Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Клок Галина Давидовна

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений.

 Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений.

 Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Возрастная категория учащихся:   6  класс «Б».

Тема: Классы и семейства покрытосеменных растений.

 Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные.

Цель: Углубить знания учащихся о классификации  растений, познакомить с признаками однодольных и двудольных растений,  отличительными признаками и типичными представителями семейств  Крестоцветных и Розоцветных, показать их биологические особенности, экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека.

 Задачи: 

1. Образовательные

- Сформировать понятия о классах и семействах покрытосеменных растений.

- Познакомить учащихся с признаками однодольных и двудольных растений, отличительными признаками семейств Крестоцветных и Розоцветных.

- Познакомить учащихся с типичными представителями семейств  Крестоцветных и Розоцветных.

- Показать экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека растений из семейств Крестоцветных и Розоцветных.

 

2. Развивающие

- Развивать умение выявлять признаки однодольных и двудольных растений,  отличительные признаки семейств  Крестоцветных и Розоцветных.

- Развивать умения работать с таблицами, узнавать органы растений на рисунках.

- Развивать речь, критическое мышление ученика, умение сопоставлять и анализировать.

- Развивать  умение проводить самостоятельный поиск биологической информации.

3. Воспитательные

- Воспитывать бережное отношение к растениям и охраны цветковых растений.

- Воспитывать  у детей толерантность, умение работать в паре.

 4. Здоровьесберегающие

- Создать комфортные морально–психологические условия для  успешного образовательного процесса на уроке.

- Рационально использовать временные рамки урока через графическое представление материала  и смену видов деятельности учащихся.

- Правильность осанки во время урока;

- Соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.

5. Эстетическое воспитание

- Показать красоту окружающего мира, многообразие организмов.

- Развивать наблюдательность детей.

Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий и информационных технологий развития критического мышления  («фишбоун», «синквейн»); моделей; ТСО (телевизор).  

Ключевые слова и понятия урока:  

Средства обучения:  телевизор, компьютер, мультимедийная установка, экран; модели  цветков растений семейств Крестоцветные и Розоцветные, Таблицы «Систематика  покрытосеменных», «Семейство Крестоцветные» и Семейство Розоцветные».

Информационное обеспечение урока – мультимедийная  презентация по теме урока,  индивидуальная «карта знаний» для учащихся, фрагмент DVD фильма «Микрокосмос».

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Приёмы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Дидактические задачи:

- учебные (работа с учебником, дополнительной литературой);

- познавательные (работа с дополнительными источниками информации);

- индивидуальная работа (самостоятельная работа);

План урока

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

2. Проверка знаний  (задания «Установить соответствие», «Установит правильную последовательность»)

3. Мотивация к уроку.

4. Изучение нового материала

       Блок 1) «Синквейн»:  «Признаки Покрытосеменных»  (заполнение синквейна с помощью учителя с использованием фрагментов  мультимедийной презентации)

       Блок 2) «Фишбоун» «Сравнительная характеристика классов цветковых растений» (объяснение учителя с использованием, фрагментов  мультимедийной презентации;  работа учащихся  с учебником)

        Блок 3) Таблица « Основные признаки семейств  цветковых растений».

(объяснение учителя с использованием таблицы, фрагментов  мультимедийной презентации, сообщения учащихся).

5. Рефлексия. Проверочная работа.  

6. Домашнее задание. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.

Ход урока.

1. Оргмомент

Учитель: Добрый день уважаемые коллеги, и учащиеся! Я рада встрече с Вами и надеюсь, что от урока  у Вас останутся хорошие позитивные эмоции  и знания.

Слайд 1           Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на слова немецкого поэта Гёте «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Смысл этого высказывания состоит в том, что все на нашей планете уникально, каждый вид, требует глубокого исследования и изучения и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас на царстве  растений. Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших  сегодняшних открытиях!

А для открытий у  каждого из вас на столе есть « карта знаний», оценочный лист, набор цифр 1-7  и учебник.

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Какие царства органического мира вам известны?

Ответ: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

1) На  доске изображены   представители различных групп из Царства Растения. Ваша задача –  установить соответствие  между растениями   и группами.

Водоросли

Мхи

Хвощи

Плауны

Папоротники

Голосеменные

Покрытосеменные

Ответ покажите цифрой. 

( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

2) Задание. Установить правильную последовательность систематических групп растений, начиная с низшей.

  (Проставить  напротив каждой группы  цифру в тетради )

Вид

Род

Семейство

Порядок

Класс

Отдел

Царство

Ответ проверить цифрами

( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

Исправить ошибки, оценить учащихся в оценочном листе, похвалить!

3. Мотивация к уроку

Учитель: А сейчас  внимательно посмотрите фрагмент фильма. (1 мин.)                                                                                                             

Учитель: О чём был  сюжет  из фильма?

Ответ: О покрытосеменных растениях.

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящен  систематике покрытосеменных или цветковых растений. Именно с цветковыми растениями мы сталкиваемся чаще всего. Это самый многочисленный отдел в растительном царстве. Он насчитывает около 250000 видов и занимает господствующее положение среди растений  на Земле. Вы уже знаете, что отделы подразделяются на классы. Поэтому….

Слайд 2      Тема урока  «Классы и семейства покрытосеменных растений.

 Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»

Слайд 3      Цели:

  1. Углубить знания о классификации  и признаках покрытосеменных растений.
  2. Познакомиться с признаками однодольных и двудольных растений.
  3. Познакомиться с отличительными признаками и типичными представителями семейств  Крестоцветных и Розоцветных, показать их биологические особенности, экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека.

4. Изучение нового материала 

                              Составление «синквейна»                                     

Слайд 4  Учитель: Вы уже знакомы с признаками покрытосеменных растений поэтому  предлагаю проверить как вы эти признаки усвоили и составить вместе «синквейн»:  «Признаки покрытосеменных»  по  знакомой для вас схеме.

 Работаем устно!   схема на доске:

1.Тема, ключевое слово

2.Описание  понятия (2 прилагательных)

3.Действие (3 глагола)

4.Чувства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к вопросу)

5.Повторение сути (синоним 1 строки)

Слайд 4   «Синквейн»

Учитель: Молодцы ребята!  ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

Учитель:  Отдел покрытосеменных растений разделяют на два класса Однодольные и Двудольные. Растения этих классов имеют ряд отличительных признаков.

Слайд 5   Учитель: Предлагаю вам  вместе со мной заполнить  графическую схему «Фишбоун» «Сравнительная характеристика классов растений» по следующим сравниваемым признакам на доске:

1 Зародыш семени

2 Корневая система

3 Стебель

4 Жилкование листьев

5 Цветок

6 Жизненная  форма

7 Число видов и семейств

Различия между классами представлены  в  тексте учебника параграф 46 и рис.  162.  Вам необходимо прочитать текст, выбрать из него ключевые фразы и записать их в «фишбоун». Работаем и заполняем вместе со мной.

1.Учитель:  Какое главное отличие между однодольными и двудольными растениями?

Ответ: Количество семядолей. У однодольных –одна, у двудольных –две и может быть больше.

2.Учитель: Какой тип корневой системы характерен для однодольных и двудольных растений?

Ответ: У однодольных – мочковатая, у двудольных  - стержневая.

3.Учитель: Каковы особенности строения стебля у однодольных и у двудольных?

Ответ: У однодольных проводящие пучки разбросаны по стеблю, лишены камбия, у двудольных проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеют камбий.

4.Учитель: Какой тип жилкования характерен для однодольных  и двудольных растений?

Ответ: У однодольных – параллельное или дуговое жилкование, у двудольных – сетчатое.

5.Учитель: Какие особенности в строении цветка характерны для однодольных  и двудольных растений?

Ответ: У однодольных  цветки трёхчленные или пятичленные с простым  

околоцветником, чаще ветроопыляемые или самооопыляемые.

У двудольных –  четырёхчленные или пятичленные с двойным

околоцветником, чаще насекомоопыляемые.

6.Учитель: Каковы жизненные формы  у однодольных  и двудольных растений?

Ответ: У однодольных – однолетние и многолетние травы (исключение алоэ, пальмы)

 У двудольных – лиственные деревья и кустарники, одно-,  дву-, много- , летние травы.

7.Учитель: Число видов и семейств однодольных  и двудольных растений?

Ответ: У однодольных –60 тыс. видов 60 семейств, у двудольных –180 тыс. видов

370 семейств.

Слайд6  Учитель: Однако среди одно - и двудольных встречаются растения, у которых отдельные признаки не совпадают с перечисленными. Это растения- исключения.

Посмотрите на рис 163 вашего учебника.

Так, у Вороньего глаза (класс Однодольные) жилкование листа сетчатое, а у Подорожника (класс Двудольные) — дуговое и имеется мочковатая корневая система.

Учитель: В связи  с этим можно сделать вывод:  судить о принадлежности растения к тому или иному классу можно только по совокупности признаков.

Учитель: Молодцы ребята!  ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

                                             Физкультминутка

Сели прямо, руки перед собой, повторяем упражнения за мной.

Слайд7    Учитель:  А сейчас мы познакомимся с семействами растений из класса Двудольные.

Этот класс насчитывает  около 370 семейств. Мы рассмотрим семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые,  и Сложноцветные.

Сегодня мы подробно изучим два семейства.  Это  Крестоцветные и  Розоцветные.

Учитель: Что бы узнать,   почему растения выделили в отдельные семейства,  нам предстоит поработать с таблицей №1 «Основные признаки семейств   цветковых растений» и параграфами  47, 48 учебника. Таблица у вас в «карте знаний»

Разбор таблицы сопровождается показом слайдов.

Слайд 8    Учитель:  Семейство Крестоцветные носит такое название потому, что лепестки у цветка этих растений расположены крестообразно.  Насчитывает 3200 видов.

Формула цветка:  По модели рассказать!

Цветок правильный,

Чашечка из 4 чашелистиков,

Венчик из 4 лепестков,

Тычинок – 6 (2 короткие и 4 длинные),

Пестик – 1.  

Соцветие – кисть.

Плод – стручок, стручочек.

Стебли - часто укороченные, розеточные.

Листья – простые, цельные или рассеченные.

Корневые системы – стержневые, у некоторых есть корнеплоды.(редис)

Слайд 9 -12__ Учитель: Среди Крестоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом  мы послушаем сообщение.

Слайд13    Учитель:  Семейство Розоцветные носит такое название потому, что среди этих растений есть королева цветов - роза. Её именем названо это семейство.

Насчитывает 3000 видов.

По модели рассказать!  

Формула цветка зависит от количества пестиков. Их число  может быть различным. От одного до нескольких десятков.

Цветок правильный,

Чашечка из 5 чашелистиков,

Венчик из 5 лепестков,

Тычинок – много,

Пестик – 1 или много.  

Соцветие – кисть(черёмуха), простой зонтик(вишня), щиток(груша).

Плод – костянка, яблоко, многоорешек.

Царицей цветов я зовусь,

На вид я прекрасна. Нежна,

Но тронешь меня невзначай,

Почувствуешь,  как я сильна.

Стебли – часто с шипами.

Листья – простые и сложные с прилистниками.

Слайд 14-16__ Учитель: Среди Розоцветных много растений. Многие из них имеют практическое значение. Об этом  мы послушаем сообщение.

5. Рефлексия

Слайд 17 Учитель: Проверочная работа. Задания у вас перед глазами в «карте знаний». Я их озвучу, а вы выберите правильный ответ и покажите цифру.  

1. Преобладающими культурами среди растений семейства Розоцветные являются:

1) овощные;

2) зерновые;

3) плодово-ягодные;

4) технические;

 ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

2.Многие из видов растений семейства Крестоцветные:

1)  образуют луковицы;

2)  образуют корнеплоды ;

3)  образуют клубни;

4)  образуют обширные корневища;

 ( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

3. К классу двудольных растений относятся семейства :

1)Лилейные  и Бобовые;

2) Крестоцветные и Сложноцветные;

3) Злаки и Паслёновые;

( оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

6.Подведение итогов урока.  Домашнее задание.   Оценивание.

Слайд 18 Учитель: Наш урок подошёл к концу. «Карта знаний» остаётся у вас.

 

Ваше домашнее задание записано у вас в «карте знаний».

Запишите его в дневник. 

Повторить признаки, по которым Покрытосеменные делятся  на  классы по схеме «Фишбоун» и по парафу 46.

Сравнить признаки растений семейств Крестоцветных и Розоцветных  по таблице и по параграфу 47, 48 учебника.

Творческое задание:  Приготовить сообщения о  практическом значении растений из семейств Паслёновые и Бобовые.

Приготовьте свои оценочные листы. Я пройду по рядам и  каждому назову итоговую оценку за урок с учетом ваших баллов. А вы выставите её в графу итоговые оценки.

 Ребята,  спасибо за работу на уроке. Молодцы!

Оцените мой урок смайликом.  Поднимите их  в руке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс

данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....

Конспект урока по теме : «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»

Урок по теме ««Класс двудольные. Семейство крестоцветные» проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника и имел следующую цель: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты....

Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные

Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные

Данный конспект урока помогает сформировать умение анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; выявить черты усложнения ...

Конспект урока с использованием элементов игровой технологии по теме "Обобщение по теме "Семейства покрытосеменных растений класса Двудольные""

Использование игровой технологии на уроках в 5, 6 классах способствует развитию познавательного интереса обучающихся, усвоению материала в легкой и доступной форме. Часто игровые технологии используют...