Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему:
    Конспект урока " В плену иллюзий"

    Конспект урока " В плену иллюзий"  для учащихся 8 класса. Цель данного урока- способствовать формированию знаний о вреде наркомании.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_uroka_v_plenu_illyuziy.docx442.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение  

    средняя общеобразовательная школа №41 г. Нижнего Новгорода

     

    Сценарий урока

    Тема урока: В плену иллюзий.

    Картинки по запросу мы выбираем жизнь  фото                     Выполнила работу:

    Коробова Елена Анатольевна,

    учитель биологии

    Нижний Новгород

    2015 год

      Разработка урока   для  8 класса по профилактике подростковой наркомании « В плену иллюзий!»

    Автор: учитель биологии МБОУ СОШ № 41 г. Нижнего Новгорода, классный руководитель 8 «Б» класса  Коробова Елена Анатольевна.

    Оформление: 

     Выставка плакатов на тему: "В плену иллюзий".

    Цель урока: способствовать формированию знаний о вреде наркомании, работы самосознания и самооценки подростков.

    Задачи:

    • Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье;
    • формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам;
    • ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании;
    • формирование жизненных навыков. Умение сказать “нет”;
    • продолжить формирование мотивации здорового образа жизни.

    Форма проведения: беседа, с использованием компьютерных технологий.

    Методы и приемы: урок-презентация, доклады по теме, видеоролик,

    тест.

    План проведения урока.  

    1. Вступительное слово учителя
    2. Игра- активатор «Пирамида»
    3. Историческая справка. Статистические данные.
    4. Влияние наркотиков на организм человека.
    5. Уголовная ответственность.
    6. Знакомство с сайтом www.fskn.gov.ru
    7. Просмотр видеоролика «Территория безопасности» 
    8. Загубленные жизни. 
    9.  Краткий вариант психологического опросника М. Цукермана .
    10.  Домашнее задание.
    11.  Использованная литература.

    1

    Ход проведения урока:

    Вступительное слово учителя

    Добрый день, ребята. Сегодня  мы с вами проводим  урок по проблеме противостояния вредным привычкам. В последнее время очень много говорят о наркомании и её последствиях. Эта беда стала всемирной и найти пути её решения достаточно сложно.

    Ты есть, я есть, он есть,

    А жизнь у каждого своя.

    И ей цена – достоинство и честь,

    Есть возраст переходных лет,

    Какой бы сложной не была она.

    Для многих начинается рассвет,

    А кто-то погружается во тьму.

    Ты есть, я есть, он есть,

    Лишь вместе мы сумеем зло пресечь

    И сохранить достоинство, чтоб жить.

    Еще недавно вести о наркомании  доходили до нас только из чужих стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии.

    1. Игра-активатор «Пирамида

     Учитель: Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашенный должен пригласить к себе еще  по два человека. Игра заканчивается, когда не остается никого, кто ещё сидит на своем месте.

    Ребята выстраиваются в «пирамиду».

     Учитель: Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест! Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но, почему же,  наркоманов становится все больше и больше?

    Учитель: ребята, давайте познакомимся с историей знакомства человека с наркотиками.

    2. Историческая справка – доклад ученика  

    Знакомство человека с наркотиками состоялось тысячелетия назад. Люди каменного века знали гашиш, опиум, кокаин и использовали их для поднятия боевого духа перед боевыми действиями или на религиозных обрядах.
    Шумерская цивилизация оставила на глиняных табличках (3500 г. до н.э.) самые ранние советы по приготовлению и употреблению опиума.

    2

    Использование галлюциногенных грибов на религиозных ритуалах засвидетельствовано ранними источниками в Мексике, Скандинавии, Сибири. На стенах погребальных пещер индейцев Центральной Америки встречаются изображения людей, жующих листья коки (300 г. до н. э.).
    Около 2700 года до н. э. В Китае уже использовали коноплю в виде настоя или чая. Император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать этот чай в качестве лекарства от подагры и рассеянности, а от кашля и поноса предлагал использовать гашиш.
    Египетский папирус (XVI в. до н. э.) рекомендовал в качестве лечебного средства мак. В Греции в VII в. до н. э. применялись настойки, в состав которых включались вино, мед и опиум. Аристотель, Геродот и Гален в своих трудах описывали действие наркотиков. Уже в древнеримские медики выяснили, что опиум может быть смертельным ядом.
    В начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове возник ислам, священная книга которого Коран запрещала употребление алкоголя, в связи, с чем появились попытки заменить алкоголь опиумом. В конце XIII в. крестоносцы привезли с Ближнего Востока в Европу опиум как средство одурманивания. Но благодаря средневековой инквизиции использование опиума притормозилось на несколько веков. Только в XVI в. в медицинскую практику был введен опий (Парацельс – известный медиум).
    В 1805 году удалось выделить морфин, а в 1956 году появились шприцы и  наркомания стала развиваться через уколы. В 1860 году немецкий химик Альберт Ниман получил активный алкалоид и назвал его кокаином. 
    В 1914 году немецкой фармацевтической компанией были разработаны экстази и МДА. Амфетамин был получен в 1887 году, но лишь с 1935 года его начали использовать в медицинских целях.

    Синтетический вариант ЛСД был изготовлен в 1938 году в Женеве химиком Альбертом Хоффманом в терапевтических целях.
    В России издавна выращивались конопля и мак для производства многих вещей в хозяйстве. Распространение наркотиков началось в 60 – е годы, когда был снят “железный занавес”.

    Статистические данные – доклад ученика

    • В 2005 году на 45 % возросло количество тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
    • в 2004 году от передозировки умерло 392 человека, что составляет 288 % от 2003 года;
    • средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 – у девочек;
    • 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет;
    • за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка);

    3

    • к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек;
    • 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы;
    • 1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек.

    Учитель:  А сейчас мы узнаем о влиянии наркотиков на организм человека.

    3. Влияние наркотиков на организм человека - доклад ученика

    Ученые не могут еще точно установить, как наркотики с такой быстротой включаются в обмен веществ человека и становятся необходимой составной частью него. Но уже доказано, что наркотики воздействуют на центр в головном мозге, который отвечает за “поощрение”. При этом происходит выброс дофамина в кровь и человек чувствует возбуждение.
    Но наркотики отрицательно воздействуют на организм человека. Прежде всего, они снимают боль и снижают болевой порог чувствительности. Это равносильно снятию “службы охраны”.
    Наркотики воздействуют на дыхательный центр и хеморецепторы, которые отвечают за количество кислорода в крови, не реагируют на углекислый газ и происходит кислородное голодание организма. Наркоманы часто умирают от паралича дыхательного центра в результате передозировки.
    Наркотики также влияют на кашлевой центр. Кашель – это защитная реакция нашего организма, но у наркоманов отключается защитный механизм кашля. Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса. По этой причине ухудшаются функции сердечно-сосудистой системы, функции всех клеток слабеют, и весь организм дряхлеет, как в старости.
    Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения, у наркоманов притупляются все вкусовые и обонятельные ощущения, снижается аппетит, уменьшается выработка ферментов, желчи, желудочного и кишечного соков. Пища не в полной мере переваривается и усваивается. Наркоманы обрекают себя на хроническое голодание и имеют дефицит веса. Но также происходит и спазм гладкомышечной мускулатуры кишечника, что приводит в длительным запорам (5 – 10 дней). И все это время в организме происходят процессы гниения и разложения.
    При наркомании угнетаются половые потребности и возможности. У девушек развиваются атрофические процессы. У юношей происходит быстрое угасание потенции. У наркоманов обычно не бывает детей, а среди родившихся часты случаи уродств.

    Учитель:  за изготовление, приобретение, хранение, сбыт наркотических веществ предусмотрено Уголовным кодексом наказание:

    Ст. 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

    4

    Ст. 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств, либо психотропных средств.

    Ст. 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

    Ст. 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества.

    Ч. 5 ст. 73 – о лечении от наркомании.

    (Учащимся объясняется, какое наказание предусмотрено Уголовным кодексом за нарушение закона по этим статьям)

    4.Знакомство с сайтом www.fskn.gov.ru 

    Учитель:  Я хочу познакомить вас сегодня с сайтом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, который поможет найти ответы на многие интересующие вас вопросы.

    Вашему вниманию представляется специально созданный для Вас раздел первого Всероссийского интернет-урока антинаркотической направленности «Имею право знать!».

    5

    В нем размещена необходимая для Вас справочная информация о негативных медицинских, социальных и морально-нравственных аспектах, связанных с наркоманией, в том числе тематические видеоматериалы, компьютерные игры. Кроме этого, посетителям предоставлена возможность задать интересующие их вопросы специалистам органов наркоконтроля.

    5.Просмотр видеоролика «Территория безопасности»

    6.Загубленные жизни - доклад ученика
    Звезда американского тенниса Дженнифер Каприати стала еще одной жертвой наркотиков. В полицейском участке на нее было заведено уголовное дело за хранение марихуаны. Это, возможно, станет серьезным препятствием для продолжения ее спортивной карьеры.
    Молодой актер Ривер Феникс больше никогда не будет сниматься в фильмах. Он умер от передозировки наркотиков. Такая же печальная судьба постигла и кумиров рок-н-ролла - Джимми Хендрикса и Джима Моррисона.
    С позором отстраняют от соревнований даже известных спортсменов за применение допинга — анаболических стероидов. Не так давно в этом были уличены спринтер Бен Джонсон и известный футболист Диего Марадонна.
    Тысячи молодых людей губят свою жизнь наркотиками. Некоторые из них, такие как Дженнифер Каприати и Ривер Феникс, очень известны их имена,  попадают на страницы газет. Об остальных жертвах наркотиков обычно известно не так много. Люди теряют работу, дом, не могут сдать экзамены, некоторые оставляют учебу, причиняя боль себе и своим близким.
    Почему же  тысячи людей начинают принимать наркотики, нанося вред своему здоровью? Причин множество:

    • кто-то считает, что ему не везёт в жизни,
    • кто-то старается подражать своим друзьям,
    • кто-то просто от скуки,
    • кому-то хочется попробовать что-нибудь новенькое и т.д.

    Результат трагичен.
    Как найти помощь? 
    Телефоны доверия есть во всех странах мира, и они спасли от депрессии, а иногда и от самоубийства не один десяток молодых жизней.

    7. Краткий вариант психологического опросника М. Цукермана.  

    Чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков, он быстро попадет в зависимость от него.

    Я предлагаю вам пройти краткий вариант психологического опросника, который позволяет показать степень выраженности такой потребности каждого из вас.

    6

    Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его. ( приложение 1)

    8. Завершение урока

    Учитель: иногда среди подростков можно услышать такие выражения: есть “легкие наркотики”, “есть наркотики, которые не вызывают привыкания”, “можно курить травку, от этого ничего не будет. А так ли это? Как показали медицинские исследования, никакой принципиальной разницы между наркотическими препаратами не существует, они все изменяют обменные процессы в структурах мозга, формируя психическую зависимость. Скоро эффекты от наркотиков перестают удовлетворять, возникает физическая зависимость. Чтобы излечиться от наркомании необходимо иметь огромную силу воли. Только вопрос в том, стоило ли вообще пробовать наркотики? 
    Может проще сказать сразу “нет наркотикам!”, “Да! Здоровому образу жизни!”?!

    Одно из лучших наслаждений - познание себя и мира в целом, поиск истины против невежества и зла. Старайтесь быть лучше себя, а не других.
    Истина одна бывает, а заблуждений много. Но почему заблуждение берёт верх, Не в том ли дело, что люди, хотя и рождаются равными и свободными, но живут в оковах рабства не только политического, экономического, но и нравственного. Ведь человек совершенствуется только в делах и поступках, а не в суждениях и длинных прениях.

    Борьба с наркоманией – сложная и многогранная проблема, опасность, которая живет рядом с нами. Она скрывается, таится за улыбками друзей, которые предлагают закурить, выпить, уколоться. Она в каждом из нас: это любопытство, желание изведать что-то новое. Один раз увидеть, а не сто раз услышать. Но и одного раза может быть достаточно, чтобы навсегда превратиться в машину для добывания денег на очередную дозу. Ты думаешь, с тобой этого не случится? Но чем ты отличаешься от других, кто думал точно так же, а теперь готов продать родную мать, только чтобы получить еще один укол? Каждый имеет право на выбор. Сделай свой: живи и будь здоров!

    Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, – сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.

    Мы родились для того, чтобы жить,

    Может, не стоит планету губить?

    Есть кроме «да» и получше ответ,

    Скажем, ребята, наркотикам «нет»!   .

    7

    9. Домашнее задание 

    Антиреклама на ПАВ

    8

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     

    Приложение 1

    ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

    С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков такого типа, он быстро попадёт в зависимость от него.

    Мы приводим краткий вариант психологического опросника М. Цукермана, который позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека.

    Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его.

     Опросник.

    1. а) Я бы предпочёл работу, требующую многочисленных разъездов и путешествий.

    б) Я бы предпочёл работать на одном месте.

    1. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день.

    б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

    1. а) Мне не нравятся все запахи человеческого тела.

    б) Мне не нравятся все запахи человеческого тела.

    1. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие.

    б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих галлюцинации.

    1. а) Я бы предпочёл жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надёжен и счастлив.

    б) Я бы предпочёл жить в неопределённые, смутные дни нашей истории.

    1. а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость.

    б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это
    возбуждающим.

    1. а) Если бы я был продавцом, то предпочёл бы твёрдый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или совсем ничего.

    б) Если бы я был продавцом, то я бы предпочёл работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать.

    10

    1. а) Я не люблю спорить с людьми, взгляды которых резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы.

    б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моими взглядами, больше стимулируют моё мышление, чем люди, которые согласны со мной.

    1. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование.

    б) Страхование – это то, без чего не смог бы позволить себе обойтись ни один человек.

    1.  а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.

           б)  Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.

    1.  а) Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от неё столько, сколько возможно.

     б) Наиболее важная цель в жизни – обрести спокойствие и счастье.

    1.  а)  В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.

     б)  Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

    1.  а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность.

     б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

    1.  а) Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком.

     б) Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.

    1.  а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны.

    б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

    1.  а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред.

    б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нём.

    Обработка и интерпретация

    Полученные ответы соотносятся с ключом:

         1 а              5 б                9 а               13 б

         2 а              6 б                10 б             14 б

         3 б              7 б                11 б             15 б

         4 б              8 б                12 б             16 б

    11

    Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в новых ощущениях.

    Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым,»щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

    Риск попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов очень велик.

    От 6 до 10 баллов – средний уровень потребностей в новых ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.

    Вероятность попасть в ситуацию психической зависимости – низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.

    Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

    Скорее всего, вы не станете даже экспериментировать с приёмом наркотиков. И правильно сделаете.

    12

    Список использованной литературы

    1.Амелин, А. В. Ассоциативный эксперимент как средство выявления картины мира наркозависимых / А. В. Амелин // Высшая школа – важнейший государственный ресурс регионального развития : межвуз. науч.-практ. конф., Биробиджан, 21-22 апр. 2005 года : сб. материалов / под ред. Н. Н. Паранчер. – Биробиджан, 2005. – С. 128-132.

    2. Баландин, Р. К. Наркоцивилизация : Мнимая реальность / Р. К. Баландин. – М. : ЭКСМО : Алгоритм, 2003. – 444 с.
    3. Егоров, А. Ю. Возрастная наркология : учеб. пособие для студ. вузов и сред. пед., психологич. и медицинских учеб. заведений / А. Ю. Егоров. – СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. – 267 с.

    4.Иваницкая, Е.  Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики / Е. Иваницкая, Т. Щербакова. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. –
    5. Иванич, Ю. Наркотики и терроризм : паутина зла / Ю. Иванич. – М. : Вече, 2005. – 461 с. – (Новый ракурс).
    6.Фалковски, Кэрол. Опасные наркотики / К. Фалковски. – М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. – 237 с.

    7.Зуев, А. М. Наркомания и жизнь несовместимы / А. М. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. – № 9. – С. 43-49.

    8.Макеева, А. Субкультура наркоманов как информационная угроза / А. Макеева // Народное образование. – 2007. – № 9. – С. 241-247.

    9.Национальной катастрофой для Российской Федерации стала наркотическая агрессия. Как спасти от неё народ и страну? / О. Валенчук // Российская Федерация сегодня. – 2009. – № 11. – С. 5-6.

    10. Проблема наркомании в России : [подборка статей] // Зелёный мир. – 2005. – № 15-16 (авг.). – С. 20-24.

    11.Торшин, А. Проблема наркомании становится реальной угрозой / А. Торшин // Вопросы социального обеспечения. – 2011. – № 23 (15 дек.). – С. 9-10.

    12.Тихомиров, С. Признаки потребления психоактивных веществ / С. Тихомиров // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. – № 9. – С. 55.

    13.Фёклин, С. Наркоситуация в России: ответственность школы / С. Фёклин // Народное образование. – 2008. – № 9. – С. 50-55.

    13


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

    Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

    Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

    Конспект родительского собрания на тему ЗОЖ «В плену иллюзий»

    Форма проведения: круглый стол, информационный часЦель: оказание практической помощи родителям учащихся в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни.Задачи:- акцентировать внимание родите...

    клуб старшеклассников "В плену иллюзий"

    Предложенный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвящённого проблеме наркомании. Материал содержит исторические сведения о появлении наркотических веществ, а также инфор...

    План-конспект урока по теме :"Иллюзии".

    Задачи урока:Образовательные:Обучить навыкам чтения с извлечением конкретной информации из прочитанного текста;Обучить речевым навыкам описания картин;Развивать навыки аудирования.Воспитательные:Форми...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ТРЕНИНГА «В ПЛЕНУ ЭМОЦИЙ»

    Аудитория: подростки 11-13 лет (возможно и применять и на взрослом поколении).Число участников:10 человекЦель:Познакомить учащихся с понятием тренинга.Обучить участников группы способам снятия эмоцион...