Рабочая программа для 1 курса специальностей 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения", 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)" 08.02.01 "Строительство и эксплуатация з
рабочая программа по биологии по теме

Дюбанова Наталья Владимировна

Рабочая программа для студентов 1 курса специальностей 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения", 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)", 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" (2015-2019 учебных годов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_biologiya_rp_sz_em_zo_2015-2016_2015_god_postupleniya.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

для специальностей среднего профессионального образования

«общеобразовательный цикл»

основной профессиональной образовательной программы СПО –
программы подготовки специалистов среднего звена

2015 г.


 

Согласовано
на заседании цикловой комиссии
протокол №  1 от 31 августа 2015 г.
___________ Н. В. Дюбанова

 

Утверждаю
заместитель директора по УВР
__________ И. В. Накладнова

«___»____________2015 г.

Программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля базового уровня:

         21.02.05 "Земельно-имущественные отношения"

23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)"

08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

           

Автор: Дюбанова Наталья Владимировна

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» и утвержденной Департаментом государственной политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Российской Федерации (2014).

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС СПО третьего поколения.

                                


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

               

БИОЛОГИЯ

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения"; 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)"; 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений".

 Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании  профессий  технического профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная программа для специальностей технического профиля.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние мутагенов на растения, животных и человека; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные занятия

0

     практические занятия

6

     контрольные работы

0

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

          0

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира  и в практической деятельности людей.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Сочинение «Что я  знаю о биологии?»

1

2

Тема 1.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). Строение и функции клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.

4

2

Лабораторные и практические работы

  1. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:  Подготовка к практической работе (обзор сайтов). Оформление отчета. Реферат с презентацией «История развития клеточной теории».

3

Тема 2.

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Содержание учебного материала

4

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.  Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к практической работе (обзор сайтов), оформление отчета.  Разработка презентации «Я не употребляю алкоголь!»

2

Тема 3.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Содержание учебного материала

6

2

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Лабораторные и практические работы

  1. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

2

3

Самостоятельная работа  обучающихся:  Подготовка к практическим работам (обзор сайтов), оформление отчетов по практическим работам. Написание рефератов «Жизнь и научное творчество Г. Менделя», «Трагическая судьба Н. И. Вавилова», «Почему я похож на папу?»

5

Тема 4.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Содержание учебного материала

8

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Обзор сайтов. Создание подборки учебных фильмов «Жизнь замечательных людей» (о Линнее, Ламарке, Дарвине и др. ученых), «Вид и видообразование», «Эволюция: вчера, сегодня, завтра».

4

2

Тема 5.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

4

2

Лабораторные и практические работы

  1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:  подготовка к практическому занятию (обзор сайтов), оформление отчетов по практическому занятию. Конкурс рисунков «Путешествие к динозаврам». Подготовка к дифференцированному зачету.

3

               2

Дифференцированный зачет

2

2

36+18=54

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебных кабинетов:  Экологических основ природопользования, Ботаники и физиологии растений; Лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности; Читального зала с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

плакаты,

схемы,

мультимедийное сопровождение,

презентации,  

макеты,

модели.

Технические средства обучения: компьютерные аудиовизуальные и телекоммуникационные.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Беляев Д. К., Бородин П. М., Воронцов Н. Н., Грунтенко Е. В., Дымшиц Г. М., Низовцев Е. М., Никоро З. С., Рувинский А. О., Саблина О. В., Салганик Р. И., Титлянова А. А., Шумный В. К. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  2. Бородин П. М., Высоцкая Л. В., Дымшиц Г. М. Биология. Общая биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень: в 2 ч. Ч. 1.– 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.
  3. Бородин П. М., Высоцкая Л. В., Дымшиц Г. М. Биология. Общая биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень: в 2 ч. Ч. 2.– 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 287 с.

Дополнительные источники:

  1. Теремов А. В., Петросова Р. А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 кл. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС.  – М.: Мнемозина, 2015. – 400 с.
  2. Теремов А. В., Петросова Р. А. Биология. Биологические системы и процессы. 11 кл. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС.  – М.: Мнемозина, 2015. – 400 с.
  3. Биология. Весь школьный курс в таблицах /Ред. Литвин В. В. – М.: Букмастер, 2015. – 416 с.
  4. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Власова Е. А. Тетрадь-тренажер по биологии 10-11 классы. – 2011. – 111 с.
  5. http://biology-online.ru/
  6. http://sbio.info/
  7. http://tana.ucoz.ru/
  8. http://www.uchportal.ru/dir/10
  9. http://www.docme.ru/doc/96042/poleznye-sajty-po-biologii
  10. http://www.biology.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние мутагенов на растения, животных и человека; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Усвоенные знания:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

   

В результате устных опросов.

В результате практических работ.

В результате наблюдений в практических работах.

В  результате практических работ.

В результате наблюдений.

В результате защиты рефератов и презентаций.

В результате устных опросов и тестов.

В результате практических работ.

В результате устных и письменных опросов и тестов.

В результате защиты рефератов и презентаций.

В результате опросов и тестов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальность 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудование"

Описание специальности 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудование" в соответствии с ФГОС СПО...

Рабочая программа ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК для специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  ППССЗ в соответствии с требования федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего  общего образования по сп...

Рабочая программа ОБД. 03 ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК для специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» предназначена для изучения английского языка студентами 1 курса в Алатырском технологическом колледже Минобразования Чувашии, которы...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отрасл...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Английский язык» по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности: 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям)

Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» по ППССЗ специальности: 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям) (Базовый уровень) II-IV курсы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 «Техническая ...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Иностранный язык" по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена   в   соответствии   с   ФГОС   по специальности...