Рабочая программа по биологии, 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Пасечкина Елена Николаевна

Материал содержит рабочую программу и тематическое планирование по биологии в 6 классе общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_biol_6_ind.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение

 «Железногорская общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

________________________

Протокол № _____________

от «___» _______ 20______

Руководитель ШМО

 ___________

«Согласовано»

Зам.директора Железногорской санаторной школы-интерната

_____________

«___» ___________ 20 ______

«Утверждаю»

Директор Железногорской общеобразовательной  школы №1

_________________________

«___» __________ 20_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Биология»

для ………….

 учени…. 6 класса

Составитель:

учитель биологии

Пасечкина Е.Н.

г.Железногорск

2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа по биологии для 6 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ №1897 от 17.12.2010г, и методических рекомендаций к УМК «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс». Авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров. М.: Дрофа, 2012. Программа является базовой, т.е. определяет обязательную часть учебного курса. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии.

Цели освоения биологии в основной школе:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

В системе школьного образования учебный предмет «Биология» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания биология обеспечивает развитие ребенка в личностном, метапредметном, предметном направлениях. А именно: развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, способствует самообразованию и самореализации личности.

Ценностными ориентирами биологического образования являются познавательные ценности, так как цель предмета биологии заключается в изучении природы. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
  • понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций позволяет сформировать:

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
  • понимание необходимости здорового образа жизни;
  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
  • сознательный выбор профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Эстетические ценности, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях, лишайниках.

В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в учебном году – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество аудиторных часов – 24

Количество внеаудиторных часов – 10

Тема, раздел

Кол-во часов в программе по предмету

Кол-во часов в рабочей программе по предмету

В том числе

контрольные работы

практическая часть предмета (внеаудиторные часы)

1

Строение и свойства живых организмов

10

10

4

2

Жизнедеятельность организмов

23

23

2

6

3

Организм и среда

1

1

ИТОГО:

34

34

2

10

Результаты освоения учебного предмета «Биология» в 6 классе

Содержание учебного предмета «Биология» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, что соответствует образовательной программе школы.

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  • Объяснение основных биологических и экологических понятий; роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы;
  • Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности клетки; биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ); биологических процессов: роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма;
  • Различение на таблицах и микропрепаратах частей и органоидов клетки;
  • Наблюдение частей и органоидов клетки под микроскопом и их описание;  
  • Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами; правил работы в кабинете;
  • Сравнение процессов жизнедеятельности у разных организмов, бесполого  и полового размножений, роста и развития организмов, умения делать выводы на основе сравнения;
  • Овладение методами биологической науки: постановка  биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснение их результаты на основе сравнения; наблюдение и описание за ростом и развитием организмов.

Содержание курса

Раздел 1.Строение и свойства живых организмов(10 часов).

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов(1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Экскурсия.

Тема 1.2 Химический состав клеток(по усмотрению учителя)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные работы:

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы:

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4 Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа: Ткани живых организмов.

Тема 1.5 Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа:  Распознавание органов у растений и животных.

Тема 1.6 Растения и животные как целостные организмы (1час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организма (23 часа)

Тема 2.1 Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание(2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4 Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5 Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторная работа: Разнообразие опорных систем животных.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6 Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы:

Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8 Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9 Рост и развитие(3 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы:

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

РАЗДЕЛ 3 Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Экскурсия.

Тема 3.2 Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация моделей экологических систем.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «биология» в 6 классе

Раздел

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Строение и свойства живых организмов

-выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки;

-применять методы биологической науки: для изучения клеток и организмов;

-наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их;

- различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки;

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

Жизнедеятельность организмов

-выделять существенные признаки биологических процессов растений (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ);

-выделять существенные признаки строения основных вегетативных и генеративных органов растения (корень, стебель, лист, цветок);

-сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов, делать выводы на основе сравнения;

-применять знания о строении и жизнедеятельности органов растения при выращивании комнатных, сельскохозяйственных растений;

-применять методы биологической науки: проводить наблюдения за живыми организмами;

-ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и  объяснять их результаты;

-выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов  и их функциями;

-выделять существенные признаки биологических процессов: роста, развития, размножения;

-сравнивать бесполое и половое размножение, рост и развитие организмов;

-проводить наблюдения за ростом и развитием организмов;

-выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма;

-наблюдать и описывать поведение животных.

- использовать приемы выращивания и размножения культурных растений.

- объяснять роль биологии в

практической деятельности людей;

Организм и среда

- знать основные правила поведения в природе

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров. М.: Дрофа, 2012.
  2. Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
  3. Примерные программы по учебным предметам.  Биология 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва. «Просвещение» 2011
  4. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 г.
  5. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006.
  6. И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». - М.: Дрофа, 2006
  7. Биология. Живой организм. 6 класс; Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2013.
  8. Электронное приложение к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм.  6 класс» – М.: Дрофа, 2013.
  9. Биология. Живой организм. 6 класс: Биологические лабиринты. Дидактический материал к учебнику /А.А. Наумов, П.Е. Старцев – М.: Дрофа, 2002.
  10. Уроки биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники: 6 кл./Г.И. Лернер – М.: Эксмо, 2005.
  11. Биология. Живой организм. Биологические карты. Дидактический материал к учебнику 6 кл. А.А. Наумов, П.Е. Старцев – М.: Дрофа, 2001.
  12. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии: 6 класс / В. Н. Семенцова, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2004.
  13. Биология, 6 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА, Ярославль, 2010.
  14. Биология. Контрольно-измерительные материалы 6 класс Е.А. Жижина ВАКО 2012г.
  15. Живой организм. 6 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – М.: Дрофа, 2011.
  16. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику «Биология. Живой организм»: 6 кл./И.А. Акперова, Н.И. Сонин, Н.Б. Сысолятина – М.: Дрофа, 2011.
  17. Биология в таблицах: 6-11 кл./Т.А. Козлова – М.: Дрофа, 2006.
  18.  Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. Г.А. Воронина, Т.В. Калинова, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2013.
  19. Интернет-ресурсы:

http://www.escience.ru 

http://www.sbio.info

http://www.greeninfo.ru/

http://www.theanimalworld.ru/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет - биология, 6 класс

2015-2016 учебный год

№ урока

Сроки изучения учебного материала

Разделы, темы и тип уроков*

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

Контроль

(форма)

Практическая часть предмета (внеаудиторные часы)

Наглядность

ТСО

Кол-во аудит.часов

Количество сам.занятий

Раздел 1. Строение  и свойства живых организмов

10

На тему урока

1

Основные свойства живых организмов

Урок открытия нового знания

1

Выделять основные признаки живого. Называть основные отличия живого от неживого. Описывать основные функции живых организмов.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Многообразие живых организмов»

2

Химический состав клетки

Урок открытия нового знания

1

Называть основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы. Объяснять роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работать с учебником (текстом и иллюстрациями)

Лабораторная работа «Органические вещества семени»

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

3

Строение растительной и животной клетки

Урок открытия нового знания

1

Выделять основные признаки строения клетки. Называть основные органоиды клетки и описывать их функции. Различать на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Обосновывать биологическое значение процесса деления клеток.

Лабораторная работа «Строение клеток  живых организмов» (на готовых микропрепаратах)

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

«Строение животной и растительной клеток»,

Микроскопы,

м\препараты,

В/ф «Строение растительной клетки»

4

Ткани растений

Урок открытия нового знания

1

Определять понятие «ткань». Распознавать основные группы клеток. Устанавливать связь между строением и функциями клеток. Характеризовать основные функции растительных тканей. Описывать и сравнивать строение различных групп тканей.

Лабораторная работа «Ткани растений».

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Растительные ткани»

5

Ткани животных

Урок открытия нового знания

1

Распознавать основные группы клеток. Устанавливать связь между строением и функциями клеток. Характеризовать основные функции тканей животных организмов. Описывать и сравнивать строение различных групп тканей.

Лабораторная работа «Ткани животных».

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Ткани животных», микроскоп,

м/препараты,

В/ф «Ткани животных организмов»

6

Строение корня цветкового растения

Урок открытия нового знания

1

Определять понятие «орган». Характеризовать строение и функции корня. Устанавливать связь между строением и функциями корня. Различать на таблицах и рисунках виды корней и корневых систем.

Лабораторная работа

«Корневые системы»

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

«Строение корня, типы корневых систем, видоизменения корней»

микроскопы,

м/препараты

7

Строение и значение побега цветкового растения

Урок открытия нового знания

1

Определять понятия «побег», «вегетативные органы». Называть  вегетативные органы цветкового растения. Различать на таблицах и рисунках  побеги, листья. Характеризовать строение и функции побега. Устанавливать связь между строением и функциями стебля и листьев. Различать на таблицах и рисунках виды побегов и листьев. Находить  в тексте информацию об органах растений.

Лабораторная работа

«Простые и сложные листья»

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы «Типы побегов, видоизменения стеблей

сложные и простые листья, строение листа»

8

Цветок. Плод. Семя

Урок открытия нового знания

1

Определять понятия «репродуктивные органы», «двудольные и однодольные растения».  Называть репродуктивные органы Устанавливать связь между строением и функциями цветка.

Описывать многообразие соцветий. находить в тексте информацию об органах растений

Лабораторная работа

«Строение цветка»

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

«Строение цветка, строение семян, типы плодов»

9

Системы органов животных

Урок открытия нового знания

1

Определять  понятия «орган», «система органов». Описывать основные системы органов животных и называть составляющие их органы. Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Обосновывать важное значение взаимосвязи систем органов в организме.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Ткань, орган, система органов»

10

Растения и животные как целостные организмы

Урок рефлексии

1

Устанавливать взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводить примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм – это единое целое.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Цветковое растение и его органы».

В/ф «Строение стебля»

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

23

11

Питание растений

Урок открытия нового знания

1

Определять понятия: «питание», «почвенное питание». Раскрывать сущность почвенного питания. Использовать знания и умения при выращивании культурных растений.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

«Зоны корня,

основная ткань растений, покровная ткань растений»

12

Фотосинтез и его значение в жизни растений

Урок открытия нового знания

1

Определять понятие «фотосинтез». Раскрывать сущность воздушного питания растений. Обосновывать биологическую роль зеленых растений в природе. Использовать полученные знания для выращивания растений, ухода за ними.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

«Основная ткань растений, покровная ткань растений»

13

Питание животных

Урок открытия нового знания

1

Описывать сущность биологических процессов питания животных. Определять тип питания животных Узнавать на рисунках и таблицах органы пищеварительной системы животных.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Пищеварительная система млекопитающих, специализированные формы млекопитающих

14

Пищеварение и его значение. Ферменты

Урок открытия нового знания

1

Определять понятие «пищеварение». Выделять существенные признаки питания и пищеварения у животных. Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных. Делать выводы на основе сравнения.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Пищеварительная система млекопитающих», «простейшие, кишечнополостные»

15

Контрольная работа

1

Систематизировать знания и умения по теме: «Строение, свойства и жизнедеятельность организмов».

Контрольная работа по теме «Строение, свойства и жизнедеятельность организмов»

16

Дыхание растений

Урок открытия нового знания

1

Определять сущность процесса дыхания. Сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза. Называть органы и структуры, участвующие в процессе дыхания растений. Находить в тексте учебника информацию о дыхании растений. Использовать знания и умения на практике при выращивании растений.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Клеточное строение листа, покровная ткань листа с устьицами»

17

Дыхание животных

Урок открытия нового знания

1

Описывать сущность дыхания животных. Различать на таблицах и рисунках органы дыхания у разных животных. Находить в тексте учебника информацию о дыхании животных. Использовать знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

«Дыхательные системы беспозвоночных и позвоночных животных»

18

Транспорт веществ у растений

Урок открытия нового знания

1

Назвать и описывать проводящие системы растений.. Называть части проводящей системы растений. Выделять существенные признаки биологических процессов при  перемещении воды, минеральных и органических веществ в растении. Использовать  полученные знания на практике при уходе за растениями.

Практическая работа

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Проводящая и механическая ткани»,

В/ф «Передвижение веществ по стеблю»

19

Транспорт веществ у животных

Урок открытия нового знания

1

Называть и описывать проводящую систему животных. Раскрывать роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризовать процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливать взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Кровеносные системы позвоночных»

20

Выделение

Урок открытия нового знания

1

Отмечать существенные признаки процесса выделения у живых организмов. Определять значение выделения в жизни живых организмов. Узнавать на рисунках и таблицах органы выделения  растений и животных. Приводить примеры выделительных систем животных. Находить  в тексте информацию о выделении у растений, грибов и животных.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

«Покровная ткань листа», «Выделительная система человека»

21

Обмен веществ и энергии

Урок открытия нового знания

1

Определять  понятие «обмен веществ».  Сравнивать обмен веществ у растений и животных. Устанавливать взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводить доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

«Фотосинтез, дыхание растений»

22

Опора животных

Урок открытия нового знания

1

Характеризовать строение  опорных систем животных. Объяснять значение опорных систем животных. Выявлять признаки опорных систем, указывающих на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

«Опорные системы беспозвоночных», скелет человека, скелеты позвоночных животных

23

Опора растений

Урок открытия нового знания

1

Характеризовать строение  опорных систем растений. Объяснять значение опорных систем растений. Выявлять признаки опорных систем, указывающих на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

«Строение инфузории-туфельки», «Дождевого червя».

В/ф «Ростовые движения растений»

24

Движение растений. Движение одноклеточных животных в водной среде.

Урок открытия нового знания

1

Называть и характеризовать способы движения животных и растений. Приводить примеры. Объяснять роль движения в жизни живых организмов. Сравнивать способы движения между собой. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводить доказательства наличия двигательной активности у растений.

25

Движение многоклеточных животных в водной среде. Виды передвижения позвоночных животных

Урок открытия нового знания

1

Называть и характеризовать способы движения животных и растений. Приводить примеры. Объяснять роль движения в жизни живых организмов. Сравнивать способы движения между собой. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводить доказательства наличия двигательной активности у растений.

26

Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость

Урок открытия нового знания

1

Называть части регуляторных систем. Определять понятия «рефлекс», «раздражимость».

Распознавать  на рисунках, таблицах основные отделы и органы нервной системы. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводить примеры проявления реакции растений  на изменения в окружающей среде.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

Нервная система человека, рефлекторная дуга, портрет Павлова

27

Эндокринная система и ее значение

Урок открытия нового знания

1

Определять понятия «эндокринная система», «железы внутренней секреции». Выделять существенные признаки процессов  гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

Эндокринная система человека

28

Размножение, его виды. Бесполое размножение

Урок открытия нового знания

1

Характеризовать роль размножения в жизни живых организмов. Определять  понятия «размножение», «бесполое размножение». Различать виды бесполого размножения растений и животных. Приводить примеры.

Использовать знания для выращивания культурных растений.

Практическая работа

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблица

Вегетативное размножение растений, папоротник, грибы.

В/ф «Размножение растения его частями»

29

Половое размножение животных

Урок открытия нового знания

1

Определять  понятие «половое размножение», «зигота», «гамета», «оплодотворение». Сравнивать бесполое и половое размножение. Определять преимущества полового размножения перед бесполым.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

Размножение

насекомых, позвоночных животных

30

Половое размножение растений

Урок открытия нового знания

1

Определять понятия «опыление», «самоопыление», «двойное оплодотворение». Называть и описывать части цветка, указывать их значение. Делать выводы о биологическом значении цветков, плодов, семян.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

Оплодотворение цветковых растений, самоопыление, виды опыления. В/ф «Оплодотворение цветковых растений»

31

Рост и развитие растений

Урок открытия нового знания

1

Описывать особенности роста и развития растений. Характеризовать этапы индивидуального развития растений.. Определять понятие «индивидуальное развитие». Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать знания для выращивания культурных растений.

Практическая работа

«Прорастание семян»

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

32

Рост и развитие животных

Урок открытия нового знания

1

Раскрывать особенности развития животных. Сравнивать прямое и непрямое развитие. Выявлять сущность эмбрионального и постэмбрионального развития. Наблюдать за ростом и развитием животного; использовать знания для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

33

Контрольная работа

Урок развивающего контроля

1

Систематизировать знания и умения по теме: «Жизнедеятельность организма».

Контрольная работа  по теме «Жизнедеятельность организма»

Раздел 3. Организм и среда.

1

34

Среда обитания организмов. Факторы среды. Природные сообщества

Урок открытия нового знания

1

Характеризовать и сравнивать основные факторы экологической среды. Называть основные факторы. Объяснять особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводить примеры приспособленности организмов к своей среде обитания.

Называть основные группы организмов в экосистеме, описывать их роль в экосистеме. Составлять простейшие цепи питания. Прогнозировать последствия изменений в среде обитания на живые организмы.

Электронное приложение к учебнику по теме урока.

Таблицы

по экологии

Таблицы

Экосистемы болото, пресноводный водоем.

*  Типы уроков:

1. Урок открытия нового знания

2. Урок рефлексии

3. Урок общеметодологической направленности

4. Урок развивающего контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...