооценки;
  • хомяк в клетке, сухари, семечки (для проведения опыта и эксперимента);
  • наглядный материал: презентация, мультфильм «Хомяк-молчун»

Методы и приемы: технология индуктивного учебного исследования, эксперимент, самостоятельная и групповая работа.

Ход занятия:

I. Орг. момент: создание положительного эмоционального настроя.

- Добрый день, ребята, я рада видеть вас, на нашем занятии. Сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу с вами работу, давайте их поприветствуем.  

Упражнение «Улыбка» (на слайде изображение  «улыбающегося солнышка»)

- Ребята, для нас сегодня светит весеннее яркое солнце. Оно всех согревает теплом.  Давайте и мы друг другу улыбнемся. Очень важно начинать любую работу с хорошего настроения. А тем более с весеннего настроения, когда все вокруг просыпается, оживает.

II. Мотивационно-целевой этап

- Ребята, как называется наше объединение?  («Исследователи природы»)

- Значит, мы с вами кто? (исследователи)

- А у исследователей какая главная задача? (исследовать)

- Верно. Вот мы с вами на каждом занятии изучаем животных живого уголка, открываем что-то новое.

- Мы, наблюдая за братьями нашими меньшими, убедились, что каждое животное природы уникально. Каждое имеет какие-то свои особенности в поведении: заяц зимой меняет цвет шубки, кенгуру выращивают малышей в сумке, это заложено природой. А в чем особенность животных нашего живого уголка, мы сейчас расскажем.

- Проверить ваши знания нам помогут вопросы. Как говорят в народе: Одна голова хорошо, а две - …. (лучше). Вот и мы с вами будем отвечать на вопросы, работая в группе. Попутно проверим, умеете ли вы работать вместе.

(Правила работы в группе выведены на слайде)

Формирование команд (по цветным карточкам). Карточки с вопросами. Время на размышление – 2 минуты.

Вопросы для размышления:

1) Почему морскую свинку назвали морской свинкой?

2) Почему волнистого попугая так назвали?

3) Почему шиншиллы попали в Красную книгу?

Каждая группа дает ответ на поставленный вопрос.  Обсуждение.

У нас остался еще один вопрос в конверте.

-  Что помогает хомяку запасать корм? (дети предполагают)

- Выдвигаем гипотезы.

Заслушивание гипотез детей.

- Ответить на поставленный вопрос нам поможет отрывок из мультфильма «Хомяк-молчун». Обратите внимание на поведение хомяка, какую особенность нам показывают авторы мультфильма?

Просмотр мультфильма

Обсуждение после просмотра.

- Почему хомячок молчит? (рот полный корма)

- Зачем он набил рот кормом? (чтобы сделать запасы на зиму)

Формирование темы занятия и цели.  

- Как вы уже догадались, сегодняшнее занятие мы посвятим еще одному животному нашего живого уголка. Кому? (хомячку). Сформулируйте цель занятия (изучить особенности поведения хомяка).  

- А вот и он сам! (показать живого хомяка)

III. Ориентировочный этап. Создание проблемной ситуации

Актуализация знаний обучающихся

- А сейчас мы проверим, что вы знаете о нем. Ведь хомячки всегда находятся рядом с нами в живом уголке.

Заполнение кластера на основе  личных наблюдений,  ухода за животным Раздаточный материал. Самостоятельная работа обучающихся.

- Как выдумаете, что мы впишем в пустую ячейку? Какую особенность хомяка?

- Действительно, особенностью хомячка являются его защечные мешки, в которых он переносит запасы. Ребята, а как ему удается сохранить пищу?

- Выдвигаем гипотезы.

IV. Этап построения знаний (поиск решения проблемы)

1) Проверка гипотез - проведение опыта

- Чтобы проверить ваши предположения, проведем опыт. Представим себя в роли хомяка. Для чистоты нашего опыта нужны чистые руки (салфетки).

- Возьмем по сухарику и положим его в рот, но только не жуем. Что происходит у нас во рту с сухариком? (сухарик намокает). Теперь можете прожевать и съесть его.

- Так как же хомяку удается делать большие запасы еды? Ведь если она будет сырая, она испортится?

- Выдвигаем гипотезы.

- Хомячки такие же живые существа, как мы с вами? Значит,  у хомячка корм тоже должен намокать? (Дети предлагают свои варианты ответов)

2) Проверка гипотез – проведение эксперимента

- Давайте проверим наши предположения на живом хомячке.

- Проведем эксперимент. Дадим хомячку семечки и понаблюдаем за ним.

Физкультминутка

- Ребята, что вы увидели? Что стало с семечками? Почему у хомячка семечки не намокли?

- Выдвигаем гипотезы. Подумаем в группах.

3) Проверка гипотез – размышление, работа с картинками-подсказками

На слайде  изображены  человек, корова, собака, хомячок.

- Посмотрите на экран. Сравните животных.  Сделайте вывод: Пища во рту у хомяка не намокает, потому что у него нет слюны.

- Действительно, у человека есть специальный орган – слюнные железы, которые вырабатывают слюну (показ картинки на слайде)

- У хомяка нет слюнных желез, в этом его особенность.

- Ребята, как вы думаете, почему природа не наделила его слюнными железами?

Показ слайда с картинками о пустыне

- Давайте вспомним, откуда родом хомячок?

Для того чтобы найти зерна в пустыне, сирийскому хомячку приходится пробегать большие расстояния, потому что сложно найти в пустыне корм.

Щёки хомяков представляют своеобразные мешочки, которые достаточно эластичные и с лёгкостью могут растягиваться, позволяя вместить большое количество пищи (работа с презентацией)

- Если полные щёки мешают хомяку пролезть в нору, хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть еды, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.  

Ещё интересный факт из жизни хомячка.

- Повезло хомяку. Он наткнулся на птичье гнездо. Вот так находка! Лежат на земле два большущих яйца. Тащи и пируй! Только вот лапками яйцо не захватить. И за щеку не затолкать.

- Возился хомяк, возился, пыхтел, пыхтел. Не получается. Как быть?

- Ребята, о каких качествах хомяка говорят эти примеры? (Хомяк – очень запасливое и сообразительное животное).

V. Этап закрепления и применения полученных знаний

Закрепление. Дополнение кластера. Самостоятельная работа обучающихся с буклетом.

- Изучите самостоятельно информацию буклета о хомяке, который делала выпускница объединения, и дополните кластер.

- В пустую клетку впишите ту особенность хомяка, о которой мы сегодня говорили.

VI.  Подведение итогов занятия.  Вывод по результатам исследования

- Ребята, давайте проверим, как мы с вами сегодня поработали. А поможет нам схема исследования (на слайде)

- Ребята, что мы сегодня изучали на занятии?

- С какой проблемой мы столкнулись при изучении темы?

- Как мы ее решали? (провели опыт, эксперимент)

- Подтвердились ли наши гипотезы?

- В чем особенность сирийского хомячка?

- Почему еда за щеками хомяка не намокает?

Оценивание

А сейчас давайте оценим свою работу и работу членов группы.

Работа с листом оценки (на слайде – оценки работы)

VII. Применение учебных знаний в учебной деятельности.  Домашнее задание.

- На следующем занятии мы продолжим работать с вами по этой теме, и будем делать творческую работу – проект.

- Если у вас возникли интересующие вопросы, вы можете найти их в этом учебнике.  

VIII. Этап рефлексии

Упражнение «Методика незаконченного предложения» 

Я научился, понял, приобрел, удивился, выполнил, попробую.

Воспитательный момент

- Закончить наше занятие я бы хотела словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (на слайде). 

- Как вы понимаете это выражение?

- Вы должны помнить, что хомячок – это не игрушка! Это живое существо, требующее заботы, внимания и правильного ухода.

Мокрушина Надежда Арслановна

Номинация «Педагог дополнительного образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные

Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...

Алексей Степанович Хомяков и Тульский край.

Материал по теме "Алексей Степанович Хомяков и Тульский край" подойдет как региональный компонент по истории России в 8 классе....

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....