"Развитие критического мышления на уроках биологии"
статья по биологии (6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rkm.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития  критического  мышления на уроках биологии

Ховалыг Алимаа Владимировна

учитель биологии и химии дистанционного обучения при

МБОУ СОШ №1

г. Шагонара Республики Тыва

        Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. [2]        

Технология  критического мышления разработана американскими учёными. Как научить мыслить? Как  научить людей принимать решение в любой, даже самой нестандартной ситуации? Я придерживаюсь мнения, тех учёных, которые считают, что коммуникативные умения - готовность получать необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения, осуществлять информационный поиск, извлекать информацию и использовать её - можно развить, создав для этого специальные условия. Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется мне инструментом, который позволяет разрешить и реализовать педагогические задачи.

«Критическое мышление» - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление»- это новый  взгляд на урок. Эта технология даёт освоение нового способа познания. Уроки, поcтроенные в данной технологии, побуждают детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Правила проведения уроков по формированию критического   мышления

1. В работу должны быть вовлечены все учащиеся. Для этого, например, используют методический приём – короткие выступления при обсуждении темы.

2. Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого

полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе,  предоставлять им возможность самореализации.

3. Процедуру и регламент урока надо обсудить в начале занятия и не нарушать их.

4. Ученики могут делиться на группы добровольно, но обязательно надо добиться, чтобы группы были примерно равны по силам.

Методические приёмы на уроках критического мышления

1. «Корзина» идей (на этапе вызова).

 На доске рисуется корзина, в которую «складываются» идеи,

а учитель записывает, ничего не комментируя.

2.Составление «кластера». «Кластер»- пучок, созвездие - попытка систематизировать имеющиеся знания (на этапе вызова или рефлексии).

3.Бортовой журнал - перед чтением или слушанием материала задаются вопросы: что я уже знаю? что мне надо об этом  узнать? Почему? (этап осмысления или этап рефлексии).

4.Выходная карта - на этапе рефлексии. Учитель просит написать 3 тезиса:

1) самая важная идея; 2) самая спорная мысль данного занятия; 3) идея, которую я хотел бы обсудить на следующем занятии.

5.Двойной дневник - пополам вертикальной чертой разделить страницу:

фрагменты текста │ размышления ученика

6.Пометки на полях (инсерт) - отслеживать отношения ученика к тексту.

Значки: V   - информация уже известна

+    - то,  что он узнал новое и согласен

 -  то, с чем он не согласен

? – совсем непонятно и хочет узнать больше.

После прочтения текста - заполнять маркировочную таблицу.

7. Маркировочная таблица (ЗУХ): 3 колонки ( этап рефлексии)

Знаю  V

Узнал  +

Хочу узнать  ?

Только своими словами!  Можно дать  домашнее задание.

8.Чтение с остановками - работа с учебником. Процесс чтения дробится. Перед чтением каждой части учитель задаёт вопрос: о чём будет данный текст? Далее идёт обсуждение. О чём будет дальше текст? Читают дальше. Следить за тем, чтобы ученики не  уходили от темы.

9.Взаимоопрос- 2 ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы относительно  прочитанного и переходят к другому абзацу.

10.Приём перекрёстной дискуссии - педагог продумывает один бинарный вопрос,

Например: спирты – это основания ?

Разделить листок  на две колонки:

(−) факты                         │   (+) факты

Сначала  работает пара, потом четвёрки, которая принимает решение и со своими выводами знакомит аудиторию. После этого учитель просит сесть на один ряд кто (+) , на другой ряд- кто (-) . Группа каждого ряда приводит чёткие аргументы:

11.  « Зигзаг»- учитель дробит текст на  несколько смысловых кусков,

к каждому фрагменту задаются вопросы  по сути. Учитель делит класс на группы.

Количество отрывков должно совпадать с количеством учеников в группах. Экспертные группы (они состоят из членов каждой группы) работают над своей частью текста. Партнёры - эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют способы его представления. Затем формируются рабочие группы для взаимообучения со своим экспертом по каждому вопросу. Эксперты по очереди знакомят всю группу с изученным материалом. Задача группы в том, чтобы каждый овладел темой  целиком.

12. «Синквейн»- стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым правилам. Применяется на этапе рефлексии с целью краткого лаконичного изложения того, что ученик услышал.

13.Учебный мозговой штурм (групповой метод, тема должна быть проблемная).

Выдвижение всевозможных решений данной проблемы. Каждая группа решает проблему.

Технологическая  карта урока биологии

Тема урока: «Земноводные - первые наземные животные».

Характеристика темы: данный урок является последним в теме «Класс Земноводные». На изучение этой темы отводилось 4 урока.

Учитель: Тихонова Галина Васильевна.

Класс: 8-a , IV вид, 6 учащихся

Дидактическая цель: Создание условий для обобщения и систематизации  учебной информации через использование технологии критического мышления и  разноуровнего обучения.

Цели по содержанию:

I. Образовательные: 1.Способствовать обобщению и систематизации знаний о внешнем и  внутреннем строении  земноводных животных.

2.Создать условия для установления причинно-следственных связей между строением и условиями обитания.

3.Выяснить значение появления класса амфибий на пути эволюции позвоночных животных.

II. Развивающие: 1.Продолжить развитие информационной компетентности – умения находить необходимые сведения в тексте учебника, извлекать информацию из других источников.

2.Продолжить развитие коммуникативной компетентности - готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигая гипотезу, доказательства.

3.Продолжить развитие социальной компетентности-продуктивно взаимодействовать со своими партнёрами, с членами группы при взаимообучении.

III. Воспитательные: 1.Продожить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к природе, к братьям нашим меньшим.

2.Продолжить формирование научного мировоззрения на основе познания процесса исторического развития животного мира.

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Методы обучения: репродуктивный, проблемного изложения, частично- поисковый ( по И.Я. Лернеру, М.Н.Скаткину ).

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая фронтальная.

Структура  урока  Эпиграф урока:    «Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше.

                               Наряд  у лягушки удобен и прост…»    Лейла Гайнулина

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Этап вызова.

●актуализация

и обнаружение

имеющихся у ученика знаний по данной проблеме.

●побуждение интереса к теме

●мотивация ученика к учебной деятельности

●Создаёт комфортную ситуацию для начала урока.

●Звучит запись голосов земноводных в природе, предлагает эпиграф и задаёт вопросы:

-О ком идёт речь в этом эпиграфе?

-С какой целью у земноводных появились лёгкие?

-Докажите, что земноводные – это пионеры во всём, что касалось жизни в воздушной среде?

●Делит класс на 2 группы  по 3 человека в каждой и предлагает сыграть в игру «Верю-не верю»: ответить на вопросы и обосновать

своё мнение.

●Задаёт вопрос:

*В чём же земноводные

были «пионерами»?

●Готовятся к началу урока

●Приветствуют учителя и гостей

●Актуализируют имеющиееся знания.

●Создают группы, обсуждают ответы, затем последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

●Рассуждают, делают

предположения.

2.Этап осмысления.

●получение новой информации

●осмысление новой информации

●соотнесение её с  уже имеющимися знаниями

●Предлагает учащимся добровольно создать новые по составу экспертные группы: 3 группы по 2 человека, с тем, чтобы сообща поработать  и обсудить предложенные задания, используя учебник и дополнительную литературу, затем вернуться   в  группу и ознакомить всех с изученным материалом

(стратегия «зигзаг»)

●Объединяются в экспертные группы,

изучают информацию, отвечают на вопросы, возвращаются в группу и поочереди рассказывают.

3.Этап

рефлексии.

●целостное осмысление и обобщение полученной информации

●выработка собственного    отношения к изученному материалу и его повтор-ная проблематизация

(новый «вызов»)

●анализ всего

процесса изучения материала

●Задаёт вопросы по обсуждаемой проблеме членам группы

●Составить «кластер» по

изучаемой проблеме

(пучок идей)

↑           ↑           ↑

земноводные-

пионеры

↓            ↓          ↓

●Предлагает вернуться к игре «Верите ли вы?»

и вновь обсудить предложенные в ней вопросы.

●Предлагает разноуровневое домашнее задание:

Δ  прочитать §, повторить признаки земноводных

■ подумать, почему земноводные не стали самой процветающей

группой животных?

*составить « синквейн» по изученной теме

●Предлагает оценить

уровень эмоционального состояния:

!-мне было интересно

?.много было непонятно

-- мне было неинтересно

● Определить уровень

своих достижений,   наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания

●Подводит итоги урока, объявляет отметки

●Отвечают на     вопросы

●Составляют «кластер» и презентуют  его.

●Отвечают на вопросы и обосновывают своё мнение.

●Записывают домашнее задание.

●Оценивают уровень

своего эмоционального состояния на уроке.

●Определяют уровень своих достижений(Δ, ■, *)

Приложение №1 .Вопросы.  Верите ли вы, что…

● Земноводные - это первые наземные животные.

● Земноводные могут издавать громкие звуки и неприятный запах.

● Земноводные не болеют кожными заболеваниями.

● В Китае и Японии используют яд жабы в медицине.

● Земноводные могут ориентироваться, используя магнитное поле Земли.

● Человек сконструировал несколько моделей «лягушачьего глаза».

● Земноводные имеют в скелете шейный позвонок, который соединён с черепной коробкой.

● Трёхкамерное сердце земноводных более выгодно, чем двухкамерное сердце рыб;

● Земноводные поддаются дрессировке.

Приложение №2 Задания для работы экспертных групп.

Экспертная группа № 1. Обсудите вопросы

■У земноводных врагов предостаточно, а ни острых когтей, ни мощных клыков у них нет. И всё же за миллионы лет они в совершенстве освоили искусство самообороны. Докажите это.

■Без компаса и карты ориентируются земноводные на местности. Что помогает им в этом?

Экспертная группа № 2 Обсудите вопросы

■ Земноводные первыми встали на ноги и научились поворачивать голову. Какие особенности  скелета появились в связи с этим?

■У земноводных трёхкамерное сердце и два круга кровообращения. Докажите, что, это выгодно.

Какие преимущества в связи с этим получили земноводные?

Экспертная группа № 3. Обсудите вопрос

Усовершенствование систем внутренних органов повлекло усложнение самой важной системы - нервной, причём в первую очередь её главного отдела- головного мозга. О сообразительности животных судят  по одному показателю: поддаются или не поддаются они дрессировке.

Что можно сказать о сообразительности земноводных? Ответ обоснуйте.

                                                        Список литературы

  1. Бессуднова, Н.В. Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии / Бессуднова Н.В., Евдокимова Т.А., Клочкова В.А.// Биология в школе. – 2008. - № 3. – С. 24-30
  2. Русских, Г.А. Технология развития критического мышления/ Г.А. Русских// Биология в школе. – 2004 - № 2. – С.28-33.
  3. Мишина, Е. Развивать критическое мышление учащихся / Мишина Е.// Учитель . – 2009.- № 2 .– С.62-63
  4. Аргунова, М.В. основные подходы к организации уроков в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие»/ Аргунова М.В.// Биология в школе. – 2009. - № 3 – С.37-44

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии

разработка урока с применением технология развития критического мышления.  Комбинируя  приемы технологии развития критического мышления  учитель может планировать уроки в соответствии с...

Технология развития критического мышления на уроках биологии. Составление схемы "Синквейн".

Материал содержит составленный синквейн по теме "Размножение" и рекомендации по его составлению.Схема составления синквейна.1.Тема, ключевое слово2.Описание  понятия (2 прилагательных)3.Действие ...

Развитие критического мышления на уроках биологии.

Материал содержит теоретические основы технологии Развития критического мышления с практическими примерами из опыта обучения биологии....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии

Приемы повышения интереса учащихся к обучению показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, их общенаучны...

Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии

В работе описаны цели и задачи данной технологии, стадии,приемы применяемые мною на уроках биологии  в 5-9 классах.        Вызов –  стимулирование интереса...

Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии

Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...

Технологическая карта урока по теме «Водоросли» - 6 класс (технология развития критического мышления на уроках биологии)

Технологическая карта урока по теме «Водоросли» - 6 класс (технология развития критического мышления на уроках биологии)Тип урока: урок изучения нового материала.Цельурока: изучение особенностей строе...