Конспект урока по теме : «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Урок по теме ««Класс двудольные. Семейство крестоцветные» проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника и имел следующую цель: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты.

Урок является продолжением темы «Деление покрытосемянных растений на классы и семейства»

Перед изучением нового материала проводится повторение ранее изученного материала.  Определяют систематическое положение тополя дрожащего. Работают  с гербарием.  Решают биологические задачи.

При изучении нового материала Особое внимание на уроке уделялось созданию проблемных ситуаций в виде решения биологических задач, привитию обучающимся навыков самостоятельной работы с текстом. Применяются такие методы и приемы как рассказ,  эвристический метод (частично-поисковый), самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент, практическая работа. В течение урока формулируются когнитивно-деятельностные установки для самостоятельного изучения строения цветка и плода. В помощь  при выполнении задания обучающимся предлагался электронный ресурс – презентация, содержащая всю необходимую учебную информацию.

После изучения новой темы проводится первичный контроль полученных знаний обучающихся. При этом используются карточки-задания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме ««Класс двудольные. Семейство крестоцветные» проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника и имел следующую цель: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты.

Урок является продолжением темы «Деление покрытосемянных растений на классы и семейства»

Перед изучением нового материала проводится повторение ранее изученного материала.  Определяют систематическое положение тополя дрожащего. Работают  с гербарием.  Решают биологические задачи.

При изучении нового материала Особое внимание на уроке уделялось созданию проблемных ситуаций в виде решения биологических задач, привитию обучающимся навыков самостоятельной работы с текстом. Применяются такие методы и приемы как рассказ,  эвристический метод (частично-поисковый), самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент, практическая работа. В течение урока формулируются когнитивно-деятельностные установки для самостоятельного изучения строения цветка и плода. В помощь  при выполнении задания обучающимся предлагался электронный ресурс – презентация, содержащая всю необходимую учебную информацию.

После изучения новой темы проводится первичный контроль полученных знаний обучающихся. При этом используются карточки-задания.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»

Цель урока: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты.

Образовательные:

  • познакомить с представителями семейства;
  • учить находить отличительные черты, характерные для этого семейства;
  • учить распознавать и отличать их от представителей других семейств.

Развивающие:

  • развивать способность работать самостоятельно и в парах;
  •  развивать способность проводить сравнения;
  • развивать речь.

Воспитательные:

  • формировать бережное отношение к природе.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы.

Задание № 1. Расположить таблички с признаками однодольных растений в первый столбик, с признаками двудольных  растений  во второй столбик. Работают в паре за партой.

(Приложение №1)

Задание № 2. Работа у доски. Расположить таксонометрические единицы в порядке возрастания.

Задание № 3. Определить систематическое положение тополя дрожащего.

Задание № 4. Работа с гербарием. По признакам определить принадлежность к классу.

Задание № 5. Работа в группе. Решение биологических задач. (Приложение №2)

III. Постановка цели и задач урока.

Слайд № 1.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Знакомы ли вам эти растения?

Все эти растения относятся к одному семейству – Крестоцветные. Как вы думаете, почему им дали такое название?

Слайд № 2.

В семействе около 3200 видов. Среди них преобладают травянистые растения. Распространены,  в основном,  в умеренной зоне северного полушария. Эти растения опыляются насекомыми, поэтому большинство из них пахнут и имеют нектарники. Всем представителям этого семейства характерны общие признаки, какие? Сегодня мы с вами и узнаем.

Работа в парах за партами.

Задание № 1. Работа с гербарием  (пастушья сумка и ярутка).

Рассмотрите строение данного растения и допишите недостающие слова в тексте.

1. Корневая система - ………

2. Стебель у растения-  …………

3. Листья - ………

4. Листорасположение - ………

5. Жилкование - ……..

Задание № 2. На партах рисунок цветка семейства крестоцветных. Рассмотрите его и ответьте на вопросы. (Приложение № 3)

1. Какой околоцветник: простой или двойной?

2. Подсчитайте количество чашелистиков.

3. Рассмотрите венчик. Подсчитайте количество лепестков.

4. Подсчитайте число тычинок. Все ли они одинаковы по длине?

5. Подсчитайте число пестиков.

6. Обозначьте, под какими цифрами находятся тычинки, чашелистики, лепестки, пестики.

7. Вставь в предложения пропущенные слова.

Задание № 3. Рассмотрите строение плода. Измерьте ширину и длину плода. Если длина плода превышает его ширину в 3 раза и более, то это плод – стручок, если ширина и длина равны, это плод – стручочек.  Какой плод у вас на парте?

Слайд №  Подводим итоги и выводим формулу цветка по диаграмме.

IV.  Первичное  закрепление  материала.

Выполнение теста «Характерные особенности семейства крестоцветных». (Приложение № 4)

Какие растения мы можем отнести к семейству крестоцветных? В этом нам поможет учебник.

Задание № 4. По учебнику найти представителей семейства. (Работа с учебником).

V.  Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

Задания на выбор.

Задание № 1. Выписать номера растений, относящихся к семейству крестоцветных. (Приложение№ 5)

Задание №  2. Распределить представителей семейства по значению на культурные, дикие, масличные, декоративные.

Задание № 3. Какие из предложенных растений можно встретить в нашей местности и где мы можем их применить.

Отгадайте,  о каком овоще идет речь?

  • За этот овощ подадут свой голос и заправский кулинар, и знающий ему цену врач.

Кулинар приготовит из него много разных блюд. Этот овощ великолепно сочетается с другими овощами, с фруктами, яблоками, помидорами, тмином, луком.     А медик расскажет о целебных свойствах, о том как положительно влияет на обмен веществ, лечит ревматизм и желудочные заболевания, хорош он и для диабетиков.

  • Именно этим  овощем выдающийся полководец  древности Александр Македонский, по преданию, перед боем считал необходимым накормить своих воинов.
  • Древнее славяне получили эту культуру от греко – римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья. Вместе с растением переняли и его название, немного модернизировав на свой лад. Так из латинского слова «капут»  - голова и родилось название этого овоща.  (Ответы детей)

Капуста известна человеку с давних пор. Более 4 тысяч лет назад человек начал выращивать капусту. Наши предки славяне выращивали ее с 9 века и первыми изобрели способ ее заквашивания. В настоящие время возделывают много сортов капусты. Познакомимся с ними. Слайд №

Задание№ 4.

VI. Подведение итогов и результатов урока.

У вас на столе лежат разноцветная капуста, если вы считаете, что заработали «5», то поднимите краснокочанную капусту, если «4»  - то цветную капусту, если «3» - то белокочанную.

VII.Задание на дом. Параграф 47

Приложение 1

  1. Черешок листа выражен слабо, часто  представлено листовое влагалище.
  2. Лист имеет параллельное жилкование.
  3. Листья простые и сложные.
  4. Камбия и роста в толщину нет.
  5. Жизненная форма – травы, редко древесные формы.
  6. Проводящая система в стебле состоит из отдельных пучков.
  7. Черешок листа ясно выражен.
  8. Количество лепестков в цветке кратное трем.
  9. Листья имеют сетчатое или перестое жилкование листа.
  10. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение.
  11. Цветки пяти – четырехчленные.

Класс однодольные растения

Класс двудольные растения

Приложение № 2

1.Назовите систематические группы растений, заполнив пропущенные строчки:

Царство

Вид.

Вы заготовили гербарий лекарственных растений. Можно ли   ваш гербарий использовать для того, чтобы определить, к какому классу это растения относится? А по отсутствию цветка – принадлежность к определенному семейству.

2. Предложено 2 названия растения:

  • Ромашка;
  • Ромашка аптечная.

Какое из этих названий относится к видовому, а какое к родовому?

Приложение № 3

Приложение № 5

1. Сурепка обыкновенная

2. Земляника лесная

3. Пастушья сумка

4. Гулявник лекарственный.

5. Редька черная.

6. Ромашка аптечная.

7. Редька дикая.

8. Вишня обыкновенная.

9. Хрен деревенский.

10. Горох посевной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Семейство Крестоцветные

Слайд 3

В семействе около 3200 видов. Среди них преобладают травянистые растения. Распространены в основном в умеренной зоне северного полушария

Слайд 4

Строение цветка Формула цветка: Ч4Л4Т4+2П1

Слайд 5

Плод Виды плодов

Слайд 6

Декоративные растения Левкой Алиссум Ночная фиалка

Слайд 7

Пищевые растения

Слайд 8

Дикорастущие растения Редька дикая Крупка Репник многолетний

Слайд 9

Дикорастущие растения Ярутка полевая Гулявник лекарственный Пастушья сумка

Слайд 10

Брюссельская Кочанная капуста Кольраби Цветная

Слайд 11

Задание №1. Какие растения «лишние» Редька чёрная Астра Капуста Смородина Редька дикая Пастушья сумка

Слайд 12

Задание №2.Заполните таблицу № Сорт капусты Орган растения, употребля-емый в пищу 1. 2. 3. 4 . Белокочанная Кольраби Цветная Брюссельская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс

данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....

Урок биологии в 6 классе.Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Цель: выяснение характерных  признаков растений семейства крестоцветных....

Биологический диктант. Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). 6 класс.

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...

Класс двудольные. Семейство Крестоцветные.

Презентация к уроку изучения новой темы по биологии в 6 классе....

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....

Урок биологии в 6 классе "Класс Двудольные Семейство Крестоцветные"

Презентация с полным описанием семейства Крестоцветные....