Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений.
Класс Двудольные.
Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений.
Класс Двудольные.
Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
Возрастная категория учащихся: 6 класс «Б».
Тема: Классы и семейства покрытосеменных растений.
Класс Двудольные.
Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные.
Цель: Углубить знания учащихся о классификации растений, познакомить с признаками однодольных и двудольных растений, отличительными признаками и типичными представителями семейств Крестоцветных и Розоцветных, показать их биологические особенности, экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека.
Задачи:
1. Образовательные
- Сформировать понятия о классах и семействах покрытосеменных растений.
- Познакомить учащихся с признаками однодольных и двудольных растений, отличительными признаками семейств Крестоцветных и Розоцветных.
- Познакомить учащихся с типичными представителями семейств Крестоцветных и Розоцветных.
- Показать экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека растений из семейств Крестоцветных и Розоцветных.
2. Развивающие
- Развивать умение выявлять признаки однодольных и двудольных растений, отличительные признаки семейств Крестоцветных и Розоцветных.
- Развивать умения работать с таблицами, узнавать органы растений на рисунках.
- Развивать речь, критическое мышление ученика, умение сопоставлять и анализировать.
- Развивать умение проводить самостоятельный поиск биологической информации.
3. Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к растениям и охраны цветковых растений.
- Воспитывать у детей толерантность, умение работать в паре.
4. Здоровьесберегающие
- Создать комфортные морально–психологические условия для успешного образовательного процесса на уроке.
- Рационально использовать временные рамки урока через графическое представление материала и смену видов деятельности учащихся.
- Правильность осанки во время урока;
- Соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.
5. Эстетическое воспитание
- Показать красоту окружающего мира, многообразие организмов.
- Развивать наблюдательность детей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий и информационных технологий развития критического мышления («фишбоун», «синквейн»); моделей; ТСО (телевизор).
Ключевые слова и понятия урока:
Средства обучения: телевизор, компьютер, мультимедийная установка, экран; модели цветков растений семейств Крестоцветные и Розоцветные, Таблицы «Систематика покрытосеменных», «Семейство Крестоцветные» и Семейство Розоцветные».
Информационное обеспечение урока – мультимедийная презентация по теме урока, индивидуальная «карта знаний» для учащихся, фрагмент DVD фильма «Микрокосмос».
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приёмы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Дидактические задачи:
- учебные (работа с учебником, дополнительной литературой);
- познавательные (работа с дополнительными источниками информации);
- индивидуальная работа (самостоятельная работа);
План урока
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.
2. Проверка знаний (задания «Установить соответствие», «Установит правильную последовательность»)
3. Мотивация к уроку.
4. Изучение нового материала
Блок 1) «Синквейн»: «Признаки Покрытосеменных» (заполнение синквейна с помощью учителя с использованием фрагментов мультимедийной презентации)
Блок 2) «Фишбоун» «Сравнительная характеристика классов цветковых растений» (объяснение учителя с использованием, фрагментов мультимедийной презентации; работа учащихся с учебником)
Блок 3) Таблица « Основные признаки семейств цветковых растений».
(объяснение учителя с использованием таблицы, фрагментов мультимедийной презентации, сообщения учащихся).
5. Рефлексия. Проверочная работа.
6. Домашнее задание. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.
Ход урока.
1. Оргмомент
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги, и учащиеся! Я рада встрече с Вами и надеюсь, что от урока у Вас останутся хорошие позитивные эмоции и знания.
Слайд 1 Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на слова немецкого поэта Гёте «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Смысл этого высказывания состоит в том, что все на нашей планете уникально, каждый вид, требует глубокого исследования и изучения и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас на царстве растений. Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших сегодняшних открытиях!
А для открытий у каждого из вас на столе есть « карта знаний», оценочный лист, набор цифр 1-7 и учебник.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Какие царства органического мира вам известны?
Ответ: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.
1) На доске изображены представители различных групп из Царства Растения. Ваша задача – установить соответствие между растениями и группами.
Водоросли
Мхи
Хвощи
Плауны
Папоротники
Голосеменные
Покрытосеменные
Ответ покажите цифрой.
( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
2) Задание. Установить правильную последовательность систематических групп растений, начиная с низшей.
(Проставить напротив каждой группы цифру в тетради )
Вид
Род
Семейство
Порядок
Класс
Отдел
Царство
Ответ проверить цифрами
( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
Исправить ошибки, оценить учащихся в оценочном листе, похвалить!
3. Мотивация к уроку
Учитель: А сейчас внимательно посмотрите фрагмент фильма. (1 мин.)
Учитель: О чём был сюжет из фильма?
Ответ: О покрытосеменных растениях.
Учитель: Наш сегодняшний урок посвящен систематике покрытосеменных или цветковых растений. Именно с цветковыми растениями мы сталкиваемся чаще всего. Это самый многочисленный отдел в растительном царстве. Он насчитывает около 250000 видов и занимает господствующее положение среди растений на Земле. Вы уже знаете, что отделы подразделяются на классы. Поэтому….
Слайд 2 Тема урока «Классы и семейства покрытосеменных растений.
Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»
Слайд 3 Цели:
- Углубить знания о классификации и признаках покрытосеменных растений.
- Познакомиться с признаками однодольных и двудольных растений.
- Познакомиться с отличительными признаками и типичными представителями семейств Крестоцветных и Розоцветных, показать их биологические особенности, экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека.
4. Изучение нового материала
Составление «синквейна»
Слайд 4 Учитель: Вы уже знакомы с признаками покрытосеменных растений поэтому предлагаю проверить как вы эти признаки усвоили и составить вместе «синквейн»: «Признаки покрытосеменных» по знакомой для вас схеме.
Работаем устно! схема на доске:
1.Тема, ключевое слово
2.Описание понятия (2 прилагательных)
3.Действие (3 глагола)
4.Чувства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к вопросу)
5.Повторение сути (синоним 1 строки)
Слайд 4 «Синквейн»
Учитель: Молодцы ребята! ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
Учитель: Отдел покрытосеменных растений разделяют на два класса Однодольные и Двудольные. Растения этих классов имеют ряд отличительных признаков.
Слайд 5 Учитель: Предлагаю вам вместе со мной заполнить графическую схему «Фишбоун» «Сравнительная характеристика классов растений» по следующим сравниваемым признакам на доске:
1 Зародыш семени
2 Корневая система
3 Стебель
4 Жилкование листьев
5 Цветок
6 Жизненная форма
7 Число видов и семейств
Различия между классами представлены в тексте учебника параграф 46 и рис. 162. Вам необходимо прочитать текст, выбрать из него ключевые фразы и записать их в «фишбоун». Работаем и заполняем вместе со мной.
1.Учитель: Какое главное отличие между однодольными и двудольными растениями?
Ответ: Количество семядолей. У однодольных –одна, у двудольных –две и может быть больше.
2.Учитель: Какой тип корневой системы характерен для однодольных и двудольных растений?
Ответ: У однодольных – мочковатая, у двудольных - стержневая.
3.Учитель: Каковы особенности строения стебля у однодольных и у двудольных?
Ответ: У однодольных проводящие пучки разбросаны по стеблю, лишены камбия, у двудольных проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеют камбий.
4.Учитель: Какой тип жилкования характерен для однодольных и двудольных растений?
Ответ: У однодольных – параллельное или дуговое жилкование, у двудольных – сетчатое.
5.Учитель: Какие особенности в строении цветка характерны для однодольных и двудольных растений?
Ответ: У однодольных цветки трёхчленные или пятичленные с простым
околоцветником, чаще ветроопыляемые или самооопыляемые.
У двудольных – четырёхчленные или пятичленные с двойным
околоцветником, чаще насекомоопыляемые.
6.Учитель: Каковы жизненные формы у однодольных и двудольных растений?
Ответ: У однодольных – однолетние и многолетние травы (исключение алоэ, пальмы)
У двудольных – лиственные деревья и кустарники, одно-, дву-, много- , летние травы.
7.Учитель: Число видов и семейств однодольных и двудольных растений?
Ответ: У однодольных –60 тыс. видов 60 семейств, у двудольных –180 тыс. видов
370 семейств.
Слайд6 Учитель: Однако среди одно - и двудольных встречаются растения, у которых отдельные признаки не совпадают с перечисленными. Это растения- исключения.
Посмотрите на рис 163 вашего учебника.
Так, у Вороньего глаза (класс Однодольные) жилкование листа сетчатое, а у Подорожника (класс Двудольные) — дуговое и имеется мочковатая корневая система.
Учитель: В связи с этим можно сделать вывод: судить о принадлежности растения к тому или иному классу можно только по совокупности признаков.
Учитель: Молодцы ребята! ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
Физкультминутка
Сели прямо, руки перед собой, повторяем упражнения за мной.
Слайд7 Учитель: А сейчас мы познакомимся с семействами растений из класса Двудольные.
Этот класс насчитывает около 370 семейств. Мы рассмотрим семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, и Сложноцветные.
Сегодня мы подробно изучим два семейства. Это Крестоцветные и Розоцветные.
Учитель: Что бы узнать, почему растения выделили в отдельные семейства, нам предстоит поработать с таблицей №1 «Основные признаки семейств цветковых растений» и параграфами 47, 48 учебника. Таблица у вас в «карте знаний»
Разбор таблицы сопровождается показом слайдов.
Слайд 8 Учитель: Семейство Крестоцветные носит такое название потому, что лепестки у цветка этих растений расположены крестообразно. Насчитывает 3200 видов.
Формула цветка: По модели рассказать!
Цветок правильный,
Чашечка из 4 чашелистиков,
Венчик из 4 лепестков,
Тычинок – 6 (2 короткие и 4 длинные),
Пестик – 1.
Соцветие – кисть.
Плод – стручок, стручочек.
Стебли - часто укороченные, розеточные.
Листья – простые, цельные или рассеченные.
Корневые системы – стержневые, у некоторых есть корнеплоды.(редис)
Слайд 9 -12__ Учитель: Среди Крестоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом мы послушаем сообщение.
Слайд13 Учитель: Семейство Розоцветные носит такое название потому, что среди этих растений есть королева цветов - роза. Её именем названо это семейство.
Насчитывает 3000 видов.
По модели рассказать!
Формула цветка зависит от количества пестиков. Их число может быть различным. От одного до нескольких десятков.
Цветок правильный,
Чашечка из 5 чашелистиков,
Венчик из 5 лепестков,
Тычинок – много,
Пестик – 1 или много.
Соцветие – кисть(черёмуха), простой зонтик(вишня), щиток(груша).
Плод – костянка, яблоко, многоорешек.
Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна. Нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.
Стебли – часто с шипами.
Листья – простые и сложные с прилистниками.
Слайд 14-16__ Учитель: Среди Розоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом мы послушаем сообщение.
5. Рефлексия
Слайд 17 Учитель: Проверочная работа. Задания у вас перед глазами в «карте знаний». Я их озвучу, а вы выберите правильный ответ и покажите цифру.
1. Преобладающими культурами среди растений семейства Розоцветные являются:
1) овощные;
2) зерновые;
3) плодово-ягодные;
4) технические;
( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
2.Многие из видов растений семейства Крестоцветные:
1) образуют луковицы;
2) образуют корнеплоды ;
3) образуют клубни;
4) образуют обширные корневища;
( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
3. К классу двудольных растений относятся семейства :
1)Лилейные и Бобовые;
2) Крестоцветные и Сложноцветные;
3) Злаки и Паслёновые;
( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)
6.Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценивание.
Слайд 18 Учитель: Наш урок подошёл к концу. «Карта знаний» остаётся у вас.
Ваше домашнее задание записано у вас в «карте знаний».
Запишите его в дневник.
Повторить признаки, по которым Покрытосеменные делятся на классы по схеме «Фишбоун» и по парафу 46.
Сравнить признаки растений семейств Крестоцветных и Розоцветных по таблице и по параграфу 47, 48 учебника.
Творческое задание: Приготовить сообщения о практическом значении растений из семейств Паслёновые и Бобовые.
Приготовьте свои оценочные листы. Я пройду по рядам и каждому назову итоговую оценку за урок с учетом ваших баллов. А вы выставите её в графу итоговые оценки.
Ребята, спасибо за работу на уроке. Молодцы!
Оцените мой урок смайликом. Поднимите их в руке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс
данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....
Конспект урока по теме : «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»
Урок по теме ««Класс двудольные. Семейство крестоцветные» проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника и имел следующую цель: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты....
Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные
Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...
Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные
Данный конспект урока помогает сформировать умение анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; выявить черты усложнения ...
УГА - 2017. Видео урока биологии. 7 кл. Тема: "Класс Двудольные. Семейство Розоцветные"
Фильм. 40 минут. https://youtu.be/P5gVpZAoeXg...
Конспект урока с использованием элементов игровой технологии по теме "Обобщение по теме "Семейства покрытосеменных растений класса Двудольные""
Использование игровой технологии на уроках в 5, 6 классах способствует развитию познавательного интереса обучающихся, усвоению материала в легкой и доступной форме. Часто игровые технологии используют...