Главные вкладки

    Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Клок Галина Давидовна

    Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений.

     Класс Двудольные.

    Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений.

     Класс Двудольные.

    Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

    Возрастная категория учащихся:   6  класс «Б».

    Тема: Классы и семейства покрытосеменных растений.

     Класс Двудольные.

    Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные.

    Цель: Углубить знания учащихся о классификации  растений, познакомить с признаками однодольных и двудольных растений,  отличительными признаками и типичными представителями семейств  Крестоцветных и Розоцветных, показать их биологические особенности, экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека.

     Задачи: 

    1. Образовательные

    - Сформировать понятия о классах и семействах покрытосеменных растений.

    - Познакомить учащихся с признаками однодольных и двудольных растений, отличительными признаками семейств Крестоцветных и Розоцветных.

    - Познакомить учащихся с типичными представителями семейств  Крестоцветных и Розоцветных.

    - Показать экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека растений из семейств Крестоцветных и Розоцветных.

     

    2. Развивающие

    - Развивать умение выявлять признаки однодольных и двудольных растений,  отличительные признаки семейств  Крестоцветных и Розоцветных.

    - Развивать умения работать с таблицами, узнавать органы растений на рисунках.

    - Развивать речь, критическое мышление ученика, умение сопоставлять и анализировать.

    - Развивать  умение проводить самостоятельный поиск биологической информации.

    3. Воспитательные

    - Воспитывать бережное отношение к растениям и охраны цветковых растений.

    - Воспитывать  у детей толерантность, умение работать в паре.

     4. Здоровьесберегающие

    - Создать комфортные морально–психологические условия для  успешного образовательного процесса на уроке.

    - Рационально использовать временные рамки урока через графическое представление материала  и смену видов деятельности учащихся.

    - Правильность осанки во время урока;

    - Соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.

    5. Эстетическое воспитание

    - Показать красоту окружающего мира, многообразие организмов.

    - Развивать наблюдательность детей.

    Тип урока:  изучение нового материала.

    Вид урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий и информационных технологий развития критического мышления  («фишбоун», «синквейн»); моделей; ТСО (телевизор).  

    Ключевые слова и понятия урока:  

    Средства обучения:  телевизор, компьютер, мультимедийная установка, экран; модели  цветков растений семейств Крестоцветные и Розоцветные, Таблицы «Систематика  покрытосеменных», «Семейство Крестоцветные» и Семейство Розоцветные».

    Информационное обеспечение урока – мультимедийная  презентация по теме урока,  индивидуальная «карта знаний» для учащихся, фрагмент DVD фильма «Микрокосмос».

    Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

    Приёмы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

    Дидактические задачи:

    - учебные (работа с учебником, дополнительной литературой);

    - познавательные (работа с дополнительными источниками информации);

    - индивидуальная работа (самостоятельная работа);

    План урока

    1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

    2. Проверка знаний  (задания «Установить соответствие», «Установит правильную последовательность»)

    3. Мотивация к уроку.

    4. Изучение нового материала

           Блок 1) «Синквейн»:  «Признаки Покрытосеменных»  (заполнение синквейна с помощью учителя с использованием фрагментов  мультимедийной презентации)

           Блок 2) «Фишбоун» «Сравнительная характеристика классов цветковых растений» (объяснение учителя с использованием, фрагментов  мультимедийной презентации;  работа учащихся  с учебником)

            Блок 3) Таблица « Основные признаки семейств  цветковых растений».

    (объяснение учителя с использованием таблицы, фрагментов  мультимедийной презентации, сообщения учащихся).

    5. Рефлексия. Проверочная работа.  

    6. Домашнее задание. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.

    Ход урока.

    1. Оргмомент

    Учитель: Добрый день уважаемые коллеги, и учащиеся! Я рада встрече с Вами и надеюсь, что от урока  у Вас останутся хорошие позитивные эмоции  и знания.

    Слайд 1           Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на слова немецкого поэта Гёте «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Смысл этого высказывания состоит в том, что все на нашей планете уникально, каждый вид, требует глубокого исследования и изучения и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас на царстве  растений. Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших  сегодняшних открытиях!

    А для открытий у  каждого из вас на столе есть « карта знаний», оценочный лист, набор цифр 1-7  и учебник.

    2. Проверка домашнего задания

    Учитель: Какие царства органического мира вам известны?

    Ответ: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

    1) На  доске изображены   представители различных групп из Царства Растения. Ваша задача –  установить соответствие  между растениями   и группами.

    Водоросли

    Мхи

    Хвощи

    Плауны

    Папоротники

    Голосеменные

    Покрытосеменные

    Ответ покажите цифрой. 

    ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

    2) Задание. Установить правильную последовательность систематических групп растений, начиная с низшей.

      (Проставить  напротив каждой группы  цифру в тетради )

    Вид

    Род

    Семейство

    Порядок

    Класс

    Отдел

    Царство

    Ответ проверить цифрами

    ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

    Исправить ошибки, оценить учащихся в оценочном листе, похвалить!

    3. Мотивация к уроку

    Учитель: А сейчас  внимательно посмотрите фрагмент фильма. (1 мин.)                                                                                                             

    Учитель: О чём был  сюжет  из фильма?

    Ответ: О покрытосеменных растениях.

    Учитель: Наш сегодняшний урок посвящен  систематике покрытосеменных или цветковых растений. Именно с цветковыми растениями мы сталкиваемся чаще всего. Это самый многочисленный отдел в растительном царстве. Он насчитывает около 250000 видов и занимает господствующее положение среди растений  на Земле. Вы уже знаете, что отделы подразделяются на классы. Поэтому….

    Слайд 2      Тема урока  «Классы и семейства покрытосеменных растений.

     Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»

    Слайд 3      Цели:

    1. Углубить знания о классификации  и признаках покрытосеменных растений.
    2. Познакомиться с признаками однодольных и двудольных растений.
    3. Познакомиться с отличительными признаками и типичными представителями семейств  Крестоцветных и Розоцветных, показать их биологические особенности, экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека.

    4. Изучение нового материала 

                                  Составление «синквейна»                                     

    Слайд 4  Учитель: Вы уже знакомы с признаками покрытосеменных растений поэтому  предлагаю проверить как вы эти признаки усвоили и составить вместе «синквейн»:  «Признаки покрытосеменных»  по  знакомой для вас схеме.

     Работаем устно!   схема на доске:

    1.Тема, ключевое слово

    2.Описание  понятия (2 прилагательных)

    3.Действие (3 глагола)

    4.Чувства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к вопросу)

    5.Повторение сути (синоним 1 строки)

    Слайд 4   «Синквейн»

    Учитель: Молодцы ребята!  ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

    Учитель:  Отдел покрытосеменных растений разделяют на два класса Однодольные и Двудольные. Растения этих классов имеют ряд отличительных признаков.

    Слайд 5   Учитель: Предлагаю вам  вместе со мной заполнить  графическую схему «Фишбоун» «Сравнительная характеристика классов растений» по следующим сравниваемым признакам на доске:

    1 Зародыш семени

    2 Корневая система

    3 Стебель

    4 Жилкование листьев

    5 Цветок

    6 Жизненная  форма

    7 Число видов и семейств

    Различия между классами представлены  в  тексте учебника параграф 46 и рис.  162.  Вам необходимо прочитать текст, выбрать из него ключевые фразы и записать их в «фишбоун». Работаем и заполняем вместе со мной.

    1.Учитель:  Какое главное отличие между однодольными и двудольными растениями?

    Ответ: Количество семядолей. У однодольных –одна, у двудольных –две и может быть больше.

    2.Учитель: Какой тип корневой системы характерен для однодольных и двудольных растений?

    Ответ: У однодольных – мочковатая, у двудольных  - стержневая.

    3.Учитель: Каковы особенности строения стебля у однодольных и у двудольных?

    Ответ: У однодольных проводящие пучки разбросаны по стеблю, лишены камбия, у двудольных проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеют камбий.

    4.Учитель: Какой тип жилкования характерен для однодольных  и двудольных растений?

    Ответ: У однодольных – параллельное или дуговое жилкование, у двудольных – сетчатое.

    5.Учитель: Какие особенности в строении цветка характерны для однодольных  и двудольных растений?

    Ответ: У однодольных  цветки трёхчленные или пятичленные с простым  

    околоцветником, чаще ветроопыляемые или самооопыляемые.

    У двудольных –  четырёхчленные или пятичленные с двойным

    околоцветником, чаще насекомоопыляемые.

    6.Учитель: Каковы жизненные формы  у однодольных  и двудольных растений?

    Ответ: У однодольных – однолетние и многолетние травы (исключение алоэ, пальмы)

     У двудольных – лиственные деревья и кустарники, одно-,  дву-, много- , летние травы.

    7.Учитель: Число видов и семейств однодольных  и двудольных растений?

    Ответ: У однодольных –60 тыс. видов 60 семейств, у двудольных –180 тыс. видов

    370 семейств.

    Слайд6  Учитель: Однако среди одно - и двудольных встречаются растения, у которых отдельные признаки не совпадают с перечисленными. Это растения- исключения.

    Посмотрите на рис 163 вашего учебника.

    Так, у Вороньего глаза (класс Однодольные) жилкование листа сетчатое, а у Подорожника (класс Двудольные) — дуговое и имеется мочковатая корневая система.

    Учитель: В связи  с этим можно сделать вывод:  судить о принадлежности растения к тому или иному классу можно только по совокупности признаков.

    Учитель: Молодцы ребята!  ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

                                                 Физкультминутка

    Сели прямо, руки перед собой, повторяем упражнения за мной.

    Слайд7    Учитель:  А сейчас мы познакомимся с семействами растений из класса Двудольные.

    Этот класс насчитывает  около 370 семейств. Мы рассмотрим семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые,  и Сложноцветные.

    Сегодня мы подробно изучим два семейства.  Это  Крестоцветные и  Розоцветные.

    Учитель: Что бы узнать,   почему растения выделили в отдельные семейства,  нам предстоит поработать с таблицей №1 «Основные признаки семейств   цветковых растений» и параграфами  47, 48 учебника. Таблица у вас в «карте знаний»

    Разбор таблицы сопровождается показом слайдов.

    Слайд 8    Учитель:  Семейство Крестоцветные носит такое название потому, что лепестки у цветка этих растений расположены крестообразно.  Насчитывает 3200 видов.

    Формула цветка:  По модели рассказать!

    Цветок правильный,

    Чашечка из 4 чашелистиков,

    Венчик из 4 лепестков,

    Тычинок – 6 (2 короткие и 4 длинные),

    Пестик – 1.  

    Соцветие – кисть.

    Плод – стручок, стручочек.

    Стебли - часто укороченные, розеточные.

    Листья – простые, цельные или рассеченные.

    Корневые системы – стержневые, у некоторых есть корнеплоды.(редис)

    Слайд 9 -12__ Учитель: Среди Крестоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом  мы послушаем сообщение.

    Слайд13    Учитель:  Семейство Розоцветные носит такое название потому, что среди этих растений есть королева цветов - роза. Её именем названо это семейство.

    Насчитывает 3000 видов.

    По модели рассказать!  

    Формула цветка зависит от количества пестиков. Их число  может быть различным. От одного до нескольких десятков.

    Цветок правильный,

    Чашечка из 5 чашелистиков,

    Венчик из 5 лепестков,

    Тычинок – много,

    Пестик – 1 или много.  

    Соцветие – кисть(черёмуха), простой зонтик(вишня), щиток(груша).

    Плод – костянка, яблоко, многоорешек.

    Царицей цветов я зовусь,

    На вид я прекрасна. Нежна,

    Но тронешь меня невзначай,

    Почувствуешь,  как я сильна.

    Стебли – часто с шипами.

    Листья – простые и сложные с прилистниками.

    Слайд 14-16__ Учитель: Среди Розоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом  мы послушаем сообщение.

    5. Рефлексия

    Слайд 17 Учитель: Проверочная работа. Задания у вас перед глазами в «карте знаний». Я их озвучу, а вы выберите правильный ответ и покажите цифру.  

    1. Преобладающими культурами среди растений семейства Розоцветные являются:

    1) овощные;

    2) зерновые;

    3) плодово-ягодные;

    4) технические;

     ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

    2.Многие из видов растений семейства Крестоцветные:

    1)  образуют луковицы;

    2)  образуют корнеплоды ;

    3)  образуют клубни;

    4)  образуют обширные корневища;

     ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

    3. К классу двудольных растений относятся семейства :

    1)Лилейные  и Бобовые;

    2) Крестоцветные и Сложноцветные;

    3) Злаки и Паслёновые;

    ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

    6.Подведение итогов урока.  Домашнее задание.   Оценивание.

    Слайд 18 Учитель: Наш урок подошёл к концу. «Карта знаний» остаётся у вас.

     

    Ваше домашнее задание записано у вас в «карте знаний».

    Запишите его в дневник. 

    Повторить признаки, по которым Покрытосеменные делятся  на  классы по схеме «Фишбоун» и по парафу 46.

    Сравнить признаки растений семейств Крестоцветных и Розоцветных  по таблице и по параграфу 47, 48 учебника.

    Творческое задание:  Приготовить сообщения о  практическом значении растений из семейств Паслёновые и Бобовые.

    Приготовьте свои оценочные листы. Я пройду по рядам и  каждому назову итоговую оценку за урок с учетом ваших баллов. А вы выставите её в графу итоговые оценки.

     Ребята,  спасибо за работу на уроке. Молодцы!

    Оцените мой урок смайликом.  Поднимите их  в руке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс

    данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....

    План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»

    Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...

    Конспект урока по теме : «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»

    Урок по теме ««Класс двудольные. Семейство крестоцветные» проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника и имел следующую цель: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты....

    Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные

    Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...

    Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные

    Данный конспект урока помогает сформировать умение анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; выявить черты усложнения ...