Создание единого образовательного пространства. Реализации практико-ориентированного подхода на уроках биологии и во внеурочной деятельности
статья по биологии на тему
Каждый ребенок талантлив, каждый признан, каждый представляет собой главную ценность и цель образования. Особое внимание в МБОУ «Гимназия №118», в которой я уже работаю три года, уделяется поиску и реализации ресурсов образовательной среды, формирующей у гимназиста навыки критического восприятия информации, способность к нестандартным решениям и изобретательности, готовность работать в команде, навыки социализации и межкультурной коммуникации, владение информационно-коммуникационными технологиями и пр. Коллектив гимназии работает над проблемой: «Cмыслопорождающая среда гимназии как условие опережающего развития, компетентностно ориентированного обучения и личностно- ориентированного воспитания обучающихся». В этой связи решаются следующие педагогические задачи: внедрение в образовательный процесс гимназии идей личностно-ориентированного образования опережающего типа; разработка инновационной модели культуросозидающей образовательной среды на основе внедрения новых ИКТ, культурных и социальных практик; проектирование образовательной среды гимназии как пространства смыслопорождения, жизнетворчества и присвоения гуманистических идеалов; разработка эффективных психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию индивидуальных траекторий гимназистов; психолого-педагогическая поддержка детской одаренности и развитие субъектной позиции гимназиста; стимулирование творческих инициатив педагогов и пропаганда передового педагогического опыта; осуществление инновационной деятельности гимназии в контексте культурологического, смыслодидактического подходов и модульной технологии личностно-ориентированного образования.
Образовательная среда урока в гимназии создается на основе особого подхода к его моделированию и проведению. Центр каждого урока – действенная мысль, стимулируемая участием в интеллектуальной познавательной деятельности. Это предполагает открытие глубинных смыслов учебных представлений, понятий, закономерностей и законов. Основные методы и приемы обучения: метод формирования представлений, метод развития мышления, метод смыслового переживания, метод самостоятельного действия и рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_edinogo_obrazovatelnogo_prostranstva.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание единого образовательного пространства. Реализации практико-ориентированного подхода на уроках биологии и во внеурочной деятельности»
Маслова Елена Васильевна,
учитель биологии,
МБОУ «Гимназия № 118»,
г.Ростов-на-Дону
Каждый ребенок талантлив, каждый признан, каждый представляет собой главную ценность и цель образования. Особое внимание в МБОУ «Гимназия №118», в которой я уже работаю три года, уделяется поиску и реализации ресурсов образовательной среды, формирующей у гимназиста навыки критического восприятия информации, способность к нестандартным решениям и изобретательности, готовность работать в команде, навыки социализации и межкультурной коммуникации, владение информационно-коммуникационными технологиями и пр. Коллектив гимназии работает над проблемой: «Cмыслопорождающая среда гимназии как условие опережающего развития, компетентностно ориентированного обучения и личностно- ориентированного воспитания обучающихся». В этой связи решаются следующие педагогические задачи: внедрение в образовательный процесс гимназии идей личностно-ориентированного образования опережающего типа; разработка инновационной модели культуросозидающей образовательной среды на основе внедрения новых ИКТ, культурных и социальных практик; проектирование образовательной среды гимназии как пространства смыслопорождения, жизнетворчества и присвоения гуманистических идеалов; разработка эффективных психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию индивидуальных траекторий гимназистов; психолого-педагогическая поддержка детской одаренности и развитие субъектной позиции гимназиста; стимулирование творческих инициатив педагогов и пропаганда передового педагогического опыта; осуществление инновационной деятельности гимназии в контексте культурологического, смыслодидактического подходов и модульной технологии личностно-ориентированного образования.
Образовательная среда урока в гимназии создается на основе особого подхода к его моделированию и проведению. Центр каждого урока – действенная мысль, стимулируемая участием в интеллектуальной познавательной деятельности. Это предполагает открытие глубинных смыслов учебных представлений, понятий, закономерностей и законов. Основные методы и приемы обучения: метод формирования представлений, метод развития мышления, метод смыслового переживания, метод самостоятельного действия и рефлексии.
Я как учитель стараюсь сделать каждый урок биологии особенным и неповторимым. Как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность? Как вызвать и поддержать интерес и высокую мотивацию на уроке? Как обеспечить успешность каждого ребенка? Как сформировать практические умения и навыки, которые ребенок сможет применять в различных ситуациях реальной жизни? Какие формы деятельности лучше использовать для активного усвоения учебного материала?
При введении ФГОС нового поколения практическая направленность обучения стала очень актуальной. И поэтому на уроках биологии, я прежде всего ставлю задачу: приблизить ребенка к применению знаний в реальной жизни. Важным моментом организации урочного и внеурочного пространства является реализация практико-ориентированного подхода. В.А.Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогическая работа приносила учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования». Каждый современный педагог-это исследователь, который целенаправленно работая над определенной проблемой, наблюдая за своей работой и достижениями коллег, накапливает конкретный материал, факты, которые потом осмысливает, анализирует. Систематизированный учителем материал становится основой его собственного опыта и способствует реализации индивидуальной программы самообразования, что подразумевает целенаправленный поиск профессионально значимой информации. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины. Для меня очень важно, чтобы уроки не были скучными, монотонными, поэтому в классе стараюсь создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать новое, размышлять. Практико-ориентированный подход на уроках биологии - это опыты, наблюдения, выполнение лабораторных и практических работ, учебно-исследовательская и проектная деятельность. Такая деятельность подразумевает самостоятельность учащихся, в ходе которой развивается наблюдательность, повышается интерес к учебному предмету, происходит лучшее усвоение биологических знаний, практических умений и навыков как универсальных (развитие логического мышления, обобщение, систематизация, анализ и т. д.), так и предметных (умение распознавать, классифицировать натуральные объекты, работать с биологическим оборудованием и т. д.).
В своей работе урочную и внеурочную деятельность рассматриваю как единое образовательное пространство. Создание единого образовательного пространства ориентирует учителя и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Основная идея создания такого пространства возникла после прохождения обучения на территории полевого учебного центра «Экосистема» в Подмосковье. Необходимо обучать детей реальной, "живой" биологии, и экологии.
Мною разработана и реализуется модель естественнонаучного (биологического) образования гимназии. Такая модель является наиболее перспективной и эффективной, обеспечивает целостность модели биологического и экологического образования учащихся. Эта модель имеет выраженную практическую направленность, предполагает разнообразные формы деятельности, удовлетворяющие запросы подростка и его потребности общаться, осознания своего «Я» в мире других людей, его возможностей, получение признания окружающих.
К основным направлениям относятся данной модели относятся:
1 направление - Классно-урочная система по целому ряду дисциплин с их синхронизацией и интеграцией (активные формы коллективной деятельности – семинары, тренинги, интегрированные уроки)
2 направление - Проектно-исследовательская деятельность учащихся как внеклассной, так и внешкольной деятельности. Большое место отводится выполнению разнообразных исследовательских работ Во время практики дети не только учатся, но и живут «внутри» самой природы. Тем самым происходило погружение учащихся в предмет, и в детях проявлялись ранее нераскрытые возможности. Создание особой атмосферы погружения возможно во время проведения образовательных практик. Уже много лет, я, как учитель биологии являюсь организатором и участником образовательной практики «Вешки», которая проходит в станице Вешенская, где около 40 лет прожил величайший писатель А.М. Шолохов. Особое место среди других образовательных практик занимает практика «Экосистема». Организатором практики является Международная Ассоциация «Экосистема» на базе Московского учебного центра «Экосистема». Президент Ассоциации А.С. Боголюбов.
Многолетний опыт проведения образовательных практик (биостанция «Экосистема», образовательная практика «Вешки»), блиц-практик, проведение уроков в зоопарке, ботаническом саде , на территории Дирекции особо охраняемых природных территорий областного значения, в музее патанатомии РОСГМУ, проведение экологических акций повышает интерес к предмету, вызывает формирование устойчивого исследовательского интереса и естественнонаучного мировоззрения.
Основные этапы организации и проведения практики:
- Формирование группы участников на основе проявленных интересов, возможностей.
- Создание теоретической базы об особенностях экосистем места проведения практики, знакомство с литературными источниками, самостоятельная работа, консультации с учеными.
- Обучение учащихся методам исследования. Определение направлений работы в период практики, постановки целей и задач.
- Выполнение исследовательской работы в полевых условиях (наблюдение, отбор проб, консультация с учеными, учителем)
- Участие в итоговой конференции, завершающей работу практики.
- Подготовка к исследовательским конференциям различного уровня, Донской Академии Наук Юных Исследователей (ДАНЮИ), конференции «Думай глобально — действуй локально!» и др.
3 направление «Школьная мастерская»
Важнейшим условием реализации этой модели образования является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором экспериментального материала и его обсуждением и предъявлением окружающим. Посредством общения «ученика» - «учителя» происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает воспитательный эффект такого рода деятельности.
Данные направления биологического и экологического образования дают возможность для реализации проектно-исследовательских технологий; соответствуют федеральному компоненту стандарта естественнонаучного образования; создают целостность представления о взаимосвязях природы и человека; способствуют переносу навыков обучения и решения экологических проблем на другие предметы учебного плана; позволяют интегрировать возможности дополнительного экологического образования и др.
Благодаря созданной модели образования в образовательном пространстве ребенок получает все необходимые условия для самореализации и развития личностного потенциала.
Ключевыми моментами моего инновационного опыта считаю применение:
- деятельностного подхода в обучении с учетом индивидуальных особенностей личности и способностей каждого ученика;
- практической направленности полученных знаний, на основе формирования у обучающихся готовности использовать знания и способы действия в реальной жизни через работу над исследовательскими проектами и т.п.;
- отработки общеучебных умений для формирования познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Мною разработана программа элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» для учащихся 10-х классов Программа проектной деятельности направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Программа элективного курса направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.
Курс, в основу которого положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение готовых знаний позволит сделать обучение более интересным, и соответственно получить более высокие результаты.
Цель данного курса - способствовать целостному освоению основных теоретических, технологических, креативных и аксиологических позиций культуры исследовательской деятельности учащихся.
Данный курс решает следующие задачи:
- знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
- формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
- развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
- формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
- формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
- развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.
Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.
Данный курс должен помочь овладеть школьникам способами коллективной и индивидуальной деятельности, стать фактором формирования творческого и самостоятельного мышления.
Методы проведения определяются целями и задачами данного курса. Таким образом:
- учащиеся овладевают научными понятиями, необходимыми для проведения исследования;
- учащиеся овладевают умениями выделять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, правильно и грамотно формулировать свои мысли;
- учащиеся накапливают опыт самостоятельной работы с научной литературой и источниками;
- учащиеся приобретают навык управления процессом собственного исследования, самостоятельного поиска и анализа ситуаций, оригинального решения проблемы, защите результатов исследования;
- в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
Программа позволяет реализовать следующие подходы:
- компетентностный;
- личностно-ориентированный;
- деятельностный.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- По результатам курса обучающиеся должны овладеть:
- знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
- научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
- знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
- методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
- правилами оформления списка использованной литературы;
- навыком логического построения системы доказательств;
- общими правилами успешной презентации, защиты работы;
- правилами оформления работы;
- способами хранения информации.
- Обучающиеся должны уметь:
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- разделять исследовательскую деятельность на этапы;
- формулировать и ставить проблему исследования;
- составлять план исследования;
- анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
- выделять объект исследования;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- пользоваться и анализировать литературные источники;
- делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;
- работать в группе;
- отстаивать и публично защищать свою точку зрения.
Критерии и показатели усвоения материала:
В ходе освоения программы курса целенаправленно формируются универсальные учебные действия (приложение 1)
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Курс рассчитан на 35 часов.
Формы контроля:
- диагностика исследовательских умений обучающихся (приложение 2)
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
- презентации проектов обучающихся;
- научно-практические конференции;
- анкетирование;
- выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.
Ожидаемый результат:
Учащийся знает:
- ценностно-нормативный характер, отражающий понимание смысла исследовательской деятельности («знаю зачем»);
- знания декларативного характера, отражающие владение информацией о содержании, формах, историческом развитии теории и практики научного исследования («знаю что»)
- знания процедурного характера, отражающие представления о методах и приемах исследования, применяемых при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем («знаю как»)
Учащийся имеет навыки:
- планировать исследования;
- организовать исследования;
- контролировать исследования;
- регулировать исследования;
- анализировать исследования;
- работать в библиотеке;
- находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
- конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
- ставить цели и задачи исследования;
- подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.
Учащийся приобретает опыт:
- работы с различными информационными ресурсами
- анализа и конспектирования литературы
- постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
- определения целей и задач исследования
- самостоятельной организации исследовательской деятельности
- рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
- публичной защиты результатов собственного исследования
Методическое обеспечение курса: занятия по элективному курсу «Основы учебного исследования» предполагают сочетание двух основных форм работы (лекционную и семинарскую) и использование материалов книги – Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2011.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
1. | Основы исследовательской деятельности. | 22 ч. | |
2. | Основы проектной деятельности. | 2 ч. | |
3. | Планирование и реализация проекта. | 11 ч. | |
Итого: | 35 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ урока | дата | ТЕМА |
Основы исследовательской деятельности | ||
1-2 | Введение. Основные понятия исследовательской деятельности. Общее и частное в исследовании | |
3-4 | Что такое реферат и как его написать. Практическая работа | |
5-6 | Методика работы с текстом. Практическая работа | |
7-8 | Как правильно создать презентацию? Практическая работа | |
9-10 | Методы исследовательской деятельности. | |
11-13 | Основные шаги исследования | |
14-15 | Эксперимент и исследование | |
16-19 | Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите. | |
20-21 | Тезисы и рецензия. Практическая работа | |
22-23 | Защита исследовательских работ | |
Основы проектной деятельности | ||
24 | Введение. Основные понятия проектной деятельности. | |
25 | Теоретические основы проектирования. | |
Планирование и реализация проекта | ||
26 | Структура и этапы проекта. | |
27 | Определение темы, цели и основных задач. Планирование проектной работы (в «малых» группах). | |
28-32 | Реализация проектов. | |
33-35 | Защита проектов и оценка результатов. Подведение итогов курса. |
Приложение 1
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
Приложение 2
Диагностика исследовательских умений учащихся
Критерии оценивания | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Умение сформировать тему. | Исходя из проблемы, может сформулировать тему. | Недостаточно верная (точная) формулировка темы. | Не может сформулировать тему. |
2 | Умение обосновать актуальность. | Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность. | Недостаточно полно представлена актуальность темы. | Выдвигает несущественные варианты. |
3 | Умение грамотно обосновать научный аппарат. | Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает, | Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата. | Не умеют выделить и обосновать научный аппарат. |
4 | Новизна. Практическая значимость. | Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается. | Выполняет частично. | Не справляется с данным заданием. |
Согласно ФГОС, организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы гимназии;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся.
В 2015-2016 году мною разработана программа внеурочной деятельности «Я и мир». Программа является модульной. В ходе представляемого проекта деятельность обучающихся организовывается по пяти направлениям:
- общекультурное
- общеинтелектуальное
- экологическое
- духовно-нравственное
- социальное
Каждый из модулей предполагает организацию определенного направления внеурочной деятельности и направлен на решение своих педагогических задач.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько сможет узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
При организации внеурочной деятельности используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся: экскурсии, занятия, к конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, система дистанционного обучения, олимпиады, творческие игры и т.д.
Ожидаемые результаты:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, гимназии;
- получение опыта самостоятельного социального действия;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Основные принципы программы
- Включение учащихся в активную деятельность
- Доступность и наглядность
- Связь теории и практики
- Учет возрастных особенностей
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности
Реализация программы по направлениям
Социальное направление | |
Цель | Создание условий, обеспечивающих социальную активность учащихся, на основе развития индивидуалностей |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
Общеинтеллектуальное направление | |
Цель | Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
Общекультурное направление | |
Цель | Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
Духовно- нравственное направление | |
Цель | создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
Спортивно-оздоровительное направление | |
Цель | воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название модуля | Коли-чество часов | Тема мероприятия, занятия | дата | Представление результата изучения курса модуля |
Общекультурное направление | ||||
19 век — век открытий | 1 | Страница открытий | Интеллектуальная игра «19 век — век открытий» | |
1 | Изобретения 19 века | |||
1 | Научные открытия 19 века | |||
1 | Географические открытия | |||
1 | Литературные страницы | |||
1 | Жизнь замечательных людей 19 века | |||
2 | Подготовка к интеллектуальной игре «19 век — век открытий» | |||
2 | Интеллектуальная игра «19 век — век открытий» | |||
Общеинтеллектуальное направление | ||||
Мои победы и открытия (участие в олимпиадах школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников) | 4 | Олимпийское движение | Школьный этап Всероссийской олимпиады, участие олимпиадах, обсуждение результатов, подведение итогов, награждение | |
Спортивно-оздоровительное направление | ||||
Квест-игра | 2 | Мои открытия | Командная игра | |
Общеинтеллектуальное направление | ||||
Точка опоры | 1 | Ознакомительный тур | развитие интеллектуальной инициативы учащихся, учебно-познавательного интереса к общеобразовательным предметам, Участие в турнире, грамоты участников | |
2 | Человек и общество. История и современность | |||
2 | Культура, искусство и спорт | |||
2 | Лингвистика и литература. К тайнам мысли и слова. | |||
2 | Естествознание и точные науки. От простого к сложному | |||
2 | Финальный тур | |||
Духовно- нравственное направление | ||||
Памятные даты и события российской истории и культуры | 3 | Подводим итоги года | Творческий отчет | |
Социальное направление | ||||
Новогодний марафон | 1 | Новогодняя дискотека | Участие в новогодней дискотеке гимназии | |
1 | Акция «Купи открытку — спаси жизнь» | Участие в акции | ||
1 | Акция «Помощь по адресу» «Урок милосердия и доброты» | Участие в акции | ||
Социальное направление | ||||
Мы выбираем жизнь | 1 | Мы за здоровый образ жизни | Классные часы и беседы с учащимися гимназии | |
1 | Конкурс антинаркотической социальной рекламы «Мы выбираем жизнь | |||
1 | «Мы- против… (курения, алкоголя, наркотиков, вредных привычек)» | |||
Экологические проекты | 3 | Экофест. Экологический марафон | Участие в экологических акциях, викторинах | |
Общеинтеллектуальное направление | ||||
Научное общество класса | 4 | Подготовка работ к исследовательской конференции «Я познаю мир» | Участие обучающихся в в исследовательской конференции районного и городского уровня | |
социальное направление | ||||
Профориентационная работа | 2 | Тестирование «Я выбираю» | Тестирования, встречи с представителями различных профессий, отчет о практике | |
2 | ВУЗы, колледжи и лицеи Ростова-на-Дону | |||
1 | Современный профессиональный рынок | |||
4 | Я выбираю | |||
Общеинтеллектуальное направление | ||||
Уроки настроения | 6 | Мои открытия | Предъявления, экскурсии, выставки | |
Духовно- нравственное направление | ||||
Я помню! Я горжусь! | 1 | Вечная слава городов - героев | Презентации, видеоролики, конкурс стихов, экскурсии, акция «Рядом со мной живет ветеран» Просмотр и обсуждение фильмов о войне | |
1 | Судьбы, опаленной войной | |||
1 | Песни военных лет | |||
1 | Великая Отечественная война в судьбе моей семьи | |||
1 | Они писали о войне | |||
1 | Истории свидетели живые | |||
1 | Участие в легкоатлетическом кроссе «Ростовское кольцо» | |||
Мой любимый город | 3 | Экскурсия «Мой Ростов» | экскурсия | |
Рефлексия (2 часа) |
Оценку внеурочной деятельности будем осуществлять комплексно, по следующим параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
2. Эффективность внеурочной деятельности:
- личность гимназиста (на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристик выпускника («портрета выпускника основной школы»);
- детский коллектив;
- профессиональная позиция педагога.
3. Продуктивность внеурочной деятельности:
- уровень достижения ожидаемых результатов;
- достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;
- рост мотивации к внеурочной деятельности.
- Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикоориентированный подход на уроках биологии и во внеурочной деятельности
материал семинара реализации практикоориентированного подхода при изучении биологии...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету
Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...
Использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности педагогических приёмов создания ситуации успеха ученика
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.Главный смысл ...
Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Вот уже несколько лет я работаю над методической темой «Научно-исследовательские проекты в деятельности обучающихся». Она полностью соответствует инновационной педагогической технологии пр...