Использование ИКТ технологий как средство повышения качества знаний на уроках математики
статья на тему

Камалутдинова Светлана Михайловна

В статье отражены преимущества ИКТ технологии, показаны приемы и методы, способствующие повышению качества знаний на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Камалутдинова С. М.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Лицей г. Малмыжа», г. Малмыж

Использование ИКТ технологий как средство повышения качества знаний учащихся на уроках математики

Предмет математики в курсе средней школы является довольно сложным. В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования ИКТ технологий. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания. Главной задачей использования компьютерных технологий, в том числе на уроках математики, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой. Использование ИКТ – технологий приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Я считаю, что сегодня быть педагогически  грамотным  учителем нельзя  без изучения всего обширного арсенала общеобразовательных технологий. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность.

Работая в школе учителем математики более 15 лет, поняла, что сегодня недостаточно использовать какую-то отдельную технологию, эффективности урока   способствует применение совокупности современных образовательных  технологий:

  •  Проблемное обучение;
  • Разноуровневое обучение;
  •  ИКТ технологии;
  •  Здоровьесберегающие технологии;
  •  Развивающее обучение;
  •  Игровые технологии и т.д.

Выбор технологии зависит и от этапа урока,  и от предмета, от сложности темы, а также подготовленности класса. Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Выделяют следующие варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:

  • урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве “электронной доски” (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов;
  • урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
  • урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;
  • работа с электронным учебником  с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.

В связи с недостаточной оснащенностью школы компьютерами, я применяю первый вариант  использования средств ИКТ в обучении математике.

Информационные технологии использую при решении устных заданий,  при изучении нового материала, для закрепления пройденного, отработке учебных умений и навыков, для обобщения и систематизации знаний, контроле знаний. В качестве домашнего задания учащимся предлагаю подобрать информацию, подготовить доклад, проект, презентацию на определенную тему.

Особенно мне нравится работать над созданием презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата. По способу использования их можно разделить на две группы: презентации для сопровождения лекции  и презентации в индивидуальной работе  над проектом.

Очень эффективно применять ИКТ технологии на уроках геометрии и стереометрии, поскольку это позволяет представить пространственные фигуры в трехмерном измерении, рассмотреть их сечения и т.д.

Уроки с использованием ИКТ технологий  эффективны не только своей эстетической привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия учащихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное  программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Информационные технологии на уроках математики привлекательны тем, что направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, делают  работу учителя более продуктивной, поскольку экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляют материал.

Эффективность использования современных информационных технологий подтверждается результатами высоких учебных достижений.

Список используемых источников

1. Еркина С.Л., зам. директора по ОВР ЦДНТТ ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Современные образовательные технологии.[ http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf]

2. Осипова М.В. Использование ИКТ и ресурсов сети Интернет как средство повышения мотивации к изучению математики (из опыта работы).

[ http://festival.1september.ru/articles/642649/]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на II квалификационную категорию по теме "Использование мультимедийного проектора как средства повышения качества знаний"

ОглавлениеРабота сдавалась в 2010 году. В своем составе имеет:Введение. 3План работы.. 5Глава 1. Теоретическое обоснование  использования мультимедийного проектора как средства повышения ка...

Роль современных  образовательных технологий в повышении качества знаний на уроках математики с учащимися ТНР

Роль современных образовательных технологий в повышении качества знаний на уроках математики с учащимися ТНРНаша цель – обеспечить качественное образование, чтобы каждый учащийся ...

Статья "Информационная компетентность современного учителя технологии как средство повышения качества знаний школьников"

В статье описано, как  ИКТ технологии являются эффективным средством индивидуализации обучения, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познаватель...

Индивидуальный подход как средство повышения качества знаний на уроках математики

Индивидуальный подход как средство повышения качества знаний на уроках математики...