«Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний на уроках биологии»
методическая разработка по биологии ( класс) на тему

Васильева Инна Изосимовна

Обобщенный опыт. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний на уроках биологии»

                                                          Васильева Инна Изосимовна

                                       учитель биологии

                                                             МКОУ СОШ с. Советское

                                 Ирафский р-он

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте…………………………….3

2. Технология опыта …………………………………7

3. Результативность опыта …………………………13  

4. Библиографический список……………………...14

1.  Информация об опыте

1.1. Условия возникновения, становления опыта

Проанализировав опыт своей работы, я пришла к выводу, что дети любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Для этого недостаточно только организовать деятельность детей, но и необходимо способствовать наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации, созданию благоприятного психологического климата и физиологического комфорта.

 В связи с этим и возникла идея данного опыта

1.2. Актуальность опыта

Актуальность опыта заключается  в разрешении противоречий:              1) между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка;                                                                                                                     2) между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей.                    Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Как и многие педагоги, я считаю, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы  создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учебной деятельности - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности процесса обучения биологии посредством использования в учебном процессе технологии дифференцированного обучения, т. е.  учета возрастных и индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей детей в конкретный период их жизни. Поэтому обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке и вне его.  Цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи обучающимся,  чтобы они были успешными в учебной деятельности.  Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников, родителей, учителей: право выбирать уровень усваиваемого материала позволяет снизить перегрузки, снижает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства обучающихся, повышает мотивацию обучения.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с января 2008 года по сентябрь 2012 года.

1.5. Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта – урок, система уроков, внеурочная деятельность. Являясь составной частью  работы школы по теме «Индивидуальное сопровождение обучающихся в условиях перехода на стандарты нового поколения», опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

        

         1.6. Теоретическая база опыта

    Проблема дифференциации и индивидуализации обучения является одной из важнейших на современном этапе образования.

    Возникновение дифференциации и индивидуализации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы, до этого обучение было индивидуальным, соответственно, и темп продвижения учащихся, и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика. Важность учета «свойств ума», «природных наклонностей» учеников отмечали великие мыслители прошлого (Платон,  М.  Ф. Квинтилиан, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и т. д.). Русские педагоги (П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) также неоднократно подчеркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения. Впервые о дифференциации в науке заговорил Ю. К. Бабанский, который отмечал, что помощь учителя должна быть разной для разных учеников.

  В конце 80-х – начале 90-х годов XX века произошел очередной рост интереса к дифференциации обучения, который сохраняется и по настоящее время. Этот рост связывают с социальными и экономическими переменами в обществе, сменой ценностных ориентиров. В обществе усиливается осознание ценности каждой личности.

     Изучение основных направлений реформы общеобразовательной школы, прогнозов развития системы образования свидетельствует, что общеобразовательная школа  должна быть дифференцированной с профильной старшей школой.

     Отмечая важность и необходимость дифференциации на старшей ступени обучения,  следует учитывать, что целенаправленная, систематическая работа в этом направлении должна проводиться  на всех ступенях обучения.

1.7.Новизна опыта

Ученик - носитель индивидуального, субъективного опыта. Он стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия, в которых ему будет легче самовыражаться.

Использование на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях дифференцированного подхода направлено на создание ситуации успеха для каждого обучающегося в определенном виде деятельности,  которая помогает детям обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях. Дифференцированный подход в работе с обучающимися органично вплетается в существующую программу по биологии, дополняя и обогащая её. Внедрение в учебный процесс технологии дифференцированного обучения  формирует у обучающихся устойчивый интерес к изучению предмета, активизирует их познавательную деятельность, способствует повышению качества знаний.

2.  Технология опыта

         Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них просто недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учёбе и уверенность ученика в себе.   

Целью моего опыта является повышение эффективности процесса обучения биологии (а, значит, и повышение качества знаний) через создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- повышение у обучающихся уровня мотивации  к  учебно-познавательной деятельности;

- создание условий для развития самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала;

- повышение конструктивного и творческого уровней обучения школьников;

- введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы максимально организовать учёт индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и сделать их активными участниками образовательного процесса;

         -   развитие коммуникативных умений и навыков.

          Решать эти задачи в какой-то мере  помогает  дифференцированное обучение, поскольку оно направлено на индивидуализацию процесса обучения, на развитие интересов и способностей каждого ученика, на укрепление  умения  учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.

              Цель  уровневой дифференциации знаний и умений – обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого формируется повышенный уровень усвоения материала.

Такой подход позволяет большинству школьников добиваться успехов в учебе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей.

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

-  наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;

- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к обучающимся;

- базовый уровень должен быть реально выполним для всех обучающихся;

-  система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

- наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

           Если ученик достигает  уровня обязательной подготовки – это хороший сигнал о полновесных добротных знаниях и умениях, сигнал учебного успеха. Почувствовав уверенность в своих силах, школьник, естественно, задается вопросом: «А что дальше? Почему бы не испытать себя?» В этом случае  очень важно доказать слабому, что и ему доступен успех.

           Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания, чтобы дать обучающимся шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.

При этом я придерживаюсь несколько простых правил:

 – стараюсь найти в ученике то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать;

– если ученику тяжело, то помогу найти такое задание, которое ему по силам;

– чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе;

– не пытаюсь объяснить ученику то, до чего он может додуматься сам.

         

          Несмотря на то, что отношение нас, педагогов, к дифференцированному обучению остается неоднозначным, каждый, однако, вынужден признать, что дети отличаются не только обучаемостью, а и обученностью. Поэтому одинаково учить всех нельзя: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Но, дифференцируя учебный материал, мы тем самым разделяем обучающихся на группы, так как различный учебный материал предназначен для разных групп обучающихся. Условно почти любой класс можно подразделить на три группы.

1. С высоким уровнем развития познавательных интересов. Дети в этой группе интенсивно и с увлечением самостоятельно работают, стремятся разобраться в трудных вопросах.

2. Со средним уровнем развития познавательных интересов. Обучающиеся проявляют познавательную активность при побуждении учителя, интерес к самостоятельной работе в зависимости от ситуации, трудности преодолевают при помощи учителя.

3. С низким уровнем развития познавательных интересов. Обучающиеся отличаются познавательной инертностью, мнимой самостоятельностью в работе, часто отвлекаются при затруднениях, их характеризует полная бездеятельность.

Эти группы, как правило, гибкие и  подвижные.

          Значительную трудность для нас, учителей,  при подготовке к дифференцированной работе представляют дети со стойкой пониженной успеваемостью. У слабоуспевающих обучающихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина.  Нам необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. С целью повышения качества знаний,  нам  необходимо совершенствовать методику индивидуальной работы с обучающимися, использовать дифференцированный подход к обучению на всех этапах урока, систематически и целенаправленно работать со слабоуспевающими.

Я считаю, что дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия, и поэтому стараюсь применять различные формы организации дифференцированной работы обучающихся на уроке.  

           

          1. Этап изложения новых знаний, умений (первичного восприятия материала).

Осуществляя дифференцированный подход, я, во-первых, провожу более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения стараюсь его повторить, и может быть, не один раз, для отдельных групп.

            Кроме этого использую и такой прием: объясняю новый материал кратко на высоком уровне сложности (внесение проблемности в содержание учебных заданий), в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провожу объяснение того же, но более развернуто и доступно.

            Во время объяснения нового материала  стараюсь учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы адресую детям со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Обучающимся с хорошей зрительной памятью поможет  наглядность, с моторной – практическая работа на доске.

            2. Этап закрепления и применения знаний и умений.

Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Готовлю 2-3 варианта заданий. Обучающиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант заранее предназначается определенной группе учеников.

            Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, временами даю задания по образцу. Отдельным группам можно дать разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Некоторым обучающимся оказывается помощь (в качестве вспомогательного средства используются схемы, указание на страницу учебника, где можно найти справку и т.д.).

            Для школьников с высокими учебными возможностями стараюсь подбирать задания творческого характера, задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию различной трудности и характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию.

Кроме самостоятельной работы, на данном этапе урока применяю работу в группах, опережающее домашнее задание, составление конспекта.

            3. Этап отработки, закрепления изученных знаний.                                            Формы работы следующие:

-дифференцированные карточки для самостоятельной работы;

-работа в группах;

-дифференцированное домашнее задание;

-работа по конспекту.

           

         4. Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе стараюсь чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого, можно составлять задания повышающейся и понижающейся трудности. Каждое задание должно отражать определённый уровень усвоения материала. В процессе обучения задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть обучающихся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определенных учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию. Творческая деятельность на уроке сильных учеников, обгоняющих своих наиболее слабых товарищей, часто ставит последних в положение копирующих, воспроизводящих. Этим объясняется дифференциация заданий. На данном этапе урока часто провожу творческие работы, тесты, взаимоконтроль, самоконтроль и т. д.

          Большинство заданий в современных учебниках построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации. Во многих учебниках имеются нестандартные задания и задания повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы в отдельных классах я использую также тетради на печатной основе.

После изучения каждой крупной темы я провожу тематический, а в конце учебного года – итоговый контроль знаний. Для проведения такого контроля использую тесты, состоящие из большого числа заданий (15-20). На проведение обычно выделяю целый урок. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливаю обычно два или четыре варианта тестовых заданий. Тесты составляю таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий – на обязательном для всех учащихся уровне, а другая – на повышенном уровне. Например, тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены для всех и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения обучающимся, интересующимся биологией.

Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно использовать тестовые задания в сочетании в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного ответа, заданиями на установление соответствия или правильной последовательности процессов.

В течение последних двух лет я подготовила  проверочные работы  по всем разделам биологии 6 – 11 классов в форме ЕГЭ, используя для этого материалы сборников Федерального института педагогических измерений для подготовки  обучающихся к ГИА и ЕГЭ.

         Для повышения интереса обучающихся к биологии важно кроме уроков проводить и внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, предметные недели. Это тоже своеобразная дифференциация, которая позволяет даже слабоуспевающим обучающимся проявить себя в различных видах деятельности (поиск интересного материала, рисование, фотография, разгадывание загадок, написание творческих работ и т. д.), часто опережая своих одноклассников с высоким уровнем развития познавательных интересов.

       Из всего вышесказанного следует, что специфическими особенностями внутриклассной дифференциации являются ее гибкость, мягкость, аморфность. При внутриклассной дифференциации изменяются следующие элементы процесса обучения: содержание учебного материала и, в некоторой степени, результаты. Цели, методы, формы процесса обучения не дифференцируются, то есть не затрагиваются все звенья учебного процесса.

          Проблемой реализации внутриклассной дифференциации в практике является резко увеличивающийся объем работы учителя, если не существует достаточного методического обеспечения учебного процесса заданиями, рассчитанными на разнообразные (по обучаемости, интересам, типу восприятия, особенностям познавательных процессов и т.д.) учеников.

       Однако, несмотря на недостатки, уровневая дифференциация, на мой взгляд, является перспективной формой организации деятельности обучающихся на уроке, способствующей не только повышению  качества знаний и эффективности образовательного процесса, но и развитию познавательной активности обучающегося.

       Из   опыта своей  работы  знаю,  что   дифференцированные  задания,  составленные  с  учетом  возможности  обучающихся,  создают  в  классе   благоприятный   психологический  климат.  У  ребят  возникает   чувство   удовлетворения   после  каждого  верно  решенного  задания.  Успех,  испытанный  в  результате  преодоления  трудностей,  дает  мощный  импульс  повышению  познавательной   активности.  У  обучающихся,  в  том   числе  и  у  слабых,  появляется  уверенность  в  своих  силах.  Все  это  способствует  активизации  мыслительной   деятельности   обучающихся,   созданию   положительной   мотивации   к  учению.

                   

3. Результативность опыта

Использование дифференцированного обучения на уроках биологии, несомненно, даёт определённые результаты:

–  значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируются навыки самостоятельной работы, любознательности, стремление к активной познавательной деятельности, обучающиеся показывают более прочные знания и умения по предмету;

– создается обстановка для естественного самовыражения  ученика, ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, избирательность в способах работы.

        В результате  применения  дифференцированного обучения на уроках биологии,  у обучающихся повысился уровень мотивации и качество знаний по предмету.

                  Таким образом, создание ситуации успеха на уроках биологии через использование дифференцированного подхода в учебном процессе повышает не только уровень мотивации к учебно-познавательной деятельности, но и качество усвоения предмета, конструктивный и творческий уровни обучения, а также уровень социализации обучающихся. Современные образовательные технологии помогают максимально организовать учет индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения и сделать их активными участниками образовательного процесса.                                                            

4. Библиографический список

1.  Бабанский Ю. Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М., 1979.                                                                                                                               2.  Дорофеев Г. В. и др. Дифференциация в обучении биологии.// Биология в школе. — М, 1989.-№4.                                                                                           3. Иванова Т. В. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии -  М.: Просвещение, 1997 г.                                                                            4.  Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М.: «Академия», 2002.                                                                                                                                 5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008.                                                                                                  

          Примеры дифференцированных заданий по закреплению и применению знаний

           Примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий. 
         
Пример 1. Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы»
Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей.
Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а также определить консументы различных порядков, продуценты, редуценты.
Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов.
           Пример 2. Дана задача: Коков был генотип родителей, если во втором поколении расщепление по двум признакам шло в соотношении 2:4:4:6
Задание для 1-й группы. Решите задачу.
Задание для 2-й группы. Решите задачу. Определите фенотипы родителей и полученных гибридов 1-го поколения.
Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Определите фенотипы и генотипы родителей и 2-х поколений гибридов.

       Примеры дифференцированных заданий по объему учебного материала.
        Пример 1. Основное задание: Опишите строение цветка клевера, ромашки, яблони.
Дополнительное задание: Подумайте, какие виды насекомых приспособлены к опылению этих цветков, в чём это выражается?
       
Пример 2. Основное задание: Определите с помощью гербария виды растений.
Дополнительное задание: Приведите примеры растению тех же видов, определяя род и семейство.

         Примеры дифференцированных вопросов по теме «Кишечнополостные.
         Репродуктивные вопросы:  1) Какие основные части имеет тело гидры? 2) Какой образ жизни ведет пресноводный полип гидра? 3) Почему гидру называют полипом? 4) Какие животные относятся к типу кишечнополостные?   Расширяющие вопросы:  1) Какое значение в жизни медузы имеет ее куполообразная форма тела со свисающими вниз щупальцами?  2) Коралловые полипы образуют известковый скелет. Откуда они берут известь для строительства скелета?     Развивающие вопросы: 1) Почему кишечнополостные животные обитают преимущественно в соленой воде морей и океанов? 2) Актиния – многоклеточное животное, способное реагировать на воздействия окружающей среды (прикосновение руки). Как осуществляется реакция и каковы ее сходства и отличия от одноклеточных животных?

          Разработка урока по теме «Заболевания органов кровообращения, их предупреждение» (8 класс)

 

Цель:  создать условия для эффективного усвоения знаний о заболеваниях органов кровообращения, о мерах по их предупреждению.

Задачи: - способствовать пониманию причин и факторов, ведущих к заболеваниям                органов кровообращения; выработать умения по оказанию первой помощи при различных видах кровотечений;

              - продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в дополнительной литературе, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

              - формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся. 

Оборудование:  дидактический  материал (см. приложение),  компьютер, мультимедийный  проектор, СД-диск (материалы к уроку), перевязочный материал. 

Ход урока

 I.Организационный момент.

    II. Мотивация (сообщение темы, формулирование совместно с учащимися целей урока).

   III. Актуализация знаний – «Конкурсная программа».

1.«Разминка»

   1) Разгадайте загадки:

        Вмиг связаться с кислородом

        Может только он один.

        Он «живет» в эритроцитах.

        Как зовут?    …………….            (Гемоглобин)

Этот орган кровь качает,

Орган главный, каждый знает,

А внутри есть клапан – «дверца»,

Что за орган? Это …………..              (Сердце)

    2)Прочитайте «таинственное» письмо

 Ответ: Кровь – жидкость особого свойства.

2.Подведение итогов выполнения домашней работы в рабочих тетрадях (№ 106 – 109)

***(В листах инд. работы уч-ся ставят количество баллов.)

    3.Конкурс «Термины»

    Каждый уч-ся получает карточку с текстом, в котором пропущены слова. Вместо многоточий надо вставить пропущенные слова – термины по изучаемой теме «Кровь. Кровообращение».

    Выполнив задание, уч-ся обмениваются карточками и проводят взаимопроверку, сверяя ответы с образцом; оценивают работы.

***(В листах инд. работы ставится оценка.)

   4.Конкурс «Разгадай кроссворд»

   Каждый уч-ся получает карточку с кроссвордом, в течение 5 минут решает его, затем сверяет с ответами и оценивает свою работу.

***(Результат заносит в лист инд. работы.)

  IV.Восприятие и осмысление нового материала.

   1.Причины заболеваний органов кровообращения.

    Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2,5 млн раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 000 000 железнодорожных цистерн. И эта работа выполняется органом, масса которого немногим больше 300 г, а толщина мышечной стенки не превышает 10-15 мм.

     Вопрос к учащимся. Почему же такой совершенный механизм начинает давать сбои? В чем причина заболеваний органов кровообращения? Почему в мире на первом месте среди причин смертности людей стоят именно болезни сердечно-сосудистой системы?

     Ответ – результат обсуждения с учащимися:

      – гиподинамия;

      – избыточное, несбалансированное питание;

      – курение;

      – алкоголь.

  2.Сообщения, подготовленные учащимися:

      – «Вредное влияние гиподинамии»;

      – «Питание и заболевания кровеносных сосудов»;

      – «Влияние табака на сердце и сосуды»;

      – «Влияние алкоголя на сердце и сосуды»

***(В листах индивидуальной работы записать тему и оценку)

3.Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

    О вредных привычках мы поговорили, теперь речь пойдет о факторах, которые положительно влияют на работу сердца и сосудов. Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни.

  Вопрос. Как физическая нагрузка может повлиять на работу сердца?

    В процессе обсуждения учащиеся формулируют вывод:

    – увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу;

    – улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами;

    – это способствует укреплению сердечной мышцы и ее развитию.

    В то же время следует помнить, что у детей и подростков рост сети кровеносных сосудов отстает от роста сердца, поэтому сердце затрачивает дополнительные усилия на проталкивание крови через узкие просветы сосудов. В этот период физические нагрузки нужны, но в пределах возможности каждого.

  4.Первая помощь при кровотечениях.

По кровеносным сосудам человека циркулируют около 5 л крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря  2-2,5 л крови при кровотечениях смертельна для человека.

Кровотечение бывает внутренним и наружным. Внутреннее кровотечение очень опасно, так как кровь может изливаться в плевральную или в брюшную полость, а также в полость черепа. Но точный диагноз может поставить только врач. Поэтому пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в больницу.

При наружном кровотечении оказывают первую помощь в зависимости от вида поврежденных сосудов. Кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным.

V. Первичное закрепление и применение знаний и умений.

 1)Изучить памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях  2)Выполнить практическое задание по карточкам

VI. Рефлексия, обсуждение результатов работы.

VII. Д/З: повторить темы «Внутренняя среда организма», «Кровообращение».

«Таинственное» письмо.

………………………………………………………………………………………

 «Назови термины».                                                                              1.Движение крови по кровеносным сосудам …………………………………. .

2.Самый крупный сосуд - …………………………. .

3.Красные кровяные клетки - ………………………………… .

4.Кровь, насыщенная кислородом - ……………………………………… .

5.Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям - ………………………. .

6.Сосуды, несущие кровь от сердца - …………………….. .

7.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия - ………………………………..……………………………………………………

8.Белые кровяные клетки - …………………….. .

9.Самые мелкие сосуды - …………………………. .

10.Ритмичные толчки на запястье - ………………… .

Кроссворд «Кровь. Кровообращение».

1.

 

А

2.

О

3.

Р

4.

Т

5.

А

1.Клапаны, расположенные между предсердиями и желудочками.

2.Клетки крови, функция которых связана с процессом свертывания крови.

3.Центральный орган кровообращения.

4.Сколько литров крови в организме человека?

5.Сосуд, несущий кровь к сердцу.

Памятка по оказанию первой помощи при кровотечениях.

Капиллярное кровотечение:

 – промыть рану перекисью водорода или кипяченой водой;

 – обработать края раны йодом или «зеленкой»;

 – наложить обычную стерильную повязку.

Венозное кровотечение:

 – поднять конечность вверх;

 – наложить давящую повязку (а если вена крупная – то и жгут);

 – доставить пострадавшего в больницу.

Артериальное кровотечение:

 – пальцевое прижатие (кратковременное);

 – наложить жгут, подложив кусок ткани (лето – 2 ч., зима – 1 ч., обязательно – записка с датой и временем наложения);

 – на рану наложить стерильную повязку;

 – доставить пострадавшего в больницу.

Внутреннее кровотечение.

      Признаки: пострадавший бледнеет, покрывается потом, дыхание учащается, пульс становится частым и слабым.

      Действия:

 – уложить или придать полусидячее положение;

 – к предполагаемой области кровотечения приложить холод;

 – срочно доставить пострадавшего в больницу.

Карточки – задания для практической работы.

  1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет сильными толчками, цвет крови – алый.
  2. У пострадавшего рана на внутренней стороне левого запястья, довольно сильное кровотечение, цвет крови – темный.
  3. У пострадавшего порез большого пальца левой руки, кровь темная, вытекает медленно.
  4. У пострадавшего обширная ссадина на правой ладони, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Контрольно-диагностическая работа по биологии за курс          10 класса (по материалам ЕГЭ)

Вариант 1

А. Выберите один правильный ответ

А1. Зигота – это:  

1) результат мейоза          2) результат слияния гамет                                                              3) результат созревания половых клеток

А2. На сходстве строения клеток организмов разных царств основывается теория:

       1) эволюционная          2) хромосомная          3) клеточная  

А3. Гаструла представляет собой зародыш:

       1) однослойный           2) двухслойный          3) трехслойный

А4. Источником энергии в клетке не являются молекулы:

       1) глюкозы          2) АТФ          3) ДНК

А5. Деление клеток многоклеточного организма лежит в основе:

       1) роста и размножения

       2) регенерации и обмена веществ

       3) обмена веществ и движения

А6. Хлоропласты имеются в клетках:

       1) грибов          2) водорослей          3) животных

А7. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют:

       1) эмбриогенезом          2) филогенезом          3) онтогенезом

А8. Расщепление биополимеров до мономеров при энергетическом обмене происходит на этапе:

       1) подготовительном          2) бескислородном          3) кислородном  

А9. Генотип — это совокупность генов:

   1) одной особи     2) особей вида      

   3) определяющих проявившиеся внешне признаки

А10. Триплетность, специфичность, универсальность - это свойства:

      1) генотипа          2) генома          3) генетического кода

А11. Появление одинаковых по генотипу и фенотипу особей возможно при моногибридном  скрещивании особей:

   1) гомозиготной и гетерозиготной          2) гомозиготных          

   3) гетерозиготных

А12. Зависимость продуктивности коров от условий кормления – пример изменчивости:

       1) генотипической          2) мутационной          3) фенотипической

А13. Процесс скрещивания особей и получение от них потомства называется:

  1) биотехнология          2) гетерозис          3) гибридизация

А14. При искусственном отборе формируются признаки, полезные:

       1) человеку          2) виду          ) биоценозу

А15. Биогенетический закон важен, поскольку:

1) подтверждает различие в происхождении животных сходных систематических групп

2) свидетельствует о единстве происхождения животных разных систематических групп

3) подчеркивает различие в происхождении животных разных систематических групп

В. Установите соответствие, последовательность

В1. Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и ее видом:

       ВИД НУКЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ              ХАРАКТЕРИСТИКА

       А)  ДНК                                        1)  имеет форму клеверного листа

       Б)  т-РНК                                      2) состоит из двух спирально закрученных цепей

                                                               3) доставляет аминокислоты к рибосоме

                                                          4) является хранителем наследственной информации

                                                  5) в длину достигает нескольких сотен тысяч нанометров

                                            6) имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых   кислот

       А –   ______________________

       Б –   ______________________

В2. Установите правильную последовательность  стадий митоза:

       А) телофаза                    Г) метафаза

       Б)  профаза                     Д) интерфаза

       В)  анафаза

       _____          _____          _____          _____          _____

С. Дайте аргументированные ответы на вопросы

С1. Какая  форма размножения, половое или бесполое, обеспечивает лучшую приспособляемость организмов к изменениям окружающей среды и почему?

С2. Почему современное человечество не может обойтись без биотехнологии?

Вариант 2

А. Выберите один правильный ответ

А1. Мейоз – это деление клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках:

       1) увеличивается в 2 раза          2) уменьшается в 2 раза          

       3) не изменяется

А2. Клетки, сходные по происхождению, строению и выполняемым функциям, образуют:

       1) ткани          2) органы          3) единый организм

А3. Бластула представляет собой зародыш:

       1) однослойный          2) двухслойный          3) трехслойный

А4. Углеводом животной клетки  не является:

       1) гликоген          2) крахмал          3) хитин

А5. Перекомбинация участков гомологичных хромосом в мейозе происходит при:

       1) их удвоении          2) кроссинговере          3) расхождении к полюсам

А6. В процессе фотосинтеза главную роль играют:

       1) хромосомы          2) лейкопласты          3) хлоропласты

А7. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза отражает закон:

       1) расщепления      2) сцепленного наследования          3) биогенетический

А8. В процессе энергетического обмена:

       1) образуются жиры          2) синтезируются молекулы АТФ        

       3) образуются белки

А9. Фенотип—это совокупность:

    1) доминантных генов          2) проявившихся внешне признаков  

    3)генотипов одного вида

А10. Единство генетического кода всех живых существ на Земле проявляется в его:

       1) триплетности          2) специфичности          3) универсальности

А11. Моногибридным называют скрещивание, при котором родительские организмы:

1) не различаются     2) различаются по одному признаку                                                            3) различаются по двум признакам

А12. Под влиянием мутагенов у организмов возникает изменчивость:

       1) генотипическая          2) фенотипическая          3) возрастная

А13. Изменчивость, проявляющаяся в связи с изменением генетического материала, называется:

  1) генетической          2) модификационной          3) возрастной

А14. Искусственно выведенную человеком группу животных называют:

       1) популяцией          2) сортом          породой

А15. Н. И. Вавилов разработал:

       1) хромосомную теорию наследственности

       2) гипотезу происхождения жизни

       3) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений  

В. Установите соответствие, последовательность

В1. Установите соответствие между способами размножения и их характеристикой:

       СПОСОБЫ  РАЗМНОЖЕНИЯ             ХАРАКТЕРИСТИКА

       А) бесполое                          1) происходит без образования гамет

       Б)  половое                            2) участвует лишь один организм

                                                        3) происходит слияние гаплоидных ядер

                                                        4) образуется потомство, идентичное исходной особи

                                                 5) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

                                                 6) происходит с образованием гамет

       А –   ______________________

       Б –   ______________________

В2. Установите правильную последовательность ранних стадий онтогенеза:

       А) зигота                    Г) гаструла

       Б) гаметы                   Д) бластула

       В) органогенез

       _____          _____          _____          _____          _____

С. Дайте аргументированные ответы на вопросы

С1. Объясните с позиции генетики, почему среди мужчин гораздо больше дальтоников, чем среди женщин?

С2. Почему для каждого региона нужны свои сорта растений и породы животных?

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний

В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме....

Метод проектов как средство повышения качества знаний на уроках литературы.

Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлени...

Активные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку.

Данный материал может быть использован педагогами как методические рекомендации при использовании активный форм обученияв образовательном процессе....

Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний

Экзамен ЕГЭ – самое сложное испытание для старшеклассников перед поступлением в ВУЗ. Как правильно подготовить школьников к сдаче экзамена, добиться того, чтобы выпускники были уверены в своих силах п...

«Учебно-познавательные задачи как средство повышения качества образования на уроках биологии»

Работа содержит материалы по формам и методам работы на уроках биологии, направленных на повышения мотивации учащихся к обучению и на повышения качества знаний по предмету....

Использование ИКТ технологий как средство повышения качества знаний на уроках математики

В статье отражены преимущества ИКТ технологии, показаны приемы и методы, способствующие повышению качества знаний на уроках математики....

Индивидуальный подход как средство повышения качества знаний на уроках математики

Индивидуальный подход как средство повышения качества знаний на уроках математики...